Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ финансового обеспечения реализации государственной семейной политики





 

Как уже отмечалось, наиболее эффективными мерами по поддержанию института семьи и стимулированию рождаемости являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно. В таблице 6 предоставленная информация о расходах основных источников, осуществляющих выплаты всех видов денежных пособий, направленных на реализацию данных мер.

 

Таблица 6. Расходы на выплаты денежных пособий и пенсий на детей в Российской Федерации за 2008-2011 гг., млрд. рублей

Источники финансирования 2008 Факт. 2009 Факт. 2010 Факт. 2011 План. Относительное отклонение к 2008 г. Удельный вес, %
Федеральный бюджет РФ 32,61 40,90 48,67 61,32 88,0% 13,5%
Бюджеты субъектов РФ 11,67 12,91 13,70 14,63 25,3% 3,2%
Фонд Социального Страхования 180,21 213,04 233,32 217,01 20,4% 47,8%
Пенсионный фонд 82,52 108,31 147,13 161,29 95,4% 35,5%
Всего 307,01 375,16 442,82 454,26 47,9% 100%

 

Из таблицы 6 следует, что главным источником финансирования денежных выплат на детей является Фонд Социального Страхования, его удельный вес в общей структуре расходов в 2011 году составил 47,8% или 217,01 млрд. рублей. За наблюдаемые период его расходы по данному направлению выросли на 20,4%.

По данным из таблицы также видно, что рост расходов наблюдается по всем видам источников финансирования, общий прирост в 2011 году по отношению к 2008 г. составил 47,9% или 147,25 млрд. рублей. Наибольшие темпы роста расходов наблюдаются у Пенсионного фонда РФ - прирост за наблюдаемый период составил 95,4%, и у Федерального бюджета РФ - прирост составил 88,0%.

Рост расходов Пенсионного фонда связан в первую очередь с ежегодным увеличением материнского капитала, что прослеживается по таблице 7.


Таблица 7. Размер материнского капитала в РФ за 2008-2011 гг.

Год 2008 2009 2010 2011
Размер материнского капитала, рублей 276 250 312 162 343 278 365 700
Относительное отклонение к предшествующему году - 13,00% 9,97% 6,53%

 



Как видно из таблицы 7 размер материнского капитала ежегодно индексируется, так в 2009 году он вырос на 13%, в 2010 - на 9,97%, в 2011 - 6,53%, из этого следует, что темпы роста материнского капитала ежегодно снижаются. Однако следует отметить, что индексация размера материнского капитала, т.е. его повышения зависит от темпов инфляции в России, при учете которых и рассчитывается данное повышение.

Также следует рассмотреть размеры других основных социальных пособий, выплачиваемых семьям с детьми и при рождении ребенка, которые представлены в таблице 8.

 

Таблица 8. Размер основных детских пособий в РФ за 2008-2011 гг., руб.

Виды пособий / Год 2008 2009 2010 2011
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель) 331,52 374,6 412,08 438,87
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 14 000 15 820 17 402 18 533
Единовременное пособие при рождении ребенка 8 840,58 9 989,9 10 988,84 11 703,13
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 8 840,58 9 989,9 10 988,84 11 703,13
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:

 

по уходу за первым ребенком 1 657,61 1 873,1 2 068 2 194,33
по уходу за вторым и последующими детьми 3 315,22 3 746,2 4 120,8 4 388,67
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 6 000 6 780 7 458 7 943
Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна 3 480,0 4 000 4 440 4 607,5
Размер оплаты труда приемных родителей, в месяц 2 175,0 2 500 2 775 2 879,7

 

Из таблицы 8 следует, что размер всех пособий постоянно увеличивается за наблюдаемый период, прирост с 2008 по 2011 гг. всех пособий составил 32,4%.

По данным показателям также можно сделать вывод, что система всех выплат направлена на стимулирование рождаемости, так пособие по уходу за первым ребенком, не достигшего 1,5 года составило в 2011 году 2194 рубля, а по уходу за вторым и последующими - 4388 рублей.

Также, особая направленность наблюдается при поддержки семей с детьми для военнослужащих, проходящих службу по призыву. Так в 2011 году единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, составило 18 533 рубля, а ежемесячное пособие 7 943 рублей.

Стоит также отметить и о такой мере поддержке беременных женщин, как родовой сертификат, включающий оплату медицинских услуг на сумму 10000 рублей.

Далее рассмотрим объемы финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2008-2011 гг., представленные в таблице 9.

 

Таблица 9. Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2008-2011 гг., млн. руб.

Наименование Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Внебюджетные источники Общий объем финансирования Удельный вес, %
Капитальные вложения 6917 18812,3 170 25899,3 54,1%
НИОКР 37,7 - - 37,7 0,1%
Прочие нужды 3147 17502,8 1259,1 21908,9 45,8%
Всего 10101,7 36315,1 1429,1 47845,9 100%

 

По данным таблицы 9 видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета. Основная часть финансовых ресурсов направлена в капитальные вложения и составила 54,1% от всех средств или 25899,3 млн. рублей.

В итоге проведенного анализ, можно сделать вывод, что в Российской Федерации наблюдается рост расходов по всем видам источников финансирования, направленных на совершенствование системы здравоохранения, поддержку института семьи и стимулирование рождаемости. Однако проблемы высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости в России остаются не решенными, поэтому рекомендуется дальнейшее увеличение объемов финансирования основных направлений демографической и социальной политики.

Общий вывод об эффективности проводимых мероприятий, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации, можно сделать, проследив динамику показателей в таблицах 10, 11 и 12.

 

Таблица 10. Численность населения в Российской Федерации за 2005-2011 гг., млн. человек

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Численность населения 143,5 142,8 142,2 142 141,9 142,5 142,9
Относительно отклонение к предшествующему году, % - - 0,5% - 0,4% - 0,1% - 0,1% 0,4% 0,3%

 


Как видно из таблицы 10 общая численность населения в РФ до 2010 года непрерывно сокращалась. Наибольшее сокращение наблюдалось в 2006 году и составило 0,5% от предшествующего года. В 2010 году прирост всего населения России составил 0,4%, в 2011 году - 0,3%. Таким образом можно сказать, что проводимые меры последних лет РФ в рамках демографической политики, в частности финансовое обеспечение, оказались эффективными.

Однако численность населения не отражает всю демографическую ситуации в РФ, т.к. прирост населения мог сложиться в связи с усилением миграционных процессов, которые в свою очередь возмещают потери от естественной убыли населения. Поэтому стоит рассмотреть динамику смертности и рождаемости в РФ за последние годы, предоставленную в таблице 11.

 

Таблица 11. Показатели смертности и рождаемости в РФ за 2008-2011 гг., человек

 

Как видно из таблицы 11 показатели естественного движения населения в РФ имеют положительную тенденцию: численность родившихся за 2005-2011 гг. увеличилась на 22,5%, а численность умерших наоборот сократилась на 14,6%.

Однако естественное движение населения в РФ характеризуется естественной убылью населения, так в 2011 году она составила 182115 человек. Однако стоит отметить, что она уменьшилась на 78,5% по отношению к 2005 году.

В таблице 12 представлены показатели продолжительности жизни в РФ, которые прямым образом отражают эффективность функционирования системы здравоохранения и ее финансовой обеспеченности.

 

Таблица 12. Средняя продолжительность жизни в РФ за 2005-2011 гг.

Год

2005

2008

2011

Категория Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
Продолжительность жизни, число лет 58,87 72,39 61,83 74,16 62,77 74,67

 

Из таблицы 12 следует, что продолжительность жизни за 2005-2011 году выросла на 3,9 лет у мужчин и на 2,28 лет у женщин. Таким образом, можно сказать средняя продолжительность жизни в РФ увеличивается, однако все равно находится на низком уровне по отношению к развитым странам.

Проанализировав основные показатели демографических процессов в РФ за последние годы можно сделать вывод, что применяемые государством меры по финансированию основных направлений демографической политики оказались эффективными.


Заключение

 

Роль государственного финансирования при решении демографических проблем на сегодняшний день имеет первостепенное значение. Финансирование механизмов воздействия государства на демографические процессы осуществляется через финансовое обеспечение демографической политики, которая подразумевает комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении.

При решении демографических проблем в Российской Федерации выделяют основные направления демографической политики с дальнейшим выделением средств на их финансирование, основными из которых являются здравоохранение и семейная политика.

Негативной особенностью демографической ситуации в России является тот факт, что в результате демографического перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся. Для решения проблем смертности требуется увеличение финансовых ресурсов направляемых на здравоохранение и дальнейшее совершенствование механизмов ее финансового обеспечения. Для решения проблем рождаемости, кроме как финансирования системы здравоохранения требуется финансовое обеспечение семейной политики направленной на защиту материнства и детства в Российской Федерации.

В современной России проблемам и развитию семьи начинает уделяться особое внимание. Семья постепенно обретает роль интегрирующего фактора, объединяющего и координирующего все направления социальной политики в обществе. В этих условиях на федеральном и региональном уровнях актуальной становится выработка современных механизмов реализации семейной политики. Проблемой при этом является недостаточная финансовая обеспеченность проводимых мероприятий, направленных на стимулирование воспроизводства населения.

В итоге можно выделить следующие тенденции в процессе решения демографических проблем:

- в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;

-  основным механизмом способным серьезно повлиять на сложившуюся в России негативную демографическую ситуацию является финансирование таких направлений, как здравоохранение и поддержка института семьи;

-  главной проблемой по решению демографических проблем в России остается недостаточность финансовых ресурсов, как бюджетных, так и внебюджетных, призванных обеспечить реализацию государственной демографической политики;

-  на сегодняшний день органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей, а также разработан и реализуется механизм их финансирования.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Российской Федерации наблюдается рост расходов по всем видам источников финансирования, направленных на совершенствование системы здравоохранения, поддержку института семьи и стимулирование рождаемости. Однако проблемы высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости в России остаются не решенными, поэтому рекомендуется дальнейшее увеличение объемов финансирования основных направлений демографической и социальной политики.

 


Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 27.05.2011).

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ в сети Интернет http:// www.gks.ru.

.   Александров И.М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2009.

4. Буслаева С.И. Об итогах и задачах в области финансирования демографических процессов // Демоскоп. 2010. №1.

. Данилов А.В. Новые аспекты финансирования в сфере здравоохранения // Вестник ВГТУ, 2010.

6. Дети в России 2010. Статистический сборник ФС Государственной статистики // ЮНИСЕФ, 2011.

7. Колесников С.И. К вопросу о необходимости финансирования демографических проблем в РФ // Финансовая экономика. 2010. №3.

8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.

.   Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: «Дашков и Ко», 2010.

10. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. - М., 2010.

11. Сметанина А.А. Проблемы финансирования демографической и социальной политики в РФ // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ, №5, 2009.

.   Соколов Д.А. Современные подходы к оценке источников финансирования российского здравоохранения по версии системы счетов // Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. - М., 2011.

.   Ховрин А.Ю. Решение демографической проблемы: социальное партнерство молодежи, власти, общества. // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №2.

14. Щердина И.В. Расходы на социальное обеспечение. Проблемы эффективности // Известия ИГЭА, №3, 2010.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.