Современное геополитическое положение РФ (характеристика внешней периферии российского геопространства)
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Современное геополитическое положение РФ (характеристика ядра, срединной зоны и внутренней периферии российского геопространства). По размеру территории Россия остается на первом месте в мире – 17,0754 млн. кв. км. К тому же мы – единственная крупная держава, полностью обеспеченная энергоресурсами. Ядро российского пространства – Московский регион. Его территориальное положение не изменилось, но геополитическое, социально-экономическое и социально-политическое положение стало довольно специфическим. Со смещением страны на север и на восток в геополитическом смысле Москва уже не является единственным центром России, управление страной из Москвы неудобно. Также западное расположение столицы ориентирует страну на Запад – и это при отсутствии для нее в Европе реального места, по крайней мере, в близком будущем. В социально-экономическом и социально-политическом отношениях Москва стала, по сути, внутренним анклавом. В нем аккумулируются 70-80% всех финансовых потоков бывшего Союза, здесь самый высокий уровень жизни, сюда направляются основные инвестиции, основные политические события происходят только здесь. Более того, явно наметилась тенденция к дальнейшему самозамыканию столичного региона. По многим положениям к такому же состоянию приближается Санкт-Петербург. Срединная зона России/СССР – это пространство между Санкт-Петербургом, Донбассом и Новосибирском. Сейчас южная граница этого треугольника сместилась до Ростова-на-Дону. Этой зоне преимущественного проживания русского народа недальновидно уделялось недостаточно внимания и в советское время, ее социально-экономическое развитие отставало от развития многих периферийных областей. Ныне положение здесь еще хуже, что, в конечном счете, грозит экономической стагнацией и демографической смертью региона.
Срединная зона России, следуя за периферией, начинает разрываться в широтном направлении. Западные части страны вовлекаются в атлантическую, а восточные – в тихоокеанскую системы. Континентальный блок, основными составными частями которого были Россия, Германия и в какой-то мере Франция, с ослаблением России начинает становиться атлантическо-континентальным, тяготея к атлантическому ансамблю государств. Его центр смещается на Запад. Территории между Москвой и Уралом, а также Западная Сибирь, т. е. срединное пространство не только России, но и Евразии, теряют свое геополитическое значение, постепенно становясь периферийными. Чтобы избежать участи придатка атлантического региона или третьесортного члена тихоокеанского сообщества, России необходимо всемерно укреплять свои срединные территории. Экономический, культурный и демографический подъем этих территорий должен стать сегодня основным делом нации. Внутренняя периферия охватывает все территории, расположенные между срединной зоной и государственными границами. По сравнению с СССР у России резко уменьшились доступные выходы к Черному и Балтийскому морям, страна лишилась самых крупных морских портов и военно-морских баз (на Балтике – Таллина с Новоталлинским портовым районом, Риги, крупнейших нефтеэкспортных портов Вентспилса и Клайпеды с паромным железнодорожным оборудованием, военно-морской базы в Лие-пае; на Черном море – Одессы-Ильчевска, Николаева, Херсона, Усть-Дунайска, Южного, Ялты, Феодосии, Поти, Батуми). Калининградская область с портом Калининград и военно-морской базой Балтийск оказалась изолированной от основной территории России. Военно-стратегическое значение Калининградской области для России намного важнее ее экономического значения, поскольку расширяет возможности по прикрытию своих западных морских границ и обеспечивает присутствие российского ВМФ на Балтике.
Неоднозначные толкования исторических прав на эту землю создают предпосылки для оспаривания ее статуса Германией, Польшей и Литвой. С момента официального вступления Польши в НАТО (а страны Балтии также нацелены на это) граница между Калининградской областью и Польшей стала границей между Россией и НАТО. Тяжелое экономическое положение области создает благоприятную среду для осуществления странами НАТО, прежде всего Германией, «мягкого проникновения» в нее посредством явной или скрытой (через механизмы свободной экономической зоны) экономической, культурной и демографической экспансии. Литовские национал-радикалы активно выступают за присоединение области к Литве. В игру вовлекаются Дания и Швеция. Излишне говорить, что такое положение не может не беспокоить Россию. Еще одна критическая точка находится на юге. Хотя ключ к определению статуса Каспийского моря находится в руках России и Ирана, фактически его нефтяные богатства отданы на разграбление иностранному капиталу под азербайджанским патронажем. С точки зрения геостратегии, Россия сама обоими руками прокладывает пути в Закавказье и Среднюю Азию для Запада (с присоединение к антитеррористической коалиции Россия согласилась с военным присутствием США в Средней Азии (Узбекистан, Киргизия)). Современное геополитическое положение РФ (характеристика внешней периферии российского геопространства) Внешняя периферия включает все республики бывшего СССР. Внешняя периферия сейчас все больше удаляется от России, ее элементы начинают попадать в поле тяготения других геополитических центров – США, Германии, Турции, Ирана, Китая. Если эта тенденция не прекратится, то Россия вовсе останется без внешней периферии, т. к. Западная (Прибалтика) и Юго-Западная (Украина и Молдавия) зоны перейдут в европейское геополитическое пространство, а Закавказье и Средняя Азия могут войти в туранское пространство с центром в Турции. Между Россией и Западом появился двойной буферной пояс из бывших соцстран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария) и новых независимых государств (Эстония, Литва, Латвия, Украина, Молдова и Белоруссия, союз с которой пока носит более декларативный характер, прежде всего по вине российского государства).
Взаимоотношения России и Беларуси требуют не столько геополитического, сколько политологического анализа, поскольку движущие мотивы антиинтеграционной и антибелорусской кампании лежат вне плоскости российских геополитических интересов, и вообще каких-либо государственных интересов, зато они совершенно в русле геополитических интересов известных государств. Наиболее серьезным ударом по российскому историческому пространству стало отделение от него Украины, это нанесло ранее единому геополитическому образованию непоправимый урон. Россия и Украина в геополитическом отношении составляют одно целое, разрыв этой общности создает здесь опасный очаг конфликта. Собственно говоря, почти вся Украина, кроме Западной, составляет с европейской Россией одно совершенно гомогенное пространство. Ныне же украинские националисты претендуют на Кубань и другие сопредельные территории России, а также на южные районы Беларуси. Русские, соответственно, более или менее обоснованно заявляют свои права на Крым с Севастополем, Донбасс и Новороссию, ведь до половины территории современной Украины составляют земли, отвоеванные Россией у Турции и заселявшиеся одновременно и русскими, и украинцами. Украинское руководство не оставляет надежды «вписаться» в Европу, в том числе религиозно. Но войти в Европу полноправным членом Украина не сможет, самостоятельно структурировать прилегающее к ней евразийское геополитическое пространство также не в ее силах. Ее субъектность интересует Запад исключительно с точки зрения противодействия усилению России, поэтому Украину всячески подталкивают к союзу с Польшей и Прибалтикой. Парадоксально, но нынешняя Украина в новом геополитическом раскладе, мыслимом Западом, призвана играть роль своего векового противника – Польши, этой вечной анти-России.
Будучи стратегически важной частью Восточной Европы, Украина, в силу своей широтной растянутости и региональной специфики национального состава населения, подвергается риску национальной дифференциации: северно-Западная Украина, особенно Галиция и Закарпатье, тяготеет к Европе, Юг Украины – к южной России. Итак, геополитическая субъектность Украины в предполагаемом мировом порядке основывается на ее противостоянии России, поэтому в случае исчезновения оной как геополитической величины, существование самостоятельной Украины теряет всякий смысл. Украина постоянно осуществляет маятниковую политику, устами своих политиков то заявляя о стратегическом партнерстве с Россией и нерушимом братстве, то принимаясь рассуждать о своей европейской идентичности. Главными яблоками раздора являются с геополитической точки зрения Крым (где расположена база Черноморского флота Севастополь) и Керченский пролив. Недавний конфликт из-за острова Тузла весьма показателен. Для замыкания Балто-Черноморской дуги, которая «заперла» бы Россию в глубине континента, не хватает еще одного звена – Белоруссии. Поэтому, конечно, Запад «проявляет озабоченность соблюдением прав человека» в этой пророссийски настроенной республике (также как и в Югославии, но, при этом, почему-то не вспоминает, например, о тысячах истребленных курдов в Турции). Прежняя ориентация российского МИДа на «традиционное» зарубежье, преимущественно на Запад, привела к тому, что произошел почти непоправимый и уже небезопасный разрыв во взаимоотношениях России со странами СНГ. Это уже повлекло за собой оживление интереса №дальнего зарубежья», в особенности Турции, Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока, к регионам, традиционно являвшимся жизненно важными для России. Между Турцией и Ираном идет внешне невидимая ожесточенная схватка за распространение зон своего влияния на Центральную Азию. Страны Ближнего и Среднего Востока, видя попустительство России в этом вопросе, тоже включились в борьбу за лакомый кусок. Узбекистан, видя полную отрешенность России от вопросов взаимодействия с Центральной Азией, разработал собственную концепцию, во многом заменяющую роль и место России в этом регионе. Нескрываемый интерес к этому региону проявляют США, американцев в экономическом плане интересует оборонная промышленность Узбекистана, залежи полезных ископаемых. Казахстан с его солидным потенциалом, вначале тянувшийся к России, но натолкнувшись на ее полное равнодушие, теперь отошел от России на такое расстояние, что по многим вопросам не находит смысла иметь с ней дело. Правде геополитическое значение территории России для транзита своей нефти на Запад, Казахстан не в силах игнорировать. Нефть Тенгизского месторождения уже течет через российские нефтепроводы.
Туркмения первой из стран СНГ была принята в Движение неприсоединения, и ООН официально закрепил за нею особый статус нейтралитета. Киргизия пока еще занимает выжидательную позицию, пытаясь лавировать между Россией и США. На ее территории сегодня расположены одновременно американская и российские базы ВВС. Президент Акаев подчеркнуто лоялен к русской культуре в своей республике. Особая ситуация в Таджикистане. Его правительство в борьбе с оппозицией и исламским влиянием Афганистана рассчитывает на поддержку России и этнически родственного Ирана. Таджикистан, особенно таджико-афганская граница, - самое слабое звено в российском поясе безопасности. Применительно к республикам бывшего СССР можно констатировать, что в обозримом будущем создание единого действенного, эффективного механизма взаимной безопасности, подобного Варшавскому договору или НАТО, выглядит маловероятным. Причины тому известны: внутренняя политическая и экономическая нестабильность в большинстве новых государств, асинхронность их развития, разнонаправленность интересов. Но это вовсе не значит, что они стремятся разорвать с Россией всякие военно-политические и экономические связи. Подход к решению этой проблемы должен быть дифференцированным. В каких-то случаях более эффективными будут многосторонние отношения, в каких-то – двусторонние. Но так или иначе, именно Россия несет основную, львиную долю ответственности за сохранение стабильности в северо-восточной части Евразии. А для подрыва стабильности в этом обширном регионе вполне достаточно крупных взрывоопасных этнополитических факторов. Достаточно сказать, что к началу 1992 г. в пределах бывшего СССР было зафиксировано 164 территориально-этнических разногласия и тяжбы, во многих местах переросших в конфликты. (Лишь у двух граничащих между собой пар государств – Литва-Латвия и Россия-Беларусь – нет пограничных претензий). Россия же граничит с 16 государствами! Границы нового российского пространства не совпадают с границами российского геопространства. Кроме того, они не выполняют большинства защитных функций. Часть границ совпадают с границами СССР (с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, КНДР), часть границ со странами СНГ еще не делимитированы и не оформлены. Границы со странами, не входящими в СНГ, также еще остаются предметом разногласий. Для южных границ (Закавказье, Таджикистан) характерны контрабанда оружия, наркотиков, нападения на заставы и т. п. Существенно изменились (в худшую сторону) выходы России к морям. Так протяженность морских границ на Балтийском море составляла: царской России перед первой мировой войной – 2400 км, Советской России после гражданской войны – 240 км, после Великой Отечественной войны – 2000 км. Сегодня Россия имеет 618 км, Швеция – 2460 км, Германия – 1300 км, Польша – 1300 км, Финляндия – 1230 км, Дания – 800 км. Резко ухудшилась геополитическая обстановка для России на Черном море. Общая протяженность побережья Черного моря составляет 3510 км. Протяженность морских границ РФ – 360 км, Украины – 1040 км, Турции – 1320 км, Грузии – 290 км, Болгарии – 260 км, Румынии – 240 км. Все важнейшие порты расположены на украинском побережье Черного моря (Одесса-Ильичевск, Усть-Дунайск, Южный, Очаков, Николаев, Херсон, Севастополь, Феодосия, Мариуполь, Ялта). Основные центры судостроения также находятся теперь на Украине. На побережье России остался один крупный порт – Новороссийск, и также два небольших – Туапсе и Сочи. Севастополь у Украины арендуется. Порты Грузии и Абхазии – Батуми, Поти и Сухуми не имеют большого экономического и военного значения. По сути, передовые рубежи России на Черном и Средиземном морях, на Балканах и в Малой Азии оказались отброшенными на триста лет назад, во времена, когда она только начинала свое продвижение к Крыму и Босфору. Теперь рубеж проходит не по болгаро-турецкой границе, а по российско-украинской. Ухудшилась для России геополитическая обстановка и на Каспийском море. Здесь протяженность морских границ сегодня составляет: России – 710 км, Казахстана – 1370 км, Азербайджана – 580 км, Туркменистана – 565 км, Ирана – 610 км. (Общая протяженность каспийского побережья – 3835 км). Неизменными остались только границы России на Тихом и Северно-Ледовитом океанах. Самая протяженная сухопутная граница с Казахстаном – проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию со странами Средней Азии. На втором месте граница с Китаем и на третьем – с Монголией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|