Прочитайте стихотворение сначала шепотом, а потом вслух, пользуясь указаниями.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 а) Была тишина, - вполголоса тишина, - тише тишина… - очень тихо Вдруг - обычным голосом грохотом - обычным голосом грома - громко сменилась - громко она! - громко И вот уже дождик - обычным голосом Тихонько- - вполголоса Ты слышишь? - тихо Закапал, - тихо закапал, - чуть тише закапал - еще тише по крыше… - очень тихо б) Пара барабанов - тихо пара барабанов - вполголоса пара барабанов - обычным голосом Била - чуть громче бурю! - громко Пара барабанов - тихо пара барабанов - вполголоса пара барабанов - обычным голосом Била - чуть громче бой! - громко Упражнения для развития полетности звука помогут собрать, привлечь внимание. в) Мы бродили темным бором. - обычным негромким голосом Мы спросили громко хором: - громко - Дома ль бабушка Яга -а? - еще громче, протяжно Бор ответил нам: - обычным голосом - Ага -а… - громко протяжно Не торопитесь, успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. г) "Глашатаи " Слушайте- послушайте, Государевы люди, Государеву волю! Идите в красные ворота На красный царский двор!.. С красного двора в новы сени, На частые ступени, В дубовые двери, В государевы палаты, Суд судить, ряд рядить. Произносите текст громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, очень точно собрав звук, как бы в рупор мегафона. Не забывайте добирать дыхание после каждой строчки. Выдох должен быть ровным, не только не ослабевающим, но даже усиливающимся в конце каждой строки. 7. " Прыжок в воду" Произнося строки стихотворения, вы "пробегаете" от низкого тона до высокого и обратно. Вот оборот! взлетаю. и Как птица я вниз Прыжок! стрелой. взбегаю. Скрываюсь я легко быстро
На вышку под водой. Бедность звуковысотного диапазона приводит к звуковому монотону. Монотонный, ровно звучащий в узком интервале 3-4 тонов голос усыпляет слушающих, притупляет восприятие. 8. " Самолет". обычным голосом - Белокрылый мощный "ТУ" набирает высоту. выше - Он летит все выше, выше… выше - Превратились в точки крыши… еще выше - Вот уже он выше туч… еще громче - А теперь - меж облаками… еще громче - Вдруг ударил солнца луч! еще громче - Голубой простор над нами. еще и еще выше - Выше, выше мчится "ТУ", Покоряя высоту… 9. Прочитайте текст про себя. Затем читайте вслух: авторский текст - с обычной громкостью, прямую речь персонажей - соответственно авторским ремаркам. Где ремарки нет, определите громкость с учетом условий, в которых произносятся данные слова. «Вдруг Чиполлино услышал - или, может быть, ему только показалось? - будто его кто-то зовет. - Чиполлино, - повторил еще более внятно знакомый глухой голос, - задержись немного на следующем кругу. "Крот,- подумал Чиполлино, и вся кровь бросилась ему в лицо от радости. - Он пришел! Он здесь!" Чиполлино так спешил поскорее добраться до того места, откуда он услышал голос Крота, что наступил на пятки шедшему впереди арестанту. Тот обернулся и проворчал: - Ты гляди, куда ноги ставишь! - Не сердись,- прошептал Чиполлино.- Передай по кругу, что через четверть часа мы все выйдем из тюрьмы. - Да ты с ума сошел!- изумился заключенный. - Делай, что я тебе говорю. Передай, чтобы все были наготове. Мы убежим еще до конца прогулки. …Лимонишка, который бил в барабан, решил похвалить арестантов. - Вот и хорошо!- закричал он. - Так, так! Грудь вперед, живот убрать. Плечи назад… Раз-два, раз-два!..» Д.Родари "Приключения Чиполлино" 10.Прочитайте вслух предложения. Читая первый раз, произносите однородные члены на одной высоте; читая во второй раз, повышайте голос на каждом последующем однородном члене, а по окончании перечисления опускайте голос.
1. Осень длинной, тонкой кистью Перекрашивает листья. Красный, желтый, золотой, - Как хорош ты, лист цветной! А ветер щеки толстые Надул, надул, надул И на деревья пестрые Подул, подул, подул! И.Михайлова "Как обидно" 2. Проказница Мартышка, Осел, Козел, Да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. И.Крылов "Квартет" 11. Прочитайте отрывки про себя, вдумайтесь в их содержание, постарайтесь как можно ярче представить себе, как происходило событие, о котором рассказывается в каждом отрывке. Будет ли чтение одного отрывка отличаться от чтения другого по темпу? Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю снег. "Снегопад"
Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… А.Пушкин
Полночной порою в глубокой тиши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Бальмонт Закружилась вся земля: И леса, и поля, и деревни, и мосты, и собака у ворот, и дом, и комната моя, и шкаф, и стол, и стул, и Я. Э.Мошковская 12. Прочитайте отрывок про себя, продумайте его содержание, почувствуйте, в каком ритме идет подготовка к танцу и в каком - сам танец. Постарайтесь передать ритм танца в чтении вслух. Следите за добором воздуха в процессе чтения. Друг за другом Встали в пары Две Тамары, Две Варвары, А с плясуньей Настенькой Мальчик коренастенький. Пляшем мы на совесть, К празднику готовясь. Чок! Чок! Каблучок! Заработаю Значок Лучшего танцора! Чок! Чок! Каблучок Оторвется скоро! А.Барто "Прощальный перепляс" 13. Прочитайте текст про себя. Подумайте над его содержанием, постарайтесь в воображении увидеть все, о чем рассказано в тексте. Если возможно, запишите свое чтение на магнитофонную ленту и, прослушивая запись, проверьте, все ли изменения силы звука голоса, высоты его звучания и темпа чтения оправданы содержанием текста и помогают слушателям ярче представить детали описанного события. Внесите в свое чтение необходимые поправки. Сто ребят И сто девчат Все лежат И все молчат. Ты лежишь, И я лежу… Муха села Мне на палец И спросила: "Вы проспались?" Пальцем муху Я ловлю… Засыпаю… Сплю.
Вдруг все громче голоса: "Ой, оса! Летит оса! Вон у Вити на носу! Ну, ловите же осу!" Все несутся за осой, Витя прыгает босой, Сто ребят И сто девчат Все хохочут И кричат. Настоящий тихий час!
Улетела прочь оса, И замолкли голоса. Сто ребят И сто девчат Все лежат И все молчат. Тихо тикают часы. Это сон насчет осы? Я осу во сне ловлю… Сплю… А.Барто "Тихий час" 14. «Скороговорки» Произнесите скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской (заданного тембра): · Проворонила ворона воронёнка (пожалев воронёнка, поругав ворону); · От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей, успокоив слушателей); · На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо, похвалив кого-либо); · Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры (восхитившись бобрами, как бы рассказывая сказку); · Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет (прочитав как информационное сообщение, выразив свое возмущение; сомневаясь в услышанном, дразнясь.) Самостоятельно: подберите фразы, требующие моральных, эстетических и иных оценок: мудрость – глупость, доброта – жадность, любовь – ненависть, радости, удивления, угрозы и т.д. Помимо специальной тренировки необходимо следить за своей бытовой речью. Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышц шеи. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.
Часть 4. ТЕМП РЕЧИ Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменной темпо - ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи. Но скороговорка - упорный недостаток речи. Темп речи характеризует скорость ее протекания во времени, ускорение и замедление, обуславливающие степень её артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Средний темп – 70- 80 слов в минуту, замедленный – 50- 60, ускоренный – 90- 120. Разные типы произношения (по Л.В.Щербе) имеют прямое соотношение с темпом: нейтральный стиль – средний темп, замедленный темп обеспечивает полное произношение, ускоренный приводит к неполному произношению, редуцированию форм (здрасть). С точки зрания восприятия темп воспринимается не впрямую. Человек воспринимает не собственно темп, а его изменчивость. Величина темпа складывается из времени говорения и времени молчания. Ускоренный темп напрямую зависит от интонации: ускоренный темп вызывает понижение тона, а замедленный – повышение.Ускоренный темп связан с понижением громкости, а замедленный – с её повышением.
Для того, чтобы обеспечить медленный темп, отсчитывайте про себя на малой паузе "раз, два", на большой - "раз, два, три четыре". Произнеся текст 3 раза, скажите эти же фразы без отсчета, но с соблюдением того же темпа и пауз. Основное назначение темпа – отделять важное от второстепенного: всё важное в речи произносится в медленном теипе, неважное – в убыстрённом. 1. Следующие фразы произнесите очень медленно: Косматая туча! очень медленно! выползала из-за горизонта!! Она все ширилась! и заволакивала небо!! Облака в ней клубились! образуя разнообразные! и причудливые фигуры!! 2. В том же темпе произнесите текст В.Короленко "Огоньки": «Мне часто вспоминается теперь! и эта темная река! затененная скалистыми горами! и этот живой огонек!! Много огней! и раньше и после! манили не одного меня! своею близостью!! Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах! а огни еще далеко!! И опять приходится! налегать на весла!!» Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Вообще чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье - замедляют его. Быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление, нежелание слушать. Она не всегда бывает понятной. Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: "Говорит, как воду цедит". Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию. Работа над темпо - ритмом – это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. 3. Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. «Алла-меняла». (Постепенное повышение тона голоса с одновременным убыстрением темпа речи) Алла меняла Карандаш на марку, марку на палку, палку на брошку, брошку на гармошку, гармошку на рожок, рожок на гребешок, гребешок на книжку, книжку на шишку, шишку на ложку, ложку на плошку, плошку на линейку, линейку на лейку, лейку на горшок,
горшок на цветок, цветок на карандаш… Вот какой ералаш В голове у менялы – Глупейкиной Аллы!
4. В каком темпе должны быть произнесены выражения и от чего он зависит в данном случае? - Работу сделает за два дня. - Работу не сделать и за тысячу лет! - Помогите! Человек тонет! - Как медленно вертится колесо. - Он идет то туда, то сюда, то назад, то вперед. - Какой длинный сегодня день! 5. Определите темп и интонацию произнесения отрывка. Что меняется? почему? А) Смех у воспитанных людей бывает живой, непринуждённый, весёлый, заразительный. У невоспитанных – оглушительный, деланный, беспричинный. Б) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой, неизмеримый океан, сладостным куполом нагувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятьях своих! (Гоголь Н.В.) Самостоятельно: подберите тексты на разные темпо- ритмы для индивидуальной тренировки. Часть 5. ДИКЦИЯ Дикция - отчетливость и правильность произношения слов, слогов и звуков в разговоре, пении и т.д. Она - основа четкости, понятности речи. Ясность и чистота произношения зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата (подвижных частей речевого аппарата - языка, губ, нижней челюсти, гортани). Распространенные недостатки речи: 1. Вялость губ; 2. малый раствор губ на гласных (речь сквозь зубы); 3. изъяны в ротовой полости (зубы); 4. «проглатывание» отдельных слов и звуков; 5. шепелявость, гнусавость, заикание; 6. общая небрежность. Чтобы устранить эти недостатки, необходима артикуляционная гимнастика как предварительный этап перед занятиями собственно дикцией. Артикуляционная гимнастика. Упражнение 1. Предельно, с усилием собрать губы в "хоботок", так, чтобы пигментированная (окрашенная) часть их имела минимальную площадь (не "пятачком" и не "бантиком"!). Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не размыкая (не обнажая зубы). Повторить это движение 10-15 раз, до появления в губах ощущения тепла, разогретости. Условия правильного выполнения упражнения: · Нижняя челюсть остается спокойной, неподвижной - двигаются только губы; все, не связанные с губами, мышцы лица также остаются спокойными; зубы сомкнуты (не стиснуты, без усилия). · Движение делается активно, с усилием, поэтому не очень быстро, но до конца; губы собираются и растягиваются предельно. · В процессе упражнения губы не размыкаются, зубы не должны быть видны. Упражнение 2. Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на два-три пальца, сохраняя овальную форму рта, затем также спокойно рот закрыть. Повторить упражнение 5-7 раз. Условия правильного выполнения упражнения: · При выполнении упражнения голову держать прямо, не опуская и не задирая ее. · Челюсть опускать мягко, плавно, без рывков и напряжения, в строго вертикальном направлении. · Губы (при открытом рте) имеют форму овала, длинная ось которого расположена вертикально. · Язык лежит плоско на дне рта (лучше даже, если он имеет вогнутую форму); кончик языка находится у корней нижних зубов. · Небная занавеска (маленький язычок) максимально подтягивается. Упражнения 1 и 2 лучше (особенно вначале) делать перед зеркалом - для лучшего контроля. Упражнение 3. Мысленно, шепотом или вслух произносите поочередно звуки И и У (и-у-и-у-и-у…). Повторите 10-15 раз. Задача этого упражнения - развитие подвижности гортани. Поскольку известно, что, во-первых, на И гортань занимает самое высокое положение, а на У - самое низкое и, во-вторых, что для образования полноценного звука для большинства людей предпочтительно низкое положение гортани, в упражнении следует больше внимания уделять опусканию гортани на У. Упражнения 1 и 3 могут специально использоваться для разминки соответствующих мышц, для их разогревания. Так, если губы онемели, плохо подчиняются, малоподвижны (например, от холода), благодаря упражнению 1 они придут в активное, рабочее состояние. Если пришлось говорить на холоде и есть опасность застудить горло, надо поделать упражнение 3, чтобы разогреть мышцы гортани и тем снять возможные последствия вредного воздействия холодного воздуха. Упражнение 4. После выдоха на П-Ф, паузы, короткого вдоха и задержки на "раз" на выдохе произнести таблицы гласных (и-э-а-о-у-ы), следя за точной артикуляцией каждого звука; то же повторить с йотированными гласными (и-е-я-е-ю-и); то же вразбивку (и-э, э-а, а-о, о-у, у-ы или по три звука: и-э-а, а-о-у, э-а-о, о-у-ы и т.п.). Следует помнить, что при произношении гласных следует обращать внимание на правильную артикуляционную позицию и убирать "пестроту", фокусируя звук на кончиках прикрытых губ. Артикуляция гласных должна быть четкой, а не "размашистой". Упражнения на отработку звуков. Постановка и автоматизация ясного и чёткого звучания проходит в несколько этапов: звуки артикулируются отдельно; произносятся в словах, с интонированием знаков препинания (точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак), с повышением и усилением голоса, с понижением и ослаблением голоса. Произношение может сопровождаться выполнением определенной психологической задачи на словесное действие: хвалю, горжусь, осуждаю, поздравляю, утешаю, сочувствую, сплетничаю и т.д. 1. Следите за четким произношением звуков И - Й. а) Ил, икс, импульс, бич, вирус, литр, пни, игра, фигурный, диплом, привет, пилигрим, ярус, ель, ют, майор, маяк, бульон, июль, мой, правый, буй. б) Знали, кого били, - потому и победили. Двое не один - в обиду не дадим. в) Иней лег на ветки ели, Иглы за ночь побелели. С.Маршак "Про все на свете" г) Мы, гвозди, без затей, мы прямотою славимся: Давайте… переплавимся! И - никаких гвоздей! - И мы за переплавку!- Отозвались булавки. - И вы? - И мы! - И ты? - И я! Гремит железная семья. Мухаммедов "Так говорил железный лом" 2. Отработка звуков Э - Е. а) Эх, эллин, экскурс, поэт, жесть, шест, ценный, этап, эмаль, мулине, есть, евнух, субъект, пень, билет, бледный, филе, желе. б) Не место красит человека, а человек место. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. в) Эдик, мой приятель, чинит выключатель, Это наш электрик, слесарь и монтер. С.Маршак "Живые буквы" г) Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет да орешки все грызет… А.Пушкин "Сказка о царе Салтане" д) Это утро, радость эта, Эта мощь и радость света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все - весна. А.Фет "Это утро…" 3. Отработка звуков А - ЙА. а) Ас, август, банк, аркан, март, стакан, салат, скала, артель, фасоль, як, ялик, баян, изъян, ляпис, дрань, пустяк, тюфяк, ладья, мазня. б) Апрель с водой, а май с травою. Не красна изба углами, а красна пирогами. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай. в) Алик - авиатор (это значит летчик). Алым самолетом режет облака. С.Маршак "Живые буквы" г) Яков - знаменитый маленький садовник - Яблоки и груши вырастил в саду, Ягоду - малину, ягоду - крыжовник… С.Маршак "Живые буквы" 4. Отработка звуков О - ЙО. а) Ось, облик, лом, болт, конус, альбом, сукно, пальто, ерш, ежик, разъем, прием, клен, трешник, вытье. б) Волка ноги кормят. Красно поле пшеном, а речь - умом. Видит кот молоко, да рыло коротко. в) Осип - огородник, Он копает брюкву. С.Маршак "Живые буквы" г) Ель на ежика похожа: Еж в иголках, елка - тоже. С.Маршак "Веселая азбука" д) Не изменит добрый конь; С ним и в воду, и в огонь… М.Лермонтов "Измаил-бей" 5. Отработка звуков У- ЙУ. а) Ум, ус, лук, бур, стул, мука, паук, игумен, рагу, уксус, укол, кулак, фартук, южный, юркий, вьюн, люк, ключ, салют, дюны, сплю, юннат, юрист, клюка, крючок, кроющий. б) Ученье - путь к уменью. Чужим умом умен не будешь. в) И в суму его пустую Суют грамоту другую. А.Пушкин "Сказка о царе Салтане" г) Юрий будет дельным юнгой корабельным. Юрий любит бури и морской простор. С.Маршак "Живые буквы" д) Дождик, дождик, Что ты льешь, Погулять нам не даешь? - Я водою дождевою Землю мою, мою, мою. Мою крышу и забор, Мою улицу и двор, И калитку умываю, И деревья, и кусты, Чтобы были к Первомаю Все умыты и чисты. Погореловский "Апрельский дождь" 6. Отработка звука Ы. а) Дым, мыс, выпуск, рыбы, волы, грибы, жизнь, шило, цирк, выписной, вымытый. б) Лыком шиты, да мылом мыты. Конь бежит, земля дрожит. Топоры остры до поры, до поры остры топоры. в) Я в походе был, В барабан я бил. Волк в долине выл, Я веревки вил. Малыш был очень мил, Он руки мылом мыл. Тренировка согласных начинается с установки речевого аппарата в правильную фонетическую позицию и отработки четкого произнесения каждого из звуков. Вторым этапом является соединение отдельных звуков в сочетании между собой и с добавлением гласных звуков. Затем следуют словесный диктант, стихотворные тексты, скороговорки, долгоговорки и многоговорки. Для отработки отдельных звуков и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Работать над чистоговорками следует не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание. Для выработки четкости произношения при любом темпе речи служат специальные фразы - скороговорки. Они построены на сочетаниях слов, включающих в себя звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, быстрой смены артикуляционных позиций. Народ придумал их специально для разработки «говорильного аппарата». Он заботился о красоте, четкости, выразительности русского слова. Речь подчиняется мысли. 7. Отработка звуков П-Б. а) пи-пэ-па-по-пу-пы пи- бби би- ппи би-бэ-ба-бо-бу-бы пэ- ббэ бэ- ппэ- ппе пи-пе-пя-пе-пю-пи па- бба ба- ппа- ппя би-бе-бя-бе-бю-би по- ббо бо- ппо- ппе б) Па, поп, папа, паркет, папирус, аппарат, капель, капель, потоп, краб, дуб, бак, побег, кобура, бублик, барбос, вобла, аббат. в) Купила бы я, накупила, да купило притупила. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Викул бабу обул, да и Викула баба обула. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. г) Кто продырявил барабан, барабан? Кто продырявил старый барабан? Барабанил в барабан барабанщик наш. Барабанил в барабан тарабарский марш. Барабанил в барабан барабанщик Андриан, Барабанил, барабанил, бросил барабан. Пришел баран, прибежал баран, Прободал барабан, и пропал барабан. д) Эй, ребята, побыстрей собирайтесь в цирк зверей! Будет там борьба, футбол, Бокс, бейсбол и баскетбол. Кто же будет выступать? Всех попробуем назвать: Бабуин, бобер, барсук, Барс, бизон и бурундук. Бегемот, верблюд, белуга, Белка, буйвол, бык, белуха, Обезьяна, зубр, баран, Жаба, зебра и кабан. 8. Отработка звуков Ф-В. а) фи-фэ-фа-фо-фу-фы фи- вви ви- ффи ви-вэ-ва-во-ву-вы фэ- ввэ вэ- ффэ- ффе фи-фе-фя-фе-фю-фи фа- вва ва- ффа- ффя ви-ве-вя-ве-вю-ви фо- вво во- ффо- ффе б) Факт, фут, ферт, фосфор, фефела, кофта, кофе, эффект, жираф, сейф, боров, вперед, кровь, волк, выбор, верба, вина, диван, синего, фикус, фагот, конфеты, конверты. в) У Фили пили, Филю же и побили. Фофан-фофан в землю вкопан. Каково волокно, таково и полотно. Водовод вез воду из-под водопровода. г) Говорит великан великану: - Головой я до неба достану! Великану в ответ великан: - Выпить весь я могу океан! д) Ветер воет, ветер воет, Ветер воет, завывает, У ветлы, у вербы, ивы Ветер ветки наклоняет. 9. Отработка звуков К-Г-Х. а) ки-кэ-ка-ко-ку-кы ки-хи-иэ ги-ххи-кки ги-гэ-га-го-гу-гы кэ-хэ-иэ гэ-ххэ-кке хи-хэ-ха-хо-ху-хы ка-ха-иа га-ххя-ккя ки-ке-кя-ке-кю-ки ко-хо-ио го-ххе-кке ги-ге-гя-ге-гю-ги ку-ху-иу гу-ххю-ккю хи-хе-хя-хе-хю-хи кы-хы-иы гы-ххи-кки б) Как, кукушка, кекс, кирка, казак, рог, визг, когти, газ, голос, гиря, герои, когда, бегут, выгон, кегли, хор, худой, хилый, херес, хлопок, пахарь, трахея, хихикать, бог, мягкий. в) Клюет курка крупку, курит турка трубку. Пришел Прокоп - кипел компот, ушел Прокоп - кипел компот, как при Прокопе кипел компот, так и без Прокопа кипел компот. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Наша голова вашу голову переголовит, перевыголовит. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорки… Осип охрип, Архип осип. г) На лесной опушке собрались лягушки. Квакают хвастушки, хвастают квакушки. Хватит квакать, хватит хвастать! Не хвастайте, квакушки! Не квакайте, хвастушки! 10. Отработка звуков Т-Д. а) ти-тэ-та-то-ту-ты ти-дди ди-тти ди-дэ-да-до-ду-ды тэ-ддэ дэ-ттэ-птэ ти-те-тя-те-тю-ти та-дда да-тта-ття ди-де-дя-де-дю-ди то-ддо до-тто-тте ту-дду ду-тту-ттю ты-дды ды-тты-тти Произнесите сочетания с таблицей гласных: кп ктп пк гдб гб ткп бг и-э-а-о-у-ы дгб кт пкт гд бгд б) Тара, идти, тополь, тип, тетя, трактор, стук, кортик, тетерев, тьма, трепет, крот, брод, дудка, дом, дым, дитя, дятел, один, отдых, отделка. в) От топота копыт пыль по полю летит. Ткет ткач ткани на платки Тане. Наша дуда и туда и сюда. г) У нас все дома! - Тома дома? - Дома Тома. Тема дома, Тут и Дема. Дома Катя, Надя, Лида, Дома Тина, Тут и Дина. Дома Тима, Тут и Дима. Петя, Федя и Никита! д) Граф Тото играет в лото. Графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото. Если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то граф Тото никогда не играл бы в лото. 11. Отработка звуков С-З. а) си-сэ-са-со-су-си си-ззи зи-сси зи-зэ-за-зо-зу-зи сэ-ззэ зэ-ссэ-ссе си-сэ-са-со-су-си са-зза за-сса-сся зи-зе-зя-зе-зю-зи со-ззо зо-ссо-ссе су-ззу зу-ссу-ссю сы-ззы зы-ссы-сси б) Сук, сын, сила, семя, кусок, масло, косяк, овсюг, нос, лес, сенокос, рассада, воз, из тьмы, зал, зубы, зима, земля, язык, ваза, морозец, козлик, узник, воззвание. в) У осы не усы, не усищи, а усики. Все с базара, а Назар - на базар. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. г) Заблестел за лесом золотой закат, Звезды серебристые в синеве блестят. Засверкали в озере отблески зари, Сумерки сгустились, светят огоньки. Тихо все. На ветке замер каждый лист. Потемнело небо там, в дали лесной. Солнце закатилось, и настал покой. 12. Отработка звуков Ш-Ж. а) ши-шэ-ша-шо-шу-ши ша-жжа жа-шша жи-жэ-жа-жо-жу-жи шо-жжо жо-шшо ши-жжи жи-шши шу-жжу жу-шшу шэ-жжэ жэ-шшэ б) Шар, шуба, пушка, башня, шалаш, душ, муж, рожки, жук, желоб, жбан, лужа, ружье, нужда, жажда, жужжать, позже. в) Шила в мешке не утаишь. Дружба - дружбой, а служба - службой. Шуршат камыши, в камышах - малыши. г) В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит. Шепот к Шороху спешит, Шепот по лесу шуршит - Ты куда? - К тебе лечу. Дай на ушко прошепчу: Шу-шу-шу да ши-ши-ши. - Тише, Шорох, не шурши, Навостри-ка уши - Тишину послушай!.. В.Суслов д) Шакал шагал, шакал скакал. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше нашли по два гроша. е) Верушка - с вертушкой, Варюшка - с ватрушкой, Гаврюшка - с гармошкой, Петюшка - с Петрушкой. ж) Мы со звуком Ж играем, Слово к слову подбираем: Ежик, жук, жираф, Шпион… - Выходи из круга вон! 13. Отработка звуков Щ, Ч, Ц. а) щи-ще-ща-що-щу чи-чэ-ча-чо-чу цы-цэ-ца-цо-цу б) Щавель, щука, щель, роща, плащ, вещь, чай, чудо, качели, пчелка, мяч, речь, вотчина, цапля, цирк, цукат, лицо, овцы, заяц, блюдце, садиться, цветы. в) Волки рыщут - пищу ищут. Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Полчетверти четверика чечевицы без червоточины. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно четко. Только у молодца и золотца, что пуговка оловца. г) Чудовищная загадка Живет в пещере чудовище. Хранит в лапищах сокровище. У чудовища - длинный хвостище, Крепки у него лапищи. Кривы на лапищах когтищи, Остры у него зубищи, Черны у него глазищи, Блестящи его усищи! Да ты не бойся, малышка! Чудовище это - мышка! Пещера - мышкина норка, А сокровище - хлебная корка! д) «…Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает. Захотелось Иванушке пить: - Сестрица Аленушка, я пить хочу! - Погоди, братец, дойдем до колодца. А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы. - Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца! - Не пей, братец, теленочком станешь. Иванушка послушал сестрицу, и пошли они дальше.» Нар. сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" 14. Отработка звуков Л, М, Н, Р. а) л, ль м, мь И Э А О У Ы н, нь р, рь "Пила" рр-рьрь-рр-рьрь… б) Лук, лак, лен, лев, пила, пуля, солдат, капля, пол, соль, капелла, аллея; мак, мох, мел, мясо, потомок, мрамор, сумма, ком, минимум, семь; нос, нары, нюх, нива, канва, нужно, няня, лунник, пан, чабан, конь, дань; рак, рот, речь, риф, гром, парк, гиря, крюк, пар, корь, коррида. в) Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки. Корюшка в морюшке, в морюшке корюшка. Королева кавалеру каравеллу подарила. Королева с кавалером в каравелле удалилась. Метели летели, летели метели, стелили в долинах из снега постели. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|