Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система показателей и методы расчета




Цена как объект статистического наблюдения является важнейшим стоимостным измерителем. В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом.

Индекс ¾ относительная величина среднего изменения двух состояний одного и того же явления, состоящего из совокупности элементов (товаров, ресурсов, цен и т. д.), не поддающихся суммированию.

Сравнительная характеристика такого рода явлений во времени или в пространстве не может быть дана путем сопоставления их абсолютных или средних уровней. Для этого требуется применение особых приемов индексного метода.

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг.

В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основе которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т. д.

Принципы организации статистического наблюдения за ценами базируются на единых методологических основах, соответствующих мировой практике. Вместе с тем российская статистика цен во многом адаптировала международный опыт отслеживания ценовых процессов с учетом особенностей экономики переходного периода.

Ключевым направлением при построении системы индексов цен (тарифов) является создание единых методологических подходов к расчету как средних цен, так и индексов цен. Методологические подходы сформулированы следующим образом:

■ отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);

■ формирование наборов товаров (услуг)-представителей с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики);

■ организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций;

■ единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

■ единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром;

■ расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов;

■ общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета;

■ построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации.

В настоящее время существует следующая система индексов и уровней цен (тарифов):

■ индексы потребительских цен на товары и услуги;

■ базовый индекс потребительских цен;

■ индексы цен на рынке жилья;

■ индексы цен производителей промышленной продукции;

■ индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию;

■ индексы цен в капитальном строительстве (строительно-монтажные работы, оборудование, прочие капитальные работы);

■ индексы тарифов на грузовом транспорте;

■ индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц;

■ индексы цен на погрузочно-разгрузочные работы в речных портах;

■ индексы цен на приобретенные промышленными организациями основные виды топливно-энергетических ресурсов;

■ индексы цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуги;

■ индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции.

Наблюдение за уровнем и изменением цен в различных секторах экономики проводится по выборочной сети базовых организаций. Для регистрации цен и тарифов на товары и услуги во всех секторах экономики в каждом субъекте Российской Федерации экспертно отбираются крупные, средние и малые организации.

Главный принцип отбора товаров для регистрации цен ¾ представительность отобранных видов товаров для характеристики динамики цен по товарным группам, подотраслям и отраслям экономики региона и России в целом. В основе выборки товаров лежит предположение, что изменения цен на отобранные для наблюдения товары и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в организациях, не отобранных для обследования.

На региональном уровне для наблюдения по каждой позиции набора товаров-представителей отбирается несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами. Эти товары должны занимать значительный удельный вес либо в их объеме производства, либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут либо производиться, либо предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

Система индексов цен в большинстве случаев рассчитывается с месячной периодичностью, реже ¾ с квартальной и годовой. Ежемесячно определяется вся система индексов цен к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Базисные индексы цен (тарифов) за квартал, полугодие, период с начала года, как правило, исчисляются цепным методом, т. е. путем перемножения месячных индексов цен (тарифов).

Общеметодологический подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия, одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.

Схема расчета индексов цен такова:

■ расчет индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и тарифов;

■ общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета сводных индексов.

Индивидуальные индексы (I цен) характеризуют изменения отдельных элементов статистической совокупности, например цен на конкретные товары, и являются по существу простыми относительными величинами динамики:

где Р 1 и Р 0 ¾ цены товара за отчетный и базисный периоды.

Сводные индексы (Ipt / t -1) определяются по следующей модифицированной формуле Ласпейреса с рекурсивной системой расчетов:

где ¾стоимость товаров (услуг) по товарной группе в базисном периоде;

¾индивидуальный индекс цен (тарифов) по видам товаров (услуг) текущего месяца текущего года к декабрю предшествующего года;

¾индивидуальный индекс цен (тарифов) по видам товаров (услуг) предыдущего месяца текущего года к декабрю предшествующего года.

В статистической практике выбор делается в зависимости от наличия соответствующей информационной базы.

Определение сводных индексов по формуле (2) с рекурсивной системой расчета идентично расчетам по агрегатной форме с постоянными весами. Например, если стоимостный объем брать за декабрь предыдущего года, то в нем можно выделять цену p 0 и количество q 0, и имея временной ряд базисных индексов, можно получить временной ряд цепных индексов.

Суммарные стоимостные, или удельные, веса, используемые в расчетах сводных индексов в производственном и потребительском секторах, в отечественной статистике ежегодно обновляются, поскольку на данном этапе для российской экономики характерны существенные структурные изменения в производстве и потреблении товаров. Отметим, что во многих странах веса пересматриваются 1 раз в 5-10 лет, что объясняется, во-первых, стабильной структурой потребительских расходов домашних хозяйств, а во-вторых, высокой стоимостью и большой трудоемкостью ежегодных пересмотров весов.

Месячные индексы цен, рассчитанные к декабрю предыдущего года, используются при определении месячных, квартальных, полугодовых и годовых индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...