Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Статистическое наблюдение




Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и решив контрольные задачи и упражнения, приведенные ниже.

Задачи и упражнения

2.1. Какой способ наблюдения применялся во Всероссийской переписи населения 2002 г.?

2.2. Укажите, какие единицы наблюдения можно выделить в высшем учебном заведении для статистического наблюдения.

2.3. Назовите наиболее существенные признаки, характеризующие студенческую группу.

2.4. Приведите перечень показателей, которыми при статистическом обследовании можно охарактеризовать:

1) население;

2) рынок труда;

3) рынок товаров и услуг;

4) финансовые рынки.

2.5. Составьте программно-методологические вопросы статистического наблюдения предприятий малого бизнеса региона с целью разработки органами государственной власти на местном уровне программы по развитию малого предпринимательства.

2.6. Составьте бланк анкетного опроса покупателей магазинов бытовой техники с целью изучения спроса и конъюнктуры на этом рынке.

 

Вступление к главе

Статистическое наблюдение является первым этапом статистического исследования и представляет собой массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Процесс статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:

■ подготовка наблюдения;

■ массовый сбор данных;

■ подготовка данных к автоматизированной обработке;

■ контроль качества получаемых данных;

■ разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Примерами статистического наблюдения могут служить переписи населения, сельскохозяйственные переписи, бюджетные обследования хозяйств населения, опросы общественного мнения.

Подготовка статистического наблюдения включает в себя различные виды работ.

Сначала необходимо решить методологические вопросы:

■ определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации;

■ разработка документов для сбора данных;

■ выбор отчетной единицы;

■ выбор методов и средств получения данных.

Затем следует решить организационные вопросы:

■ определение органов, проводящих наблюдение, и их состава;

■ подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

■ составление календарного плана работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения;

■ тиражирование документов для сбора данных;

■ определение источников финансирования работ.

Массовый сбор данных заключается в выполнении работ, непосредственно связанных с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба вида контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения в будущем.

2.1. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Цель наблюдения ¾ получение достоверной информации для обнаружения закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью Всероссийской переписи населения 2002 г. было получение данных о численности, размещении, составе населения (по различным признакам), а также условиях его проживания, необходимых для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Цель и задачи наблюдения предопределяют его программу и формы организации.

Объект наблюдения ¾ статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектами наблюдения могут быть совокупность физических лиц (население страны, отдельного региона; лица, занятые на предприятиях отрасли), юридические лица (предприятия, коммерческие банки, фермерские хозяйства, учебные заведения), физические единицы (машины, оборудование, жилые дома).

Единица наблюдения ¾ составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при переписях населения и бюджетных обследованиях единицами наблюдения могут быть человек, семья или домохозяйство, при сельскохозяйственных переписях ¾ крупный рогатый скот, сельскохозяйственный инвентарь и т. д.

Отчетная единица ¾ субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать, например, при переписи населения.

Программа наблюдения ¾ это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования: она должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты и свойства.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, иначе полученный ответ может содержать неверную информацию, а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответа. Кроме того, вопросы должны задаваться последовательно, в логическом порядке, для получения правильных и достоверных сведений.

В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Вопросы в программе могут задаваться в различных формах. Они могут быть закрытые и открытые.

Закрытый вопрос ¾ это вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет», ¾ или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три или более вариантов ответа на выбор.

На открытые вопросы респондент может ответить бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа.

Статистический формуляр ¾ это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименования статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, вторая ¾ адрес отчетной единицы, ее подчиненность. Формуляр может иметь различные названия: переписной лист, анкета, карточка, отчет и т. д.

Наряду с формуляром разрабатывается инструкция по его заполнению и порядку проведения статистического наблюдения.

Формуляр и инструкция по его заполнению представляют собой инструментарий статистического наблюдения.

Критический момент (дата), или момент счета, ¾ это конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Например, момент счета населения во Всероссийской переписи населения 2002 г. ¾ 0 часов 9 октября 2002 г.

Вопросы населению задавались относительно этого момента счета населения. Так, детей, родившихся после момента счета населения (после 0 часов 9 октября 2002 г.), не переписывали, тогда как тех, кто умер к моменту заполнения переписных документов, но был жив на момент счета, включали в переписные документы. Таким образом, установление критического момента позволяет получить сопоставимые статистические данные.

Срок (период) наблюдения ¾ это время, в течение которого заполняют статистические формуляры, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Указанный срок определяется исходя из объема работы и численности персонала, занятого сбором информации. Период наблюдения не должен далеко отстоять от критического момента, так как это может привести к снижению достоверности получаемых данных. Например, Всероссийская перепись населения проводилась в течение недели ¾ с 9 по 16 октября 2002 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...