1). Обратившись к словарям, уточнить одержание следующих понятий:
Реплика, ремарка, текст и подтекст, речевое поведение, словесное действие, интенция.
Подготовить выразительное чтение явлений VII – VII 2-го акта комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», ориентируясь на их место в сюжете.
Цель работы: рассмотрение текста как «динамической единицы» речетворческого процесса.
Примерный план анализа
Речевой деятельности
Хлестаков, Городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.
Активное начало невербального общения: каждый увидел опасного противника в лицо.
Внимательно оглядываются. Пауза затянулась. Оба растеряны и испуганы.
Городничий /немного оправившись и протянув руки по швам/
Желаю здравствовать!
Приходит в себя первым. Поза и жест бывалого служаки подчеркивают официальный характер визита.
Хлестаков /кланяется/
Мое почтение…
Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/ Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/
Городничий
Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…
Подтекст /П/: я побеспокоил вас, но причина уважительна.
Намерение /Н/: установить контакт, представиться, убедить в благородстве своих намерений.
Интонация /Ин/: внутренне напряженная.
Городничий /в сторону/
О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!
Услышал именно интонацию, а не слова. Ожидание сбывается: ревизор уже все знает, уже гневается.
П: что делать?
Хлестаков / храбрясь/
Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! /Стучит кулаком по столу/.
Что вы? Что вы?
Растерянность противника придает силы: агрессивность угроз возрастает, хотя главными средствами воздействия остаются интонация и жесты.
Городничий /вытянувшись и дрожа всем телом/.
Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.
Н: оправдаться любым способом, вызвать жалость.
Текст и П. совпадают.
Ин.: умоляющая.
Хлестаков
Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
Н: закрепить инициативу, усилить нажим на противника.
Ин.: уверенная, можно даже чуть-чуть иронии.
Городничий /дрожа/
По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… сами изволите посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы ‹…›
Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
П: не погубите! Готов признать «грешки», преуменьшив их /что, интересно, успел узнать ревизор?/.
Н: разжалобить, оправдаться, переключить внимание на «злодеев».
Ин.: игра в раскаяние и искренность, голос дрожит.
Городничий /в сторону/
О, тонкая штука! Эк куда метнул ‹…› Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось.
/Вслух/
Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
П: так я тебе и поверил. А вдруг это намек? Здесь и дальше почти каждая реплика Городничего предваряется ремаркой «в сторону». Идет борьба мотивов: не прогадать! /Убедительный пример внутренней интенции/. Решение принято.
Хлестаков
Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
Реакция немедленная и ожидаемая. Наконец-то контакт установлен.
Текст и П. совпадают. Партнеры поняли друг друга – с их точки зрения.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Фрагмент из пьесы Г.Полонского «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева».
Задание:
Проанализировать следующие аспекты речевого поведения учителя Мельникова:
А) формы эмоционально-речевого общения;
Б) манера постановки учебной задачи;
В) коррекция и оценки ответа.
ХОД РАБОТЫ
ТЕКСТ
Вопрос и основное направление ответа
Мельников
Садитесь. Ну-ка потише…
/Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом – медный подсвечник/.
Как такое начало раскрывает отношения с классом?
Встреча людей давно знакомых, понимающих друг друга.
Подтекст жеста?
Не будем терять времени.
В прошлый раз мы говорили о манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого государственного пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом…
Смысл перечисления вопросов?
Интенция внешняя: «Повторим это», внутренняя: «слушайте, я определяю направление, контуры вашего ответа»
Требования к ответу: лаконизм и емкость.
Мельников
О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников!
Привычна ли такая постановка задания для класса?
Названа фамилия.
Ясен ли ученикам подтекст?
Иди отвечать…
Сыромятников /Сильно удивлен/
Чего?
Подтекст?
Играет в непонимание, тянет время.
Мельников
Готов?
Подтекст?
Маневр понял, хочу уточнить причину.
Сыромятников
Более-менее… Идти?
Ответ уклончив: а вдруг все-таки «пронесет»?
Мельников
И поскорее.
Подтекст?
Не теряй времени
Достаточна ли информативность столь кратких реплик?
Обоснуйте суждение.
Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске.
Мельников
Мы слушаем.
Характер установки (мы)?
По ремарке определить речевое действие С., диктующее эмоциональный характер дальнейшего общения: ученик – учитель – класс.
Сыромятников
Значит так… Политика царя была трусливая и велоромная.
Что означает пауза неуверенности в ответе?
Определить интонацию ответа.
Мельников
Ве… Какая?
Подтекст?
Внимание на последнем слове. Что-то не так. Повтори.
Сыромятников
Ве… велоромная!
Ошибку чувствует /пауза/, но исправить сам не может?
Мельников
Веро-ломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше.
Способ исправления ошибки?
Интонационное членение слова, его семантика, синоним. И сразу – побуждение к ответу.
Сыромятников
От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь…
Стиль высказывания?
Не соответствует ситуации /подчеркнуто разговорный/, далее несоответствие усиливается.
Мельников
А точнее?
Подтекст?
Опять маневр понят.
Сыромятников
Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, - зачем же брехню-то пересказывать?
Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от смеха.
Сыромятников
Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать.
Подтекст?
Мимика?
Прибегнуть к знакомому приему – повеселить класс.
Добился нужной реакции.
Реакция учителя?
Не останавливает.
На чем держится контакт С. со слушателями?
Позиция учителя: когда и как поставить точку в этом затянувшемся «выступлении»?
Реакция класса?
Мельников
Все?
Запрос и побуждение.
Подтекст: пора бы заканчивать.
Сыромятников
Можно добавить. После Петра Первого России вообще не везло на царей, - это мое личное мнение!
Подтекст?
Как бы не переиграть, нужно заканчивать…, но точка будет поставлена «красиво».