Добежали. Присели, отпыхиваясь».
(А.Н.Толстой «Аэлита»). ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли. Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном». В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова. Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого. Возьмем, например, такую фразу: «В каждом произведении сценического искусства |существует как бы несколько смысловых слоев» (Г.Бояджиев «Душа театра»). В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой). В более распространенном простом предложении и, тем более, в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее: надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения. Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения. Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность. Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними. Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает.
Задание: Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли. На Старице по берегам – песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрутившуюся розу. Если вырвать такой шарик из песка и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них и перевертывается опять корнями к земле». (К.Паустовский «Мещерская сторона») Но, воздав столь громкую хвалу этим донкихотам театра, автор вовсе не видит в них зрителей идеальных. Хвала им воздается по иной причине – за азарт. За то, что в поте лица своего добывая «лишний билетик», этот любитель театра являет собой полную противоположность равнодушному зрителю». (Г.Бояджиев «Душа театра»). Задание: Прочтите примеры, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листьев, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозщичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики матросов и таможенных солдат, - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, - к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие – рвут пыльный, знойный воздух» (М.Горький «Челкаш»). На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, - и конец скачки был против беседки».
(Л.Н.Толстой «Анна Каренина») Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, Судно весело бежит И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; И за ними во дворец Полетел наш удалец. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане») Проверяя себя, еще раз подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз. Если для более яркой передачи какого-либо понятия (особенно когда оно выражено достаточно большим количеством слов) требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки). Говоря о логических паузах, следует специально остановится на соединительном союзе И. Запятая перед ним обычно не ставится. Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда: А) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами; Б) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения. На первом месте для нас должен стоять смысл, ведь грамматика, синтаксис только помогают нам в этом. Мы ищем в предложении речевые звенья, ориентируясь на содержание. Примеры: «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась (,) с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза». (А.С.Пушкин «Дубровский). - Я к вам влезу через окно! – решительно говорю я и вспрыгиваю на окно. Я очень легко красиво вспрыгиваю на окно, перебрасываю одну ногу через подоконник и тут только замечаю насмешливое удивление подруги и замешательство Лили.
Я сразу догадываюсь (,)что сделал какую-то неловкость, и застываю верхом на окне: одна нога на улице, другая в комнате. Я сижу и смотрю на Лилю». (Ю.Казаков «Голубое и зеленое») После союза И, стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается: «Отвернулся и (,) обходя лужи, побрел к багажному отделению». (Ю.Казаков «На полустанке»). Задание: Прочитайте примеры, перепишите их, расставьте знаки логических пауз. Пример 1. «- Вам комнату? – спросил купец молодым голосом и, морщась, стал отдирать бородку. – Вы чуть подождите, сейчас я вас провожу». (Ю.Казаков «Дом под кручей»). Пример 2. «И вот мы опять едем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер. Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смотрим на улицу». (Ю.Казаков «Голубое и зеленое»). Пример 3. «Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы». (Ю.Казаков «Оленьи рога»). ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ В каждом речевом (логическом) звене слова группируются вокруг главного слова. Такое слово называется «ударным», так как произносится оно обычно с некоторым усилением голоса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|