Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Россия в глобальном обществе 7 глава




В геостратегическом отношении Ташкент не располагает большим военным потенциалом. Он, безусловно, имеет большие мобилизационные ресурсы. Однако соединения бывшего Туркестанского военного округа, дислоцированные на территории Узбекистана, уничтожены развалены. С помощью НАТО и прежде всего США, руководители республики мечтали создать новые боеспособные части. Они необходимы по многим причинам: из-за территориальных споров с соседями, из-за боязни военных действий исламских фундаменталистов, для борьбы с афганскими наркокурьерами, для самоутверждения в спорах с Россией, Киргизией, Казахстаном из-за воды, сырьевых ресурсов и т. п.

Но реализовать задумки по созданию боеспособной армии трудно из-за “нехватки старших офицеров и генералов, имеющих опыт командно-штабной работы”24. Не лучшее положение со средним и младшим командным составом. Нет у Ташкента и современных вооружений и боевой техники. Из узбекской армии ушли русские офицеры, а национальные кадры в силу ряда причин не могут на нужном уровне выполнять их функции. По команде из Ташкента расформированы органы оперативной агентурной разведки, ликвидирована учебно-материальная база. А разведка, как известно, – глаза и уши армии. Отсутствие разведданных в штабах узбекской армии позволило террористическим и диверсионным группам Исламского движения Узбекистана в 2005 г. внезапно вторгнуться в республику на отдельных участках границы с Таджикистаном и Киргизией, организовать кровопролитный путч в Андижане, попытаться свергнуть президента Каримова.

После “успешной работы” по реформированию армии в 1992–1996 г. противовоздушная оборона оказалась парализованной и до 2000 г. не могла воспрепятствовать нарушениям воздушного пространства страны. В июне 2000 г. Ташкент присоединился к единой системе ПВО стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия): “В рамках данной системы было заключено межправительственное соглашение между Россией и Узбекистаном о порядке представления РФ российских военных полигонов для /с. 233/ проведения учебных стрельб силами и средствами противовоздушной обороны”25. Сейчас вместе с названными странами силы узбекской ПВО ведут совместную охрану воздушного пространства над территорией бывшего СССР.

В последнее время правительство Узбекистана значительно увеличило расходы на оборону. Они возросли почти до 1 млрд долл. Ташкент после андижанских событий вступил в Шанхайскую организацию, старается усилить связи с Москвой. Он проявляет готовность и впредь закупать у России стрелковое оружие, средства связи, бронетехнику, вертолеты, авиационные неуправляемые ракеты, запчасти для авиационной техники, оперативно-тактические ракеты и системы ПВО. Часть стоимости импортируемых из России вооружений возмещается товарными поставками хлопка, газа и сельскохозяйственной продукции (цены составляют около 60% мировых рыночных)26. В высших военных учебных заведениях России с осени 2000 г. обучается более 100 военнослужащих из Узбекистана. После андижанских событий и присоединения к Шанхайской организации сотрудничества Ташкент отказал Вашингтону в аренде своих аэродромов.

Отношения России и Узбекистана существенно изменились после терактов в США 11 сентября 2001 г. Преследуя разные цели, Москва и Ташкент поддержали Вашингтон в борьбе против мирового терроризма. В августе 2003 г. Москва и Ташкент подписали соглашение о долгосрочном сотрудничестве в газовой промышленности и увеличения поставок узбекского газа в Россию. К 2005 г. его поставки возросли с 2 до 10 млрд м3. Но для увеличения объемов нужна модернизация транспортных сетей. Газопровод Средняя Азия – Центр готов модернизировать “Газпром”, и Ташкент объективно заинтересован в том, чтобы российский концерн пришел в регион в качестве инвестора и оператора.

Формально никаких ограничений на участие российского капитала в узбекской энергетики нет. Но... “Восток – дело тонкое”. Переговоры с политиками и специалистами республики затягиваются так, что потенциальные российские инвесторы уезжают ни с чем. К тому же ради поддержания своего золотовалютного резерва Ташкент ввел строгие ограничения на конвертацию любых валют. Эти ограничения распространяются и на частных лиц.

Кроме того, напряженность в Центральной Азии не снижается: есть все предпосылки для возникновения новых очагов напряженности между Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном. И в эти конфликты всегда готовы вмешаться (под любым /с. 234/ предлогом) военные силы США, которые из-за якобы нестабильности в Афганистане находятся в сердце Центральной Азии – Киргизии.

7.9. На южных границах России

Узбекистан и Киргизия “приняли гостей” из США и НАТО. Таджикистан в перспективе тоже может ждать “защиты” от Вашингтона. Эти республики с 1991 г. выясняют между собой отношения по поводу территории, а также водных и минеральных ресурсов, испытывают давление исламских фундаменталистов, боевиков, наркокурьеров из Афганистана. Не прекращаются попытки перехода через таджикско-киргизскую и таджикско-узбекскую границу вооруженных отрядов ваххабитов. В Сырдарьинской области Таджикистана и в Сурхандарьинской области Узбекистана, по сообщениям средств массовой информации, находятся базы боевиков исламских фундаменталистов.

С 1992 г. была создана пограничная группа Федеральной пограничной службы России и республики Таджикистан. Пограничные войска, находящиеся на территории Таджикистана, были и остаются под юрисдикцией России. До конца 2003 г. их содержание обеспечивали Москва и Душанбе, деля расходы по 50%. За последние десять лет службы подразделениями пограничной службы задержано более 4 тыс. нарушителей границы, изъято около 2 тыс. единиц оружия, предотвращено свыше 1200 переправ через границу. Наши военнослужащие более 700 раз вступали в боестолкновения с вооруженными нарушителями и контрабандистами, около 1000 раз подвергались обстрелам и вооруженным нападениям. В ходе ведения боевых действий погибло более 160 пограничников, около 400 человек получили ранения27.

По соглашению, подписанном президентами России и Таджикистана, в Пограничной группе несут службу (по контракту и по призыву) граждане Таджикистана. Сегодня доля представителей этой южной республики среди офицеров составляет 5%, прапорщиков – 23%, военнослужащих контрактной службы – 70%28. Граждане Таджикистана, проходящие службу в Пограничной группе, получают хорошую военную и специальную подготовку, приобретают служебный и боевой опыт. Многим призывникам военная служба позволяет значительно поправлять нелегкое финансовое положение своих семей.

Кроме того, в Таджикистане дислоцирована 201-я мотострелковая дивизия. Уровень ее боевой подготовки – один из самых /с. 235/ высоких в России. В последнее время в Душанбе заметно обострилась ситуация вокруг преобразования этой дивизии в 4-ю базу Министерства обороны России. Таджикская сторона намерена потребовать от российской, чтобы финансирование своей пограничной группы, охраняющей таджикско-афганскую границу Россия осуществляла в полном объеме, а не по схеме 50 на 50%, как это происходит сейчас29.

За этим решением Душанбе стоит 1 млрд долл. – сумма долгосрочного кредита, которую Соединенные Штаты предлагают президенту Таджикистана за то, чтобы Душанбе не подписывал с Москвой соглашения о движимом и недвижимом имуществе, организационно-штатной структуре и применения боевых сил 201-й мотострелковой дивизии в связи с переформированием ее в 4-ю военную базу

Договор о создании базы был подписан обеими сторонами еще в 1999 г. и должен был вступить в силу через год с момента подписания. Его даже ратифицировали парламенты обеих стран, но обмен ратификационными грамотами не произошел. Таким образом, де-юре пребывание базы было узаконено без уточнения подробностей договора. Но таджикская сторона предложила “наработать основополагающие документы”. Кроме того, желая подыграть американцам и НАТО, начавшими борьбу с международными террористами Бен Ладена в Афганистане, Москва разрешила полеты американским самолетам над территорией России, не выразила свое отношение к фактам использования (фактически долгосрочной аренды Вашингтоном аэродромов в Узбекистане, Киргизии), тем самым в косвенной форме дала добро на расширение американского и натовского присутствия в Центрально-Азиатском регионе. Российские политики пошли дальше: они начали сокращать 201-ю дивизию. Были реформированы артиллерийский и зенитно-ракетный полки, реактивный дивизион в Курган-Тюбе, на вооружении которого находилась знаменитая система “Ураган” (дальность стрельбы этого мощного оружия составляет 35 км), плюс несколько батальонов и рот, т.е. дивизию лишили средств ПВО и средств залпового ракетного огня. В результате сокращений личный состав дивизии уменьшился с 8 тыс. до 5,5 тысяч человек30.

Для строительства 4-й базы на новом месте (на пустыре) в 15 км от центра Душанбе деньги были выделены только, в 2004 г. Однако когда начнется строительство и какими силами оно будет осуществляться, командиры 201-й дивизии пока не знают. Переговорный процесс по строительству базы затягивает Душанбе, который не /с. 236/ хочет идти на компромиссы. И длиться это будет до тех пор, пока Россия не станет платить за свою базу, как того требует таджикская сторона.

Центрально-Азиатский регион в советское и постсоветское время был и остается самым густонаселенным: там не было свободных земель для компактного проживания отдельных этносов. Поэтому характерны постоянные споры за землю” за воду. Узбекистан, Таджикистан и в меньшей степени Киргизия в бытности своего пребывания в СССР были традиционно дотационными республиками. Сейчас финансовое положение населения всех трех республик просто катастрофическое. Например, в Киргизстане минимальный размер оплаты труда составляет 3 долл. в месяц, средняя пенсия – 12–14 долл. Внешний долг Киргизстана достигает 2 млрд долл., из них 200 млн долл. – долг России31. В республике разрушено здравоохранение и образование в сельских районах, а в них живет более 65% населения. В стране безработные составляет 77% трудоспособного населения. Отсюда социальные потрясения, которые в 2005 г. смели президента Акаева, и сейчас республику постоянно лихорадит.

Из-за беспросветной нищеты и межэтнических трений из Киргизии в Россию и Казахстан с 1996 по 2003 г. эмигрировало более 600 тыс. человек причем большинство из них русские: те, кто строили гидростанции, развивали электронику, возводили оборонные объекты, занимались земледелием и т. д. Благодаря дотациям из госбюджета СССР в Киргизии в советское время жили лучше, чем во многих областях России. Благодаря русской культуре, русскому языку было создано киргизское кино, киргизский балет, известные не только в СССР, но и за его пределами, неграмотный народ получил письменность, а русскоязычный писатель Чингиз Айтматов приобрел мировую известность.

Можно считать, что точкой отсчета начала экономического, политического, социального, военного и иного скольжения Киргизии к нищете, социальной беспросветности стали события 1990 г.: кровавый конфликт между киргизами и узбеками в городе Ош. Эти события длились почти три месяца и была угроза заразить беспорядками всю Среднюю Азию. После долгих колебаний, характерных для бывшего Генсека КПСС М. Горбачева, в Ош был послан Рязанский спецназ, который навел там порядок. За беспорядками в Средней Азии, на Кавказе просматривалась работа спецслужб США, Турции и других стран НАТО. Главный тезис, который внедрялся в головы политиков Баку, Тбилиси, Ташкента, Бишкека: вы настолько богаты природными и людскими ресурсами, что /с. 237/ проживете без России. На огромном геополитическом пространстве спецслужбами НАТО реализовывался принцип, известный со времен Римской империи – разделяй и властвуй.

Характерно, что в Средней Азии все бывшие партийные лидеры превратились в ханов, беков, будучи формально законно избранными президентами. Так, в Киргизии в былое время клан Акаева “приватизировал” всю государственную собственность республики. Сейчас их собственность “приватизируют” другие кланы. Конфессиональная ситуация в Киргизии более спокойная, чем в соседних среднеазиатских республиках, так как там нет фундаментального исламизма, а известные события по захвату в заложники жителей и японских туристов были связаны с ваххабитами, пришедшими из Узбекистана и Таджикистана. Российский спецназ помогал правительству Бишкека избавиться от непрошенных гостей, но до 2003 г. влияние русских на внутриполитическую, экономическую жизнь киргизов было минимальным. Россия за минувшие 15 лет политически и экономически ушла из Средней Азии. Ее место во внешней торговле заняли Германия, Китай, США, Турция, Казахстан и Узбекистан. Германия инвестирует в малый и средний бизнес, построила свои пивоварни и магазины и динамично развивает торговлю. В последнее время многие предприятия оборонной промышленности Киргизии обанкрочены и за долги скуплены российскими и западными фирмами.

На Киргизию, как и на Казахстан, оказывает геополитическое давление Китай. Бишкек был вынужден продать Пекину 900 км2 территории Аксыйского района. Народ района стал протестовать против такой сделки, совершенной за его спиной властями Бишкека. Бывший президент Акаев приказал применить силу: в итоге семь человек было убито, более 100 ранено. Западные правозащитники, как и правительство России, этой кровавой расправе не дали надлежащей оценке. Их молчание можно понять: в 1993 г. по приказу Б. Ельцина было убито возле Останкина, в здании Верховного Совета РСФСР более 1500 человек. И ни один российский и западный правозащитник не выступил с осуждением действий этого “демократа”.

Игнорирование России как великого государства идет не только в США, странах Западной Европы и Прибалтики, но и в Киргизии. Несмотря на вялые протесты Москвы, Акаев на практике проводил антироссийскую политику. Только так можно расценивать передачу в эксплуатацию военной базы НАТО. За этот дружеский акт Акаев получил 6 млн долл. Этими деньгами, как и деньгами, полученными от Китая за 900 км2, он распоряжается по собственному усмотрению32. /с. 238/

Киргизстан богат полезными ископаемыми, в его горах – вся таблица Менделеева. Из урана, добытого в этой стране, была сделана первая советская атомная бомба. Имеются немалые запасы золота олова, сурьмы, есть редкоземельные элементы. Но после того как республику покинули русские специалисты, в нее стали наведываться западные компании: богатые сырьевые ресурсы, дешевая рабочая сила. Одно из перспективных месторождений золота сдано в аренду на 40 лет канадской фирме “Сатесо”. Другой источник доходов Бишкека – вода Сырдарьи. Киргизстан является монополистом пресной воды в Средней Азии. В связи с этим вода – еще один источник напряженности в регионе. США выступает посредником в отношениях между республиками Средней Азии. Некоторые из них, включая Киргизию, вместе с США занимаются миротворческой деятельностью в Афганистане, участвуют в контртеррористической операции.

Сейчас идет строительство военной базы России в 20 км от Бишкека в местечке Кант. Геостратегически должна положить начало возвращению былого влияния России в Центральной Азии. Ее освоение, безусловно, не могло быть, если бы не было на то молчаливого согласия США. Вашингтон по негласной договоренности с Москвой полагает взвалить на Россию свои хлопоты по умиротворению Афганистана. Но здесь есть один тормозящий строительство военной базы фактор: Узбекистан, который находится в постоянной сдержанной конфронтации с Киргизстаном. Президент Узбекистана совсем недавно не проявлял заинтересованности в расширении российского военного присутствия в постсоветской Центральной Азии.

Но база Кант фактически открыта. Москва вложила в нее более 170 млн руб. Ее строительство важно для России еще и потому, что под нажимом США Москва легкомысленно дала согласие на ликвидацию нашей станции радиоэлектронной разведки в Лурдесе (Куба)33. Аэродром в Канте располагает взлетно-посадочной полосой, позволяющей принимать все современные типы самолетов. Обслуживают базу около 700 человек. Их статус приравнен к дипломатическому. Выплаты российской стороной составляет чуть меньшую сумму, чем арендная плата за кубинскую военную базу Лурдес. Оплата базы пойдет в счет компенсации долгов Бишкека. Авиационная группировка на базе будет решать два типа задач: переброска военных контингентов из состава сил быстрого развертывания (в основном российских) по всей территории государств, /с. 239/ входящих в договор о коллективной безопасности (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан). А самое важное – десантирование российских войск может осуществляться в любой точке государств Центральной Азии. Вторая группа задач – поддержка с воздуха боевых действий сил быстрого развертывания, а также их прикрытие с воздуха от средств нападения противника34.

Впервые после окончания “холодной войны” российские военные базы начинают размещаться в непосредственной близости от американских. На базе НАТО на аэродроме Манас, всего в 30 км от Канта, уже несколько лет дислоцируются 2000 военнослужащих, большинство которых американцы. Там базируются 20 истребителей F-16, несколько военно-транспортных самолетов и заправщиков. Обосновались эти самолеты и военнослужащие на базе Манас для борьбы с терроризмом в Афганистане, т. е. на короткое время, а получилось, что надолго. В 2005–2006 г. Бишкек значительно поднял арендную плату за базу, что является косвенным признаком ее ликвидации. Но тем не менее американцы пришли в Центральную Азию всерьез и надолго. Очень уже им хочется чужими руками доставлять неприятностей России в ее уязвимом месте – в Центрально-Азиатском регионе.

7.10. Москва – Кишинев: как строить отношения?

Сейчас вопрос стоит так: будет ли Россия в южных регионах Европы, в первую очередь в Молдавии, реальным субъектом геополитических отношений или нет? В первом варианте она останется в Молдавии (в Приднестровье) как держава, чьи интересы на постсоветском пространстве не подвергают сомнению европейские страны, которые пока еще придерживаются основных положений, принятых в Ялте и Потсдаме в 1945 г. Во втором случае Россия уходит из региона, а ее место занимают силы было блока НАТО, который безудержно стремится на Восток. Для того чтобы остаться активным субъектом геополитики в Молдавии, Москве необходимо разработать и подписать с Кишиневом большой договор, охватывающий все сферы общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной. В этом документе должны быть предусмотрены все варианты межгосударственных отношений. Кроме того, надо разработать конкретный план действий по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем.

В непризнанной Приднепровской Республике живет около 80 тыс. граждан России. Отдавать их Молдавии – это делать ход против /с. 240/ себя. Для того чтобы жители Приднестровья были спокойны за свое будущее, необходимо четко прописать в договоре правовые основы нахождения в регионе российских сил стабильности и мира. И здесь не должны приниматься на веру устные заявления политических лидеров Молдавии.

Российским политикам, особенно либерал-реформаторам, нельзя забывать, что многие молдавские лидеры стремятся к объединению с Румынией. Дипломаты этой страны осторожно отвечают на просьбы Молдавии, но те не менее Румыния предпринимает шаги по “мягкой” экспансии в отношении Молдавии. Все образование в этой республике ориентирует молодежь на изучение румынской истории и румынского языка, постепенно вытесняя все русское. Молдова, если “проглотит” Приднестровье, будет таким государством, каким это видится Западу, и в перспективе вместе с Румынией пойдет в НАТО.

Сегодня Кишинев, убаюкивая Москву пророссийскими декларациями и добиваясь от нее экономических выгод (квот на сахар, снижения цен на газ, нефть и т. д.), реально придерживается прозападного курса, наращивая военное и экономическое давление на Приднестровье: блокируются приднепровские грузопотоки, изменяются приднепровско-молдавские, украинско-приднестровские границы. Тирасполь в ответ грозит перекрыть подачу российского газа, блокировать автомобильное и железнодорожное сообщение. Вывод такой: в Молдавии существуют внутренние противоречия и не все складывается для России удачно.

7.11. Быть или не быть единому экономическому пространству

Создание единого экономического пространства (ЕЭП), куда входили бы Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и желательно Украина, – объективная необходимость. Чтобы сохранить государственную, национальную самостоятельность в эпоху глобализации надо предпринять энергичные шаги к объединению экономик даже самых сильных в этом плане республик бывшего союза. Для создания единого экономического пространства есть все объективные предпосылки.

1. Можно опереться на опыт 70 лет СССР, 10 постсоветских лет, а также 30-летний опыт Европы (столько лет она потратила на создание единого европейского экономического пространства). Однако создание ЕЭП – дело многотрудное. Необходимо учесть и согласовать интересы всех членов “четверки”. Больше всего совместных подходов к этой сложной задачи у России и Белоруссии – /с. 241/ существуют межгосударственный союз, Таможенный союз и т. д. Но активнее всех в создании единого экономического пространства действует Казахстан. Нурсултан Назарбаев – президент этой республики – еще десять лет назад высказал идею создания Евразийского сообщества, которое гораздо шире по целям и функциям ЕЭП. И в настоящее время функционирует Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. На неформальной встрече глав государств – членов ЕврАзЭс, состоявшейся в августе 2006 г., присутствовал президент Армении, имеющей статус наблюдателя. На этой встрече обсуждались очень важные для стран-участниц вопросы: формирование таможенного союза в рамках сообщества, водно-энергетическое регулирование в Центральной Азии, формирование общего энергетического рынка, создание международных центров по предоставлению услуг ядерного цикла на основе недискриминационного доступа, перспективы вступления в ВТО.

2. Пространство формируется исключительно добровольно и при понимании полной и абсолютной выгоды для себя при принятии тех или иных решений.

3. За годы после разрушения СССР национальное хозяйство каждой из республик, интегрированное в советские времена в общую структуру, радикальным образом поменяться не смогло. Конечно, появились серьезные конкурентные элементы рынка (например, агропромышленный комплекс), в значительной степени сохранились взаимозависимость и взаимодополняемость экономик стран “четверки”.

В концепции экономического объединения содержатся указания на готовность стран – участниц ЕЭП перейти на режим свободной торговли без изъятий и ограничений, а также на отказ от применения антидемпинговых и компенсационных мер. Реализация соглашения – это формирование общего рынка для товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Похожие процессы наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америки. Они объективны: “Весь мир отвечает на вызовы глобализации усилением региональной компоненты, которая дает дополнительную опору, снижает риски”35.

Интеграция должна была произойти при соблюдении международных норм (в том числе и Всемирной торговой организации). По мнению инициаторов объединения, это дает странам Европейского союза дополнительные возможности для сотрудничества со всеми странами-участницами. /с. 242/

Но, как показала жизнь, концепция объединения оказалась в ряду других “химер”, что задумывались на постсоветском пространстве. Законы экономического развития объективны, но трактуют их люди, преследующие определенные цели, свои интересы. Например, подписанный еще в 1995 г. президентом России Ельциным “Стратегический курс в отношении государств Содружества” так и остался на бумаге.

В соглашении между странами об объединении экономических потенциалов должны быть учтены такие факторы, как разный уровень экономического развития, неодинаковая обеспеченность Сырьевыми, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, расхождение национальных хозяйственных законодательств и т. д., а самое главное – должно быть указано, что страна будет защищать свои государственные и национальные интересы, а не выполнять рекомендации США, как это делает Украина.

Сейчас важно стремиться к тому, чтобы в субрегиональных межгосударственных объединениях крепли интеграционные тенденции, которые работали бы на консолидацию не только “четверки”, но и других стран бывшего СССР, на превращение ЕЭП в мощное интеграционное сообщество, состоять в котором было бы престижно и выгодно. Объективно роль “локомотива интеграции” должна выполнять Россия.

Товарооборот России с государствами СНГ составляет более 50%. Для того чтобы союз стран, входящих в ЕЭП, стал реальностью, надо немало сделать для создания равных условий для производственной и предпринимательской деятельности, согласованного проведения структурной перестройки и глубокого технического перевооружения экономики на основе производственной кооперации и разделения труда. Решать эти проблемы под силу только координирующему наднациональному органу. И вот здесь-то возникают препятствия. Украина активно заигрывает с ЕС, стремится скорее попасть во Всемирную торговую организацию, в НАТО, о чем говорят события 2006 г. в Крыму; она исключает создание наднационального органа в Едином экономическом пространстве. “Целью нашего участия в этом механизме является эффективно функционирующая зона свободной торговли без изъятий и ограничений”, – заявил глава украинского МИДа36. И далее он подчеркнул: "Поэтому вполне понятно, что участие в таможенном союзе и тем более введение общей валюты не воспринимаются на Украине. Очевидно, на такие уступки не пойдут ни наш законодательный орган, ни исполнительные структуры. Хотя при этом следует /с. 243/ учитывать в целом развитие ЕЭП и его возможный в перспективе переход в плоскость ЕС – ЕЭП”37. Еще более откровенно высказался по поводу перехода на единую валюту глава Национального банка Украины Сергей Тигипко: “У Украины, и пускай это не обижает Россию и Белоруссию, другой ориентир – Европейский Союз. Сегодня нужно думать не о рубле, а о евро”38.

Отвечая на вопрос корреспондента газеты “Аргументы и факты”, бывший украинский президент Л. Кучма сказал, что “введение единой валюты практически всех сделает беднее” и для небогатых стран постсоветского пространства это процесс может оказаться весьма болезненным. Кроме того, в СНГ сегодня нет рычагов, способных поддерживать стабильность валюты. Для создания единого валютного пространства необходимо сначала наладить зону свободной торговли и иметь схожие законодательства Кучма прямо заявил: “Если кто-то думает, что мы введем, допустим, российское или казахское законодательство, то этого не случится. Сегодня у нас есть крепкая валюта, так что давайте наращивать позитивные тенденции в нашей экономике, а не думать о чем-то нереальном”. С приходом к власти на Украине “оранжевых”, вскормленных США, вероятность участия Украины в ЕЭП равна нулю.

Нельзя также не замечать и того, что экономика Казахстана во многом ориентирована на США, хотя в последние годы идет сближение экономических интересов России и Казахстана. Это сближение проявляется в совместной транспортировке нефтепродуктов, производстве большегрузных автомобилей, в борьбе с транзитом наркотиков и т. д. На встрече глав государств, входящих в ЕврАзЭС, в августе 2006 г. были подписаны чрезвычайно важные для России и Казахстана соглашения по согласованию тарифов на железнодорожные перевозки по территориям двух стран.

Контрольные вопросы

1. Чем привлекает Украину Запад?

2. Какие силы мешают интеграции России и Белоруссии?

3. Что дает России союз с Арменией?

4. Почему Каспий является морем раздора?

5. Чем обусловлена политика Грузии в отношении России?

6. Кто заинтересован в дестабилизации Центрально-Азиатского региона?

7. Какие есть “за” и “против” создания единого экономического пространства? /с. 244/

Примечания

1 Глава написана Н.Ю. Полуэктовой.

2 См.: Гетманский К. С миру по нитке // Известия. 2003. 16 июля.

3 Городисский А. Этносы Украины и украинская нация // Аргументы и факты (в Украине). 2003. № 35.

4 Там же.

5 См.: Синельников О. Приятнее пить кофе в Париже, чем водку в Сургуте // Независимая газета. 2003. 2 июля.

6 Савченко Г. “Дружба” не для Америки // Газета. 2006. 5 июня.

7 Лукашенко резко критикует Москву // Независимая газета. 2001. № 100.

8 Черковец О. Союзные полномочия рубля // Советская Россия. 2003. 8 июля.

9 Кравченко Е. Позиция без сдачи // Известия. 2003. 6 августа.

10 Илларионов В.П., Галустьян O.A. Россия и Армения: размышления о прошлом, настоящем и будущем. М. Олма-Пресс, 2003. С. 114.

11 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения // Дипломатический вестник. 1992. № 2–3. С. 18–19.

12 Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Арменией // Бюллетень международных договоров. 1999. № 2. С. 71–72.

13 Сумбатян А. Россия для Армении это гарантия безопасности // Независимое военное обозрение. 2003. 10–16 октября.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...