Формы толерантности в контексте педагогических
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Конфликтов. Если считать педагогическую индифферентность крайней формой проявления толерантности, можно назвать ее негативной толерантностью. Негативные формы толерантности могут возникать в результате смещения акцентов, гиперболизации некоторых из них. Это происходит, когда невраждебное отношение к ребенку как «Другому», к поступкам детей как другим социокультурным практикам перерастает в растворение в безразличном общем, в утрату собственной идентичности, и свидетельствует о социальной и педагогической инфантильности. Уверенность, что ко всему можно, в конце концов, привыкнуть, даже к тому, что тебе не нравится, кроме прочего, фиксирует ситуацию вынужденности, несимметричности отношений, ситуацию несвободы. Педагогическое попустительство свойственно людям с низкой профессионально-педагогической компетентностью, осуществляющих педагогическую деятельность 1Цит. по Логинов А.В. Толерантность некоторые теоретические проблемы философии и педагогики //Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур МИОН, Екатеринбург, 2005. С.97. вынужденно, от безысходности. Такое состояние характеризуется высокой степенью несвободы, в нем отсутствует глубокий гуманистический подтекст, присущий понятию «толерантность». Н.В. Буковская выделяет истинную и ложную толерантность. «Ложная толерантность возникает в результате принуждения, давления сверху. Она исчезает, как только исчезает принуждение и является, таким образом, ситуативной»1. В современном образовании России, где толерантность воспринимается скорее как требование бюрократического
аппарата образования, нежели как веление времени, можно встретить массу примеров ложной толерантности. Тот же автор выделяет еще две формы толерантности – критическую и некритическую толерантность. Критическая толерантность подразумевает готовность рационально оценивать не только себя, но и «Другого», подвергать его сомнению. Это влечет за собой осмысление несовместимости чужих экзистенциальных проектов с собственными жизненными установками и обстоятельствами. Таким образом, отношения с Другим рассматриваются как отношения интерпретации. Толерантность как форма интерсубъективности посредством включения в контекст критической интерпретации с необходимостью требует рефлексивности. Некритическая же толерантность отличается пассивностью субъекта, его неспособностью к рефлексии, в социальном плане граничит с безответственностью, попустительством, смиренчеством. В этом контексте некритическая форма толерантности и негативная толерантность совпадают. Уместно вспомнить здесь слова В.Г. Белинского, оценивающего терпение как негативную характеристику, поскольку оно есть добродетель посредственности. 1 Буковская Н.В. Педагогика толерантности как условие гражданского образования // Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур МИОН, Екатеринбург, 2005. С.142. Джон Грей считает, что в современном мире существуют две противоположные друг другу формы толерантности: традиционная и радикальная. Традиционная толерантность основывается на убеждении в том, что, несмотря на свою неполноценность, объект, который мы терпим, имеет право на существование. Таким образом, в традиционном понимании толерантный педагог, толерантное педагогическое сообщество обладают истиной и правотой, что и позволяет им быть терпимыми.
Традиционная толерантность оценивается Греем как «старомодная», не соответствующая духу эпохи. Он выдвигает три основные причины, вызвавшие такую метаморфозу. Во-первых, это - изменение взгляда на человеческие пороки: теперь на них смотрят как на проблемы, которые требуют решения, а не терпения, чтобы их переносить. Во-вторых, изменение взгляда на объект терпения, в результате утвердившегося ныне морального плюрализма. В-третьих, «появление групповых или коллективных прав меньшинств ведет к вытеснению традиционного идеала толерантности»1. Подтверждением этому является появление правовых основ существования детства и ребенка в современном мире. На смену традиционной толерантности приходит «безразличие» или «нейтральность», как форма толерантности. Главное отличие заключается в том, что объекты безразличного отношения уже не оцениваются как зло, что фактически отрицает деление объектов на полноценные и неполноценные. Это вполне соответствует плюралистическому духу эпохи, исходящему из того, что «любая точка зрения не хуже остальных». Эти две формы толерантности, с одной стороны, представляют исторические типы развития толерантности, а, с другой, сосуществуют в одном культурно-историческом пространстве, то есть могут быть рассмотрены как в диахроническом, так и в синхроническом аспекте. 1 Грей Джон. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М.: Праксис, 2003. С. 45-47. Грей высказывает опасение, что моральный плюрализм, изменяющий традиционное понимание толерантности, приведет к обратному результату, а именно к распространению нетерпимости. Моральный плюрализм исключает – как несправедливые, несоответствующие идеалу, – действия, направленные на поддержку того или иного способа жизни или поведения за счет остальных – тех, которые общество признает нежелательными. Это фактически исключает требования дисциплины в образовательных учреждениях. Реализация такого подхода может привести к крайним формам, к дискриминации «наоборот», когда культурные меньшинства считают, что они нуждаются не просто в равноправии, а в привилегиях по сравнению с большинством или другими меньшинствами. В образовании – это тотальный
праздник непослушания, стирающий все требования педагогов к детям как нарушающие их права и попирающие их равноправие с миром взрослых. В педагогике толерантность должна удержаться от подобных крайностей через определение пределов допустимости и позволительности в области детства. Таким пределом может быть пространство, за которым субъект превращается в объект (например, объект манипулирования), то есть пространство прав и свобод детей-учащихся-воспитанников, за пределами которого возникает угроза утраты этих прав и свобод. Поиск пределов педагогической толерантности происходит в современном образовании при определении правовых основ взаимодействия мира детства с миром взрослых. По мнению Н.В. Буковской, в поиске пределов важен принцип «Моя толерантность кончается там, где кончается толерантность Другого». Толерантность во многом взаимообусловлена и предполагает обоюдность установок. Эти отношения исключают наличие «камня за пазухой»1. Иными словами, естественность, искренность и открытость педагогической позиции 1 Буковская Н.В. Педагогика толерантности как условие гражданского образования //Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур МИОН, Екатеринбург, 2005. С.143. может служить охранной грамотой и удержать педагога от манипулирования, ложной толерантности. Не следует забывать, что само понимание толерантности носит исторический характер. Принцип толерантности в образовании в разные эпохи имел своеобразное понимание, толкование и живую практику. Эволюция идеи толерантности зависит от многих факторов, определяющих дух эпохи – от факторов как социокультурного, так и социально- политического плана. По мнению Лебедева Д.В. и Лысенко Г.В., «…каждая культура через процесс образования, основанием которого является отношение «ученик-учитель», задает собственные границы толерантности. Толерантность как социальная техника удержания различий всегда тяготеет к
разрыву, предполагая наличие ин-толерантного отношения»1. Характер отношений «ученик-учитель», имеющих системообразующее значение для практической педагогики, наполняется новым содержанием в зависимости от эпохи, ее культурного ареала. Именно культура задает в этих отношениях меру толерантности как по отношению и к учителю, и к ученику. В эпоху античности реализовалась социоцентрическая модель образования, при которой в отношении «учитель-ученик» акцент делался на государственные потребности и цели, отодвигая на второй план роль семьи. По мысли Платона, воспитание должно соответствовать государственным нуждам и состоять в приучении человека к требуемым образцам поведения: «правителя» или «воина». Поддерживая эту мысль, Аристотель в «Политике» говорил об учителе как общественном деятеле, гармоничной личности в физическом и духовном смыслах.2 Толерантность в эту эпоху можно представить как способ гармонизации социального и физического бытия человека, где четко прописываются границы своего и чужого, а следовательно, и границы толерантности. Терпение оказывается ценным не 1 Лебедев Д.В., Лысенко Г.В. Образование как стратегия ментальной толерантности //Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур МИОН, Екатеринбург, 2005. С.187. 2 Аристотель. Политика. // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. – М., 1983. само по себе, а ради достижения определенных «земных целей» – поддержания целостности полиса, нравственного самосовершенствования, например. В Средние Века успех воспитания ставился в зависимость от строгости и умения подавлять в учениках греховные наклонности. Целью образования виделось «укрощение плоти» и подчинение влечений духовному началу. Средневековая педагогика настойчиво доказывала необходимость ломать волю ребенка при безусловном доминировании наставника-учителя. Поэтому образ учителя был просто немыслим без розги. Например, в Оксфордском университете присвоение звания мастера грамматики сопровождалось ритуальным преподнесением розги и поркой «мальчика для битья». С утверждением христианства, толерантность обретает статус религиозной ценности и начинает претендовать на универсальное значение. Сам Бог мыслился как основание терпимости, возведенной в ранг одной из основных добродетелей. Толерантность как нравственное качество христианина указывала на единосущность природы Бога и человека. В соответствии с одной из сентенций христианской мудрости «Бог терпел и
нам велел», педагог должен обладать терпимостью к ученику, и эта терпимость является отсветом божественного всетерпения. В новое время конкретизация актуальной ущербности ученика перед актуальными преимуществами учителя происходит уже на новой мировоззренческой ориентации – антицерковной. Ученик выступает как tabula rasa, «чистая доска». Успешность образования определяется тем, что «нарисует» на ней общество в лице учителя. Когда учитель заполнит доску «письменами», то засорить этот текст извне становится чрезвычайно трудно. Поэтому благая активность учителя становится определяющей в совершенствовании подопечного ученика. Идея tabula rasa порождает модель отношений «учитель-ученик», сводимую к «регулируемой изоляции ученика от мира, чтобы он имел контакт с внешним миром только через те формы, которые проектирует или разрешает учитель»1. Дж. Локк, обосновав своей гносеологией особую философию образования, развил весьма индивидуалистическую модель отношений «семейный воспитатель – отдельно взятый джентльмен». Определяющей в данных отношениях явилась элитарность, исключительность как в выборе учителя, так и в способах воспитания «истинного джентльмена». Я. А. Коменский же, пытаясь найти путь ухода от ограниченности элитаризма, создал впечатляющую систему эгалитарного образования с «жесткой институализацией», «классно-урочной системой» и «единицами учебного процесса», в которую, как показывает практика, стабильно «не вписывается» около четверти учеников. В этом отношении, педагогика Ж.-Ж. Руссо – бунт против «искусственной конструкции» в отношениях «учитель-ученик». Эпоха французского просвещения выдвинула на первое место культ Разума, Прогресса и Свободы. Считалось, что именно образование позволяет человеку отождествлять себя с Разумом и с Государством, и именно педагог задает общезначимые цели воспитания, основывающиеся на общезначимых ценностях и нормах. Так, учитель в трактате Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» сам является воплощением силы прогресса, разума, науки, гражданственности. Только этот идеальный воспитатель, вобравший в себя чуть не всю мудрость культуры наставник достоин и пытается вылепить личность ученика по своему образу и подобию. Учитель должен быть лишен всех человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В этом контексте сам Учитель задает меру терпимости, возводя собственные знания в абсолют. Толерантность по отношению к «просвещаемому» заключается в представлении об изначальной чистоте разума и естественном равенстве людей. Уже этот краткий обзор развития отношения между учеником и учителем наглядно демонстрирует, что приоритет в данной культурной 1 Мацкевич В.В. Полемические этюды об образовании. – Рига: Изд-во О. Аугустовской, 1993. – С. 100 доминанте отдавался учителю, его способностям образовывать и воспитывать. Статус же ученика различался в зависимости от типа культур и от исторической эпохи. Но такое отношение, при котором учитель занимает главенствующее положение, а ученик – подчиненное, является главным отличительным признаком всей классической парадигмы образования. В рамках ее, соответственно, формировалась и особая степень толерантности в отношениях между учителем и учеником, но только - степень, понятая как возможность варьирования в границах дозволенного. Классическая парадигма образования на первое место ставит учителя как воплощение мудрости и преемственности культуры, а меру толерантности определяет как особую установку на принятие допустимых отклонений от идеальной нормы. После заката эпохи просвещения появляется множество образовательных стратегий, продолжающих сохранять в качестве ядра своих концепций классический взгляд на отношение «ученик-учитель», но утрачивающих так называемый просветительский пафос. Языческое и христианское осмысление отношений «учитель-ученик» также не уходит окончательно в историю. Со временем к ним «прирастает» новая идеология – гуманизм 1. На этой почве зарождается новое осмысление толерантности как типа отношений в системе образования. В конце двадцатого века происходит переосмысление ключевого для образования отношения «учитель – ученик». Оно происходит не разом, не одномоментно, скорее, исподволь, через пере- обо-значение и утрату прежних смыслов. В связи с этим меняется и сам смысл толерантности, которая более не мыслится в качестве возможной меры терпимости, но толкуется в качестве особой установки человеческого сознания в условиях тотальной коммуникации – установки на понимание, доверие и сосуществование. 1 См. Лебедев Д.В., Лысенко Г.В. Образование как стратегия ментальной толерантности //Толерантность как практическая философия педагогики. Коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Вып. 14. Ур МИОН, Екатеринбург, 2005. С.171-174. И так, понятие толерантность в приложении к сфере образования дает несколько смыслов: антитеза нетерпимости (религиозной, национальной, идеологической, когнитивной); психологическое ощущение личной безопасности, социального комфорта участников педагогического процесса; способность и готовность последних к плодотворной коммуникации, к объединению и гармоничному решению проблем. Некоторыми авторами толерантность рассматривается как оценочное понятие, характеризующее современный этап развития педагогики, уровень снятия конфликтности, напряженности в образовании, степень признания многообразия интересов и возможности существования различных мнений и педагогических практик. Толерантность в современном образовании должна быть гибкой, нацеленной на поиск общего, а не на искоренение или абсолютизацию различия. Она не должна исходить, например, из радикализации проблемы прав ребенка (или учащегося), равно как и из ее игнорирования. Она должна удержаться от крайних радикальных форм, ведущих к попустительству, педагогическому безразличию и, фактически, к растворению самой толерантности. Современное образование в поиске форм бесконфликтного учебно-воспитательного процесса и использовании неизбежных конфликтов в педагогических целях воплощает стремление к миру и равновесию и на__ этом пути не может игнорировать феномен толерантности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|