Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просвещения проблема толерантности была введена в контекст философии образования.




Толерантность как принцип образования

Современное образование не только в России, но и большинстве

стран мира ориентировано на постоянное реформирование в духе

демократических и гуманистических ценностей. Несмотря на это

«образование изменяется непрогнозируемым и открытым образом, или

отторгая перемены, или попросту симулируя согласие с властью»1. Одним из

принципов реформирования часто называют толерантность, но и призывы к

толерантности тоже воспринимаются как внешние лозунги, как новая мода

или даже как вторжение бюрократии в сложившуюся консервативную и

жестко удерживающую механизмы взаимодействия систему образования.

Отчасти это связано с неопределенностью в понимании

толерантности. Еще до недавнего времени толерантность рассматривалась

лишь как философская проблема, неотносящаяся к конкретной сфере

общественной жизни, кроме, пожалуй, правовой и религиозной сфер.

Сегодня же «Camera научного интереса философов, психологов,

культурологов - представителей социально-гуманитарных дисциплин - все

больше и больше набирает «резкость» фокусировки, сосредоточиваясь на

проблеме толерантности в конкретных «сферах» жизни общества, реализуя

логику движения от общего «ноуменального» уровня исследований

(толерантность как социокультурная проблема) к «конкретно –

феноменальному» (толерантность в праве, образовании, художественных

практиках и т.д.). Однако некоторые дискуссионные вопросы «предыдущего»

уровня вполне могут быть переформулированы для обсуждения и на уровне

практических исследований»2.

 

Справедливости ради следует, однако, признать, что уже в эпоху

Просвещения проблема толерантности была введена в контекст философии образования.

При этом содержание понятия толерантности не менялось и

оставалось в рамках религиозной проблематики, так как главной причиной

социальных конфликтов считалось исключительно вера. Принцип

толерантности реализовался в рамках христианского образования, когда

условием религиозной терпимости считалось согласие с исключительно

христианской концепцией развития цивилизации. Религиозное толкование

понятия толерантности в педагогическом контексте уступило, со временем,

более широкому – правовому. Толерантность стала восприниматься как

решение проблемы о правах личности и о границах свободы верования и

действия. Была поставлена проблема воспитания человека, который мог бы в

ситуации нравственного выбора между насилием и толерантностью,

предпочесть ненасильственное разрешение конфликтов.

Толерантность, очевидно, имманентна образованию как

полисубъектной, дифференцированной сфере, имеющей коммуникативный

характер и сочетающей индивидуальные и групповые интересы.

 

 

В силу

своей специфики системе образования органически присущи такие исходные

признаки толерантности как допущение иного, плюралистичность,

многоаспектность, различие и релятивность. Изменяясь в социокультурном

контексте, толерантность всегда присутствовала в образовании хотя и в

различных формах.

В современной философии образования и педагогике толерантность

рассматривается как принцип современного образования, что предполагает

несколько аспектов:

􀂃 толерантность как цель образования, формирование

толерантной личности учащегося, обладающей реальными навыками

разрешения конфликтов ненасильственными методами, способностью к

ведению толерантной дискуссии;

􀂃 толерантность как педагогическая технология (в узком

толковании), или образовательная методика, реализуемая педагогом;

􀂃 толерантность как содержание образования;

􀂃 толерантность как организационный принцип социального

института образования;

􀂃 толерантность как качество педагога.

Толерантность как цель образования понимается исходя из общего

взгляда на толерантность как необходимость «цивилизованного компромисса

между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и

взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода

исторического права на отличность, непохожесть, инаковость»1.

Педагогическая интерпретация этого подхода связана, прежде всего, с

ориентацией всего образования на формирование и развитие у ребенка

(ученика, воспитанника) представлений о многомерности и полиэтничности

современной социальной реальности. Речь идет о воспитании общей

толерантной установки, готовности людей (и детей, и взрослых, и учеников,

и учителей) видеть мир разным, может быть, даже не принимая в полной

мере причин существования такого разнообразия. Традиционно проблема

толерантности в педагогике увязывается с проблемой ненасилия, свободы

морального выбора, проблемой смысла жизни и смерти. Толерантность в

этическом плане расстраивается как норма поведения, как нравственный

эталон, как идеал межличностных отношений. В этом смысле толерантность

становится целью образования или, по меньшей мере, одной из целей.

Пристальное внимание к понятию «толерантность» в педагогике

отвечает потребностям осмысления современной культурной ситуации,

предъявляющей испытание на терпимость во всех сферах общественной

жизни. Существует мнение, что «Педагогика, образование все более

становятся тем пространством, в котором пересекаются импульсы, идущие от

политического властного дискурса и дискурса нравственного, этического.

1 Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. – С.6

Именно здесь возникает возможность их взаимоусиления или ослабления,

устанавливаются корреляции личностного и властного начала. Все это

выдвигает в дискуссионное поле две взаимосвязанные проблемы: с одной

стороны, проблему формирования толерантного сознания и задачи

педагогики в связи с этим, а с другой – проблему гражданского образования

(как способа формирования гражданского общества) и роли толерантных

педагогических установок»1.

Политический дискурс современности постоянно воспроизводит идеи

толерантности и гражданского общества. Употребление понятия

«гражданское общество» часто носит публицистический, идеологически

маркированный характер. Существует опасность в навязчивой пропаганде

этой идеи, превращения ее в новую мифологию, в некий симулякр, за

которым скрываются идеологические пристрастия. В этой связи обращение

к проблеме гражданского общества через контекст толерантности и

гражданского образования может стать решающим фактором перехода от

теории гражданского общества к его практическому осуществлению.

Гражданское общество может выступать в качестве определенной идеи,

социального движения и социального института. Существующее сегодня в

России умонастроение (гражданское общество как идея) нельзя принимать за

наличие полноценного гражданского общества как института. Этот переход

от идеи гражданского общества к социальной практике и тем более

социальному институту требует активного участия в этом процессе всей

системы образования. Можно утверждать, что до тех пор, пока идея

гражданского общества и толерантности не пропитает систему образования,

она не сможет воплотиться в разнообразные социальные практики и

утвердиться в форме социального института.

1 Буковская Н.В. Педагогика толерантности как условие гражданского образования. //Толерантность как

практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. МИОН,

Екатеринбург, 2005. С.140.

Подтверждением этого тезиса может стать вся система советской

школы. По словам известного педагога А.С. Макаренко, школа должна

бороться за коммунизм с таким же мужеством и с таким же напряжением,

как все наше общество. Эта «педагогика борьбы» была взаимосвязана с

«педагогикой нетерпимости». Основными чертами советской

гражданственности были некритичность, интолерантность и строгая

регламентированность. Так, например В.А. Сухомлинский формирование

гражданского видения мира связывал с переживанием непримиримости,

ненависти к социальному злу и несправедливости, зона действия которых

располагалась чаще всего за пределами советского общества. По его словам,

«на фоне борьбы человечества за освобождение от остатков рабства,

угнетения, экономической и духовной зависимости человека от человека…

наша Советская Родина вставала перед глазами мальчиков и девочек как

живое воплощение добра, справедливости, чести»1.

Таким образом, образование может последовательно осуществлять

идеи гражданского общество только в том случае, если оно действительно

становится элементом гражданского общества и цель образования

формулирует через призму толерантности.

Осознание цели педагогического воздействия как формирование

толерантной личности ставит еще один вопрос. Что следует понимать под

толерантностью как качеством личности, и каков необходимый набор

конститутивных свойств «толерантной личности»?

Толерантность как педагогическая технология. Понимание

толерантности как нормы поведения рождает еще один ее педагогический

смысл. Ставится вопрос о толерантной педагогике, которую интерпретируют

как педагогику ненасилия.

Однако педагогика толерантности как технология заключает в себе

определенное противоречие. Если толерантность понимать как терпимое

отношение к инакомыслию, к «другому», это требует своего рода

1 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. С. 173.

универсалистского понимания этических ценностей, постоянного взгляда «со

стороны», внеличностной позиции в ситуации конфликта. Иначе говоря,

любые негативные, с точки зрения личности педагога, взрослого__________, родителя,

факты, пусть даже совершенно неприемлемые, должны восприниматься как

возможные в рамках постоянно меняющейся многообразной и многомерной

реальности. В тоже время понимание ценности толерантного поведения и

толерантности вообще сосуществует со сложившимися в представлении

педагога (взрослого, родителя) идеалами и ценностями, которые

воспринимаются как предельно абсолютные, как абсолютное благо.

Толерантное же поведение требует отказа от защиты этих, казалось бы,

самоочевидных высших ценностей такими средствами, которые могут

привести к агрессии, открытому конфликту, интолерантному поведению.

Разрешение такого рода противоречия возможно только на основе

теоретического анализа понятия толерантности и осмысления потенциала

развития ребенка (ученика, воспитанника).

Становление представлений о толерантности как педагогической

технологии происходит в рамках критики традиционной педагогики,

оцениваемой как интолерантной. Традиционная педагогика как

принципиально властная педагогика особенно динамично критикуется

представителями постмодернистской философии, которые требуют

пересмотреть систему школьного образования и все сложившиеся

педагогические приемы, поскольку они ориентированы на вторжение в

индивидуальный духовный мир ребенка, строятся на отношениях страха и

подчинения. Такая оппозиционная концепция воспитания получила название

«антипедагогика».

Антипедагогика «настаивает на необходимости эмоциональной

переориентации современного человека, которая достигается с помощью

применения методов групповой динамики»1, что предполагает

взаимообучение участников, поддержание у них постоянной мотивации и

1 Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России. – 2002. - №4. – С.55

углубленного интереса. Антипедагогика требует превратить школу в некое

свободное сообщество школьника и преподавателя, в рамках которого царит

абсолютная свобода в выборе содержания и методики образования. Новая

педагогика, признающая автономию личности ребенка, его самоценность и

права, должна иначе расставить акценты в отношениях взрослого и ребенка.

Антипедагогика исходит из «спонтанной автономии ребенка»1, из

необходимости «рассматривать взрослого как друга и партнера ребенка, а

отношения между ними – как симметричные»2. Взрослый, родитель, учитель

должен освоить необычную для традиционной системы образования роль

друга и партнера.

В педагогике толерантности субъекты образования (и педагог, и

ребенок) должны быть уравнены в правах и полномочиях. (Речь идет о

массовой ситуации, а не о конкретных педагогических феноменах,

воплощающих принцип толерантности независимо и даже вопреки общей

практике образования.) Неклассическая педагогика в качестве первоценности

рассматривает потенциальность ученика - как ту самую не-возможность,

которая уже утрачена взрослым и педагогом. Накопленные знания и умения

мешают мыслить, проявлять свою творческую активность, мыслить и

действовать вне известного шаблона. Наивность ребенка, наоборот,

позволяет последнему проявить всю полноту своих творческих

возможностей. Неклассическая педагогика, запрещая учителю вмешиваться в

образовательный процесс ребенка, отводит ему роль пассивного «банка

данных», активной же стороной педагогического процесса становится

ребенок, который «со своего рождения сам знает, что для него является

благом, и знает лучше, чем взрослый…»3.

В противопоставлении с традиционной тоталитарной педагогикой,

рассчитанной на диктат учителя, и рождаются контуры новой педагогики

толерантности, педагогики ненасилия. Эти постмодернистские идеи в более

1 Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика. // Человек. – 2001. - № 3. – С. 6.

2 Там же.

3 Там же.

мягком варианте постоянно актуализируются в дискуссиях о смысле

толерантной педагогики, что побуждает педагогическое сообщество к

созданию инновационных проектов и новых методик преподавания.

Толерантность как содержание образования. Научение

толерантности как содержательная проблема образования реализуется в

практике правоведческого образования. Выявлено, что «введение

правоведческих курсов в структуру школьных образовательных программ

связано, однако, с целым рядом трудностей и проблем»1.

Одна из главных – непроясненность содержания самого понятия

«толерантность». Чаще всего толерантность понимается в предельно

широком этическом контексте и перегружена абстрактно-позитивным

моральным содержанием, то есть попросту приравнивается к

взаимоуважению и даже к любви к ближнему. В результате столь

некорректного толкования толерантность оказывается в одном ряду с такими

понятиями как «добро» или «счастье», и обучить толерантности также

сложно, как обучить счастью или добру.

Поэтому важно подчеркнуть, что с точки зрения права толерантность

может быть понята как меньшее зло в ситуации выбора между насилием и

отказом от насилия; это совсем не означает, что человек должен любить или

уважать другого, по отношению к которому он проявляет толерантность.

Другая проблема, затрудняющая изучение толерантности в теории и

на практике, заключается в том, что обществоведческие дисциплины в школе

во многом сведены к основам права. Изучение прав и свобод человека, а

также их юридического обеспечения, бесспорно важно. Но толерантность

предстает при этом только как требование закона, как должное, как нечто,

закрепленное в юридических документах. Без рассмотрения остается то, что

ничуть не менее важно: толерантность в повседневном общении,

1 Черепанова Е.С. Педагогика толерантности: проблемы теории и практики //Толерантность как

практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. МИОН,

Екатеринбург, 2005. С.21-24.

обеспечиваемая моральными регуляторами, «бытовая практика»

толерантности.

Важные аспекты толерантности раскрывает и современная

психология, как элемент содержания современного образования. Именно

психология как учебный предмет развивает конфликтологическую

компетентность, предлагая целый комплекс тренингов, специальных

методик, позволяющих диагностировать психические ресурсы личности в

этом направлении. Психологическое толкование толерантности позволяет

разобраться в источниках и механизмах предотвращения межличностной

агрессии, осознать основания и позитивное значение внутриличностных

конфликтов, способных стимулировать развитие.

Филологическое, языковое образование поможет понять, что

интолерантные формы поведения выражаются не только в конкретных

поступках, но и в определенной речевой деятельности. В повседневной

жизни нетерпимость к Другому, направленная на него агрессия проявляется,

прежде всего, в использовании определенных словесных формул – без этого

не возникает открытых столкновений с использованием физического

насилия. Язык – это не просто средство общения, но и не в меньшей степени

инструмент формирования личности, исподволь навязывающий ей

поведенческие установки. Поэтому язык повседневного общения тоже может

и должен исследоваться с точки зрения толерантности или интолерантности.

Это говорит о необходимости своего рода терапии языка, необходимости

замены слов, провоцирующих агрессию и интолерантное поведение, на

языковые формулы, выражающие готовность к поиску взаимопонимания и

сотрудничества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...