Функции и № проб
| Нарушения функции
| Оценка нарушения
|
|
|
|
1. Кинестетический праксис № 1 —14
| 1.1. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие
| Нарушение кинестетической основы движений
|
1.1.1. Правая рука или билатерально
|
|
1.1.2. Левая рука
|
|
1.2. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо 2-го и 3-го пальцев показывает 4-й и 5-й).
| Нарушение зрительно-пространственной организации движений
|
1.3. Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палец игнорирует
| Односторонняя пространственная агнозия
|
1.4. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений
| Инертность движений
|
1.4.1. Правая рука или билатерально
|
|
1.4.2. Левая рука
|
|
1.5. Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке
| Нарушение кинестетической основы движений
|
1.5.1. Справа — налево
|
|
1.5.2. Слева — направо
|
|
1.6. Билатеральные нарушения переноса поз с одной руки на другую
| Нарушение межполушарного взаимодействия
|
2. Пространственный праксис № 15-21
| 2.1. Не может воспроизвести пространственное положение руки, путает левую и правую стороны
| Нарушение зрительно-пространственной организации движений
|
2.2. Не может найти заданную часть лица или тела
| Нарушение схемы тела
|
2,3. Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок
| Нарушение произвольной регуляции движений
|
3. Динамический праксис № 22-27
| 3.1. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга
| Нарушение кинетической организации движений
|
3.1,1. Правая рука или билатерально
|
|
3.1.2. Левая рука
|
|
3.2. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения
| Инертность движений
|
3.2.1. Правая рука или билатерально
|
|
3.2.2. Левая рука
|
|
3.3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движений
| Нарушение пространственной организации движений
|
3.4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук
| Нарушение реципрокной координации
|
3.5. Отстает одна рука
| Дезавтоматизация движений
|
3.5.1. Правая рука
|
|
3.5.2. Левая рука
|
|
3.6. Воспроизводит движение только правой руки, игнорируя левую руку
| Игнорирование левой руки
|
4. Слухо-моторные координации № 28-36
| 4.1. Не может определить количество ударов, сказать, одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма
| Нарушение слухового восприятия
|
4.2. Не может воспроизвести ритмы по заданному образцу, не улавливает структуру ритма
| Нарушение слухового восприятия
|
4.3. Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм
| Инертность движений
|
4.4. Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения
| Слабость акустических следов
|
4.5. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу)
| Нарушение произвольной регуляции движений
|
5. Стереогноз № 37-38
| 5.1. Не узнает ощупываемый предмет
| Нарушение сенситивного гнозиса
|
5.1.1, В правой руке
|
|
5.1.2. В левой руке или билатерально
|
|
5.2. Узнает ощупываемый объект, но не может назвать его
| Нарушение номинативной функции речи
|
5.3. Не может называть объекты, ощупываемые левой рукой
| Тактильная аномия
|
6. Зрительный гнозис № 39-42
| 6.1. Не узнает изображения
| Нарушение зрительного восприятия
|
6.2. Не может называть изображения, забывает названия предметов
| Нарушение номинативной функции речи
|
6.3. Не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону
| Односторонняя пространственная агнозия
|
6.4. Называет предметы в обратной последовательности, справа—налево
| Зеркальность восприятия
|
6.5. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы
| Фрагментарность восприятия
|
6.6. Дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремится к коррекции указанных ошибок
| Инактивность восприятия
|
6.7. Не может определить пол и возраст персонажей на сюжетной картинке
| Нарушение лицевого гнозиса
|
6.8. Не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств)
| Нарушение мышления
|
7. Речь №43-51
| 7.1. Не понимает инструкций, не может показать называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д и др.)
| Нарушение сенсорной функции речи
|
7.2. Затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.)
| Нарушение кинестетической основы речи
|
7.3. Не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки
| Нарушение кинетической организации речи
|
7.4. Не понимает грамматических конструкций, неправильно употребляет падежи, предлоги
| Нарушение грамматического строя речи
|
8. Слухо-речевая память № 48-51
| 8.1. Не может удержать в памяти серию из 3 слов, искажает слова
| Нестойкость акустических следов
|
8.2. Не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова
| Тормозимость следов
|
8.3. Стереотипно повторяет одни и те же слова
| Инертность речевых следов
|
8.4. Соскальзывает на побочные ассоциации, вплетает новые слова
| Нарушение избирательности мнестической деятельности
|
8.5. Не может воспроизвести 5 слов. Повторные предъявления не улучшают результатов
| Сужение объема памяти
|
8.6. Постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение
| Замедленность запоминания
|
8.7. Не может запомнить заданную последовательность стимулов, переставляет слова
| Нарушение порядка элементов
|
8.8. После интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением
| Тормозимость следов
|
8.9. Не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты
| Сужение объема памяти
|
8.10. Передает содержание, но не понимает смысл рассказа
| Нарушение мышления
|
9. Рисунок № 52-54
| 9.1. Не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных элементов объекта
| Нарушение конструктивной деятельности
|
| 9.2. Не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей
| Нарушение пространственного восприятия
|
| 9.3. Располагает рисунок в правой половине листа, упускает детали слева, искажает левые фрагменты
| Односторонняя пространственная агнозия
|
| 9.4. С трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит одни и те же элементы
| Инертность движений
|
10. Зрительная память № 55-57
| 10.1. Не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов
| Сужение объема памяти
|
10.2. Заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение
| Замедленность запоминания
|
10.3. Не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок
| Нарушение порядка элементов
|
10.4. Неправильно воспроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой
| Нарушение пространственного восприятия
|
10.5. Стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки
| Инертность двигательных стереотипов
|
10.6. После интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением
| Тормозимость следов
|
11. Чтение №58
| 11.1.Неправильно называет буквы, не может читать
| Нарушение чтения
|
| 11.2. Читает в обратном (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова
| Зеркальное чтение
|
| 11.3. Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов, текста
| Односторонняя пространственная агнозия
|
12. Письмо № 59-64
| 12.1.Пропускает буквы, смешивает буквы, близкие по фонематическому признаку (б-п, г-к и др.)
| Нарушение сенсорной функции речи
|
12.2. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-н-л, 6-м и др.)
| Нарушение кинестетической основы речи
|
12.3. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных
| Нарушение кинетической структуры речи
|
12.4. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму букв
| Нарушение пространственного восприятия
|
12.5. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова, цифры
| Зеркальное письмо
|
12.6. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы
| Инертность элементов двигательных стереотипов
|
12.7. Делает ошибки на гласные, пропускает гласные звуки
| Нарушение анализа гласных звуков
|
13. Счет №65
| 13.1. Не может выполнить простые счетные операции
| Нарушение счета
|
13.2. Затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки
| Нарушение пространственных представлений
|
13.3. Не может переключиться с одних чисел на другие, повторяет одни и те же ошибки
| Инертность речевых следов
|
14. Решение задач № 66-67
| 14.1. Не удерживает условия задачи, забывает и заменяет числа
| Мнестический дефект
|
14.2. Не может выполнить необходимые счетные операции
| Нарушение счета
|
14.3. Не понимает и не усваивает способ решения
| Нарушение мышления
|
1. Актуальныепроблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили / Под ред. Л. С. Цветковой. — Москва — Воронеж, 2001.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. — М., 1995. — С. 160-170.
3. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. — М.: Медицина, 1964.
4. Корнев А. Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей // Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.— С. 232-274.
5. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997.
6. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М., 1951.
7. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
9. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга// Естественнонаучные основы психологии. — М., 1978. — С. 109-139.
10. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993.
11. Методикаадаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации / Сост. Э. Г. Симерницкая, И. А. Скворцов, Л. И. Московичюте и др. — М., 1988.
12. Семенович А. В., Цыганок А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей: Методические рекомендации для педагогов и родителей. — М., 1992.
13. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.