Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ финансирования здравоохранения в Российской Федерации





 

Развитие системы здравоохранения сопровождается ощутимыми дополнительными затратами. Именно по этой причине получение более полной и достоверной информации о финансировании системы здравоохранения за счет государственного и негосударственного сектора становится важным элементом разработки политики в этой отрасли.

Анализ финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации следует провести по таблице 2, которая включает наиболее полные сведения о совокупных финансовых средствах по всем источникам государственного и негосударственного финансирования.

 

Таблица 2. Фактическое финансирование здравоохранения Российской Федерации по источникам финансирования в 2008-2011 гг., млрд. рублей

Источники финансирования / Год 2008 2009 2010 2011 Относит. отклонение к 2008 Доля в общей структуре
Федеральный бюджет РФ 211,7 245,2 295,4 330,8 56,3% 20,1%
Бюджеты субъектов РФ 196,9 225,6 268,8 294,5 49,6% 17,9%
Местные бюджеты РФ 179,2 207,5 247,3 270,9 51,2% 16,5%
Государственные внебюджетные фонды 244,9 282,6 338,1 373,4 49,5% 22,7%
Средства негосударственного социального страхования за счет работодателей 25,4 24,5 26,6 29,8 17,2% 1,9%
Средства домашних хозяйств 202,7 233,9 279,8 309,0 52,5% 18,7%
Средства некоммерческих организаций 29,3 28,1 33,6 37,1 26,6% 2,3%
Итого 1085,0 1247,4 1489,7 1645,5 51,7% 100%

Как видно из таблицы 2 общий объем средств, направленных на нужды здравоохранения Российской Федерации из всех источников финансирования, составил в 2011 г. 1685,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2008 годом на 51,7%.

По данным из таблицы 2 следует, что основным источником финансирования здравоохранения в Российской Федерации являются бюджетные средства всех уровней бюджетной системы, а именно средства федерального, региональных и местных бюджетов, совокупная доля которых равна 54,5%. Из них наиболее значимыми являются финансовые средства федерального бюджета, доля которого в общей структуре составила в 2011 году 20,1%.



Региональные и муниципальные бюджеты (консолидированные бюджеты субъектов РФ) несут основное бремя, связанное с содержанием учреждений здравоохранения, профилактикой и лечением социально-значимых заболеваний, оплатой льготных лекарств населению и др. Средства региональных и муниципальных органов управления, израсходованные на оказание медицинской помощи населению, в 2011 году составили 565,4 млрд. руб., что на 41,5% выше средств, выделенных на нужды здравоохранения из федерального бюджета (330,8 млрд. рублей).

При этом необходимо отметить, что расходы на здравоохранение из федерального бюджета в 2011 году возрастали более быстрыми темпами, чем соответствующие расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, так прирост расходов федерального бюджета в 2011 году относительно 2008 г. составил 56,3%. Данный рост расходов федерального бюджета, прежде всего, связан с расширением программ оказания населению дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, целевых программ, а также направлением средств на финансирования медицинской науки, образования и дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Средства государственных внебюджетных фондов, направляемые на здравоохранение, прежде всего средства Фонда Обязательного медицинского страхования и его территориальных подразделений, составляли в 2010 году 373,4 млрд. рублей, их доля в общей структуре всех источников составила 22,7%. Прирост по данному виду источников за наблюдаемый период составил 49,5%.

Наряду с анализом государственных и муниципальных источников финансирования, следует рассмотреть и негосударственные источники финансирования здравоохранения. К ним относятся личные средства населения (домашних хозяйств). В целом негосударственные (частные) средства составили в 2011 году 22,9% всех расходов на здравоохранение.

Основная нагрузка в негосударственном секторе приходится на население, платежи которого на услуги системы здравоохранения в 2011 году равны 309,0 млрд. рублей, их доля от общего объема финансовых средств составила 18,7%.

Средства работодателей в настоящий момент в структуре расходов здравоохранения представлены расходами на добровольное медицинское страхование, их доля остается незначительной и составила в 2011 году всего лишь 1,9%. Однако следует отметить что, в 2011 году работодатели потратили на приобретение полисов добровольного медицинского страхования для работников своих предприятий 29,8 млрд. рублей, что на 17,2% больше чем в 2008 году.

Заметно увеличилось участие некоммерческих учреждений, обслуживающих население, в финансировании услуг здравоохранения, так в 2011 их расходы на здравоохранение составили 37,1 млрд. рублей или 2,3% в общей структуре, прирост составил 26,6%.

Таким образом, основным источником финансирования здравоохранения в Российской Федерации в 2008-2011 годах остается государственные средства, однако, доля негосударственных источников финансирования достаточно велика и их объем ежегодно увеличивается. Эта тенденция указывает на углубление противоречий в реализации социальной политики государства, необходимость принятия решений на государственном уровне в области обеспечения населения медицинской помощью в соответствии с конституционными гарантиями.

В таблице 3 представлена структура расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт», по которой можно проследить основные направления здравоохранения, финансируемые на федеральном уровне.

 

Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета на 2008-2011 гг. по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт», млн. рублей

Год / Наименование расходов 2008 Факт. 2009 Факт. 2010 Факт. 2011 План. Относит. отклонение к 2008 Удельный вес, %
Здравоохранение, физическая культура и спорт, в том числе: 211741,4 245223,6 295437,2 330844,6 56,3% 100,0%
Стационарная медицинская помощь 118388,1 141473,8 182501,2 189724,5 60,3% 57,3%
Амбулаторная помощь 33985,7 38442,3 44507,6 61361,7 80,6% 18,5%
Скорая медицинская помощь 498,8 552,7 701,9 932,4 86,9% 0,3%
Санаторно-оздоровительная помощь 14879,8 16472,0 21248,9 25968,3 74,5% 7,8%
Физическая культура и спорт 17624,8 19545,9 17395,9 17984,5 2,0% 5,4%
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 26364,1 28736,9 29081,8 34873,2 32,3% 10,5%

Как видно из таблицы 3 расходы федерального бюджета года по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» выросли с 211 741,4 млн. рублей в 2008 г. до 330 844,6 млн. рублей в 2011, прирост составил 56,3% или 177 896,8 млн. рублей в абсолютном выражении.

В 2011 году 57,3% всех расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» было направленно на обеспечение стационнарной медицинской помощи, рост расходов за наблюдаемый период составил 60,3%.

Наибольший же рост наблюдается по таким статьям расходов, как «Амбулаторная помощь» и «Скорая медицинская помощь», их прирост за период с 2008 по 2011 гг. составил 80,6% и 86,9% соответственно. Стоит отметить, что удельный вес расходов по статье «Скорая медицинская помощь» остается незначительным в общей струтуре расходов федерального бюджета и составляет всего лишь 0,3%.

По таблице 4 можно проследить основную направленность государственой политики по совершенствованию системы здравоохранения, из которой следует, что большую финансовую обеспеченноть получили мероприятия направленные на развитие первичной медико-санитарной помощи и повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, доля которых в общей структуре финансирования составила 40,4% и 41,6% соответственно.

 

Таблица 4. Финансирование национального проекта «Здоровье» в 2011 году за счет средств федерального бюджета

Мероприятия Сумма, млн. рублей Удельный вес, %
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2010 году 144 410,86 100%
Формирование здорового образа жизни 820,00 0,56%
Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний 58 381,89 40,4%
Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи 60 067,87 41,6%
Совершенствование медицинской помощи матерям и детям 25 041,10 17,3%

 

Далее рассмотрим структуру расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2011 гг., представленную в таблице 5.

 

Таблица 5. Структура расходов ФФОМС за 2008-2011 гг., млрд. рублей

Наименование расходов / Год 2008 Факт. 2009 Факт. 2010 Факт. 2011 план. Удельн. вес, % Относит. отклонение к 2008 г.
Обязательное медицинское страхование 93,6 64,35 54,02 166,32 49,5% 77,7%
Трансферты передаваемые ФФОМС, в том числе: 75,1 65,49 54,97 169,26 50,5% 125,3%
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 35,6 33,36 28,00 86,22 25,7% 142,2%
Субсидии бюджетам ТФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 3,2 2,29 1,93 5,93 1,8% 85,3%
Субвенции бюджетам ТФОМС на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий на оказание учреждениям здравоохранения муниципальных образований 15,3 14,68 12,32 37,95 11,3% 148,0%
Дотации бюджетам ТФОМС на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы ОМС 3,6 4,13 3,47 10,67 3,2% 196,5%
Субсидии бюджетам ТФОМС на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС 12,4 7,34 6,16 18,97 5,6% 53,0%
Субсидии на ОМС неработающего населения (детей) 5,7 3,68 3,09 9,52 2,8% 66,9%
Всего расходов 168,7 130,00 109,12 336,0 100% 99,2%

 

Как видно из таблицы общая сумма расходов ФФОМС за период с 2008 по 2010 год непрерывно сокращалась, однако с 2011 года ситуация кардинально изменилась и в итоге суммарный объем расходов ФФОМС в 2011 году превысил аналогичный показатель 2008 года на 99,2% или на 167,7 млрд. рублей.

Рассмотрев таблицу 5, можно заметить, что в структуре расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году 49,5% занимают расходы на обязательное медицинское страхование и 50,5% трансферты передаваемые фондом в территориальные подразделения на различные мероприятия, основным из которых является социальная поддержка отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (удельный вес в общей структуре - 25,7%).

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.