Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение уровня экологической культуры младших школьников




По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой - «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами - все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир». Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

В предыдущих главах были рассмотрены вопросы теории экологического воспитания и организации кружковой деятельности в начальной школе. Для проверки эффективности разработанных нами цели, задач и гипотезы научного исследования был проведён педагогический эксперимент. Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается желанием работать в интересуемой области знаний. Для этого мы задействовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Наше исследование заключается в разработке и организации работы в кружке «Мой родной край» и использовании его в экологическом воспитании учащихся начальных классов.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в школе №34 г. Махачкалы. В исследовании участвовали учащиеся третьих классов: контрольный 3 «В» (14 человек, классный руководитель Пирамагомедова А.М.) и экспериментальный 3 «Е» (13 человек, классный руководитель Березуева Н.Я.) На первом этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, были выявлены уровни и критерии экологической воспитанности учащихся двух классов при помощи тестов и опросников.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей экологической воспитанности детей младшего школьного возраста. На констатирующем этапе использовались следующие методики:

методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся

диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П. Симоновой:

научно-познавательный;

ценностный;

нормативный;

практически-деятельностный.

На основе двух этих методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности (Л.П. Симоновой):

Низкий уровень - дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень - дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень - у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно - схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений.

Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы:

изучить пути реализации экологического воспитания учащихся начальных классов;

обеспечить контроль над динамикой психологического развития детей;

дать возможность учителю определить программу дальнейшей работы с учащимися по экологическому воспитанию;

установить направления продуктивного развития учащихся, проявляющих особые способности.

Методика по выявлению уровней сформированности экологических знаний у учащихся. Экологические знания являются основой экологического воспитания. Эта методика предназначена для выявления имеющихся экологических познаний у учащихся начальных классов.

Перечень вопросов: п

1. Какие организмы используют как показатели загрязнения?

А) животные;

Б) лишайники;

В) растения.

. Почему человек создает сады и парки в городе?

А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;

Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;

В) чтобы было красиво.

. Какие вещества люди добывают из морской воды?

А) морскую соль;

Б) сахар;

В) рыбий жир.

. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:

А) да; Б) нет.

. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?

А) морская свинка;

Б) морская корова;

В) морская собака.

. Какая вода встречается в озерах?

А) пресная;

Б) соленая;

В) в одних пресная, в других соленая.

. К чему приводят загрязнения водоемов?

А) гибнет рыба;

Б) по берегам чахнут растения;

В) размножаются водоросли.

. Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) перерабатывают опавшие листья;

В) роют подземные ходы.

. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу;

Б) в городе;

В) на лугу.

. Редкие растения у нас выращивают:

А) в заповедниках;

Б) в садах и парках города;

В) в ботаническом саду.

. Букеты можно составить:

А) из редких цветов;

Б) из растений выращенных человеком;

В) из красивых цветов.

. Если в лесу станет мало птиц, то:

А) деревья могут погибнуть;

Б) ничего не случиться;

В) не услышим птичьих песен.

. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:

А) мышь;

Б) бобер;

В) еж;

Г) медведь.

. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?

А) синица;

Б) кукушка; В) филин; Г) соловей.

. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?

А) лошадь;

Б) волк;

В) белка.

Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в. Обработка результатов: подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся. Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта. Средний уровень - от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира. Высокий уровень - от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ.

Таким образом, при количественном анализе были сделаны следующие выводы. В 3 «В» классе из учащихся 2 человека имеют низкий уровень; 11 человек - средний уровень; 1 человек - высокий уровень. В 3 «Е» классе из 13 учащихся: 2 человека - низкий уровень; 9 человек - средний уровень; 2 человека - высокий уровень.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что преобладает средний уровень имеющихся экологических знаний. Проведя сравнительный анализ мы пришли к выводу о том, что уровень знаний в двух классах примерно одинаковый.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...