Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТРУШОВА Е.А. Учебно-методическое пособие К практикуму по постановке голоса и выразительности речи (Произносительная культура речи) для студентов факультета "Педагогика и методика начального обучения" специальности 031800 (050715.65) «Логопедия»
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры МПРКЯ «____»________________2008г., Протокол №___от____________ Зав.кафедрой ______Гудырева Т,А.
Сыктывкар 2008 Одна из важнейших сторон профессиональной подготовки специалиста в области культуры речи - постановка педагогического голоса, овладение техникой речи, обеспечение тем самым эффективности педагогического общения. Данные рекомендации предназначены для студентов, будущих учителей, специалистов-логопедов, чья работа непосредственно связана с речью. Представленный материал дает возможность под руководством преподавателя развить речевое (фонационное) дыхание, речевой голос, выработать хорошую дикцию. Наряду с этим дан материал по орфоэпии, логике устной речи, работе над интонационно-выразительной стороной звучащей речи. Эмоционально окрашенная, логически стройная и интонационно разнообразная речь учителя повышает интерес учеников к изучаемому, способствует восприятию и лучшему запоминанию сообщаемого материала, позволяет установить более тесный контакт с учащимися. Задачи курса: · познакомить студентов с основными орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (правилами произношения), добиваться их соблюдения; · научить владеть своим голосом, речевым аппаратом, · освоить дыхательную, артикуляционную гимнастику, основы релаксации, · рекомендовать упражнения для профилактики заболеваний речевого аппарата в процессе обучения,
· ознакомить с вопросами логики речи, · развивать навыки выразительного чтения и говорения. За отведенное учебным планом время невозможно справиться с задачей постановки голоса. Данные рекомендации помогут студентам и в самостоятельной работе над голосом. Поможет также следующая литература: 1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах.- М., Цитадель, 1999. 2. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. – М., 1974. 3. Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М., 1995. 4. Лиммерман Х. Учебник по риторике. – М., 1997. 5. Лиммерман Х. Уроки риторики и дебатов.- М., Уникум-Пресс, 2002. 6. Савкова З.В. Искусство оратора. – С-Пб, 2003. 7. Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. – М., 1975. 8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М., 1961. 9. Солилова Т. Техника речи. – М., 1992. 10. Стрельникова А.Н 11.Учителю о педагогической технике./ Под ред. Л.И.Рувинского. – М., 1987. Словари: 1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы./Под ред. Р.А.Аванесова – 2-е изд., стереотипное. – М., 1987. 2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 2-е изд., испр. – М., 1981. 3. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению, словоупотреблению. – 2-е изд. М., 1980. 4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки по культуре русской речи. – М.: Высшая школа, 1988.
Содержание занятий 1. Подготовка речевого аппарата к речи стр.4 2. Речевое дыхание стр.7 3. Голос стр.16 4. Темп речи стр.25 5. Дикция стр.28 6. Логика речи стр.41
"Самое важное в искусстве речи: во-первых, произнесение; во-вторых, произнесение; и в-третьих, произнесение." Демосфен "Звучащая речь - основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на слушателей. Конечно, не у каждого человека бывает сильный, с большим диапазоном голос. Он может быть хриплым, гнусавым, очень слабым, блеклым, невыразительным. Голосовые изъяны можно устранить с помощью правильной постановки звука, а при болезни - с помощью лечения. В любом случае надо использовать все средства, чтобы всегда "быть в голосе", т.е. "чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все мельчайшие детали, переливы, оттенки творчества". К.С.Станиславский
Часть 1. ПОДГОТОВКА РЕЧЕВОГО АППАРАТА К РЕЧИ Техника речи - это комплекс навыков по сознательному воспитанию и овладению: 1. речевым дыханием; 2. речевым голосом; 3. хорошей дикцией; 4. интонационно-мелодическим строем речи. Прежде, чем приступить к практическому овладению основными разделами техники речи, надо подготовить свой организм, свой речевой аппарат к состоянию, при котором возможно исключение всего, что мешает речевому процессу, к состоянию, которое дает возможность освободить себя от всех "зажимов". Необходимо овладеть умением снимать физическое и эмоциональное напряжение. 1. "Освобождение от усталости" (релаксация). Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук - вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием "ух!" и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинящих наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух! Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже. 2. Сядьте удобно и свободно. Закройте мягко глаза, язык мягко приложите к корням верхних зубов (звук "т"), дайте нижней челюсти слегка отвиснуть; ощутив ее вес, чуть выпятите вперед (звук "ы"). Подаются команды (самоприказы): · расслабить лоб, брови; · челюсти разжать, расслабить щеки, губы; · расслабить мышцы шеи; · расслабить плечи, руки, кисти рук; · расслабить живот; · расслабить ноги, пальцы ног. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное, обязательно диафрагмальное. Вы отдыхаете. Это состояние называется "маска релаксации". Через 2-3 мин. из состояния расслабления необходимо выйти. Откройте глаза. Сплетите пальцы рук перед собой, выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки над головой, с полным резким выдохом опустите. Повторите 2-3 раза.
Необходимо научиться делать ряд упражнений и на расслабление мышц различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба, языка и т.д. Все упражнения выполняются 3-4 раза. Упражнения для лица. 1. Напрягая мышцы лба, приподнять брови, широко раскрыть глаза. Расслабить мышцы, свободно опустить веки. 2. Крепко зажмуриться. Расслабить веки, оставляя их сомкнутыми. 3. Крепко сжать челюсти и губы. Расслабить их, свободно опустить нижнюю челюсть. Упражнения для губ. 1. Произносить сочетания согласных ГЛ, ГН, ВН, подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки Л, Н тянуть. 2. Произносить сочетания КС, КЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу. Звуки С, З тянуть. Упражнения для языка. 1. Расслабить мышцы языка, придав ему форму "лопаты", высунуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные И, Э, не убирая языка за зубы. 2. Приподнять кончик языка и, скользя по твердому небу назад, придать языку форму "крючка", затем произнести гласные О, У, не меняя положения языка. 3. Протяжно тянуть согласный М, проводя кончиком языка по верхней и нижней десне (рот закрыт), затем - то же, поглаживая языком небо, внутреннюю сторону щек и губ. Упражнения для шеи. И.П.: стоя, ноги на ширине плеч. 1. Медленные наклоны головы вперед (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад до отказа. 2. Медленные повороты головы вправо-влево (с максимальной амплитудой). 3. Медленные круговые движения головой вправо, потом влево. МАССАЖ. Представляет собой совокупность приемов механического воздействия на кожную поверхность или слизистую оболочку органов речевого аппарата. Цель массажа - улучшить деятельность этих органов, освободить их от мышечных зажимов. В практике техники речи применяются: гигиенический массаж; вибрационный. Гигиенический массаж. Производится легкое поглаживание пальцами или ладонями: 1. от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы; 2. от переносицы к околоушной впадины; 3. массаж верхней губы двумя указательными пальцами от середины к щекам;
4. передней поверхности шеи в направлении к туловищу; затылочной области шеи от середины шеи до подмышечных впадин; 5. рук и плеч в направлении к туловищу; в направлении от туловища; 6. попеременно область спины от поясницы вверх к лопаткам и обратно; 7. живота круговыми движениями по часовой стрелке. Вибрационный массаж. Применяется для включения и развития системы резонаторов (усилителей звука). Техника массажа: легкие постукивания. 1. Пальцами по лбу с произнесением звука М (мычание); 2. крыльев носа с произнесением звука М; 3. по верхней губе с произнесением звука В; 4. по нижней губе с произнесением звука З; 5. ребрами кистей рук по верхней части груди с произнесением звука Ж. 6. ладонями рук по животу с произнесением звука М.
Часть 2. РЕЧЕВОЕ (ФОНАЦИОННОЕ) ДЫХАНИЕ Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Вдох должен быть коротким, а выдох - продолжительный и плавный. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен, т.к. на выдохе должна идти речь. Несовершенства речевого дыхания и их проявление в речи: 1. неумение рационально использовать выдох ведет к нарушению плавности речи, вынужденному ускоренному темпу, без соблюдения логических пауз; 2. речью на вдохе объясняется речь нечеткая, с захлебыванием; 3. неполное возобновление запаса воздуха вынуждает не договаривать слова, произносит их на шепоте, при этом трудно произносить длинные фразы и др. Таким образом, от правильного дыхания зависят чистота, правильность, красота и тональность голоса. "Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание (речевой аппарат "настроен"); легкость и гибкость звучания голоса (чистота речи); умелый переход из одного регистра (уровня звучания) в другой диапазон голоса; сила голоса и его тембр (звуковая окраска); ровность и устойчивость звука." (З.В.Савкова) Выработка правильного речевого дыхания во время речи и чтения достигается тренировкой, т.е. специальными упражнениями, которые следует проводить в проветренном помещении, до еды, в положении стоя. Упражнения 1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите левую руку на живот, правую - на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Следите, чтобы не поднималась грудь, а работала диафрагма. Диафрагма и нижнебрюшные мышцы создают опору звуку – «речевой пояс». Если диафрагма работает вяло, следует развивать ее с помощью тренировочных упражнений.
2. Произведите короткий спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. 3. «Примем величественный вид» Выпрямите шею, придав ей вертикальное положение, голову держите прямо. На счет «раз» поднимите лопатки повыше, на счет «два» - отведите их назад, «три» - глубокий вдох, «четыре» - свободно опустите лопатки, «пять» - выдохните так, чтобы верхняя часть грудной клетки ни в коем случае не сжималась, «шесть» - сделайте паузу. Осознайте, что говорение чаще всего происходит в процессе общения – передвижение в помещении, определенная поза, ее смена. Звук выдоха и течение речи не должны прерываться, звук следует «опереть». Динамическая дыхательная гимнастика по системе А.Н.Стрельниковой для укрепления дыхательной мускулатуры: 1. Наклониться и при этом сделать короткий активный и шумный вдох носом, как бы встревожено принюхиваясь, не пахнет ли от пола гарью. После этого быстрое выпрямление. Проделать 8 раз. Основное правило – не думать о вдохе. Темп очень высокий – примерно секунда на каждый вдох. 2. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При наклонах голова опущена, руки тянутся к телу. Они как бы накачивают шину. А шина – легкие, куда насос всякий раз подкачивает воздух. В день желательно сделать 400 вдохов – 10 мин. 3. Вдох на встречном движении рук. При этом движении сжимается верхняя часть легких. Воздух устремляется к основаниям легких, где чаще всего бывают застойные явления. Руки подняты на уровне плеч, локти развернуты. При вдохе руки идут навстречу друг другу так, что правая ладонь касается левого плеча, а левая – правого. 4. Наклоны вперед с вневременным встречным движением рук. Наклоны назад (запрокидывание головы) с одновременным встречным движением рук. Встречное движение рук при легком приседании на правой ноге (левая отставлена назад); то же самое, но на левой ноге (правая отставлена назад). Самостоятельно: выберите несколько упражнений динамической дыхательной гимнастики. Продолжайте тренировку дыхания, сочетая с произнесением звуков, слов, фраз, текстов. Первый вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь. 1. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). 2. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: а о у Количество гласных, произносимых на одном выдохе, постепенно увеличивается. Следите за плавностью перехода от одного звука к другому. 3.Вдох (3 сек.) Счет вслух (1, 2, 3, 4, 5) Добрать воздух (1 сек.) Счет вслух (1, 2,.. 6) Добрать воздух (1 сек.) И так постепенно увеличивайте счет до 10-15. 4. На выдохе: с с с с с ш ш ш ш ш п п п п п к к к к к Обратите внимание, чтобы конечный звук фиксировался четко и звучал максимально громко. То же, но с переходом к тому, чтобы звук "катился": с с с с с - сссссссс На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук. гудок - м м м м м м ммммммм, н н н н н ннннннн шум ветра - в в в в в вввввв писк комара - з з з з з ззззззз жужжание пчелы - ж ж ж ж ж жжжжжжж 5. «Свеча». Представьте, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте на свечу и еще раз, еще. 6. Медленно, ровно дуньте на "пламя свечи", но не с целью погасить, а всего лишь отклонить "пламя" и держать его в отклоненном состоянии как можно дольше. Ладонью вы почувствуете, как медленно и ровно сокращаются нижнебрюшные мышцы. 7. Второй тип выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» Перед вами 3, 4 … 15 воображаемых свечей. Потушите каждую "свечу" в отдельности. Объем вдоха не увеличивайте. Тушите каждую свечу на одном выдохе. При выдохе вы почувствуете ладонью ритмичные, прерывистые, активные движения диафрагмы. 8. Произнесите каждую строчку на одном выдохе: ра, ро, ру, рэ, ры ра, ро, ру, рэ, ры, ре, рю, ри ра-ря, ро-ре, ру-рю, ры-ри ра-ла, ро-ло, ру-лу, рэ-лэ, ры-лы ре-ри, ре-ле, рю-лю, ри-ли 9. Выдох на П-Ф, пауза, вдох (короткий на счет "раз") задержка (короткая на счет "два") Медленно наклоняйтесь вперед, сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произносите растянутое на звуке "С" слово "ЗДРАССССССССТЕ". Следите за тем, чтобы последний слог "те" прозвучал громко, отчетливо. Чтение пословиц и поговорок на одном выдохе. После выдоха, паузы, вдоха и задержки на "раз", читайте пословицу целиком. Затем снова вдох, задержка и чтение пословицы (той же или другой). 1. За край родной иди бесстрашно в бой. 2. Рощи да леса - всему краю краса. 3. Нет друга - ищи, а нашел - береги. 4. Дружба и братство - дороже богатства. 5. Книга для ума - теплый дождь для всходов. 6. Где охота и труд, там поля цветут. 7. Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. 11. Чтение стихотворной строки на одном выдохе. После обычного выдоха на П-Ф, паузы, короткого вдоха и задержки на "раз" читайте строку стихотворения, делайте добор воздуха и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка и при этом Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье закончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем, Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком - Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не кончался; Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку. Собранность, звучность, полётность, устойчивость, медленность, плавность - Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи. В процессе речи необходимо научиться быстро, энергично, а главное, незаметно подхватывать новую порцию воздуха, наполнять его запас в каждой удобной паузе: делать добор воздуха. Делайте добор после каждой строки, сохраняя связность текста, Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила утечка воздуха. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите внутренний четкий, торжественный ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в каждой строке было так же полнозвучно, как и первое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|