Обобщающие показатели уровня жизни населения
При проведении международных сопоставлений влияния экономического развития на социальные характеристики населения стран мира используется такой обобщающий (интегрированный) показатель уровня жизни, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП является составным индексом, включающим в себя три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни: 1) ожидаемую продолжительность жизни при рождении; 2) достигнутый уровень образования; 3) реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС)). ИРЧП определяется как средняя арифметическая индексов трех указанных показателей. Индекс каждого показателя рассчитывается по формуле: где хi ¾ фактическое значение i -го показателя; хi minи хi max ¾ соответственно минимальное и максимальное значение i -го показателя. Для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I 1) минимальное значение принимается равным 25 годам, а максимальное ¾ 85 годам: Индекс достигнутого уровня образования (I 2) рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения (i 21) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (i 22)весом 1/3: При исчислении индекса грамотности среди взрослого населения (в возрасте от 15 лет и старше) хi min принимается равным 0, а хi max = 100%. Индекс совокупной доли учащихся рассчитывается для лиц моложе 24 лет, а предельные значения доли принимаются такие же, как и в индексе грамотности (0 и 100%). Для показателя реального ВВП на душу населения в долларах США ППС при расчете индекса используются значения натуральных логарифмов показателей:
Минимальное значение реального объема ВВП в расчете на душу населения принимается равным 100 дол. США ППС, а максимальное дисконтированное значение составляет 40 тыс. дол. США ППС. В результате ИРЧП = (I 1 + I 2 + I 3)/3.
Глава 21. Статистика отраслей социальной сферы Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Примеры». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы. Затем проверьте свои знания по главе, выполнив контрольные задания и решив контрольные задачи и упражнения, приведенные ниже. Задачи и упражнения 21.1. Имеются следующие данные по субъекту Российской Федерации: Определите: 1) площадь жилищного фонда на конец года; 2) удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде; 3) среднюю обеспеченность населения жильем; 4) уровень оборудования жилищного фонда водопроводом; 5) уровень оборудования сельских населенных пунктов водопроводом; 6) уровень возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Сравните полученный показатель с федеральным стандартом, равным 90%. 21.2. Имеются следующие данные по субъекту Российской Федерации: Определите: 1) уровень заболеваемости населения; 2) обеспеченность населения больничными койками; 3) обеспеченность населения мощностями врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений; 4) обеспеченность населения врачами; 5) уровень рецессивности здоровья населения; 6) обеспеченность населения местами в учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов.
21.3. Имеются следующие данные по субъекту Российской Федерации: Определите: 1) обеспеченность детей: а) дошкольными учреждениями, б) местами в дошкольных учреждениях; 2) обеспеченность детей, находящихся в дошкольных учреждениях, местами в них; 3) долю лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в численности населения; 4) долю в численности населения: а) всех обучающихся, б) обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в) студентов высших учебных заведений, г) принятых в высшие учебные заведения, д) учащихся, выпущенных из общеобразовательных учреждений, е) специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями; 5) долю учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании в общем выпуске учащихся общеобразовательными учреждениями; 6) долю студентов, принятых в государственные высшие учебные заведения, в общем приеме студентов в высшие учебные заведения; 7) долю специалистов, выпущенных государственными высшими учебными заведениями, в общем приеме (выпуске) специалистов высшими учебными заведениями. 21.4. Имеются следующие данные по Российской Федерации: Определите: 1) в среднем на 1000 человек населения: а) число посещений театров; б) число книг и журналов и число пользователей общедоступных библиотек; в) выпуск газет; г) вместимость гостиниц и санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз; д) размещение в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха; 2) долю российских граждан в численности размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха; 3) охват детей летним отдыхом в детских оздоровительных учреждениях; 4) долю расходов на гостиницы, отдых, культурные и развлекательные мероприятия в потребительских расходах домашних хозяйств. 21.5. Имеются следующие данные по субъекту Российской Федерации: Определите: 1) относительные показатели транспортной работы ¾ количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот в расчете на одного жителя; 2) обеспеченность населения автобусами общего пользования и собственными легковыми автомобилями; 3) число происшествий и число погибших на автомобильных дорогах и улицах в расчете на 100 000 человек населения;
4) обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами и подвижной электросвязью на 1000 человек населения; 5) охват населения телевизионным вещанием и радиовещанием.
Вступление к главе Социальная сфера охватывает отрасли, обеспечивающие жилищные условия и коммунальное обслуживание населения, здравоохранение, образование, культуру, отдых и туризм, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения. Источниками информации для разработки показателей, характеризующих деятельность отраслей социальной сферы, являются данные статистических наблюдений (государственная и ведомственная статистика), результаты социологических и других специальных исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|