Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Россия в глобальном обществе 5 глава




В отличие от России Белоруссия избежала перекосов в имущественном расслоении общества, там нет концентрации значительной доли общественного достояния в руках нескольких олигархических кланов, что ведет к “разъеданию” единства нации, к разгулу криминала, засилью организованных преступных организаций. Соотношение уровня доходов в стране 1:5, как в Швеции, Норвегии и т. д.

Россия живет за счет экспорта нефти и газа. В Белоруссии нефти добывается в абсолютном выражении в 210 раз меньше, а в расчете на душу населения – в 15 раз меньше, чем в Российской Федерации, но тем не менее обеспечивается динамичный рост реального рукотворного производства в химии, машиностроении, электротехнике, пищевой промышленности и т. д. В Российской Федерации за последние десять лет реформ сокращение поголовья составило: крупного рогатого скота – в 2 раза, свиней – в 2,3 раза, овец и коз – в /с. 208/ 3,4 раза. В Белоруссии в 2002 г. поголовье крупного рогатого скота осталось таким же, что и в 1990–1991 гг.

Для формирования реальных геополитических отношений необходимо стремиться к взаимному обогащению экономик, что делается в свободной экономической зоне “Брест”, где работают некоторые российские компании, занимающиеся деревообработкой, производством офисной и бытовой мебели, изучением и внедрением в России современных информационных сетей, производством электрооборудования бытового назначения, пищевкусовой продукции. Но российские олигархи (и выражающие их интересы многие СМИ – особенно электронные) хотят большего. Олигархи хотят приватизировать Белорусскую промышленность и сельское хозяйство так же, как они это сделали в России, т. е. взять за бесценок. “Газпром”, например, попытался купить контрольный пакет акций компании “Белтрансгаз”. При том, что реальная стоимость компании 5 млрд долл., “Газпром” давал за нее 600 млн9. На отказ Белоруссии от такой сделки “Газпром”, решил увеличить в 2007 г. цену за газ в 3 раза.

Минск идет на изменение форм собственности: проводит акционирование, но контрольный пакет акций сохраняется за государством. Именно эти методы государственного регулирования экономики больше всего не нравятся лидерам российской “пятой колонны”.

В качестве рычага давления на Минск были сформированы условия введения в безналичное обращение российского рубля на территории Белоруссии. Эти условия нарушили бы равноправное положение обеих братских республик. Валютный союз двух государств должен предполагать только равенство белорусского и российского экономических укладов. Так, например, было в Китае после присоединения Гонконга и Сянгана: одна страна две системы. Взаимное соревнование покажет, чья экономика жизнеспособнее.

7.3. Москва – Астана: что впереди?

Перспективы успешной интеграции стран постсоветского пространства во многом зависят и от уровня контактов между Россией и Казахстаном. Лидеры Украины хорошо понимают, что с созданием связей Москва – Минск, Москва – Астана она окажется изолированной: на Западе не нужна, а среди своих – чужая. Поэтому они постоянно ищут контакты с первыми лицами Казахстана. Предлагают свои услуги прежде всего в поисках энергоносителей. Киев ищет в Казахстане нефть и полигоны. Да и исторически экономики двух /с. 209/ республик были взаимодополняемы. В последние годы специалисты Украины активно разрабатывали альтернативные, в обход России, пути транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторождений в Западном Казахстане к Черному морю через Баку и Грузию, а оттуда – к одесским нефтяным терминалам. Но в 2006 г. дело застопорилось. Обе стороны видят свои республики в недалеком будущем космическими державами. Тем не менее после визита Назарбаева в Москву весной 2006 г. связи между Астаной и Москвой усилились.

С другой стороны, в казахстанской нефти заинтересованы не только Украина, но и Запад в целом. Еще в 1997 г. в США была подписана серия соглашений в области нефтедобычи, которые официальная печать Казахстана назвала самыми выгодными соглашениями в области добычи нефти. Казахстанская дипломатия активно действует не только в США, но и в Китае. С ним тоже заключено соглашение о разработке того же Карачаганакского месторождения американо-английскими концернами с транспортировкой нефти в Синьцзянь. Стоимость строительства этого нефтепровода оценивается почти в 10 млрд долл.

Осложняет отношения России и Казахстана и то, что почти 90% крупнейших уникальных производственных мощностей своей страны лидеры Казахстана продали или передали зарубежным фирмам. Значит, для налаживания сотрудничества в экономической сфере России надо иметь дело с американскими, английскими, немецкими и другими предпринимателями, но не с казахскими.

Следующий негативный момент – положение русских в Казахстане. За годы суверенности его покинуло более миллиона русских. Русский язык в республике, как и на Украине, методично вытесняется из сферы государственного обращения. При анализе отношений Россия и Казахстана необходимо учитывать ориентацию лидеров этой республики на “многовекторную политику”.

Безусловно, все перечисленные, а также и другие факторы необходимо рассматривать не в статике, а в динамике. Сравнительно недавно Президент Казахстана Н. Назарбаев сделал сенсационное заявление: “От Союза Советского – к союзу евразийскому”. С кафедры Российской Академии он объявил о соглашении между Россией, Казахстаном и Белоруссией, знаменующем новый уровень сближения,– избрание наднационального парламента, создание исполнительного наднационального органа с конкретными властными полномочиями.

Но время показало, что лидеры России и Казахстана, декларируя о геополитическом сближении, не торопятся претворить его на практике. В первом пакете документов, подготовленных и принятых /с. 210/ главами СНГ (1991–1992), были четко обозначены: единое экономическое, правовое, военно-оборонное пространство, общая валюта. Это было обусловлено работающей тогда еще союзной промышленностью, действующими технологическими связями, цепочками разделения труда во всех основных отраслях. Тогда нам было что сохранять... Но, увы, вектор развития СНГ был задан в другую сторону. Российское руководство упустило шанс стать центром, ядром, естественным стержнем Содружества. В последующие годы в связи с распадом экономик всех без исключения стран СНГ шансов укрепить его на прежних основаниях оставалось все меньше.

Причины утраты естественного лидерства России – это бесконечная политическая борьба в ее верхах, криминализация экономики, беспрестанные выборные кампании, раскол российской политической элиты и др. Сейчас объединить участников СНГ могла бы некая общая для всех внешняя или внутренняя угроза или идея, близкая всем без исключения участникам объединения, а также общий для всех экономический интерес, который сулит каждому реальную практическую отдачу, выигрыш, прибыль. И еще одно обязательное условие – реальный центр притяжения. Этим центром может быть динамичное, процветающее государство – региональный лидер, экономическая модель развития которого кажется соседям привлекательной, и они естественным образом начинают к нему тяготеть.

Сможет ли Россия стать таким притягательным центром, ядром, сможет ли начать работу по созданию Евразийской империи, превратить содружество в мощную державу? Или ей в силу объективных условий предстоит превратиться в сырьевую колонию Запада, в мусорную свалку вредных отходов производства? Ответы на эти вопросы даст ближайшее будущее, но уже сейчас у России есть все возможности стать таким ядром. Нужна политическая воля, нужно изменить стратегию проводимых реформ, сделать их в интересах народа, понятными народу, сформулировать четкую общенациональную идею, способную объединить вокруг великой цели великую нацию. Такие общенациональные программы в 2000 г. были обнародованы: сельское хозяйство, строительство жилья, медицина, образование и наука. Но будут ли они реализованы – сказать трудно.

Московским политикам, на наш взгляд, необходимо активнее поддержать идею Н. Назарбаева о создании евразийского экономического и политического пространства. Для интеграции экономик есть объективные основания. Главное из них – нефть, которой в каспийском секторе Казахстана больше, чем в российском. У России есть техника и технологии добычи этого ценного энергоносителя. Куда потечет казахстанская нефть – вопрос не риторический, тем более не праздный. /с. 211/

Проект Баку и Тбилиси по строительству нефтепровода Баку – Джейхан связан в большей части с прогнозом ориентации Казахстана не на Россию, а на Запад. Азербайджанские и грузинские политики не учитывают того факта, что более десяти лет тому назад президент Казахстана Н. Назарбаев первым из всех лидеров стран СНГ, выступая в Академии наук России, высказал мысль о необходимости формирования единого евразийского пространства. Сейчас его идеи пытаются реализовать Россия, Украина, Белоруссия и, естественно, Казахстан. Если этот проект будет реализован, то новое Евроазиатское экономическое пространство (ЕЭП) явит собой сильное экономическое, политическое, военное, т.е. геополитическое поле, резко изменится баланс сил в Евразии. Этого-то как раз не хотят допустить США, НАТО и “пятая колонна”, что давно уютно чувствует себя в России, на Украине. Есть она и в Казахстане, и в Белоруссии, но там ей не дают возможности чувствовать себя так вольготно, как в Киеве и Москве.

В последние годы Астана предприняла несколько серьезных шагов для экономического сближения с Москвой. Расширяются поставки угля, руды, укрепляется и растет кооперация по производству большегрузных автомобилей “Камаз”. Объем торговли между нашими странами в 2005 г. возрос до 10 млрд долл. Но самое главное – транспортировку нефти Астана ведет на запад, через Россию. Надежда лоббистов проекта Баку – Джейхан оправдаются в том случае, если казахстанские компании станут добывать столько нефти, что не будут знать, куда им поставлять энергоносители. Однако сегодня такого изобилия нефти на Каспийском шельфе нет. Под будущую большую нефть Астана строит нефтепровод Кенкияк – Атырау, который дойдет до актюбинских месторождений и магистральному трубопроводу Атырай – Самара. За последние годы транзит казахстанской нефти, на который так надеялись в Баку и в Тбилиси сократился в 3 раза. Вместе с Казахстаном Россия наращивает свой экспортный потенциал энергоносителей. Объем перевалки экспортной нефти компанией “Черномортранснефть” вырос за последние годы с 32 млн т почти до 50 млн т в год. Поэтому 2,5 млн т, которые прокачиваются сегодня по нефтепроводу Баку – Новороссийск, в геополитическом отношении не имеют большого значения.

Кроме того, ввод в строй трубы Баку – Тбилиси – Джейхан разгрузит проливы Босфор и Дарданеллы, что обеспечит российским танкерам более свободный проход в Средиземное море. В России строится труба через морские порты Ленинградской области Балтийское море для обеспечения энергоносителями страны Европы: Германии, Голландии, Бельгии и Англии. Вот почему /с. 212/ топливно-энергитические компании республики планируют наряду с месторождением “Тенгиз” подключить к системе нефтепроводов Казахстана и России нефть с месторождения “Карагачанак” и довести мощность своего трубопровода до 67 млн т в год.

В последние годы появился еще один любопытный момент в отношениях Москвы и Астаны. Президенты Казахстана и России инициировали встречи молодежи двух республик. На молодежном форуме и рок-концерте, проведенном в рамках Года Казахстана и России в Новосибирске присутствовало более 100 тыс. человек. На форуме были политики Казахстана и России, и в ходе его проведения были высказаны пожелания и дальше крепить дружбу и взаимопонимание между нашими двумя странами. То есть идеи объединения двух республик становятся целью народной политики и дипломатии. Особенно важно то, что они близки молодежи.

Таким образом, для создания единого экономического пространства Белоруссии-Казахстан – Россия есть все объективные предпосылки. Была бы целеустремленная политическая воля, особенно у лидеров России.

7.4. Закавказский союзник

Россия и Армения связаны общностью судеб, побед и поражений. Россия была и остается единственной великой державой, которая в стратегическом плане является естественной союзницей Армении, какие бы сложные повороты не встречались на их пути. Исторический опыт учит, что Турция в силу своего географического положения была и остается естественным союзником западных держав, а с XX в. и США10.

Важным событием в жизни России и Армении, особенно в геополитическом плане, явился визит Президента РФ В. В. Путина в Армению осенью 2001 г. Было подписано несколько очень важных документов, имеющих стратегическое значение для решения назревших в этом регионе геополитических проблем. В частности, подписан базовый договор, определяющий рамки экономического сотрудничества России и Армении на десятилетие XXI в., решен ряд вопросов по задолженности Армении, инвестиций России, укреплению деловых связей Москвы и Еревана. Вектором, определяющим путь в будущее двух государств, таким образом, станет экономический фактор. Он будет ведущим в укреплении связей Москвы и Еревана. /с. 213/

Кроме того, решались вопросы усиление военно-технического сотрудничества. Вызвано это прежде всего событиями в Ираке, где США и Великобритания под надуманным предлогом разгромили иракскую армию, ограбили музеи и сейчас втянулись в партизанскую борьбу. Чтобы в ней меньше погибло англосаксов американцы “пригласили” туда войска стран Восточной Европы и Украины. Это означает в геополитическом плане, что осуществляется политика “загребания жара чужими руками”. Лидеры США, стремясь укрепить позиции “однополярного мира” и пренебрегая такими международными организациями, как ООН, Совет Безопасности, в любое время могут объявить любую страну, включая Россию, “империей зла” и в ультимативном порядке потребуют ее разоружения.

Кроме того, в 2002 г. НАТО в Праге, приняв новых членов – страны Восточной Европы, перешло от оборонительной стратегии к наступательной. Войска США, НАТО, по сути, уже сейчас могут проводить войсковые операции в Азербайджане, Грузии, Средней Азии.

Многие положения договора, документов, подписанных в 2001 г. президентами России и Армении, развивали и укрепляли Договор о дружбе, подписанный 29 декабря 1991 г., который включал в себя статьи не только об экономическом сотрудничестве, но и о взаимной безопасности. Он, в частности, предполагал, что в случае возникновения ситуации, “создающей, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, угрозу миру или нарушающей существенные интересы ее безопасности, эта Сторона может обратиться к другой Стороне с просьбой об оказании безотлагательной помощи, необходимость, виды и размеры которой определяются путем проведения соответствующих консультаций”. А далее говорилось, что обе страны, “самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и оборонного строительства, стороны будут осуществлять тесное сотрудничество в этих областях и определят формы взаимодействия, в том числе вопрос о пребывании контингента вооруженных сил одной стороны на территории другой в соответствии с отдельным соглашением”11.

В Договоре о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Арменией, подписанном в 1997 г., вопросы военного сотрудничества ставятся еще более обстоятельно. Они значительно детализированы: “В случае возникновения угрозы безопасности одной из Сторон или вооруженного нападения на одну из них они будут исходить из принципа /с. 214/ взаимного использования военных объектов и сооружений на условиях, установленных для национальных вооруженных сил, а также совместной эксплуатации объектов оборонного значения... будут сотрудничать в проведении военно-технической политики, кооперирования военного производства с учетом стандартизации вооружений, включая финансирование согласованных военных программ”12.

На конец 2003 г. в рамках военного сотрудничества Москвы и Еревана действуют около 40 договоров и соглашений, десятки протоколов и других документов. Они юридически узаконили пребывание Пограничных войск РФ на территории Армении, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Арменией по совместному планированию применения войск (сил) для обеспечения взаимной безопасности. Таким образом, Россия официально взяла на себя обязательство – роль гаранта безопасности армянского народа и государства. Заметим, что эту роль Россия выполняла в течение столетий.

Присутствие российских вооруженных сил обеспечивает безопасность Армении, прежде всего безопасность от Турции, которая в 1915 г. учинила геноцид армянского народа, тем самым предвосхитив известный холокост. Но если германский народ покаялся в содеянном и выплатил государству Израиль более 50 млрд долл., хотя такое государство появилось после окончания Второй мировой войны, в 1948 г., то турецкое правительство до сих пор не считает нужным сделать такой гуманный акт. В качестве оправдания они приводят недоказанные факты о поддержке Арменией курдского противостояния туркам, о подготовке курдских боевиков на территории Армении. Можно с большой долей вероятности предположить, что присутствие российских войск в Армении удержало турок от военных действий, которые имея высокого покровителя, США – действуют против тех же курдов, нарушая все нормы международного права.

В концепции национальной безопасности России, которая уточнялась и перерабатывалась последние три года в связи с расширением НАТО на Восток и увеличением числа террористических акций во всем мире, говорится, что ввиду изменений геополитической обстановки в мире необходимо военное присутствие России в наиболее важных регионах мира. В условиях сложного геополитического баланса сил присутствие российских войск и военной базы в Армении играет стабилизирующую роль в Закавказье, что совсем не нравится американским и натовским деятелям. /с. 215/

И здесь мы видим политику двойных стандартов в оценке размещения военных баз и сил. В Турции после Второй мировой войны создано несколько военных баз, и никто из турецких и американских дипломатов, а также российских либерал-демократов не говорит, а тем более не требует, чтобы янки убирались домой. Американские самолеты системы AWACS (электронная разведка) сейчас барражируют не только над территорией Турции, но уже и над Грузией, чтобы получать информацию о дислокации войск в Абхазии, в том числе и российских миротворцев, а также электронную съемку площадей на территории России.

В 2003 г. политические руководители Армении сделали хороший подарок для российских военных (учитывая огромные экономические и финансовые трудности, что испытывает Ереван): они финансируют не 50%, как раньше, а до 70% потребностей российских баз, при этом Россия не всегда додает и остающиеся 30%. Ереван отлично понимает, что Россия для Армении – это гарантия безопасности13.

7.5. Исламский мир и Москва

Некоторые события последней четверти XX в. на мировом рынке весьма негативно сказались на состоянии отношений России с исламским миром, серьезно осложнив их. Это прежде всего войны в Афганистане и Чечне. Политические лидеры, их советники (бывшего СССР и РФ) не приняли во внимание специфику исламского мира. Социалистические, интернационалистские идеи, светское мироустройство государственной жизни оказались для Афганистана и в определенной степени для некоторых государств Северного Кавказа, прежде всего Чечни, совершенно неприемлемыми.

Афганский пожар полыхает до сих пор, и трагедия Таджикистана – прямое следствие кровавой борьбы за власть в сопредельном государстве. Похожие события произошли в Чечне и вокруг нее. Причиной и катализатором этой войны были нефть, торговля оружием и наркотиками. Бездарная политика Москвы подкрепилась бездарным руководством военными операциями. Проводимые с одобрения Кремля многочисленные кровавые “зачистки”, расправы с местными жителями даже в тех районах Чечни, Ингушетии, которые были лояльны центральной власти, тотальное уничтожение Грозного и т. д. на десятилетия вперед сделали враждебными российско-чеченские отношения. /с. 216/

Исламский мир увидел в Чеченской войне вызов и принял в ней довольно активное участие: волонтеры из Турции, Саудовской Аравии, Пакистана, Афганистана и других стран Ближнего и Среднего Востока воевали на стороне братьев по вере, не говоря об огромных финансовых вливаниях в Чечню. Возмущение и недоумение в исламских странах вызвала необдуманная антироссийская политика бывшего министра иностранных дел РФ Козырева. Россия в 1990-х гг. во имя налаживания союзнических отношений с США поддержала антиливийские, антииракские действия Вашингтона. В геополитическом и экономическом плане дипломатические действия РФ в отношении исламского мира с 1991 г. (“Буря в пустыне” – акция США против Ирака) и по 1996 г. кроме как провальными не назовешь.

В числе республик Северного Кавказа, принадлежащих к местному “региону нестабильности”, все увереннее входят Кабардино-Балкария и Дагестана. В 2004–2005 гг. в ходе ожесточенных локальных боев было уничтожено руководящее ядро местного ваххабитского джамаата “Ярмук”. Проблемы же, которые породили такие деструктивные формы религиозной самоорганизации, не были решены, а только загнаны в подполье.

Причины нестабильности в Кабардино-Балкарии, как и в других республиках Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан и др.), надо искать прежде всего в социально-экономической, национальной и религиозной сферах.

Массовая безработица и долговременная нестабильность способствуют расцвету коррупции и предательства, затронувших власть, и прежде всего правоохранительные органы. Ваххабиты – это преимущественно безработная молодежь 18–25 лет. Большое влияние оказывают на них чеченцы, которых в республике проживает 30–35 тыс. По мнению работников спецслужб, в основном они занимаются бандитизмом, террором, похищением людей, торговлей наркотиками, выделяют деньги для оплаты “труда” неработающей молодежи, на подкуп милиционеров14.

Межнациональная рознь до событий в Кабардино-Балкарии проявилась в Абхазии, Южной Осетии, Дагестане. В Кабардино-Балкарии в перспективе может произойти такой же развал, что свершился в Грузии. Власть в республике находится в основном в руках кабардинцев: их около 80%. У 20% балкарцев нет своих муниципальных образований, они не могут избирать свой представительный орган и своего главу администрации. В республике /с. 217/ отсутствует какая-либо законность. Пополнение для всякого вида джамаатов набирается именно среди балкарцев.

Третий фактор нестабильности в Кабардино-Балкарии – противостояние лидеров мусульман “старой гвардии”, лояльной власти, и бывших “студентов”, получивших образование в Саудовской Аравии. Спецслужбы республики, не обладая соответствующими знаниями тонкостей ислама, “прессовали” как веротерпимых мусульман, так и неофитов. Итогом стал массовый уход верующих в “настоящие общины”, т.е. в джамааты. Там их знакомили с “настоящим исламом”, вернее, с наиболее простым и радикальным толкованием Корана, за пару месяцев делая из них идейных и глубоко убежденных ваххабитов. Посещавшим занятия по изучению Корана организаторы курсов выделяли деньги, помогали устроиться на работу и решить проблемы с жилплощадью, принимали участие в судьбе их родственников. Так действовали лидеры джамаата “Ярмук”, составленного почти исключительно из балкарцев. Он получил всероссийскую известность после нападения на здание Госнарконтроля в Нальчике в декабре 2004 г.

Основная черта распределения власти в Кабардино-Балкарии и вообще на Северном Кавказе (как, между прочим, и в России в целом) – посадить в нужное кресло в нужное время нужного человека, а лучшем всего – близкого родственника. Тогда можно бесконтрольно распределять в свою пользу финансовые потоки: местные или идущие из Москвы. Полномочный представитель Президента по южному федеральному округу Д. Козак в докладе на имя В. Путина в мае 2005 г. писал: “Увеличение федеральной помощи в 3,4 раза не привело к изменению показателя валового регионального продукта, а безработица в традиционно трудоизбыточном регионе выросла в 1,6 раза... На юге России зарождается макрорегион общественно-политической и экономической нестабильности, куда входят все кавказские республики и часть Ставропольского края. <...>

Сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы... Во всех северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалось разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции...

Произвол властей порождает у большей части населения социальную апатию. Во многих субъектах Федерации власть не имеет существенной опоры. В шести из двенадцати субъектов ЮФО отрицательный рейтинг высших должностных лиц превышает величину положительных оценок”. /с. 218/

Опубликовав выдержки из доклада, газета “Спецназ России” делает вывод, что если сейчас не начать срочную ломку нынешней властной системы на Северном Кавказе, если не начать решительно и беспощадно “резать паразитов по живому”, то дальше будет только хуже15.

Всплеск антироссийских настроений в исламском мире докатился и до постсоветских среднеазиатских республик. Национализм идет там “в ногу” с ренессансом исламских традиций, уклада жизни, обычаев. Этот процесс находит отражение в законодательстве парламентов республик, в частности в ряде законодательных актов, закрепляющих главенствующее положение титульных наций. Создается парадоксальная ситуация: усилиями русских обеспечивается работа энергетических станций, промышленности, транспорта и связи во всех без исключения среднеазиатских республиках, а юридическое, правовое их положение по языку, культуре, социальной защищенности остается таким, как у “граждан второго сорта”.

Выступление ведущих политиков среднеазиатских государств с позиций национализма, подчеркнутое дистанцирование от России, заявления о приверженности общемусульманским ценностям находят поддержку не только в Иране, Турции, Пакистане, Саудовской Аравии, но также в США и Европе. США поощряют попытки сформировать политический блок среднеазиатских государств при их главенствующей роли. “Аппетиты” лидеров исламских стран несколько сдерживает экономическая привязанность среднеазиатских и кавказских республик к России. С другой стороны, политики НАТО опасаются относительно неконтролируемого роста исламского фундаментализма. Лидеры стран Запада предпочитают сделать ставку на Турцию, которая тесно связана с НАТО.

Но сближение России и стран исламского мира возможно. Для этого есть все объективные условия: Москва в силах оказать реальную политическую поддержку Ирану (в его противостоянии США, Франции, Германии) по обогащению урана и строительству АЭС. Вопреки нажиму со стороны США Россия строит в Иране атомную станцию, продает в Абу Даби истребители и т. д.). Москва может усилить сотрудничество с Ливией, расширить строительство геополитически важных транспортных артерий, нефте– и газопроводов (через Турцию, Иран). А главное – надо иметь самостоятельную внешнюю политику в отношении исламских стран без оглядки на “Друзей” из Вашингтона, Лондона, Парижа.

Пока же мусульманские страны Среднего и Ближнего Востока с Целью закрепления благоприятных для них геополитических /с. 219/ перемен перегруппировывают силы в широкой географической зоне, непосредственно примыкающей к южным границам России. На этот обширный регион, включающий Таджикистан, Узбекистан, Киргизию и Туркменистан, “положили взгляд” американцы, афганские талибы, за плечами которых стояли религиозно-политические деятели Пакистана и Саудовской Аравии, поощрявшиеся политиками США. Талибы ищут союзников среди ваххабитов – последователей религиозно-политического учения в суннитском исламе, проповедующих строжайшее соблюдение принципа единобожия, отказ от поклонения святым и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений. Ваххабизм близок к официальной идеологии Саудовской Аравии.

В Дагестане и Чечне ваххабиты появились в начале перестройки. На территорию этих республик пришли проповедники из арабских государств, и молодые мусульмане получили возможность обучаться в религиозных учреждениях исламских стран. Но нередко в ваххабитов фундаменталисты зачисляли всех мусульман, которые выступали и выступают с критикой официального духовенства, религиозных особенностей Ислама, усложненного местными обычаями. Правящие элиты в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Чечне (особенно в последней), закрывая глаза на деятельность зарубежных проповедников или прямо пособствуя им, немало сделали для разжигания конфессиональной и межнациональной розни. (Нужно заметить, что подобные факты были и в Таджикистане и Узбекистане, лидеры которых неоднократно обращались за помощью к России в борьбе против этих мобильных сил.)

В XIX в. завоевание Северного Кавказа русскими было обусловлено имперскими поползновениями Британской империи на территории, богатые нефтью, газом, минеральными ресурсами. Наибольшее сопротивление встретили русские войска в Дагестане и Чечне. Практически почти до конца XIX в. Россия “замиряла” Дагестан и Чечню. Нынешнее Правительство РФ испытывает ту же головную боль, что цари и генералы русской армии. А началось все с известной фразы Б.Н. Ельцина, произнесенной в Башкирии: “Берите суверенитета столько, сколько проглотите”.

В Чечне для подкрепления этого суверенитета российской армией было оставлено много оружия – от автоматов Калашникова до секретных тогда ракет С-300 (которые потом оказались в Турции). Чечня благодаря стараниям российских олигархов превратилась в “черную дыру”, куда исчезли миллиарды рублей. Начались убийства русских и других неверных с точки зрения мусульман-ваххабитов. Беспредел, начавшийся в Чечне, привел к гибели сотен молодых парней. Буденновск и Первомайск – образцы того, как /с. 220/ нельзя проводить спецоперации, а переговоры Черномырдина с Ш. Басаевым и знаменитые 38 снайперов Б. Ельцина стали предметом горьких насмешек всех, кто видел по телевизору этих лидеров России. Не лучше можно оценить и соглашении в Хасавюрте. Это наглядный пример недальновидности находящихся у власти политиков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...