Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ художественного текста драматического произведения и речевого поведения персонажей.




Задания:

1). Обратившись к словарям, уточнить одержание следующих понятий:

Реплика, ремарка, текст и подтекст, речевое поведение, словесное действие, интенция.

Подготовить выразительное чтение явлений VII – VII 2-го акта комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», ориентируясь на их место в сюжете.

Цель работы: рассмотрение текста как «динамической единицы» речетворческого процесса.

Примерный план анализа

Речевой деятельности

Хлестаков, Городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза. Активное начало невербального общения: каждый увидел опасного противника в лицо. Внимательно оглядываются. Пауза затянулась. Оба растеряны и испуганы.
Городничий /немного оправившись и протянув руки по швам/ Желаю здравствовать! Приходит в себя первым. Поза и жест бывалого служаки подчеркивают официальный характер визита.
Хлестаков /кланяется/ Мое почтение… Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/ Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/
Городничий Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений… Подтекст /П/: я побеспокоил вас, но причина уважительна. Намерение /Н/: установить контакт, представиться, убедить в благородстве своих намерений. Интонация /Ин/: внутренне напряженная.
Городничий /в сторону/ О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы! Услышал именно интонацию, а не слова. Ожидание сбывается: ревизор уже все знает, уже гневается. П: что делать?
Хлестаков / храбрясь/ Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! /Стучит кулаком по столу/. Что вы? Что вы? Растерянность противника придает силы: агрессивность угроз возрастает, хотя главными средствами воздействия остаются интонация и жесты.
Городничий /вытянувшись и дрожа всем телом/. Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. Н: оправдаться любым способом, вызвать жалость. Текст и П. совпадают. Ин.: умоляющая.
Хлестаков Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Н: закрепить инициативу, усилить нажим на противника. Ин.: уверенная, можно даже чуть-чуть иронии.
Городничий /дрожа/ По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… сами изволите посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы ‹…› Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. П: не погубите! Готов признать «грешки», преуменьшив их /что, интересно, успел узнать ревизор?/. Н: разжалобить, оправдаться, переключить внимание на «злодеев». Ин.: игра в раскаяние и искренность, голос дрожит.
Городничий /в сторону/ О, тонкая штука! Эк куда метнул ‹…› Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. /Вслух/ Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим. П: так я тебе и поверил. А вдруг это намек? Здесь и дальше почти каждая реплика Городничего предваряется ремаркой «в сторону». Идет борьба мотивов: не прогадать! /Убедительный пример внутренней интенции/. Решение принято.
Хлестаков Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. Реакция немедленная и ожидаемая. Наконец-то контакт установлен. Текст и П. совпадают. Партнеры поняли друг друга – с их точки зрения.

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.

Фрагмент из пьесы Г.Полонского «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева».

Задание:

Проанализировать следующие аспекты речевого поведения учителя Мельникова:

А) формы эмоционально-речевого общения;

Б) манера постановки учебной задачи;

В) коррекция и оценки ответа.

ХОД РАБОТЫ

ТЕКСТ Вопрос и основное направление ответа
Мельников Садитесь. Ну-ка потише… /Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом – медный подсвечник/. Как такое начало раскрывает отношения с классом? Встреча людей давно знакомых, понимающих друг друга. Подтекст жеста? Не будем терять времени.
В прошлый раз мы говорили о манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого государственного пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом… Смысл перечисления вопросов? Интенция внешняя: «Повторим это», внутренняя: «слушайте, я определяю направление, контуры вашего ответа» Требования к ответу: лаконизм и емкость.
Мельников О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников! Привычна ли такая постановка задания для класса? Названа фамилия. Ясен ли ученикам подтекст? Иди отвечать…
Сыромятников /Сильно удивлен/ Чего? Подтекст? Играет в непонимание, тянет время.
Мельников Готов? Подтекст? Маневр понял, хочу уточнить причину.
Сыромятников Более-менее… Идти? Ответ уклончив: а вдруг все-таки «пронесет»?
Мельников И поскорее. Подтекст? Не теряй времени Достаточна ли информативность столь кратких реплик? Обоснуйте суждение.
Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске. Мельников Мы слушаем. Характер установки (мы)? По ремарке определить речевое действие С., диктующее эмоциональный характер дальнейшего общения: ученик – учитель – класс.
Сыромятников Значит так… Политика царя была трусливая и велоромная. Что означает пауза неуверенности в ответе? Определить интонацию ответа.
Мельников Ве… Какая? Подтекст? Внимание на последнем слове. Что-то не так. Повтори.
Сыромятников Ве… велоромная! Ошибку чувствует /пауза/, но исправить сам не может?
Мельников Веро-ломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше. Способ исправления ошибки? Интонационное членение слова, его семантика, синоним. И сразу – побуждение к ответу.
Сыромятников От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь… Стиль высказывания? Не соответствует ситуации /подчеркнуто разговорный/, далее несоответствие усиливается.
Мельников А точнее? Подтекст? Опять маневр понят.
Сыромятников Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, - зачем же брехню-то пересказывать? Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от смеха. Сыромятников Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать. Подтекст? Мимика? Прибегнуть к знакомому приему – повеселить класс. Добился нужной реакции. Реакция учителя? Не останавливает. На чем держится контакт С. со слушателями? Позиция учителя: когда и как поставить точку в этом затянувшемся «выступлении»? Реакция класса?
Мельников Все? Запрос и побуждение. Подтекст: пора бы заканчивать.
Сыромятников Можно добавить. После Петра Первого России вообще не везло на царей, - это мое личное мнение! Подтекст? Как бы не переиграть, нужно заканчивать…, но точка будет поставлена «красиво».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...