Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность» применительно к государственному управлению (военный аспект).
Одним из ключевых понятий геополитики является понятие «национальный интерес», суть которого состоит в осознании и понимании нацией и государством как своей сущности и природы, так и особенностей внешнего окружения. В национальных интересах выражены потребности нации в самосохранении как культурно-исторической общности, в поддержании своих общественных и государственных институтов, в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства. Эти потребности основаны на геополитическом положении государства, экономическом укладе, культуре и т. п. на практике национальные интересы тесно связаны с понятием «безопасность». Понятие «национальная безопасность» означает систему представлений относительно наиболее серьезных угроз для самого существования государства и нации, а также относительно способов их парирования. Перечень угроз и мер их отражения обычно описывается в Концепции национальной безопасности. Соображения национальной безопасности определяют те пределы уступок и компромиссов, за которыми лежит готовность государства отстаивать ее использованием силовых методов. Главными субъектами национальных интересов являются государство и нация. Государство в данном случае понимается как институт, созданный для выражения и отстаивания общих интересов подавляющего большинства граждан страны. Нация в этом контексте означает чаще всего не этническую общность, а сообщество граждан государства. Поэтому более точно говорить о национально-государственных интересах. Национально-государственные интересы имеют объективно обусловленную природу, не зависящую в своей основе от воли и программных целей пребывающих у власти политических сил или партий. Их объективные составляющие с точки зрения геополитики заключаются в обеспечении и (или) сохранении контроля над наиболее значимыми в контексте экономических интересов и интересов национальной безопасности пространствами. Конечно, можно говорить относительно связи между национальными интересами и интересами элит. Это так, но понятие «национальные интересы» шире узкоклановых интересов элит и предполагает анализ критически значимых для существования данного государства и общества экономических, культурных, политических и военно-стратегических аспектов.
Большую роль играет и историческая преемственность. Национально-государственные интересы, меняясь в каких-то характеристиках вместе с внутренними и внешними изменениями, остаются в то же время сравнительно постоянной величиной в системе ценностей, определяющих действия любого государства и народа. Перед Россией стоит проблема однозначного определения своих национально-государственных интересов независимо от идейно-политических ориентаций руководства страны. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.
Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации. Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки. Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.
Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства. Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов: • применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений. Требуется создать все необходимые условия для организации приоритетных фундаментальных, прогнозных и поисковых научных исследований, обеспечивающих создание в интересах обороны и безопасности государства перспективного и опережающего научно-технического задела.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|