Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка дидактических материалов для внеклассной работы, направленных на формирование компонентов экологической культуры и апробирование его в эксперименте




На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического образования младших школьников мы разработали методику организации и проведения занятий кружка «Юный эколог». Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т.е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей. В основе работы кружка лежит краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в процессе занятий дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет детям извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.

Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся четвертых классов на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.

Главная цель работы кружка заключается в формировании среди учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.

При организации работы кружка нами были поставлены следующие задачи:

. Сформировать ряд базисных природоохранительных понятий.

. Изучать природу окрестности школы, выявлять природные объекты, нуждающиеся в охране.

. Включать учащихся в разнообразную творческую и практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

. Сохранять и укреплять здоровье детей.

. Прививать любовь и интерес учащихся к природе.

В целом содержание занятий кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природы.

При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

·   познавательном;

·   творческом;

·   практическом;

·   исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников. Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.

Изучение растительного и животного мира родного края, влияния окружающей среды на здоровье человека связано с практическим направлением работы кружка: озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу и обсуждению полученных результатов.

В содержании программы кружка выделяется четыре раздела: «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными комнатными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности; «Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц; при изучении раздела «Я и окружающая среда» - кружковцы получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки;

На таблице 2 представлен примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»

Таблица 1. Примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»

Познавательны мероприятия Творческие задания Практически мероприятия Исследовательски мероприятия

Раздел «Я и животные»

Беседа «Зимующие в нашем городе птицы» Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу» Экскурсия «Помоги пернатым!» «Птичья столовая»

Раздел «Я и растения»

Путешествие на родину комнатных растений. Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты»

Проект «Зеленый уголок в моем классе»

Раздел «Я и окружающая среда»

Рассказ учителя «Виды загрязнений окружающей среды» Изготовление поделок из бросового материала. Акция «Школа без мусора» Мини исследование «Мусорный вопрос».

Раздел «Я и мое здоровье»

Познавательная викторина «Лекарственные растения» Выставка рисунков «Мой спортивный уголок» Подвижные игры на свежем воздухе.  

 

Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 4 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Махачкалы. Программа кружка предполагает вовлечение детей в проектную деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

В процессе работы кружка был осуществлен проект: «Зеленый уголок в моем классе» Целью проекта «Зеленый уголок в моем классе» является включение детей в творческую и практическую деятельность по созданию фитодизайна в классной комнате.

Занятие «Путешествие на родину комнатных растений» проводилось в кабинете биологии, так как в нашем классе очень мало комнатных растений, которые можно использовать как наглядный материал. Некоторые дети сразу это заметили и предложили посадить комнатные цветы, чтобы в классе было красиво и уютно. Эта идея понравилась кружковцам, и мы решили создать проект «Зеленый уголок в моем классе».

На занятии было организовано обсуждение задач и ресурсов проекта. Учащимся было очень сложно представить, каким будет зеленый уголок, какие будут растения. Поэтому поставили задачу: подготовить эскизы уголка и обсудить их. Вторая задача - отобрать растения - была предложена детьми после бурного обсуждения вопроса о том, что должно расти в классе. Третья и четвертая вытекали из рассказа учителя о составе работ: подобрать почву, размножить и посадить растения. Детям были предложены критерии для оценки продукта: должны быть отобраны и посажены те комнатные растения, которые подходят для классной комнаты, они должны быть правильно посажены в горшки, должна быть правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть разные. В ходе обсуждения учащиеся сами задали критерий: должно быть посажены такие растения, которых нет в классах начальной школы или встречаются редко. По этим критериям была дана устная оценка проекта.

При составлении плана действий жестких рамок мы не задавали, но вели детей по определенному пути. Например, в связи с обсуждением задач учащиеся вышли на проблему ресурсов: возник вопрос о том, где взять растения. Учащиеся предложили купить их в магазине, но, узнав цены, пришли к выводу, что это очень дорого. Тогда предложили взять отростки дома, у родственников и знакомых.

Совместно был составлен план работы по озеленению класса:

. Выявить, какие растения наиболее часто встречаются в кабинетах начальной школы.

. Определить видовой состав растений уголка.

. Найти сведения о выбранных растениях.

. Создать эскиз зеленого уголка.

. Подобрать посадочный материал и все необходимое для посадки.

. Оформить зеленый уголок.

Проект осуществлялся по данному плану. Пройдя по кабинетам, вместе с ребятами мы определили, что практически в каждом классе встречаются такие растения, как фиалки, пеларгония, бальзамин, бегония декоративнолистная, плющ обыкновенный, сингониум ножколистный и др. После этого кружковцы вспоминали, опираясь на атласы комнатных растений, какие растения есть у них дома, и они могут принести отростки для уголка. Таким образом, мы определили, что в зеленом уголке будут представлены следующие растения: цикломен персидский, эписция медная пахистахис желтый, примула, глоксиния, алоказия крупнокорневая, драцена. Определившись с видовым составом, сразу же преступили к поиску сведений о данных растениях. Для этого детям была предложена различная литература (Атлас комнатных растений: 400 популярных видов. - М.: Издательство «Эксмо», 2005.).

Одним из важных пунктов проекта является выполнение детьми творческого задания - создание эскиза зеленого уголка. К этому заданию ребята подошли ответственно и предложили множество интересных вариантов оформления уголка. После обсуждения всех вариантов, мы выбрали наиболее подходящий для нашей классной комнаты. К проекту были привлечены и родители. Они помогли ребятам отделить отростки растений, укоренить их, подобрать цветочные горшки и подготовить почву, а также сделали полочку для цветов. Посадка растений происходила под нашим руководством. Завершением работы стало оформление зеленого уголка. Однако оформление было выполнено не по эскизу, хотя ему придерживались в ходе работы. Учащиеся с интересом и большой ответственностью подошли к выполнению всех заданий предусмотренных проектом. Кружковцы были довольны своей работой.

Проект «Зеленый уголок в моем классе» раскрывает широкие возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков по уходу за комнатными растениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...