Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Схема анализа результатов нейропсихологического исследования




 

Функции и № проб Нарушения функции Оценка нарушения
     
1. Кинестетический праксис № 1 —14 1.1. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие Нарушение кинестетической основы движений
1.1.1. Правая рука или билатерально  
1.1.2. Левая рука  
1.2. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо 2-го и 3-го пальцев показывает 4-й и 5-й). Нарушение зрительно-пространственной организации движений
1.3. Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует Односторонняя пространственная агнозия
1.4. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений Инертность движений
1.4.1. Правая рука или билатерально  
1.4.2. Левая рука  
1.5. Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке Нарушение кинестетической основы движений
1.5.1. Справа — налево  
1.5.2. Слева — направо  
1.6. Билатеральные нарушения переноса поз с одной руки на другую Нарушение межполушарного взаимодействия
2. Пространственный праксис № 15-21 2.1. Не может воспроизвести пространственное положение руки, путает левую и правую стороны Нарушение зрительно-пространственной организации движений
2.2. Не может найти заданную часть лица или тела Нарушение схемы тела
2,3. Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок Нарушение произвольной регуляции движений
3. Динамический праксис № 22-27 3.1. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга Нарушение кинетической организации движений
3.1,1. Правая рука или билатерально  
3.1.2. Левая рука  
3.2. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения Инертность движений
3.2.1. Правая рука или билатерально  
3.2.2. Левая рука  
3.3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движений Нарушение пространственной организации движений
3.4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук Нарушение реципрокной координации
3.5. Отстает одна рука Дезавтоматизация движений
3.5.1. Правая рука  
3.5.2. Левая рука  
3.6. Воспроизводит движение только правой руки, игнорируя левую руку Игнорирование левой руки
4. Слухо-моторные координации № 28-36 4.1. Не может определить количество ударов, сказать, одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма Нарушение слухового восприятия
4.2. Не может воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливает структуру ритма Нарушение слухового восприятия
4.3. Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм Инертность движений
4.4. Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения Слабость акустических следов
4.5. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу) Нарушение произвольной регуляции движений
5. Стереогноз № 37-38 5.1. Не узнает ощупываемый предмет Нарушение сенситивного гнозиса
5.1.1, В правой руке  
5.1.2. В левой руке или билатерально  
5.2. Узнает ощупываемый объект, но не может назвать его Нарушение номинативной функции речи
5.3. Не может называть объекты, ощупываемые левой рукой Тактильная аномия
6. Зрительный гнозис № 39-42 6.1. Не узнает изображения Нарушение зрительного восприятия
6.2. Не может называть изображения, забывает названия предметов Нарушение номинативной функции речи
6.3. Не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону Односторонняя пространственная агнозия
6.4. Называет предметы в обратной последовательности, справа—налево Зеркальность восприятия
6.5. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы Фрагментарность восприятия
6.6. Дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок Инактивность восприятия
6.7. Не может определить пол и возраст персонажей на сюжетной картинке Нарушение лицевого гнозиса
6.8. Не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств) Нарушение мышления
7. Речь №43-51 7.1. Не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.) Нарушение сенсорной функции речи
7.2. Затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.) Нарушение кинестетической основы речи
7.3. Не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки Нарушение кинетической организации речи
7.4. Не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги Нарушение грамматического строя речи
8. Слухо-речевая память № 48-51 8.1. Не может удержать в памяти серию из 3 слов, искажает слова Нестойкость акустических следов
8.2. Не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова Тормозимость следов
8.3. Стереотипно повторяет одни и те же слова Инертность речевых следов
8.4. Соскальзывает на побочные ассоциации, вплетает новые слова Нарушение избирательности мнестической деятельности
8.5. Не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов Сужение объема памяти
8.6. Постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение Замедленность запоминания
8.7. Не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова Нарушение порядка элементов
8.8. После интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением Тормозимость следов
8.9. Не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты Сужение объема памяти
8.10. Передает содержание, но не понимает смысл рассказа Нарушение мышления
9. Рисунок № 52-54 9.1. Не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных элементов объекта Нарушение конструктивной деятельности
  9.2. Не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей Нарушение пространственного восприятия
  9.3. Располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты Односторонняя пространственная агнозия
  9.4. С трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит одни и те же элементы Инертность движений
10. Зрительная память № 55-57 10.1. Не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов Сужение объема памяти
10.2. Заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение Замедленность запоминания
10.3. Не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок Нарушение порядка элементов
10.4. Неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой Нарушение пространственного восприятия
10.5. Стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки Инертность двигательных стереотипов
10.6. После интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением Тормозимость следов
11. Чтение №58 11.1.Неправильно называет буквы, не может читать Нарушение чтения
  11.2. Читает в обратном (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова Зеркальное чтение
  11.3. Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста Односторонняя пространственная агнозия
12. Письмо № 59-64 12.1.Пропускает буквы, смешивает буквы, близкие по фонематическому признаку (б-п, г-к и др.) Нарушение сенсорной функции речи
12.2. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-н-л, 6-м и др.) Нарушение кинестетической основы речи
12.3. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных Нарушение кинетической структуры речи
12.4. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму букв Нарушение пространственного восприятия
12.5. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры Зеркальное письмо
12.6. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы Инертность элементов двигательных стереотипов
12.7. Делает ошибки на гласные, пропускает гласные звуки Нарушение анализа гласных звуков
13. Счет №65 13.1. Не может выполнить простые счетные операции Нарушение счета
13.2. Затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки Нарушение пространственных представлений
13.3. Не может переключиться с одних чисел на другие, повторяет одни и те же ошибки Инертность речевых следов
14. Решение задач № 66-67 14.1. Не удерживает условия задачи, забывает и заменяет числа Мнестический дефект
14.2. Не может выполнить необходимые счетные операции Нарушение счета
14.3. Не понимает и не усваивает способ решения Нарушение мышления

 

Литература

 

1. Актуальныепроблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили / Под ред. Л. С. Цветковой. — Москва — Воронеж, 2001.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. — М., 1995. — С. 160-170.

3. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. — М.: Медицина, 1964.

4. Корнев А. Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей // Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.— С. 232-274.

5. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997.

6. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М., 1951.

7. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.

9. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга// Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978. — С. 109-139.

10. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993.

11. Методикаадаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации / Сост. Э. Г. Симерницкая, И. А. Скворцов, Л. И. Московичюте и др. — М., 1988.

12. Семенович А. В., Цыганок А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей: Методические рекомендации для педагогов и родителей. — М., 1992.

13. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...