Влияние учебной деятельности на формирование экологической культуры и мышление младших школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира («Окружающий мир» по программе А.А. Плешакова «Зеленый дом»). Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Освоение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников. Невзирая на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы: Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Чуть позже составляем и решаем задачу: сколько весит израсходованная тобою бумага, сколько древесины требуется для ее изготовления, сколько деревьев для этого срубить? А еще предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остается узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий? На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера. Сотни тысяч птиц гнездятся на территории Дагестанского заповедника. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около трехсот гусениц; дятлы - в три раза больше, а скворцы в пять раз больше поползней. Насколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц? Решение таких задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии. Решая задачу: «Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она может уничтожать за 2 дня? За 5 дней?», учащиеся приходят к выводу, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и ее необходимо охранять. Обращаю внимание на то, что некоторые виды жужелиц занесены в Красную книгу и подлежат охране. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом»: • 8 - (48 + 49) =? Береза - 28 Сосна - 17 Тополь - 23 Выясняем, почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города. Математические раскраски - это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Предлагаю учащимся раскрасить определенным образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется. Во время устного счета или на уроках закрепления материала использую книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, желудь и т.д.). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значения пословиц: Лес и вода - брат и сестра. Много леса - береги, мало леса - посади. Много снега - много хлеба.Составляем рассказ по картинке или на заданную тему, пишем сочинение. Темы могут быть различные: «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я - бабочка», «Путешествие скворца» и др. Можно предложить описать какое-либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы. Нравится детям игра, которую мы провели на уроке русского языка. Экология собственного «я» включает в себя культуру нашей речи. Речь младших школьников уже пестрит «сорными» словами. Чем раньше они от них избавятся, тем лучше. Представим, что наши слова - это сказочные растения. Красивые слова - это благоухающие цветы, плохие - это ядовитая, сорная трава. В классе нашлось место для «клумбы» каждого ученика. Все стали садовниками, высаживали на клумбы и красивые, и «сорные» слова своих друзей. Всем хочется, чтобы «сорных» слов было меньше. Только вот беда: сорняк погибает не сразу, а только в том случае, если его не повторять в течение недели. Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, начинаю с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Предлагаю представить журчание весенних ручьев, пение первых весенних птиц, звон капели. Затем рассматриваем репродукции картин В. Саврасова, И. Левитана. Дети вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф. Тютчева, В. Жуковского, А. Пушкина, Н. Некрасова, отрывки из прозаических произведений А. Чехова, М. Пришвина и др.
Тесная связь на уроке художественного слова, музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир. Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и изображать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. Например, предлагаю нарисовать лес, населенный добрыми существами, и лес, в котором живет Баба-Яга. «Экология, - сказал однажды кто-то из учеников, - это когда люди улыбаются». А если так, то подарить людям улыбку - значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шаг к гармонии всего живого на Земле. Однажды весенним утром, собравшись «по секрету» чуть раньше, чем обычно, выходим на уборку выбранной заранее территории. Это подарок ребят своей планете. Такая уборка должна оказаться приятной неожиданностью для людей, которые пройдут по этому участку. Обязательно после нее должен быть неожиданный визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего» тайну чистоты, с благодарностью. Зимой начинает свою работу «птичья столовая». Вместе продумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках трудового обучения и дома изготавливаем кормушки, накапливаем корм. Открытие «птичьей столовой» всегда проводится торжественно. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «столовой». Особая радость возникает, когда замечаем, что птицы привыкли к «столовой» и радуются, когда мы приходим к ним. Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки природоведения и ознакомления с окружающим миром. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в I классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. Часто спрашиваю: «Что интересного увидел в природе, когда шел в школу?» Каждая прогулка в лес, парк дает нам возможность совершить маленькое открытие. Есть у нас излюбленное место в парке - небольшая полянка. Неподалеку мы обнаружили муравейник. Каждый раз, бывая там, дети не устают наблюдать за работягами-муравьями.
В мае предлагаю обсудить письмо школьницы: «Каждый год с наступлением лета я думаю о бабочках. Я так люблю эти «живые цветы»! Когда мне не удается поймать какую-нибудь бабочку, которой нет в моей коллекции, я расстраиваюсь. Я хочу, чтобы этот «живой цветок» красовался в моей специальной коробочке». Ставлю вопрос: нужно ли собирать для коллекции бабочек и других насекомых? Любит ли на самом деле эта девочка «живые цветы»? Какую коллекцию бабочек можно сделать в классе или дома? (Рисунки бабочек, книжку-малышку из цветных иллюстраций бабочек.) В одну из прогулок дети замечают черную гарь. Рассказываю, сколько вреда причинили люди природе, сжигая прошлогоднюю траву, листья. Ведь вместе с травой сгорело множество насекомых, ящериц, лягушек, семян растений, повредились и корни травы. Теперь на этом месте трава вырастет не скоро. От поджога сухой травы мог возникнуть лесной пожар. Предлагаю детям представить себя на месте муравья, который оказался среди пылающего огня. Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться, мы в классе завели дневники «Растем вместе». Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем, что растут, гордятся своими успехами. Этот дневник помогает нам в наблюдениях за природой, в частности, за одним деревом. Деревья на городской улице часто становятся жертвой бездумного вандализма. Постоянное наблюдение за одним и тем же деревом может помочь понять ценность деревьев и заложить основу для более глубокого чувства - ответственности за окружающую среду. На первой страничке дневника каждый рисует себя, пишет свое имя, рост. На одной из экскурсий ребята любуются красотой леса, рассматривают деревья, их строение, форму веток, листьев, находят самое маленькое дерево и самое большое. Вместе делаем вывод, что деревья так же разнообразенны, как и люди. Каждому ребенку предлагаю выбрать себе зеленого друга - деревце, за которым он будет наблюдать в течение года. Дети зарисовывают свои деревца, придумывают им имена. На уроках говорим о том, что необходимо человеку для роста и развития, что мешает, что необходимо для развития дерева, какие факторы мешают его росту. Каждый месяц отмечали, зарисовывали перемены, которые происходили с деревом, т.е. сезонные изменения. Например, дети рисуют себя в осенней одежде и рядом в осеннем наряде дерево. Под увеличительным стеклом рассматривали кору дерева и кожу на своих руках, сравнивали. В ходе прогулок искали животных, насекомых, которые прилетают к дереву, выясняли, как они взаимодействуют. Быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться. Детям не раз предлагалось представить себя на месте дерева, ветви которого греют солнечные лучи и омывает теплый дождь, или деревом, у которого сломали веточку. На уроках дети узнают, какую пользу приносят деревья, говорят о том, что нам дарит дерево и что мы можем подарить ему. Эта работа продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Предлагаю детям самим сочинить сказку. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира - значит, можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить» (В.А. Сухомлинский). При изучении темы «Животные и растения нашего края» в классе заводим «Жалобную книгу» природы. В ней записываем жалобы, поступившие от растений и животных. Ученики обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать, чтобы помочь природе. В предновогодние дни ребята узнают, что не стоит рубить ради нескольких праздничных дней елки. Все вместе думаем над тем, как сохранить ели. В эти дни провожу в классе конкурс на оригинальную замену живой ели. В классе организовываю долгосрочную сюжетно-ролевую игру «Команда спасателей». Цель ее - выручить из беды представителей животного и растительного мира, научиться оказывать «неотложную помощь» лесным обитателям. Спасатели работают в парке, на школьной территории, в школе. Практическая часть игры дополнена тренировочной - занятиями физкультурой, спортом. Ну что же это за спасатель, если он через лужу перепрыгнуть не может, медленно бегает. Кроме того, спасатель должен знать, в каких случаях, какая помощь требуется, и уметь ее оказать. Поэтому ребятам приходится много читать, задавать друг другу хитрые вопросы. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового. Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины, их вызывающие. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают нас слова В.А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». · Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде проживания, заботы о ней. · Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде. · На уроках русского языка работу по формированию экологической культуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера. Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных специальностей, воспитывая отношение школьников к природе, могут стать равноценными при соблюдении определенных педагогических условий: · объединение познания, труда и охраны среды в систему, взаимное дополнение эстетической, трудовой и природоохранительной деятельности или их взаимопроникновение в ходе воспитания отношений к природе; · дифференцированный подход к построению систем практических дел, связанных с каждым учебным предметом и возрастной группой школьников; · усиление внимания педагогов к формированию связей и внутренних зависимостей друг от друга дел, направлений деятельности, традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой. Пример педагога активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу. Немаловажным в экологическом воспитании учащихся считается индивидуальное консультирование педагогов по вопросам окружающей среды: домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами); организации выставок находок и поделок из природных материалов;- режима игр и отдыха среди природы; ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности; ухода за природой; Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование - два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания - становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы: · Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины); · Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия). · Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц) · Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы: Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов); · Экскурсии в природу; · Беседы, доклады, сообщения; · Выпуски стенгазет, · Экологические игры; · Праздники; · Исследовательские проекты. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения. Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов. Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Заключение
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. В первой главе мы рассмотрели теоретические подходы к проблеме экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», и пришли к выводу, что проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых (определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы), раскрыта особая роль внеклассной работы в формировании компонентов экологической культуры, а также содержание экологического воспитания. Но как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников, на наш взгляд, разработаны и отражены недостаточно. Опытно-экспериментальная работа, проведенная во второй главе, показала, что уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников низкий. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа кружка «Юный эколог», что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента. Выводы
. Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. . Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается слабой. . Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. . При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся. . Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников. Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно - воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека. Подготовка дипломной работы убедила нас в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Миссия нас, педагогов, - донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Список литературы 1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. №1 С. 24. 2. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования. - Методист, 2002. №2 С. 28. . Алексеев, С.В. Практикум по экологии: Учебное пособие [для углубленного изучении я школьного курса экологии] С.В. Алексеева, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев [общ. ред. С.В. Алексеева] / М.:АОМДС, 1996. - С 189. . Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Практикум по экологии. М.:Просвещение, 1988. - 85 с. 5. Блейзер Г Д. Дифференциация обучения - условие гуманизации и демократизации образования // Вечерняя средняя школа. 1991. №5. С. 10-14. . Березуева Н.Я. учитель школы №34, г. Махачкала. . Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Ч. 1.М., 2002. С. 93. 8. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002 г. 9. Исаибова А.М. экологическое образование и воспитание учащихся // Школа №34. 10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.:Школа-Пресс, 1997.-512 с. . Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход. // Стандарты и мониторинг в образовании, 2006, №3, с. . Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1994 г. 13. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. . Ушинский КД. Сборник сочинений. Т. 1-Й.М., 1952. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход. // Стандарты и мониторинг в образовании, 2006, №3, с. 12. 15. Федеральный закон РФ от 1992 г. «Об образовании». . Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001 . Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся. - Инновации в образовании, 2005, №2, с. 66. 18. Чередов ИМ. О дифференцированном обучении на уроках. Омск, 1993. 19. Шабалина 3.11. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. 1990. №6. С. 81-85. 20. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. - М., 1983. 21. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение «внешние» и «внутренние» формы. Директор школы. 1995. №3. С. 39-45.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|