Особенности финансирования основных направлений демографической политики
Как уже было отмечено, при решении демографических проблем в Российской Федерации выделяют основные направления демографической политики с дальнейшим выделением средств на их финансирование, основными из которых являются здравоохранение и семейная политика. Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Система финансирования данной отрасли является важной частью для принятия мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения. На сегодняшний день финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования. В Российской Федерации к настоящему моменту сложилась и применяется бюджетно-страховая модель, при которой предусматривается государственное финансирование медицинских учреждений, дополненное внебюджетными источниками в виде страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения. При этом источниками финансирования системы здравоохранения Российской Федерации являются нижеперечисленные. 1) Общие налоговые доходы всех видов и уровней бюджетной системы. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты. 2) Целевые налоговые поступления, к которым относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
) Страховой взнос на обязательное медицинское страхование во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. Взнос на ОМС исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда. ) Личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы и пожертвования. Особенно следует отметить об обязательном медицинском страховании в РФ, которое является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование на сегодняшний день является Закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года. Для реализации ОМС созданы специальные внебюджетные фонды - федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Система финансирования здравоохранения по программе обязательного медицинского страхования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Система финансирования здравоохранения по программе ОМС Объектом обязательного страхования в связи с этим выступают расходы по лечению застрахованного, связанные с: посещением врачей-специалистов и принятием необходимых процедур и другого лечения в амбулаторных условиях; приобретением медикаментов; пребыванием в стационарном медицинском учреждении; получением стоматологической помощи. В настоящее время система медицинского страхования включает в себя два уровня: обязательное медицинское страхование, являющееся составной частью государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС; - добровольное медицинское страхование, которое осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг или иных сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Однако на сегодняшний день бюджетное финансирование здравоохранения остается основным. Так, государственный бюджет является основным источником финансирования федеральных учреждений, федеральных целевых программ и централизованных мероприятий Министерства здравоохранения России. За счет средств федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и другие. Главным наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
К сожалению, финансовые средства, предусмотренные в бюджетах всех уровней, не отражают реальные потребности системы здравоохранения, а определяются экономическими возможностями, поэтому для развития отечественного здравоохранения в настоящее время необходимо создание рациональной системы, сочетающей элементы государственной медицины с гибким обязательным и добровольным страхованием, развитием платных услуг и коммерческой деятельности медицинских учреждений. Негативной особенностью демографической ситуации в России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся. Для решения проблем смертности требуется увеличение финансовых ресурсов направляемых на здравоохранение и дальнейшее совершенствование механизмов ее финансового обеспечения. Для решения проблем рождаемости, кроме как финансирования системы здравоохранения требуется финансовое обеспечение семейной политики направленной на защиту материнства и детства в Российской Федерации. В современной России проблемам и развитию семьи начинает уделяться особое внимание. Семья постепенно обретает роль интегрирующего фактора, объединяющего и координирующего все направления социальной политики в обществе. В этих условиях на федеральном и региональном уровнях актуальной становится выработка современных механизмов реализации семейной политики. Проблемой при этом является недостаточная финансовая обеспеченность проводимых мероприятий, направленных на стимулирование воспроизводства населения. В настоящее время основными целями семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.
Достижение этих целей возможно, лишь при проведении мероприятий в следующих направлениях: - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.; - повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - развитие сферы различных видов социальной помощи и социальных услуг с акцентом на усиление адресности; - проведение мероприятий, ориентированных на повышение статуса семьи и материнства. Отечественный и зарубежный опыт осуществления политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи показывает, что наиболее эффективными мерами являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно. Анализ законодательства РФ в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки: 1) прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей; 2) натуральные выдачи семьям, имеющим детей; ) различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей; 4) социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий. Она выплачивается в виде: - государственных денежных пособий семьям, имеющим детей; - пособия по беременности и родам; - единовременных пособий при рождении ребенка; - ежемесячного пособия по уходу за ребенком; - материнского капитала при рождении второго ребенка; - государственных стипендий; - ежемесячных компенсационных выплат; - денежных средств на содержание детей, находящихся на воспитании в приемной; - государственных пенсий на детей или с учетом находящихся на иждивении детей. Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных и внебюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по направлениям расходов бюджетной системы РФ, представленным в таблице 1.
Таблица 1. Бюджетные и внебюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ
Услуги и льготы | ||||||||||||||||||||||||||
Образование (дошкольное, общее и др.) | Все уровни бюджетов РФ | |||||||||||||||||||||||||
Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей) | Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования | |||||||||||||||||||||||||
Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.) | Местные бюджеты | |||||||||||||||||||||||||
Федеральная программа «Дети России» (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.) | Федеральный бюджет | |||||||||||||||||||||||||
Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.) | Федеральный бюджет, Фонд социального страхования | |||||||||||||||||||||||||
Пособия и пенсии на детей | ||||||||||||||||||||||||||
Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей | Федеральный бюджет | |||||||||||||||||||||||||
По уходу за больным ребенком | Фонд социального страхования | |||||||||||||||||||||||||
По беременности и родам | ||||||||||||||||||||||||||
По уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия | ||||||||||||||||||||||||||
Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям-инвалидам | Пенсионный фонд | |||||||||||||||||||||||||
Материнский (семейный) капитал |
Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в финансовом обеспечении государственной социальной политики задействована вся бюджетная система РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Итак, в заключение перовой главы хотелось бы отметить следующие моменты:
- в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
- основным механизмом способным серьезно повлиять на сложившуюся в России негативную демографическую ситуацию является финансирование таких направлений, как здравоохранение и поддержка института семьи;
- главной проблемой по решению демографических проблем в России остается недостаточность финансовых ресурсов, как бюджетных, так и внебюджетных, призванных обеспечить реализацию государственной демографической политики;
- на сегодняшний день органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей, а также разработан и реализуется механизм их финансирования.
|
|