Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы толерантности в контексте педагогических




Конфликтов.

Если считать педагогическую индифферентность крайней формой

проявления толерантности, можно назвать ее негативной толерантностью.

Негативные формы толерантности могут возникать в результате смещения

акцентов, гиперболизации некоторых из них. Это происходит, когда

невраждебное отношение к ребенку как «Другому», к поступкам детей как

другим социокультурным практикам перерастает в растворение в

безразличном общем, в утрату собственной идентичности, и свидетельствует

о социальной и педагогической инфантильности. Уверенность, что ко всему

можно, в конце концов, привыкнуть, даже к тому, что тебе не нравится,

кроме прочего, фиксирует ситуацию вынужденности, несимметричности

отношений, ситуацию несвободы. Педагогическое попустительство

свойственно людям с низкой профессионально-педагогической

компетентностью, осуществляющих педагогическую деятельность

1Цит. по Логинов А.В. Толерантность некоторые теоретические проблемы философии и педагогики

//Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В.

Перцев. Вып. 14. Ур МИОН, Екатеринбург, 2005. С.97.

вынужденно, от безысходности. Такое состояние характеризуется высокой

степенью несвободы, в нем отсутствует глубокий гуманистический подтекст,

присущий понятию «толерантность».

Н.В. Буковская выделяет истинную и ложную толерантность.

«Ложная толерантность возникает в результате принуждения, давления

сверху. Она исчезает, как только исчезает принуждение и является, таким

образом, ситуативной»1. В современном образовании России, где

толерантность воспринимается скорее как требование бюрократического

аппарата образования, нежели как веление времени, можно встретить массу

примеров ложной толерантности.

Тот же автор выделяет еще две формы толерантности – критическую

и некритическую толерантность. Критическая толерантность подразумевает

готовность рационально оценивать не только себя, но и «Другого»,

подвергать его сомнению. Это влечет за собой осмысление несовместимости

чужих экзистенциальных проектов с собственными жизненными

установками и обстоятельствами. Таким образом, отношения с Другим

рассматриваются как отношения интерпретации. Толерантность как форма

интерсубъективности посредством включения в контекст критической

интерпретации с необходимостью требует рефлексивности. Некритическая

же толерантность отличается пассивностью субъекта, его неспособностью к

рефлексии, в социальном плане граничит с безответственностью,

попустительством, смиренчеством. В этом контексте некритическая форма

толерантности и негативная толерантность совпадают. Уместно вспомнить

здесь слова В.Г. Белинского, оценивающего терпение как негативную

характеристику, поскольку оно есть добродетель посредственности.

1 Буковская Н.В. Педагогика толерантности как условие гражданского образования // Толерантность как

практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур

МИОН, Екатеринбург, 2005. С.142.

Джон Грей считает, что в современном мире существуют две

противоположные друг другу формы толерантности: традиционная и

радикальная. Традиционная толерантность основывается на убеждении в

том, что, несмотря на свою неполноценность, объект, который мы терпим,

имеет право на существование. Таким образом, в традиционном понимании

толерантный педагог, толерантное педагогическое сообщество обладают

истиной и правотой, что и позволяет им быть терпимыми.

Традиционная толерантность оценивается Греем как «старомодная»,

не соответствующая духу эпохи. Он выдвигает три основные причины,

вызвавшие такую метаморфозу. Во-первых, это - изменение взгляда на

человеческие пороки: теперь на них смотрят как на проблемы, которые

требуют решения, а не терпения, чтобы их переносить. Во-вторых, изменение

взгляда на объект терпения, в результате утвердившегося ныне морального

плюрализма. В-третьих, «появление групповых или коллективных прав

меньшинств ведет к вытеснению традиционного идеала толерантности»1.

Подтверждением этому является появление правовых основ существования

детства и ребенка в современном мире.

На смену традиционной толерантности приходит «безразличие» или

«нейтральность», как форма толерантности. Главное отличие заключается в

том, что объекты безразличного отношения уже не оцениваются как зло, что

фактически отрицает деление объектов на полноценные и неполноценные.

Это вполне соответствует плюралистическому духу эпохи, исходящему из

того, что «любая точка зрения не хуже остальных». Эти две формы

толерантности, с одной стороны, представляют исторические типы развития

толерантности, а, с другой, сосуществуют в одном культурно-историческом

пространстве, то есть могут быть рассмотрены как в диахроническом, так и в

синхроническом аспекте.

1 Грей Джон. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003.

С. 45-47.

Грей высказывает опасение, что моральный плюрализм, изменяющий

традиционное понимание толерантности, приведет к обратному результату, а

именно к распространению нетерпимости. Моральный плюрализм исключает

– как несправедливые, несоответствующие идеалу, – действия, направленные

на поддержку того или иного способа жизни или поведения за счет

остальных – тех, которые общество признает нежелательными. Это

фактически исключает требования дисциплины в образовательных

учреждениях. Реализация такого подхода может привести к крайним формам,

к дискриминации «наоборот», когда культурные меньшинства считают, что

они нуждаются не просто в равноправии, а в привилегиях по сравнению с

большинством или другими меньшинствами. В образовании – это тотальный

праздник непослушания, стирающий все требования педагогов к детям как

нарушающие их права и попирающие их равноправие с миром взрослых.

В педагогике толерантность должна удержаться от подобных

крайностей через определение пределов допустимости и позволительности в

области детства. Таким пределом может быть пространство, за которым

субъект превращается в объект (например, объект манипулирования), то есть

пространство прав и свобод детей-учащихся-воспитанников, за пределами

которого возникает угроза утраты этих прав и свобод. Поиск пределов

педагогической толерантности происходит в современном образовании при

определении правовых основ взаимодействия мира детства с миром

взрослых. По мнению Н.В. Буковской, в поиске пределов важен принцип

«Моя толерантность кончается там, где кончается толерантность Другого».

Толерантность во многом взаимообусловлена и предполагает обоюдность

установок. Эти отношения исключают наличие «камня за пазухой»1. Иными

словами, естественность, искренность и открытость педагогической позиции

1 Буковская Н.В. Педагогика толерантности как условие гражданского образования //Толерантность как

практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур

МИОН, Екатеринбург, 2005. С.143.

может служить охранной грамотой и удержать педагога от манипулирования,

ложной толерантности.

Не следует забывать, что само понимание толерантности носит

исторический характер. Принцип толерантности в образовании в разные

эпохи имел своеобразное понимание, толкование и живую практику.

Эволюция идеи толерантности зависит от многих факторов, определяющих

дух эпохи – от факторов как социокультурного, так и социально-

политического плана. По мнению Лебедева Д.В. и Лысенко Г.В., «…каждая

культура через процесс образования, основанием которого является

отношение «ученик-учитель», задает собственные границы толерантности.

Толерантность как социальная техника удержания различий всегда тяготеет к

разрыву, предполагая наличие ин-толерантного отношения»1. Характер

отношений «ученик-учитель», имеющих системообразующее значение для

практической педагогики, наполняется новым содержанием в зависимости от

эпохи, ее культурного ареала. Именно культура задает в этих отношениях

меру толерантности как по отношению и к учителю, и к ученику.

В эпоху античности реализовалась социоцентрическая модель

образования, при которой в отношении «учитель-ученик» акцент делался на

государственные потребности и цели, отодвигая на второй план роль семьи.

По мысли Платона, воспитание должно соответствовать государственным

нуждам и состоять в приучении человека к требуемым образцам поведения:

«правителя» или «воина». Поддерживая эту мысль, Аристотель в «Политике»

говорил об учителе как общественном деятеле, гармоничной личности в

физическом и духовном смыслах.2 Толерантность в эту эпоху можно

представить как способ гармонизации социального и физического бытия

человека, где четко прописываются границы своего и чужого, а

следовательно, и границы толерантности. Терпение оказывается ценным не

1 Лебедев Д.В., Лысенко Г.В. Образование как стратегия ментальной толерантности //Толерантность как

практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур

МИОН, Екатеринбург, 2005. С.187.

2 Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. – М., 1983.

само по себе, а ради достижения определенных «земных целей» –

поддержания целостности полиса, нравственного самосовершенствования,

например.

В Средние Века успех воспитания ставился в зависимость от

строгости и умения подавлять в учениках греховные наклонности. Целью

образования виделось «укрощение плоти» и подчинение влечений духовному

началу. Средневековая педагогика настойчиво доказывала необходимость

ломать волю ребенка при безусловном доминировании наставника-учителя.

Поэтому образ учителя был просто немыслим без розги. Например, в

Оксфордском университете присвоение звания мастера грамматики

сопровождалось ритуальным преподнесением розги и поркой «мальчика для

битья».

С утверждением христианства, толерантность обретает статус

религиозной ценности и начинает претендовать на универсальное значение.

Сам Бог мыслился как основание терпимости, возведенной в ранг одной из

основных добродетелей. Толерантность как нравственное качество

христианина указывала на единосущность природы Бога и человека. В

соответствии с одной из сентенций христианской мудрости «Бог терпел и

нам велел», педагог должен обладать терпимостью к ученику, и эта

терпимость является отсветом божественного всетерпения.

В новое время конкретизация актуальной ущербности ученика перед

актуальными преимуществами учителя происходит уже на новой

мировоззренческой ориентации – антицерковной. Ученик выступает как

tabula rasa, «чистая доска». Успешность образования определяется тем, что

«нарисует» на ней общество в лице учителя. Когда учитель заполнит доску

«письменами», то засорить этот текст извне становится чрезвычайно трудно.

Поэтому благая активность учителя становится определяющей в

совершенствовании подопечного ученика.

Идея tabula rasa порождает модель отношений «учитель-ученик»,

сводимую к «регулируемой изоляции ученика от мира, чтобы он имел

контакт с внешним миром только через те формы, которые проектирует или

разрешает учитель»1. Дж. Локк, обосновав своей гносеологией особую

философию образования, развил весьма индивидуалистическую модель

отношений «семейный воспитатель – отдельно взятый джентльмен».

Определяющей в данных отношениях явилась элитарность,

исключительность как в выборе учителя, так и в способах воспитания

«истинного джентльмена». Я. А. Коменский же, пытаясь найти путь ухода от

ограниченности элитаризма, создал впечатляющую систему эгалитарного

образования с «жесткой институализацией», «классно-урочной системой» и

«единицами учебного процесса», в которую, как показывает практика,

стабильно «не вписывается» около четверти учеников. В этом отношении,

педагогика Ж.-Ж. Руссо – бунт против «искусственной конструкции» в

отношениях «учитель-ученик».

Эпоха французского просвещения выдвинула на первое место культ

Разума, Прогресса и Свободы. Считалось, что именно образование позволяет

человеку отождествлять себя с Разумом и с Государством, и именно педагог

задает общезначимые цели воспитания, основывающиеся на общезначимых

ценностях и нормах. Так, учитель в трактате Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О

воспитании» сам является воплощением силы прогресса, разума, науки,

гражданственности. Только этот идеальный воспитатель, вобравший в себя

чуть не всю мудрость культуры наставник достоин и пытается вылепить

личность ученика по своему образу и подобию. Учитель должен быть лишен

всех человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше

общества. В этом контексте сам Учитель задает меру терпимости, возводя

собственные знания в абсолют. Толерантность по отношению к

«просвещаемому» заключается в представлении об изначальной чистоте

разума и естественном равенстве людей.

Уже этот краткий обзор развития отношения между учеником и

учителем наглядно демонстрирует, что приоритет в данной культурной

1 Мацкевич В.В. Полемические этюды об образовании. – Рига: Изд-во О. Аугустовской, 1993. – С. 100

доминанте отдавался учителю, его способностям образовывать и

воспитывать. Статус же ученика различался в зависимости от типа культур и

от исторической эпохи. Но такое отношение, при котором учитель занимает

главенствующее положение, а ученик – подчиненное, является главным

отличительным признаком всей классической парадигмы образования. В

рамках ее, соответственно, формировалась и особая степень толерантности в

отношениях между учителем и учеником, но только - степень, понятая как

возможность варьирования в границах дозволенного. Классическая

парадигма образования на первое место ставит учителя как воплощение

мудрости и преемственности культуры, а меру толерантности определяет как

особую установку на принятие допустимых отклонений от идеальной нормы.

После заката эпохи просвещения появляется множество

образовательных стратегий, продолжающих сохранять в качестве ядра своих

концепций классический взгляд на отношение «ученик-учитель», но

утрачивающих так называемый просветительский пафос. Языческое и

христианское осмысление отношений «учитель-ученик» также не уходит

окончательно в историю. Со временем к ним «прирастает» новая идеология –

гуманизм 1. На этой почве зарождается новое осмысление толерантности как

типа отношений в системе образования. В конце двадцатого века происходит

переосмысление ключевого для образования отношения «учитель – ученик».

Оно происходит не разом, не одномоментно, скорее, исподволь, через пере-

обо-значение и утрату прежних смыслов. В связи с этим меняется и сам

смысл толерантности, которая более не мыслится в качестве возможной

меры терпимости, но толкуется в качестве особой установки человеческого

сознания в условиях тотальной коммуникации – установки на понимание,

доверие и сосуществование.

1 См. Лебедев Д.В., Лысенко Г.В. Образование как стратегия ментальной толерантности //Толерантность как

практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур

МИОН, Екатеринбург, 2005. С.171-174.

И так, понятие толерантность в приложении к сфере образования дает

несколько смыслов: антитеза нетерпимости (религиозной, национальной,

идеологической, когнитивной); психологическое ощущение личной

безопасности, социального комфорта участников педагогического процесса;

способность и готовность последних к плодотворной коммуникации, к

объединению и гармоничному решению проблем. Некоторыми авторами

толерантность рассматривается как оценочное понятие, характеризующее

современный этап развития педагогики, уровень снятия конфликтности,

напряженности в образовании, степень признания многообразия интересов и

возможности существования различных мнений и педагогических практик.

Толерантность в современном образовании должна быть гибкой,

нацеленной на поиск общего, а не на искоренение или абсолютизацию

различия. Она не должна исходить, например, из радикализации проблемы

прав ребенка (или учащегося), равно как и из ее игнорирования. Она должна

удержаться от крайних радикальных форм, ведущих к попустительству,

педагогическому безразличию и, фактически, к растворению самой

толерантности. Современное образование в поиске форм бесконфликтного

учебно-воспитательного процесса и использовании неизбежных конфликтов

в педагогических целях воплощает стремление к миру и равновесию и на__

этом пути не может игнорировать феномен толерантности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...