Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование педагогической деятельности по созданию условий формирования коллектива младших школьников




 

Для проведения диагностического исследования педагогических условий формирования коллектива младших школьников в условиях образовательного учреждения нами была проведена опытно-поисковая деятельность. Опытно-поисковая деятельность проходила в два этапа и была рассчитана на работу с одними и теми же детьми в течение одного месяца, в 2-х первых классах. Перед началом опытно-поисковой деятельности распределение первоклассников осуществлялось путем выделения детей с разным уровнем развития сюжетно-ролевой игры, с разной степенью конфликтности, общительные и замкнутые (в экспериментальной группе) в количестве 4-х человек. Таким образом, в первой группе оказалось 8 человек, а во второй - 4 человека. С первой группой проводились занятия с использованием сюжетно-ролевых игр и по развитию начальных форм сотрудничества друг с другом. Во второй подгруппе данные занятия не проводились. В дальнейшем, для удобства изложения, мы будем говорить об одной группе. Задачи опытно-поисковой деятельности заключались в разработке оптимальных форм и методических приемов, помогающих освоению первоклассников способов взаимодействия друг с другом, а также в определении влияния совместных действий на развитие децентрации и активизацию творческих возможностей первоклассников в индивидуальной деятельности.

Вся педагогическая работа была разбита на три части:

. Наблюдение за детьми в свободной деятельности и в режимных моментах (свободная игра, занятия, прогулки). Данная работа проводилась 1-2 раза в неделю по 2 часа.

. Проведение занятий по формированию сюжетно-ролевой игры в обследуемой группе детей (2 мальчика и 2 девочки). Данная часть работы продолжалась также 1-2 раза в неделю по 1 часу.

. Наблюдение за детьми и сравнение результатов этого наблюдения (4 человека). Продолжительность данной части работы 1-2 раза в неделю по 2 часа.

Список группы первоклассников и характеристика испытуемых представлены в приложении 4.

При проведении первичной диагностики были использованы следующие методы:

. Наблюдение.

2. Изучение коммуникативных умений детей (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова). Приложение 5.

. Методика «Сложим узор». Приложение 6.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по проблемам формирования коллектива младших школьников, нами были определены основные критерии оценки сформированности уровня условий формирования коллектива младших школьников в образовательном учреждении. Фиксировались следующие показатели:

) порядок выбора предложенной ситуации взаимодействия;

) основной объект внимания в первую минуту исследования;

) характер активности по отношению к объекту внимания;

) уровень комфортности состояния ребенка во время эксперимента;

) особенности речевых высказываний детей;

) продолжительность взаимодействия (определялась по желанию ребенка, но не более 15 минут).

На основе этих показателей были определены оценочные уровни сформированности условий формирования коллектива младших школьников в направлении от самого высокого к самому низкому.

I уровень (высокий). Ребенок легко вступает во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстниками. Речевые высказывания носят внеситуативный, личностный, социальный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Во время общения чувствует себя раскованно. Основной объект внимания в первую минуту исследования - другой человек. Активность по отношению к объекту внимания проявляется в речевых высказываниях, вопросах познавательного характера. Предпочтение отдает беседам на личностные темы. Длительность взаимодействия 15 минут и более.

II уровень (средний). Ребенок вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствует себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться - переключается с человека на книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и рассматривании объекта внимания. В речи присутствуют высказывания оценочного характера, ситуативные и внеситуативные, вопросы. Предпочтение отдается рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними. Длительность взаимодействия от 11 до 15 минут.

III уровень (низкий). Ребенок с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствует себя смущенно. Основной объект внимания в ходе деятельности - книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и приближении к интересующим предметам. Наблюдаются отдельные ситуативные высказывания констатирующего вида, просьбы о помощи. Предпочтение отдается играм. Длительность взаимодействия от 6 до 10 минут.

IV уровень (очень низкий). Ребенок с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми по инициативе взрослого. Контакты со сверстниками отсутствуют, ребенок предпочитает одиночные игры без речевого сопровождения. Использует отдельные речевые высказывания - односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствует себя скованно, напряженно. Основной объект внимания в первую минуту исследования - игрушки. Активность ребенка ограничивается беглым взглядом на объект внимания. В ходе взаимодействия на вопросы не отвечает, помощи не просит. Быстро пресыщается деятельностью. Длительность взаимодействия − до 5 минут.

Результаты оценки сформированности уровня условий формирования коллектива младших школьников из обследуемой группы при наблюдении до проведения занятий с использованием сюжетно-ролевых игр в образовательном учреждении представлены в таблице 1:

 

Таблица 1. Уровни сформированности условий формирования коллектива младших школьников (по итогам наблюдения)

Уровни сформированности адаптации

Испытуемые

  Кол-во детей (чел.) %
I - -
II - -
III 1 25
IV 3 75

 

Примечание: процентное соотношение рассчитывается из 100%.

Наглядно полученные результаты можно посмотреть на рисунке 1.

Результаты уровня сформированности условий формирования коллектива младших школьников показали, что для первоклассников наиболее характерен IV уровень сформированности (более 75% детей); только один ребенок имеет низкий уровень сформированности.

 


Рис. 1. Характеристика уровня условий формирования коллектива младших школьников до проведения сюжетно-игровых занятий в образовательном учреждении

 

Таким образом, результаты наблюдения за детьми до проведения занятий с использованием сюжетно-ролевых игр свидетельствуют о том, что для детей характерен более низкий уровень сформированности условий формирования коллектива младших школьников. Первоклассники не использовали в своей речи оценочных суждений, не стремились согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. Преобладали высказывания об игрушках, животных. По функции это чаще всего были обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребенка; по содержанию высказывания были простыми, не связанными между собой. Недостаточность владения внеситуативными формами общения выразилась в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствовал полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

При проведении первичной диагностики с первоклассниками для выявления уровня сформированности навыков совместной работы использовалась методика «Сложим узор» (приложение 5). Главное отличие описываемого диагностического обследования от проводившегося ранее заключалось в том, что теперь детям не демонстрировался образец способов взаимодействия. Данные результатов выполнения методики первоклассниками до проведения сюжетно-игровых занятий представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты совместного выполнения методики «Сложим узор» первоклассниками до проведения сюжетно-игровых занятий (в%)

Количество детей, выполнивших задание Количество детей, частично выполнивших задание Количество детей, не выполнивших задание
- 50 50

 

Из таблицы 2 четко видно, что среди детей присутствуют дети, не выполнившие задание и частично выполнившие задание. Нет детей, полностью выполнивших задание. Полученные результаты представлены на рисунке 2

 

Рис. 2 Результаты совместного выполнения методики «Сложим узор» первоклассниками до проведения сюжетно-игровых занятий (в%)


Из данных на рисунке 2 видно, что на момент проведения первичной диагностики среди испытуемых имеются дети, не выполнившие задание (50%) и частично выполнившие задание (50%). Совершенно нет детей, полностью выполнивших предложенное задание.

Подводя итог диагностическому изучению условий формирования коллектива младших школьников в образовательном учреждении можно констатировать следующее: при обследовании первоклассников с помощью психолого-педагогических методик и наблюдения было установлено, что более 50% первоклассников показали низкие результаты.

Следовательно, требуется проведение более углубленной работы с детьми по формированию условий формирования коллектива младших школьников в условиях образовательного учреждения.

После проведения сюжетно-игровых занятий, направленных на формирование коллектива младших школьников в образовательном учреждении прослеживается динамика уровня сформированности коллектива младших школьников. После завершения эксперимента для проверки эффективности внедренных занятий были проведены контрольные срезы, с целью определения уровня сформированности условий формирования коллектива младших школьников. Результаты оценивались нами по критерию оценки уровня сформированности условий формирования коллектива младших школьников:

) порядок выбора предложенной ситуации взаимодействия;

) основной объект внимания в первую минуту исследования;

) характер активности по отношению к объекту внимания;

) уровень комфортности состояния ребенка во время опытно-поисковой деятельности;

) особенности речевых высказываний детей;

) продолжительность взаимодействия (определялась по желанию ребенка, но не более 15 минут).

Сравнительные показатели уровня условий формирования коллектива младших школьников до и после проведения сюжетно-игровых занятий с первоклассниками в образовательном учреждении представлены в таблице 3 и на рисунке 3. Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что до проведения сюжетно-игровых занятий большинство детей имеют очень низкие показатели условий формирования коллектива младших школьников.

После проведения сюжетно-игровых занятий у первоклассников уровень формирования коллектива младших школьников повысился. Один ребенок даже перешел на высокий уровень. При этом ребенок легко вступает во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстниками. Его речевые высказывания носят внеситуативный, личностный, социальный характер, присутствуют высказывания оценочного мнения. Ребенок является инициатором разговора. Во время общения чувствует себя раскованно. Основной объект внимания в первую минуту исследования - другой человек. Активность по отношению к объекту внимания проявляется в речевых высказываниях, вопросах познавательного характера.

 

Таблица 3. Сравнительные показатели уровня условий формирования коллектива младших школьников при проведении первичной и вторичной диагностики до и после проведения сюжетно-игровых занятий

Уровни адаптации

До проведения сюжетно-игровых занятий

После проведения сюжетно-игровых занятий

  Кол - во детей (чел.) % Кол - во детей (чел.) %
I - - 1 25
II - - 2 50
III 1 25 1 25
IV 3 75 - -

 

Предпочтение отдает беседам на личностные темы. Длительность взаимодействия 15 минут и более. Двое детей (50%) достигли среднего уровня условий формирования коллектива младших школьников, т.е. дети вступают во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствуют себя спокойно. Основной объект внимания в ходе деятельности может меняться - переключаются с человека на книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и рассматривании объекта внимания. В речи присутствуют высказывания оценочного характера, ситуативные и внеситуативные, вопросы. Предпочтение отдается рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними. Длительность взаимодействия составляет от 11 до 15 минут. С низким уровнем остался только один ребенок, что составляет 25% от общего количества. Данный ребенок с трудом вступает во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Во время общения чувствует себя смущенно. Основной объект внимания в ходе деятельности - книги и игрушки. Активность проявляется в прикосновениях и приближении к интересующим предметам. Наблюдаются отдельные ситуативные высказывания констатирующего вида, просьбы о помощи. Предпочтение отдается играм. Длительность взаимодействия от 6 до 10 минут. При этом мы можем отметить, что в обследуемой группе не стало детей с очень низким уровнем условий формирования коллектива младших школьников, что говорит об эффективности проведенных мероприятий. Наглядно полученные результаты можно посмотреть на рисунке 3.

В ходе первого этапа опытно-поисковой деятельности у первоклассников произошли существенные изменения в характере взаимодействия друг с другом. Прежде всего, увеличилась продолжительность совместных действий в диаде. Исчезли случаи отказа от кооперации или ухода от деятельности до завершения выполнения задания.

 

 


Рис. 3. Сравнительная характеристика уровня условий формирования коллектива младших школьников до и после проведения сюжетно-игровых занятий в образовательном учреждении

 

Изменилась структура занятия в плане перераспределения по времени его частей: на начальном этапе основное время уделялось первой и второй частям занятия - демонстрации нормативных способов сотрудничества и объединению первоклассников в диады. Собственно взаимодействие детей друг с другом (третья часть занятия) было очень непродолжительным по времени. Со второй половины опытно-поисковой деятельности значительно сократилось время организации подготовительной работы перед непосредственным сотрудничеством детей, исчезла необходимость демонстрации образцов способов кооперации, увеличилась продолжительность взаимодействия детей друг с другом в процессе совместной продуктивной деятельности. Появился интерес к работам сверстников. Сравнительные данные результатов выполнения методики «Сложим узор» первоклассниками до и после проведения сюжетно-игровых занятий представлены в таблице 4.

Выбор пар для выполнения совместных методик проводился случайным образом, что дает основание говорить о значимости полученных сравнительных результатов. Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 4.


Таблица 4. Результаты совместного выполнения методики «Сложим узор» первоклассниками до и после проведения сюжетно-игровых занятий (в%)

Количество детей, выполнивших задание

Количество детей, частично выполнивших

Количество детей, не выполнивших задание

До После До После До После
- 50 50 50 50 -

 

Рис. 4. Результаты совместного выполнения методики «Сложим узор» первоклассниками до и после проведения сюжетно-игровых занятий (в%)

 

Из полученных данных видно, что за время проведения сюжетно-игровых занятий повысилось количество детей, справившихся с предложенным заданием (50%) и вообще не стало детей, не выполнивших задание.

Таким образом, мы можем говорить, что направленное руководство процессом освоения первоклассниками способов кооперации друг с другом существенно повлияло на повышение уровня их продуктивного взаимодействия. Данные качественного анализа также выявили существенные различия у первоклассников. В группе у первоклассников, с одной стороны, сохранилась тенденция к взаимодействию со сверстником при отсутствии соответствующих нормативных способов кооперации, с другой, - чаще наблюдались конфликтные ситуации при совместном выполнении задания. Эти данные также подтверждают наше положение о целесообразности развития содержательного взаимодействия первоклассников друг с другом на основе предоставления детям возможности освоения общепринятых способов сотрудничества. Первоклассники овладели двумя видами взаимодействия - по роли и по правилу. Обнаружилось, что для первоклассников данного возраста характерно сотрудничество в исполнительном действии с новым средством, когда замысел будущего продукта задается взрослым.

Таким образом, проведенная опытно-поисковая деятельность показала преобладание у первоклассников среднего уровня условий формирования коллектива младших школьников (50%). Но качественно картина значительно изменилась: преобразились показатели в группе, где высокий уровень формирования коллектива младших школьников показал 1 ребенок, увеличение составляет 25%. Следовательно, имеется положительная динамика. Количество детей с очень низким уровнем формирования коллектива младших школьников вообще отсутствует. Обработка результатов проведенной диагностики показывает, что в начале у первоклассников был выражен очень низкий уровень формирования коллектива младших школьников, а по итогам проведенной опытно-поисковой деятельности прослеживается тенденция к росту числа первоклассников с высоким и средним уровнем формирования коллектива младших школьников.

В ходе первичной и повторной диагностики особое внимание обращалось на речевые высказывания детей. Наблюдения велись в ходе свободной деятельности детей. При проведении вторичной диагностики показатели речевого общения у детей оказались выше, чем при проведении первичной диагностики. Речевые высказывания детей значительно изменились как количественно, так и качественно. Прежде всего, среди них возросла доля внеситуативных высказываний. Они составили 51,9%, что на 26,9% больше, чем на этапе первичной диагностики. Дети чаще рассказывали о себе и своих близких; сообщали об обладании какими-либо предметами, о любимых животных, книгах, играх, друзьях. По содержанию по-прежнему преобладали информационные высказывания типа простой констатации фактов, хотя их стало заметно меньше. Увеличилась доля вопросов познавательного характера и оценочных высказываний. Речевые высказывания у детей стали развернутыми и полными по содержанию. В речи встречалось меньше аграмматизмов, свои мысли дети стали выражать точнее и правильнее. Увеличился словарный запас детей, в нем появились слова с оценочным значением. В игровой деятельности наблюдались речевые диалоги, обращения к педагогам за советами, с различными вопросами. Благодаря проведенным сюжетно-игровым занятиям первоклассники получили возможность обогатить свою речь образными словами и выражениями. Участвуя в предложенных им на занятиях игровых ситуациях, специальных упражнениях, принимая на себя роль «артиста», дети ненавязчиво осваивали умения правильного и четкого произношения, выразительности и эмоциональности речевых высказываний.

Следовательно, опытно-поисковая деятельность доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий формирования коллектива младших школьников в игровой форме обучения. Считаем, что данная форма занятий должна быть включена в программу педагогической деятельности по формированию коллектива младших школьников в школе. В целом, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Эффективность формирования коллектива младших школьников в игровой форме обучения обеспечивают следующие социально-педагогические условия: создание предметно-развивающей среды на основе использования деятельностного гуманистического, личностно-ориентированного, культурологического подходов, активных форм и методов обучения и воспитания; использование возможностей игры активизирующих процесс развития культуры речевого общения.

Не претендуя на исчерпывающее решение проблемы, наше исследование может послужить основой для составления программы педагогической деятельности по формированию коллектива младших школьников в образовательном учреждении, а также дальнейших изысканий, творческих поисков в области разработки научных основ создания условий формирования коллектива младших школьников в игровой форме обучения.

 


Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста в школе - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В младшем школьном возрасте особо важной является задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Одним из средств развития навыков общения является игра. Значение игры для формирования и развития навыков общения младшего школьника в школе заключается в следующем:

­ в игре развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов);

­ преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки;

­ развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения;

­ развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Процесс создания педагогических условий для формирования коллектива младших школьников в образовательном учреждении мы понимаем как деятельность образовательного учреждения и процесс целенаправленной организации взаимодействия субъектов, выполняющих различные функции в сфере развития школьников в актуализации их внутреннего потенциала. Таким образом, процесс педагогических условий для формирования коллектива младших школьников в образовательном учреждении образует систему взаимосвязанной деятельности всех субъектов «педагог - психолог - ребенок». В соответствии с целями и задачами образовательного учреждения направлениями реализации деятельности по формированию коллектива младших школьников является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его личности и ее активности.

Педагогическая деятельность по формированию коллектива младших школьников в МКОУ СОШ №25 характеризуется педагогической и развивающей работой с детьми. Основана на комплексности и индивидуальном подходе. В процессе педагогической деятельности по развитию условий формирования коллектива младших школьников в школе принимают участие следующие специалисты: психолог, социальный педагог, педагоги-предметники. При этом педагог организует процесс формирования коллектива младших школьников в школе; совместно с психологом и преподавателями разрабатывает программы по развитию общения у младших школьников в школе; проводит некоторые мероприятия по формированию коллектива младших школьников в школе; проводит диагностику, позволяющую выявить школьников с проблемами общения.

Для диагностического исследования педагогических условий формирования коллектива младших школьников через уровень их общительности и развитие коммуникативных связей с применением сюжетно-игровых занятий нами было проведено исследование с использованием сюжетно-игровых занятий в школьном учреждении. Цель данных занятий: повысить уровень коллективизации у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Сюжетно-игровые занятия включали в себя: сюжетно-ролевые игры, коррекционные упражнения. Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Всего было проведено 10 занятий. Для проведения диагностического исследования были взяты дети младших классов 4-х человек. При проведении диагностического исследования использовались следующие методы:

1. Наблюдение.

2. Исследование развития игровой деятельности школьников.

. Изучение коммуникативных умений детей.

. Методика «Сложим узор».

Диагностическое изучение педагогических условий формирования коллектива младших школьников в условиях школьного учреждения показало:

отношениям сотрудничества у детей младшего школьного возраста способствует совместная продуктивная деятельность, где у детей младшего школьного возраста появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого школьник, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. Дети младшего школьного возраста могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.

По результатам проведенных занятий проводилось повторное изучение детей младшего школьного возраста, с целью выявить эффективность проведения сюжетно-игровых занятий. Диагностическое исследование проводилось по тем же методикам, что и первичная диагностика, кроме того, сравнивались результаты до и после занятий. Следовательно, после проведенной работы можно сделать следующий вывод: проведение сюжетно-игровых с детьми младшего школьного возраста помогло уменьшить количество детей с низким уровнем условий сформированости коллектива и увеличить количество детей со средним уровнем, что говорит о положительной динамике применения в практике сюжетно-ролевых игр. Таким образом, занятия с использованием сюжетно-ролевых игр были эффективны для формирования педагогических условий коллектива младших школьников, в результате проведенного исследования подтверждается необходимость проведения подобных занятий в практике педагогов школьных учреждений. В целом, результаты нашего исследования подтвердили то, что влияние сюжетно-ролевой игры является одним из педагогических главных условий, позволяющих сформировать коллектив младших школьников в образовательном учреждении.

 


Список использованной литературы

 

1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. 2012. №4. С. 27-36.

2. Азбука общения [Текст] / под ред. Н.Н. Луковниковой. Н. Новгород.: ООО «Педагогические технологии», 2007. 64 с.

3.      Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 176 с.

4. Батаршев А.В. Психология личности и общения [Текст] / А.В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 248 с.

.   Бойков Д.И. Как развить навыки общения у ребенка [Текст]: метод. рекомендации по развитию у детей познавательно личностного отношения в общении / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. СПб.: Питер, 2011. 48 с.

.   Болбочану А.В. Влияние общения со взрослыми на развитие действий во внутреннем плане у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Болбочану // Вопросы психологии. 2011. №2. С. 68-73.

7.      Большаков В.Ю. Психотренинг [Текст]. Социодинамика, игры, упражнения / В.Ю. Большаков. СПб.: Служба доверия, 2008. 194 с.

8.      Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика [Текст]: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С.Ю. Бородулина. Ростов н/Д.:Феникс, 2010. 352 с.

9.      Василькова Ю.В. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. М.: Академия, 2010. 260 с.

10. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Педагогика, 2008. 103 с.

.   Галигузова Л.Н. Ступени общения [Текст]: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 2012. 142 с.

.   Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы [Текст] / А.И. Гаурилюс // Дефектология. 2010. №2. С. 27-31.

.   Гришанова И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников в коррекционной школе [Текст] / И.А. Гришанова // Ярославский педагогический вестник. 2008. №4. С. 44-47.

.   Гришанова И.А. Игра в коммуникативном развитии ребёнка [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. Ижевск.: Буква, 2011. 72 с.

.   Загвязинский В.И. Социальная педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский. М.: Юрайт, 2012. 440 с.

16.    Занина Л.В. Основы педагогического мастерства [Текст] / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 260 с.

17.    Каменская Е.Н. Педагогика [Текст]: курс лекций / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 160 с.

18. Корчуганова Е.Г. Взаимодействие педагогов и родителей с целью стимулирования и поддержки развития и саморазвития личности младших школьников [Текст] / Е.Г. Корчуганова // Этнорегиональные процессы развития образования в Сибири: материалы региональной научно-практической конференции. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2009. С. 103-106.

.   Куницина В.Н. Межличностное общение [Текст]: учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Поголына. СПб.: Питер, 2010. 544 с.

.   Клюева Н.В. Учим детей общению [Текст]. Характер, коммуникабельность, корллективность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль.: Академия развития, 2009. 240 с.

.   Лабунская В.А. Психология затрудненного общения Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст]: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. М.: Академия, 2008. 288 с.

.   Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет [Текст]: метод. пособие / А.А. Максимова. М.: Сфера, 2009. 78 с.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]: основы курса / Л.В. Мардахаев. М.: Юрайт, 2011. 472 с.

.   Мелибруда Е. Я - Ты - Мы [Текст]: психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда. М.: Прогресс, 2009. 220 с.

.   Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В. Мудрик. М.: Academia, 2013. 240 с.

.   Панфилова М.А. Игротерапия общения [Текст]: тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. М.: Педагогика, 2009. 256 с.

.   Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М.: Педагогическое общество России, 2009. 256 с.

.   Спиваковская А.С. Психотерапия [Текст]: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. 464 с.

.   Тамбиева С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] / С.О. Тамбиева // Алиевские чтения: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов университета. Карачаевск, 2008. С. 102-105.

.   Хилалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников [Текст] / А.М. Хилалутдинова // Начальная школа. 2008. №7. С. 22-27.

.   Якиманская И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. М.: Педагогика, 2008. 182 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...