Анализ финансирования здравоохранения в Российской Федерации
Развитие системы здравоохранения сопровождается ощутимыми дополнительными затратами. Именно по этой причине получение более полной и достоверной информации о финансировании системы здравоохранения за счет государственного и негосударственного сектора становится важным элементом разработки политики в этой отрасли. Анализ финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации следует провести по таблице 2, которая включает наиболее полные сведения о совокупных финансовых средствах по всем источникам государственного и негосударственного финансирования.
Таблица 2. Фактическое финансирование здравоохранения Российской Федерации по источникам финансирования в 2008-2011 гг., млрд. рублей
Как видно из таблицы 2 общий объем средств, направленных на нужды здравоохранения Российской Федерации из всех источников финансирования, составил в 2011 г. 1685,5 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2008 годом на 51,7%. По данным из таблицы 2 следует, что основным источником финансирования здравоохранения в Российской Федерации являются бюджетные средства всех уровней бюджетной системы, а именно средства федерального, региональных и местных бюджетов, совокупная доля которых равна 54,5%. Из них наиболее значимыми являются финансовые средства федерального бюджета, доля которого в общей структуре составила в 2011 году 20,1%.
Региональные и муниципальные бюджеты (консолидированные бюджеты субъектов РФ) несут основное бремя, связанное с содержанием учреждений здравоохранения, профилактикой и лечением социально-значимых заболеваний, оплатой льготных лекарств населению и др. Средства региональных и муниципальных органов управления, израсходованные на оказание медицинской помощи населению, в 2011 году составили 565,4 млрд. руб., что на 41,5% выше средств, выделенных на нужды здравоохранения из федерального бюджета (330,8 млрд. рублей). При этом необходимо отметить, что расходы на здравоохранение из федерального бюджета в 2011 году возрастали более быстрыми темпами, чем соответствующие расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, так прирост расходов федерального бюджета в 2011 году относительно 2008 г. составил 56,3%. Данный рост расходов федерального бюджета, прежде всего, связан с расширением программ оказания населению дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, целевых программ, а также направлением средств на финансирования медицинской науки, образования и дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Средства государственных внебюджетных фондов, направляемые на здравоохранение, прежде всего средства Фонда Обязательного медицинского страхования и его территориальных подразделений, составляли в 2010 году 373,4 млрд. рублей, их доля в общей структуре всех источников составила 22,7%. Прирост по данному виду источников за наблюдаемый период составил 49,5%. Наряду с анализом государственных и муниципальных источников финансирования, следует рассмотреть и негосударственные источники финансирования здравоохранения. К ним относятся личные средства населения (домашних хозяйств). В целом негосударственные (частные) средства составили в 2011 году 22,9% всех расходов на здравоохранение.
Основная нагрузка в негосударственном секторе приходится на население, платежи которого на услуги системы здравоохранения в 2011 году равны 309,0 млрд. рублей, их доля от общего объема финансовых средств составила 18,7%. Средства работодателей в настоящий момент в структуре расходов здравоохранения представлены расходами на добровольное медицинское страхование, их доля остается незначительной и составила в 2011 году всего лишь 1,9%. Однако следует отметить что, в 2011 году работодатели потратили на приобретение полисов добровольного медицинского страхования для работников своих предприятий 29,8 млрд. рублей, что на 17,2% больше чем в 2008 году. Заметно увеличилось участие некоммерческих учреждений, обслуживающих население, в финансировании услуг здравоохранения, так в 2011 их расходы на здравоохранение составили 37,1 млрд. рублей или 2,3% в общей структуре, прирост составил 26,6%. Таким образом, основным источником финансирования здравоохранения в Российской Федерации в 2008-2011 годах остается государственные средства, однако, доля негосударственных источников финансирования достаточно велика и их объем ежегодно увеличивается. Эта тенденция указывает на углубление противоречий в реализации социальной политики государства, необходимость принятия решений на государственном уровне в области обеспечения населения медицинской помощью в соответствии с конституционными гарантиями. В таблице 3 представлена структура расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт», по которой можно проследить основные направления здравоохранения, финансируемые на федеральном уровне.
Таблица 3. Структура расходов федерального бюджета на 2008-2011 гг. по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт», млн. рублей
Как видно из таблицы 3 расходы федерального бюджета года по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» выросли с 211 741,4 млн. рублей в 2008 г. до 330 844,6 млн. рублей в 2011, прирост составил 56,3% или 177 896,8 млн. рублей в абсолютном выражении.
В 2011 году 57,3% всех расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» было направленно на обеспечение стационнарной медицинской помощи, рост расходов за наблюдаемый период составил 60,3%. Наибольший же рост наблюдается по таким статьям расходов, как «Амбулаторная помощь» и «Скорая медицинская помощь», их прирост за период с 2008 по 2011 гг. составил 80,6% и 86,9% соответственно. Стоит отметить, что удельный вес расходов по статье «Скорая медицинская помощь» остается незначительным в общей струтуре расходов федерального бюджета и составляет всего лишь 0,3%. По таблице 4 можно проследить основную направленность государственой политики по совершенствованию системы здравоохранения, из которой следует, что большую финансовую обеспеченноть получили мероприятия направленные на развитие первичной медико-санитарной помощи и повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, доля которых в общей структуре финансирования составила 40,4% и 41,6% соответственно.
Таблица 4. Финансирование национального проекта «Здоровье» в 2011 году за счет средств федерального бюджета
Далее рассмотрим структуру расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2011 гг., представленную в таблице 5.
Таблица 5. Структура расходов ФФОМС за 2008-2011 гг., млрд. рублей
Как видно из таблицы общая сумма расходов ФФОМС за период с 2008 по 2010 год непрерывно сокращалась, однако с 2011 года ситуация кардинально изменилась и в итоге суммарный объем расходов ФФОМС в 2011 году превысил аналогичный показатель 2008 года на 99,2% или на 167,7 млрд. рублей. Рассмотрев таблицу 5, можно заметить, что в структуре расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году 49,5% занимают расходы на обязательное медицинское страхование и 50,5% трансферты передаваемые фондом в территориальные подразделения на различные мероприятия, основным из которых является социальная поддержка отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами (удельный вес в общей структуре - 25,7%).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|