Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность» применительно к государственному управлению (экономический аспект).




Одним из ключевых понятий геополитики является понятие «национальный интерес», суть которого состоит в осознании и понимании нацией и государством как своей сущности и природы, так и особенностей внешнего окружения. В национальных интересах выражены потребности нации в самосохранении как культурно-исторической общности, в поддержании своих общественных и государственных институтов, в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства. Эти потребности основаны на геополитическом положении государства, экономическом укладе, культуре и т. п. на практике национальные интересы тесно связаны с понятием «безопасность».

Понятие «национальная безопасность» означает систему представлений относительно наиболее серьезных угроз для самого существования государства и нации, а также относительно способов их парирования. Перечень угроз и мер их отражения обычно описывается в Концепции национальной безопасности. Соображения национальной безопасности определяют те пределы уступок и компромиссов, за которыми лежит готовность государства отстаивать ее использованием силовых методов.

Главными субъектами национальных интересов являются государство и нация. Государство в данном случае понимается как институт, созданный для выражения и отстаивания общих интересов подавляющего большинства граждан страны. Нация в этом контексте означает чаще всего не этническую общность, а сообщество граждан государства. Поэтому более точно говорить о национально-государственных интересах.

Национально-государственные интересы имеют объективно обусловленную природу, не зависящую в своей основе от воли и программных целей пребывающих у власти политических сил или партий. Их объективные составляющие с точки зрения геополитики заключаются в обеспечении и (или) сохранении контроля над наиболее значимыми в контексте экономических интересов и интересов национальной безопасности пространствами. Конечно, можно говорить относительно связи между национальными интересами и интересами элит. Это так, но понятие «национальные интересы» шире узкоклановых интересов элит и предполагает анализ критически значимых для существования данного государства и общества экономических, культурных, политических и военно-стратегических аспектов.

Большую роль играет и историческая преемственность. Национально-государственные интересы, меняясь в каких-то характеристиках вместе с внутренними и внешними изменениями, остаются в то же время сравнительно постоянной величиной в системе ценностей, определяющих действия любого государства и народа. Перед Россией стоит проблема однозначного определения своих национально-государственных интересов независимо от идейно-политических ориентаций руководства страны.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Состояние отечественной экономики,
несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества,
социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений,
рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма,
обострение межнациональных и осложнение международных отношений- все эти факторы создают в совокупности широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

• создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
• расширение рынков сбыта российской продукции;
• формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

В условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке необходимо усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

Важнейшее значение приобретает проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях.

Необходимо усилить роль государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний, ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей.

Эффективные меры должны быть приняты в сфере валютного регулирования и контроля в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются:

• правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации;
• усиление государственного регулирования в экономике;
• принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.

Существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...