Анализ условий формирования коллектива младших школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа МКОУ СОШ №25 действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательной школе и другими нормативными актами. МКОУ СОШ №25 является некоммерческой организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета на основе сметы. Главными задачами МКОУ СОШ №25 являются: а) создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; б) воспитание обучающихся на славных традициях Отечества; в) привитие понятия о необходимости самообразования, всестороннего физического и нравственного самосовершенствования; г) приобщение обучающихся к истории и традициям многонационального народа России, к основным ценностям художественной культуры; д) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; е) определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи и (или) реабилитации; ж) социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; з) выявление, совместно с государственными, муниципальными и иными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, ассоциациями многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и другими), причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи.
В порядке решения задач условий формирования коллектива младших школьников школа: предоставляет бесплатно социально-педагогические услуги первоклассникам на основании просьб их родителей или законных представителей, либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений; принимает участие, в пределах своей компетенции, в индивидуальной профилактической и коррекционной работе, в том числе, путем организации их досуга, развития творческих способностей первоклассников в кружках, клубах по интересам; Основные принципы деятельности в сфере условий формирования коллектива младших школьников следующие: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей в получении педагогических услуг и их доступности для первоклассников; преемственность всех видов социально-педагогического обслуживания; ориентация социально-педагогического обслуживания на индивидуальные потребности; приоритет мер по социальной адаптации. Основные методы педагогической деятельности по формированию коллектива младших школьников в МКОУ СОШ №25: беседа, опрос, интервьюирование, тестирование, наблюдение и многие другие. В МКОУ СОШ №25 вся педагогическая деятельность по формированию коллектива младших школьников ведется по нескольким программам. Это программы: «Я и школа», «Жизнь». В своей профессиональной деятельности педагог обязан: руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего распорядка своего учреждения; вести учет всех детей младшего школьного возраста и движение учащихся; совместно с администрацией выделять приоритетные направления педагогической деятельности и формулировать конкретные задачи работы с первоклассниками в соответствии с содержанием работы педагога;
препятствовать принятию решений, ущемляющих права учащихся; рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции; планировать и вести регистрацию выполненной работы с соблюдением сроков и форм отчетности, докладывать о результатах своей работы, как администрации, так и педагогическому совету образовательного учреждения. Педагог имеет право: требовать от руководителя образовательного учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся; участвовать в создании Устава образовательного учреждения; собирать информацию, связанную с изучением интересов первоклассников; проводить опросы, диагностику условий жизни детей; делать официальные запросы в государственные организации по поводу создания условий и решения личных проблем несовершеннолетних. Эти и подобные вопросы подробно регламентированы в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях…». В случае необходимости к работе с детьми, родителями, представителями педагогического коллектива и школьной администрации привлекаются специалисты. Таким образом, педагогическая деятельность по формированию коллектива младших школьников имеет следующие направления: своевременное выявление первоклассников в зоне повышенного риска; выявление причин нарушений, приводящих к школьной дезадаптации; определение потенциальных возможностей первоклассника; создание условий для полноценного развития первоклассника, направленных на выражение собственного мнения, развитие творчества; реализацию потребности первоклассника в общении, обогащении опытом, взаимной информацией, стимулирование развития их собственных сил, использование внутренних резервов; ведение с первоклассниками информационной работы, способствующей гуманизации социальной среды; организация досуговой деятельности первоклассников. Исходя из выше сказанного, деятельность педагога по формированию коллектива младших школьников реализуется через решение следующих задач:
. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности первоклассника, особенностей его эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-психической сфере. . Исправление неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей первоклассника) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению опыта девиантного поведения. . Индивидуальная психолого-педагогическая помощь первоклассникам с проблемами общения, осуществляемая совместно с различными специалистами, направленная на разрешение внутри- и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе, на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание первоклассника и окружающих его людей. . Терапия средой за счет создания в коллективе первоклассников атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Индивидуальная и развивающая работа с первоклассниками позволяет скорректировать и развить познавательную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы. Данный вид деятельности проводится с каждым первоклассником по программе школы, в которой учитываются его индивидуальные особенности. Всего за истекший период (2011-2012 гг.) было проведено 68 занятий. Из них развитие эмоционально-поведенческой сферы - 56%, познавательной сферы - 44%.
Групповые занятия с первоклассниками являются важным звеном в работе по формированию коллектива младших школьников. В основном проводились игровые занятия, так как в младшем школьном возрасте важно умение общаться и знания, которые помогут выйти из трудных и конфликтных ситуаций. И еще проводились занятия по программе «Формирование жизненных навыков». Для анализа деятельности педагога по формированию коллектива младших школьников в МКОУ СОШ №25 была изучена документация школы, отчетность о проделанной специалистами работе, дневники наблюдений специалистов (социального педагога, психолога) за 2011 и 2012 годы. Работу с первоклассниками по формированию коллектива младших школьников педагог проводит, реализуя самые разнообразные сюжетно-ролевые игры. В рамках этих занятий, ориентированных на создание условий по формированию коллектива младших школьников используются разнообразные игры и упражнения, творческие задания. Формирование коллектива младших школьников - это целесообразно организованная система психолого-педагогических воздействий. Основными ее направлением являются: смягчение эмоционального дискомфорта у детей; повышение их активности и самостоятельности. С учетом развития первоклассников выделены четыре основные фазы процесса занятия по формированию коллектива младших школьников (приложение 1). Из приложения 1 видно, что типовое занятие для первоклассников в образовательном учреждении позволяет ребенку раскрепоститься в процессе занятия, одновременно поработать как в группе, так и самостоятельно. Типовое занятие для первоклассников длится 30 минут. За курс прохождения практики в МКОУ СОШ №25: было проведено 10 занятий с детьми (некоторые из них представлены в приложении 2). Занятия для первоклассников проводились 2 раза в неделю с каждой группой. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры первоклассников представлены в приложении 3. Цель занятий - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка. Перед педагогами выдвигаются общие задачи: создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру; приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
Программное содержание занятий по формированию коллектива младших школьников с помощью сюжетно-ролевых игр: . Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. . Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. . Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, и т.д. Предварительная работа: Беседы с использованием иллюстраций, рассматриванием картин. Чтение художественной литературы. Работа с родителями: Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Почта», «Больница», «Хлебозавод». Примерный ход игры: Дети заходят в группу, встают вокруг педагога. Педагог: У вас, у всех растут года Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом или кем-то другим нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать? А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор. Я сам шофёр и сам мотор! Нажимаю на педаль и машина мчится в даль. И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городок «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу. Вот здесь у нас «Парикмахерская» Здесь светло и интересно: Зеркала, духи и кресла, зал большой, Но видно, даже, Лучше, чем у вас в трельяже. «Магазин» А сейчас мы в магазине - Все продукты на витрине: Чай, конфеты, колбаса - Разбегаются глаза. Подходите, покупайте, Деньги в кассу отдавайте. Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница» Всегда внимательно, с любовью Наш доктор лечит вас, ребят. Когда поправит вам здоровье - Он больше всех бывает рад! А вот здесь у нас строительная площадка. Строителя знает весь район, Мастер он отличный Со своей бригадой он Строит дом кирпичный. Дом среди других домов И стройней и выше. Говорят до облаков Дом достанет крышей. А вот здесь у нас живут Куклы, зайцы, мишки, ждут, когда к ним придут Мамочки-малышки. Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится. По ходу игры педагог помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Педагог: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в школу. А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день. Следовательно, в условиях образовательного учреждения игра - одна из форм организации жизни первоклассников, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, - игра и труд, игра и занятие. Результаты игры не продуктивны, они условны, так как в процессе игры ребёнок почти ничего не вносит в изменение окружающей действительности. Однако игровая деятельность значительно обогащает ребенка представлениями об окружающем: во-первых, действуя с игрушками или с предметами, их заменяющими, ребенок познает их физические свойства, конструкцию, возможные преобразования; во-вторых, знакомится с их общественно значимой функцией, в которой они употребляются взрослыми; в-третьих, в процессе игровой деятельности перед ребенком открывается мир человеческих отношений, происходит знакомство с общественной ролью и положением людей в обществе; в-четвертых, что особенно ценно, ребенок стремится в игре отражать эти отношения, постепенно формируя в себе необходимые качества личности. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т.д. В основе развивающих занятий лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (первоклассники + родители + психолог и другие специалисты) продуктивной творческой деятельности. Занятия не дублируют ни один из предметов учебной деятельности. Они являются над предметными. Занятия по своему построению и содержанию делятся на: Групповые занятия (9-12 человек). Занятия ведутся совместно с родителями. Комплексные занятия. Эти занятия сочетают в себе различные виды деятельности: двигательную и речевую разминку, конструирование, рисование и др. Первоклассники уходят с занятия бодрыми и с неизменным желанием прийти на следующее. Работа в зоне ближайшего развития. В заданиях каждого типа присутствует два элемента: первый - первоклассник легко может справиться с заданием: второй - первоклассник может справиться только с частью данного задания. С одной стороны, у первоклассника есть удовлетворение от того, что уже умеет, с другой стороны, не приходится зазнаваться - видна перспектива деятельности. Продолжительность занятий с первоклассником зависит не только от его возраста, но и от индивидуальных возможностей (работоспособности, устойчивости внимания, утомляемости и т.д.) и определяется в процессе взаимодействия. При определении общей продолжительности занятия нужно планировать время на работу непосредственно с первоклассником, на «обучение» и консультирование родителей, на заполнение документации. По окончанию цикла занятий родители получают «домашнее задание», содержащее рекомендации педагогов и психолога по дальнейшему семейному воспитанию первоклассника. Таким образом, осуществляя оказание помощи направленной создание условий формирования коллектива младших школьников педагоги включаются в единый комплексный педагогический процесс. Подводя итог сказанному, еще раз заметим, что педагогическая деятельность в области создания условий формирования коллектива младших школьников в школе является лишь частью более широкого комплекса мероприятий по активному включению первоклассников в систему социально-ценных дел, улучшению состояния их физического здоровья и самочувствия, формированию высоких эстетических вкусов и потребностей, общению с прекрасной живой природой. Эта деятельность реализуется за счет решения следующих задач: 1. Углубленное психодиагностическое и социально-педагогическое изучение причин нарушений общения первоклассников, составление психолого-педагогических характеристик на воспитанников школы, разработка рекомендаций для дальнейшей работы с первоклассниками для учителей, родителей. 2. Вовлечение первоклассников в социально полезную деятельность, формирование у них разносторонних интересов и увлечений через творческое участие в досуговых объединениях. 3. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, формирование позитивной «Я» концепции. Решение этих задач становится возможным при включении в деятельность педагога по созданию условий формирования коллектива младших школьников игровых методов работы. Таким образом, необходимо продолжать работу по созданию условий формирования коллектива младших школьников в МКОУ СОШ №25, а также укреплять контакты со школами города для проведения групповых занятий, лекций и индивидуальных консультаций на базе школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|