Чтение стихотворной строки на одном выдохе.
Делайте добор воздуха после каждой строчки, полный вдох - после двух строк. После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" С.Есенин "С добрым утром!" 13.Чтение прозаического произведения по предложениям. На одном выдохе читается предложение, после добора воздуха – следующее. После чтения всего отрывка (и удаления излишков воздуха на П-Ф) сделайте полноценный вдох. Самые большие предложения в тексте сначала прочитайте по частям, а затем целиком. Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья стая. Стало жарко, душно, знойно. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев; каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно. В.Даль. Сказка-загадка «Старик-годовик» 14. Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе.
Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых шести строк - сброс излишка воздуха и обычный вдох. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться, В небе я хочу носиться, И хочу я, словно птица, Улететь за сто морей. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! Я весь мир хочу увидеть, Всех детей хочу увидеть, Чтобы за руки нам взяться, Чтобы вместе нам смеяться. Унеси меня, мой змей, Прямо в небо поскорей! М.Карем "Мой змей" 15.Чтение трех коротких стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха - после каждых трех строк, вдох - после каждых шести. Мама! Глянь-ка из окошка - Знать вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тароватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!" А.Фет "Мама! Глянь-ка…" 16. Чтение абзаца прозаического текста на одном выдохе. После каждого абзаца делайте вдох. При наличии излишка воздуха предварительно сбросьте его на П-Ф. «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел сыновьям принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник в велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: - Так-то и вы: если в согласьи жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит.» Л.Толстой «Отец и сыновья.» 17. Прочитайте шутливое стихотворение "на одном дыхании": Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Хомка хочет сильным стать! (Вдох - и на выдохе: "Раз, два, три, четыре, пять!" - выдохнуть весь воздух.) Самостоятельно: подберите тексты для индивидуальной тренировки каждого способа дыхания и добора воздуха. Часть 3. ГОЛОС Вторым компонентом техники речи является голос. Половину своего рабочего времени учитель говорит. Поэтому педагогу необходимо заботиться о голосе. В отличие от дыхания, которое является автоматическим, голос должен быть управляемым. Правильно воспитанный профессиональный голос на фоне развитого речевого дыхания с соблюдением правил гигиены обеспечит учителю (логопеду) продуктивный труд даже при повышенной голосовой нагрузке. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринимать мысль говорящего во всей содержательной стороне, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает вникнуть в существо дела. Изменение основного тона – настолько естественное явление нормальной человеческой речи, что отсутствие звуковысотных изменений воспринимается как резкое нарушение речи и может даже свидетельствовать о психической ненормальности человека. Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основные качества звучащей речи - сила, высота, темп, окраска (тембр), диапазон, выразительность и выносливость. Сила голоса - степень громкости его звучания, зависит от активности работы речевого аппарата и органов дыхания. Высота голоса - его тональные возможности - диапазон (размах) голоса от самых нижних до самых верхних нот, звучащих уверенно, без излишних усилий и напряжения. Тембр голоса - его окраска, обусловленная, с одной стороны, индивидуальным строением речевого аппарата, а с другой - чувствами и намерениями говорящего. Хорошо поставленный голос обладает, кроме того, подвижностью, благозвучностью, полетностью. Подвижность (гибкость) - способность его легко и быстро изменяться по силе, высоте и тембру, позволяет менять и темп речи.
Задачи работы над голосом: 1. развитие силы голоса и диапазона; 2. выработка подвижности, благозвучия и полетности; 3. улучшение тембра голоса. 1 этап работы над голосом - освобождение фонационных путей, создание условий для свободного звучания. 2 этап - отыскать под наслоением привычек свой естественный, свободный природный голос (возникает легко, без мышечных усилий). Последовательность упражнений в работе над голосом обычно бывает такой: 1. Устранение явных недостатков направления звука (гнусавости, горлового или глухого звучания и т.п.). 2. Развитие силы и диапазона голоса на чтении шепотом, на чтении со сменой силы звучания, высоты и темпа. 3. Развитие силы и диапазона голоса на комбинированных упражнениях. Упражнения. 1. "Стон". Тихо, без напряжения, обязательно на выдохе мычите: М-М-М-М… Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Рот закрыт, но губы сомкнуты неплотно, слегка соприкасаются. Тихий стон, словно "успокаиваете" себя. Если звук направлен верно, вы почувствуете вибрацию. Такой характер упражнения помогает снять мышечное напряжение, напряжение с органов артикуляции и голосообразования. 2. «Колокола». Имитируйте звучание большого колокола: «Бом-м-!Бом-м-!», произнося слова низким голосом. А теперь перебросьте звук наверх - зазвонили маленькие колокольчики, образуя веселый перезвон: «Бим-бим-бим!». Произносите слова высоким голосом. Теперь объедините звучание всех колоколов, пусть они зазвучат в среднем тоне (одна рука контролирует головной резонатор, другая – грудной). Можно разделиться на группы и хором изобразить перезвон, затем поменяться ролями. 3. Продолжая стонать на звуке М, произнесите слитно, как одно слово, следующуюфразу: "Мам, меду нам". Стоните в разных тональностях (просьба, угроза, клянчанье, радость). 4. "Гудок". На выдохе без напряжения, губы в "положении хоботка" начинайте тянуть как гудок У-У-У… После этого сочетайте звук с таблицей гласных:
уу и уу и уу и уу и уу э уу э уу э уу э уу а уу а уу а уу а уу о уу о уу о уу о уу ы уу ы уу ы уу ы Не артикулируйте точно все гласные, а "затемняйте" их, т.е. все время держите губы в положении звука У. Речь волевая, уверенная, экспрессивная. Мышцы натренированы на «переключение» дыхания на все три вида выдыхания. 5. «Маляр». Вы веселый маляр. Кисть руки – это кисть маляра. Надо «выкрасить карниз», который стоит перед вами вертикально. Движение руки сопровождается словами: Краской крашу я карниз Вверх и вниз, и вверх, и вниз… Постепенно движения становятся увереннее, шире (от локтя); голос поднимается всё выше вместе с движением руки, а затем опускается всё ниже. Затем рука заработала от плеча… В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите: «Вот и выкрашен карниз». Следите за синхронностью движений руки и речи. Не делайте мышечных зажимов. Это упражнение поможет вам услышать высокие и низкие тона звучания вашего голоса, определить индивидуальные возможности в расширении высотного диапазона. Самостоятельно: подберите индивидуальные упражнения голосовой гимнастики А.Н.Стрельниковой. Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Постепенность повышения и понижения голоса – важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом. Следует уделять максимум внимания подобным упражнениям. Чаще пользуются силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания, при этом надо следить за тем, чтобы не снимать голос с «опоры». Голос должен звучать чисто. Не путайте тихое звучание с шепотом, когда слышен выдыхаемый воздух.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|