Имущество и кадровый состав предприятия
Основные средства предприятия представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. К ним относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные, регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, принадлежности и прочие основные средства. Кроме того, к основным средствам относятся капитальные вложения в здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к этим средствам. Имущество, составляющее уставный фонд ОАО «Полипринт» на 1.01.2008 г. составляет 5265124 тыс. руб. Предприятие обладает достаточно высоким техническим потенциалом и оснащено широким спектром оборудования, составляющего полный цикл по подготовке и выпуску высококачественной книги. Информация о движении основных средств ОАО «Полипринт» за 2006-2007 гг. представлена в Приложении 1. Как видно из данных Приложения 1, в состав основных фондов предприятия входят здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, вычислительная и организационная техника, транспортные средства, инструмент, инвентарь и принадлежности. Наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимают здания и машины и оборудование. Наибольший удельный вес в структуре машин и оборудования занимают рабочие машины и оборудование. Анализируя данные Приложения 2 можно увидеть значительное снижение стоимости основных средств в 2006 г, что связано с продажей части здания, принадлежащего предприятию. Так, стоимость основных средств предприятия в 2006 г. снизилась на 2203 млн.руб., при этом поступление составило 38 млн.руб., по состоянию на конец г. остаточная стоимость основных средств составила 5870 тыс.руб. По результатам переоценки по состоянию на 1 января 2007 г. стоимость основных средств увеличилась и составила 5956 млн.руб. В 2007 г. было введено в действие основных средств на сумму 1386 млн.руб., в том числе увеличение стоимости зданий за счет капитального ремонта – 836 млн.руб., ввод нового технологического оборудования на сумму 531 млн.руб.. Выбытие составило 696 млн.руб., в том числе за счет реализации части здания – 453 млн. руб., списания части оборудования – 231 млн. руб. По итогам работы за 2007 г. остаточная стоимость основных средств составила 6646 млн.руб.
Предприятие оснащено широким спектром оборудования, составляющего полный цикл по подготовке и выпуску высококачественной книги. Комбинат работает на давальческом сырье (бумагу, картон и переплетные ткани завозят заказчики согласно договоров). Комбинат имеет 340 единиц технологического оборудования для производства полиграфической продукции. Сведения о его назначении и состоянии приведены в табл. 3.
Таблица 3. Наличие технологического оборудования и процент износа на 01.01.2008 г.
Из данных табл.3 видно, что парк полиграфического оборудования крайне изношен, требует замены, завышенные расходы на ремонт и обслуживание оборудования существенно влияют на рост себестоимости продукции. Всего же износ по полиграфическому оборудованию составляет 97%. В 2007 г. было приобретено полиграфическое оборудование на сумму 508,9 тыс.долл.США, которое в Республике Беларусь не производится. В целом масштабное обновление устаревшего оборудования в настоящее время представляется затруднительным, так как предприятие не имеет достаточного количества оборотных средств.
Большая часть производственного оборудования установлена в основных производственных подразделениях: печатный цех, переплетный цех, формный участок, склад бумаги и склад готовой продукции. Далее рассмотрим основные стадии производственного процесса. На ОАО «Полипринт» производственный процесс основывается на следующей технологической схеме: 1. Допечатные процессы. Осуществляются в электронном репроцентре, оснащенном соответствующим оборудованием. Включает в себя изготовление разработку и изготовление макетов, офсетных проб, и офсетных монометаллических форм модульного типа. 2. Формный участок. Оснащен автоматизированным оборудованием для набора и верстки любой сложности. Комплекс оборудован локальной сетью с целью улучшения оперативности увеличения технологических возможностей допечатного процесса. 3. Печатный цех. Оборудован высокопроизводительными печатными машинами с широким диапазоном формных возможностей. Парк печатных машин включает следующее оборудование: - офсетные ролевые печатная машины типов «Циркон-66», «ПОЛ-71-2П» и т.д.; - ротационные ролевые печатные машины типа 2ПВК-2-84-111, КР-84; - машина для припрессовки пленки «Дуофан» - 6000; 4. Переплетный цех. Включает полный спектр оборудования для производства и сборки книг в мягком и твердом переплетах. Комплектация оборудования на этом участке предусматривает самые разнообразные способы послепечатной обработки издания и книжной обложки: - поточная линия изготовления книг «Компакт-2000»; - вкладочно-швейно-резальная машина ВШР-742/3; - крышкоделательный автоматДА-36; - машина трафаретной печати ЛПТ и т.д. Вопрос загрузки производственных мощностей вот уже на протяжении десятка лет остается основным для любого отечественного производства. На это влияет множество аспектов: маркетинг, качество, ценовая политика, сроки. В последние годы заказчики требуют очень сжатые сроки исполнения. Несмотря на то, что производственные мощности на комбинате очень крупные, а динамика перехода на новые темпы работы затруднена, предприятие стремится идти навстречу своим партнерам. Оборудование, предназначенное для печати больших тиражей в настоящее время необходимо часто перестраивать на новый вид продукции - это способствует его быстрому изнашиванию. Поэтому важно подобрать такой режим работы, который удобен для издателя и выгоден для предприятия.
В 2007 г. предприятие за счет собственных средств и банковского кредита Была приобретена линия «Компакт BF-2000» для выпуска книг в твердом переплете. В 2008 г. для снижения себестоимости продукции планируется приобретение машины «Турбопак» для упаковки книжной продукции в термоусадочную пленку вместо устаревшего и изношенного оборудования. Ожидаемый годовой экономический эффект составит порядка 30 млн. руб. Планом технического перевооружения до 2010 г. при наличии средств предусмотрена замена ролевых ротационных машин высокой печати на ротационное офсетное оборудование. Использование инвестиций в основной капитал отражено в табл.4.
Таблица 4. Планируемое использование инвестиционных ресурсов в 2006-2008 гг., млн.руб.
Для освоения новых видов потребительских товаров планируется переделка позолотного пресса в высекальный. Эффективность использования основных средств характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности. Фондоотдача показывает величину результата производственно-хозяйственной деятельности, приходящуюся на 1 рубль стоимости основных производственных фондов и определяется по формуле: (2.1),
где ВП – объем производства продукции; ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов. Фондоемкость показывает величину основных производственных фондов, приходящуюся на единицу продукции, произведенной в течении определенного периода:
(2.2).
Фондовооруженность показывает, сколько в стоимостном выражении приходится основных производственных фондов на одного работающего
(2.3)
где Ч – среднесписочная численность работников. Рентабельность имущества определяется как отношение суммы оборотных и основных оборотных средств и характеризует эффективность их использования. Показатели эффективности использования основных фондов ОАО «Полипринт» приведены в табл.5. Таблица 5. Показатели эффективности использования основных фондов.
Как видно из данных табл.5, в 2007 г. снизилась величина амортизационных отчислений, что связано со снижением стоимости основных фондов в связи с их реализацией. Поэтому в 2007 г. величина амортизационных отчислений снизилась на 310 млн.руб. и составила 71,4%. В связи с вводом в действие в конце 2007 г. оборудования стоимость основных средств по состоянию на 31.12.2007 г. составила 6658 млн.руб., что составляет 113,3 % по отношению к аналогичному показателю прошлого г.. Рентабельность имущества за рассматриваемый период снизилась на 6,01 % с 6,04 % в 2006 г. до 0,03 % в 2007 г. Фондоотдача с 1 руб. основных производственных фондов за рассматриваемый период увеличилась с 1,51 до 1,96 руб. на 1 руб. произведенной продукции, изменение составило 0,45 руб., что составляет 129,5 %. Однако рост фондоотдачи вызван в значительной степени снижением стоимости основных средств предприятия. Фондоемкость 1 руб. произведенной продукции снизилась с 0,66 руб. в 2006 г. до 0,51 руб. в 2007 г., уровень фондоемкости в 2007 г. составил 77,8% от уровня 2006 г. Соответственно снизился показатель фондовооруженности труда с 8767 тыс.руб. на 1 работника в 2006 г. до 7502 тыс.руб. в 2007 г. Наряду с основными фондами для работы предприятия имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные производственные фонды – это предметы труда (сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и т.д.); малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство и расходы будущих периодов. Оборотные средства обеспечивают непрерывность производства и реализации продукции предприятия.
Расчет показателей эффективности использования оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости характеризует скорость оборота и определяется числом оборотов за отчетный период. Коэффициент оборачиваемости стремится к максимуму:
(2.4)
где: РП – объем реализованной продукции, млн.руб.; ОС – средние остатки оборотных средств, млн.руб. Длительность одного оборота характеризует продолжительность одного оборота в днях и должен стремиться к максимуму:
(2.5)
где Дп – длительность периода, (360 дней). Коэффициент загрузки оборотных средств показывает сумму оборотных средств, авансируемых на 1 руб. реализованной продукции. (2.6)
Материалоотдача показывает величину результата, приходящуюся на 1 рубль материальных затрат:
(2.7)
где: МЗ – материальные затраты, млн.руб. Материалоемкость показывает величину материальных затрат, приходящихся на единицу произведенной продукции.
(2.8)
Показатели использования оборотных средств ОАО «Полипринт», рассчитанные на основании данных Приложения 3 приведены в табл.6. Таблица 6. Показатели эффективности использования оборотных средств ОАО «Полипринт»
Как видно из данных табл.6, за рассматриваемый период произошло снижение коэфиициента оборачиваемости оборотных средств, что свидетельствует о замедлении их оборачиваемости. Это подтверждается и данными, отражающими длительность одного оборота: по сравнению с 2006 г. оборачиваемость выросла на 1,3 дня с 26,4 дня до 27,7 дней, рост составил 4,9%. При этом коэффициент загрузки снизился на 4,6 % с 0,038 руб. до 0,036 руб. в 2007 г. Материалоотдача за рассматриваемый период незначительно выросла – на 0,2% с 2752,8 руб. на 1000 руб. в 2006 г. до 2758,5 руб. в 2007 г. Соответственно отмечается снижение материалоемкости в 2007 г. по сравнению с 2006 г. Многие материалы, используемые на производство полиграфической продукции, в Республике Беларусь не производятся, и предприятие вынуждено их импортировать. Покупка импортных материалов через посреднические организации значительно увеличивает затраты на выпуск продукции, поэтому на ОАО «Полипринт» проводятся работы по установлению контактов производителей необходимого сырья и материалов с целью их приобретения по ценам производителя. Материально-техническое обеспечение осуществляется, как правило, на основании договоров. Основными поставщиками сырья и материалов являются предприятия Республики Беларусь. На основании заключенных договоров и ожидаемых объемов выпуска продукции предприятие планирует потребность в материальных ресурсах с учетом специфики и сезонности их поставок. Основными поставщиками сырья, материалов и комплектующих, с которыми поддерживаются давно сложившиеся долгосрочные связи, являются предприятия, представленные ниже в табл.7.
Таблица 7. Основные поставщики сырья, материалов и комплектующих.
Доставка сырья и материалов осуществляется в основном самовывозом автомобильным транспортом. Материально-техническое обеспечение комбината, в основном, останется в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями. Потребность в основных, вспомогательных и прочих материалах определяется на основании программы производства продукции. Решение сложных производственных задач требует обеспечения их высококвалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Кадровая политика ОАО «Полипринт» строится на основе государственной кадровой политики и представляет собой систему подготовки, подбора, расстановки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом специфики производства. Основной состав работающих специалистов - это работники со средним специальным образованием, имеющие большой опыт работы в этой области и высшим образованием. Руководители предприятия имеют высшее техническое и экономическое образование. Всего на предприятии работают 89 чел. с высшим образованием, 107 чел. со средним специальным образованием. Данные о численности и движению работников ОАО «Полипринт» в 2007 г. приведены в табл.8.
Таблица 8. Численность и движение работников 2007 г.
Как видно из данных табл.8, списочная численность работников в среднем за 2007 г. (без лиц, находящихся в декретных отпусках) составила 735 чел., из них 198 чел. было принято в 2007 г., уволилось – 160 чел. Средняя численность внешних совместителей составила 7 чел. По состоянию на 01.01.2008 г. списочная численность работающих составила 733 человек, в том числе: рабочих - 592 чел., руководителей и главных специалистов - 61чел, специалистов - 80 чел. С целью повышения производительности труда, сокращения непроизводительных расходов планируется внедрение мероприятий по улучшению организации рабочих мест, повышению культуры производства. В сложнейших условиях перехода на рыночные условия хозяйствования предприятие сумело сохранить высокий профессиональный уровень своих кадров. В будущем увеличение программы выпуска продукции будет осуществляться за счет повышения производительности труда и внедрения нового технологического оборудования. Анализ кадров свидетельствует о том, что их образовательный уровень, опыт работы, уровень квалификации позволяют успешно решить весь комплекс сложных производственных задач, стоящих перед ОАО «Полипринт». В результате акционирования каждый работник предприятия получил возможность стать владельцем или совладельцем собственности, расширились их права и заинтересованность в результатах деятельности предприятия и ответственности за нее. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Организационная структура управления ОАО «Полипринт» приведена в Приложении 2. Как видно из рис.5, высшим органом управления ОАО является собрание акционеров, которому подчиняется правление. Правлению в свою очередь подчиняется директор предприятия. Директору подчиняются: - главный инженер; - заместитель директора по производству и сбыту; - заместитель директора по информационной работе и общим вопросам; - бухгалтерия, - бюро кадров; - отдел технического контроля; - планово-экономический отдел; - отдел материально-технического снабжения (ОМТС); - юрисконсульт; - специалист по ценным бумагам; - методист по физической культуре. Главному инженеру подчиняются технические подразделения, среди которых можно выделить службу главного механика, технический отдел, ремонтно-механический цех, служба главного энергетика и другие подразделения. Заместителю директора по производству и сбыту подчиняются производственно-технический отдел, отдел бумаги и все основные производственные цеха и участки. Заместителю директора по информационной работе и общим вопросам подчиняются здравпункт, общежитие и автотранспортный участок. Такую форму организации управления можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Она обеспечивает рациональное разделение функциональных обязанностей между подразделениями предприятия и сотрудниками отделов и исключает дублирование выполняемых функций. ОАО «Полипринт» планирует свою работу в соответствии с макроэкономическими параметрами проекта прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь. Аналогичный подход применяется и в отношении стоимости материальных и прочих производственных ресурсов. Для успешной реализации основной стратегии своего развития –удовлетворения потребности потребителей путем выпуска рентабельной продукции высокого качества предприятию необходимо обновление и расширение производственных мощностей, увеличение объемов выпуска полиграфической продукции. Основными конкурентами ОАО «Полипринт» являются: - полиграфические предприятия России; - УП «Минская фабрика цветной печати»; - РУП «Издательство Белорусский Дом печати» Стратегия конкурентоспособности продукции предприятия направлена на высокое качество выполняемых работ, максимальное изучение потребности рынка, поиск новых рынков, налаживание системы маркетинга. Организация системы маркетинга, особенно в части текущего и перспективного планирования, очень важна для производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях работы в акционерной форме собственности. Развитие общей стратегии маркетинга на предприятии включает в себя следующие мероприятия: - расширение различных форм рекламы; - контроль за действием конкурентов и постоянное отслеживание изменений на рынке; - гибкая политика в отношении заказчиков. Одновременно необходимо большое внимание уделять показу положительных результатов работы предприятия в различных аспектах, формированию общественного мнения о нем. Этому, в первую очередь, будет способствовать своевременное выполнение своих обязательств по договорам. Стратегия маркетинга на комбинате на перспективу будет основываться на производстве качественной продукции по приемлемой цене. Для удержания и расширения позиций на рынке комбинат предпринимает следующие шаги: - отслеживает деятельность основных конкурентов, прежде всего в области стоимости, качества и ассортимента выполняемых полиграфических услуг; - предприятие постоянно уделяет внимание снижению стоимости производства продукции. Сильными сторонами предприятия является широкая номенклатура видов деятельности, высокое качество, выполнение заказов в сжатые сроки. Оснащение предприятия новым оборудованием позволит найти дополнительные пути развития производственной деятельности, а следовательно обеспечит возможность расширения производственных мощностей. Коллектив предприятия считает, что высококачественное полиграфическое издание – продукт не только материальный, но и духовный. Для того чтобы партнеры получали удовлетворение от сотрудничества, не имели претензий ни к срокам, ни к качеству, ни к ценам, специалисты предприятия стремятся отшлифовать все этапы полиграфического цикла. Основной стратегией работы предприятия на ближайшую перспективу является стабильное развитие производственной и финансово-экономической деятельности с целью сохранения, более полного и эффективного использования имеющегося производственного и трудового потенциала, обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынков в качественной полиграфической продукции. Предприятие имеет все необходимые предпосылки и условия для этого. Реализацию данной стратегии предусматривается осуществлять за счет: - расширение круга заказчиков, в т.ч. Республики Беларусь - повышения качества выполняемых услуг; - расширения и технического переоснащения производственных мощностей. Реализация данной стратегии позволит предприятию повысить технический уровень, качество полиграфических услуг, обеспечит увеличение объемов реализации продукции, расширение и укрепление своих позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива. Ценовая политика. Финансовые результаты предприятия во многом обусловлены экономическими условиями хозяйствования и действующим в республике механизмом ценообразования. Министерством информации Республики Беларусь установлен жесткий контроль за формированием отпускных цен на продукцию предприятий отрасли. В равной степени это касается и отслеживания цен на материалы, продукцию, комплектующие, сырье, а также тарифов на потребляемые энергоресурсы, коммунальные услуги, железнодорожные и автомобильные перевозки. ОАО «Полипринт» действует в единых для отрасли экономических условиях. Фактический рост стоимости производственных материалов и других видов затрат опережает рост цен на выполняемые полиграфические работы, сметная стоимость которых определяется согласно установленных норм и расценок. Важную роль при этом играют такие функции управления, как планирование и контроль. На предприятии действует многоуровневая система планирования, которая включает в себя планирование производства, планирование сбыта, планирование материально-технического обеспечения, финансово-экономическое планирование. Отправной точкой планирования является разработанный бизнес-план на текущий год. Такая форма организации планирования позволяет эффективно управлять производством, обеспечить своевременное выполнение производственной программы и сменных заданий. Планированием производства на предприятии занимается планово-экономический отдел совместно с производственным отделом. Планово-экономический отдел на предприятии занимается разработкой годовых, квартальных и месячных планов производства продукции в разрезе видов продукции. В основу производственного плана ОАО «Полипринт» положен прогноз годовых объемов производства и реализации продукции в 2007 – 2008 гг. с учетом ежегодных темпов роста производительности труда. На основании данных об объемах производства и реализации продукции с учетом конъюнктуры рынка и сформированного портфеля заказов осуществляется разработка планов по выпуску и реализации продукции, материально-техническому обеспечению и т.д. Конечным звеном планирования на предприятии является разработка сменных заданий на производство конкретного вида продукции либо выполнения определенной операции. При этом используются такие натуральные измерители, как краско-оттиск и листо-оттиск и единица печатного издания – книга, брошюра, журнал и т.д. За 2007 г. предприятием выпущено 3004 наименований книжной продукции общим тиражом 25 555 тыс. экз. или 431 105 тыс. листо-оттисков. Падение средней тиражности, в особенности по книгам в твердых переплетах, где у предприятия наибольшие мощности, на 15,9% не позволили предприятию достичь уровня 2006 г. по выполнению показателя по листо-оттискам. Важную роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет контроль выполнения планов. Он осуществляется на всех уровнях управления: в производственных подразделениях – выполнение сменных заданий, в других подразделениях – выполнение планов работ сотрудниками или подразделениями предприятия, которые ежеквартально утверждаются и являются обязательными к исполнению. Ежемесячно и по окончании квартала проводится подведение итогов работы за месяц (квартал), результаты которого служат основанием для начисления премий сотрудникам подразделений в зависимости от количества и качества выполненных работ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|