Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение педагогический коллектив школьный Актуальность темы исследования. Одно из назначений образовательных учреждений - создание педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников, научение их жить в обществе, примеряясь к общепринятым стандартам, нормам, и соответствуя этим нормам и стандартам «общежития» в школьной, а потом и во взрослой жизни. Проблема создания педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников к условиям образовательной среды в современных условиях приобретает все большую остроту и требует своего детального изучения и эффективного решения, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются не только на качестве обучения, но и на процессах социализации и адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. Педагогическим и социально-педагогическим основам создания педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников посвящены труды В.В. Абраменковой, А.В. Батаршева, Д.И. Бойкова, Ю.В. Васильковой, Б.С. Волкова, Л.Н. Галигузовой, И.А. Гришановой, В.И. Загвязинского, Л.В. Заниной, Е.Н. Каменской, Е.Г. Корчугановой, В.Н. Кунициной, Н.В. Клюевой, В.А. Лабунской, А.А. Максимовой, Л.В. Мардахаева, М.А. Панфиловой, С.О. Тамбиевой, А.М. Хилалутдиновой, И.С. Якиманской и других авторов. Несмотря на то, что процесс создания педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников широко изучается представителями различных наук, среди ученых до настоящего времени нет единого мнения о его сущности, содержании, механизмах и критериях успешности в педагогической деятельности по созданию педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников в школе.
Противоречие: возникает между достаточной теоретической разработанностью отдельных вопросов создания педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников, с одной стороны и недостаточной разработанностью содержания и конструирования педагогической деятельности по формированию ученических коллективов младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Проблемаисследования: каковы направления педагогической деятельности по созданию педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников. Объект исследования: процесс создания педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников. Предмет исследования: содержание педагогической деятельности по формированию ученических коллективов младших школьников. Цель исследования: изучить и проанализировать создание педагогических условий формирования ученических коллективов младших школьников в школе. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста. . Определить условия формирования коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия. . Проанализировать условия формирования коллектива младших школьников. . Исследовать педагогическую деятельность по созданию условий формирования коллектива младших школьников. В работе использовались теоретические (моделирование, сравнение, обобщение, анализ и др.) и эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа и др.) методы. Теоретические аспекты педагогических условий формирования классного коллектива младших школьников
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится общественным субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку [1, с. 28]. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [22, с. 17]. Многочисленные наблюдения психологов и педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Следовательно, младший школьный возраст чрезвычайно важен для психического и социального развития. Во-первых, кардинально изменяется социальный статус - ребенок становится школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений. У него появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой младший школьник получает и перерабатывает огромные объемы информации. Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретения информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере. Если для начальных стадий рассматриваемого возрастного периода характерно доминирование наглядно-действенного мышления, то в дальнейшем у младшего школьника происходит формирование абстрактно-логического мышления [8, с. 78]. Под влиянием новой деятельности изменяется характер функционирования памяти. Основным видом памяти у младшего школьника становится произвольная память, и вместе с этим изменяется структура мнемических процессов. Не менее существенные изменения происходят в развитии речи и других психических процессах. Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые младшим школьником, становятся теперь обратимыми. Младший школьник становится в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную, сферу своей деятельности. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку: по высоте или весу. У младших школьников в этом возрасте формируется и мысленное представление о последовательности действий. Пятилетний ребенок может найти дорогу к дому приятеля, но не сумеет рассказать вам, как туда добраться и изобразить это карандашом на бумаге. Дорогу он находит потому, что знает, где надо повернуть, но общей картины маршрута у него нет. Однако уже в 8-летнем возрасте младшие школьники легко могут нарисовать и карту пути [10, с. 57].
Следует учитывать, что хотя младшие школьники и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к конкретным объектам, то есть к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств. Все это становится возможным потому, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста младшего школьника: консервации, классификации и сериации / транзитивности. Консервация - способность индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен. Классификация - способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку. Сериация - способность младшего школьника располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Транзитивность - суть данного понятия заключается в понимании следующей формулы: если А > В и В>С, то А>С [9, с. 83]. Б.С. Волков считает, что на данном этапе, наряду с развитием у младшего школьника способности консервации, классификации, сериации и транзитивности, ребенок уже может давать логические объяснения выполняемым действиям и переходить с одной точки зрения на другую, постепенно обретая большую объективность суждений [10, с. 92]. В этом возрасте младшие школьники приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов мышления, которые можно выразить следующими формулами: Первая заключается в том, что если А = В и В = С, то А = С. Вторая содержит утверждение, что А + В = В + А. Следовательно, младший школьный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в состоянии формировать различные понятия, в том числе и абстрактные [15, с. 148]. В младшие школьные годы способность ребенка развивать восприятие постоянно совершенствуется и достигает весьма высокой ступени развития. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придавать этому слову конкретное смысловое значение. На первых этапах обучения письму и чтению данную операцию ребенок выполняет с большим затруднением, но постепенно приобретает определенный опыт, и письменная речь уже не вызывает у него таких сложностей, хотя по-прежнему является одним из самых сложных видов психической деятельности. Это связано еще и с тем, что одновременно у ребенка происходит развитие и других познавательных процессов [25, с. 129].
В период младшего школьного возраста происходит существенное развитие представлений ребенка. Если до семилетнего возраста у детей обнаруживаются лишь репродуктивные образы-представления, связанные с известными ребенку объектами или событиями, которые в данный момент не воспринимаются, то в возрасте 7-9 лет у ребенка активно начинают развиваться продуктивные представления. Более того, если дошкольники обладают в основном статическими представлениями и испытывают трудности, пытаясь представить нечто другое, то младшие школьники данную операцию выполняют уже достаточно легко. Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно, ярко описать, как выглядит его любимая игрушка. Кроме того, у детей происходит формирование индивидуальных различий в представлениях. В ряде исследований было доказано, «что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления определенного типа. Это в значительной степени связано с особенностями формирования у них представлений в период раннего школьного возраста» [23, с. 169]. По мнению специалистов, формирование способности оперирования представлениями определенного вида у младшего школьника целесообразно осуществлять таким образом, чтобы этот процесс был направлен, прежде всего, на выработку у ребенка умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление, возникшее у младшего школьника, теряет постепенно ряд частных индивидуальных, признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, развитие у ребенка пространственных представлений. А.В. Барташов в своих трудах рассматривает другой путь - путь развития типических образов. Следуя по данному пути развития, представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становясь, все более конкретными и наглядными, становятся «представителями» целой группы предметов и явлений. Этот путь ведет к развитию у ребенка представлений о художественном образе, который, будучи в максимальной степени конкретным и индивидуальным, может содержать в себе весьма широкое обобщение [4, с. 55]. Бурное развитие характеристик памяти ребенка, происходящее в школьные годы, связано, прежде всего, с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными. Поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, то есть определяет способ заучивания и воспроизведения информации и зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием [4, с. 116]. Память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредствованной, логической памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти еще не стал для него актуальным. В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание [20, с. 64]. К младшему школьному возрасту объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. При этом переключаемость у младших школьников этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. В начальных классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка с периодической сменой методов подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядное. Поэтому, для того чтобы заинтересовать его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития [21, с. 148]. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Кроме того многие авторы (Д. Болдуин, Э. Риньяно и Ж. Пиаже) показали, что детское логическое мышление развивается пропорционально тому, как в детском коллективе появляется и развивается спор. Только в процессе сотрудничества с другими детьми развивается функция логического мышления ребенка. Пиаже сумел генетически обосновать эту мысль и показать, что в детском коллективе раньше должно возникнуть столкновение мнений, спор, для того чтобы позже у детей данного коллектива могло появиться размышление как особый процесс внутренней деятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста. Развитие размышления берет начало в споре, в столкновении мнений - таков основной вывод этого исследования. Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее формирование всего организма ребенка, изменяется ведущий тип деятельности и социальная ситуация ребенка. Социальная позиция школьника налагает на ребенка чувство ответственности, долга, обязанности, что способствует возникновению боязни и тревоги, приводящих к страху. В возрасте от семи до одиннадцати лет превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные социально опосредованные страхи. В следствии этого, у ребенка могут возникнуть трудности в обучении, которые необходимо своевременно корректировать во избежание более тяжелых последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|