Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический анализ тренировочного занятия

(от 26.11.2008 г.)

 

Занятие провёл: Толмачёв Сергей Николаевич.

Место проведения: малый спортзал ДЮСШ № 3.

Количество учащихся: 12 человек группы начальной подготовки.

 

Подготовка к занятию:

 

Перед тренировкой Толмачёвым С.Н. был составлен конспект занятия согласно поставленным задачам. Форма одежды занимающихся соответствовала занятиям в спортзале. Тренер был одет в спортивную форму и заранее подготовил инвентарь. С началом тренировки все учащиеся построились. Построение было хорошо организовано и было очень быстрым.

 

Содержание занятия:

 

Занятие проводилось согласно поставленным задачам. Содержание соответствовало программе. Подготовленность занимающихся позволяла решать задачи тренировки. Во время объяснения студента-практиканта ребята внимательно слушали. Дисциплина поддерживалась на протяжении всего учебного мероприятия. Тренировка началась вовремя. Нагрузка соответствовала возрасту и подготовленности учащихся.

 

Проведение занятия:

Сначала последовали построение и сообщение задач тренировки. Содержание соответствовало конспекту. Последовательность занятия не была нарушена. В процессе его преподаватель делал индивидуальные замечания. Учащиеся подчинялись командам. В конце тренировки был подведён итог: педагог отметил лучших, указал на встречающиеся ошибки. После этого ребята были отпущены домой с тренировки.

 

Поведение тренера:

 

Студент-практикант соблюдал на уроке педагогический такт, на учащихся голос не повышал, речь его была четкой и внятной. Показ и рассказ упражнений был хороший. Внешний вид студента-практиканта соответствовал внешнему виду тренера-преподавателя.

 

Поведение учащихся:

 

Отношение ребят друг к другу – хорошее. Были незначительные нарушения дисциплины, но б о льшая часть занимающихся всё же прислушивалась к замечаниям студента-практиканта.

 

Результаты тренировочного занятия:

 

Содержание занятия соответствовало решению следующих задач:

1. Оздоровительная;

2. Воспитательная;

3. Образовательная (спортивное совершенствование).

На тренировке ребята приобрели некоторые умения и навыки в гиревом спорте. В ходе занятия воспитывалось сразу несколько физических качеств: сила, выносливость, ловкость.

 

Положительные и отрицательные стороны занятия:

В целом тренировка понравилась. Отсутствовали простои в занятии. Студент-практикант делал замечания по поводу правильного поведения и выполнения упражнений. Понравился также показ в его исполнении техники гиревого жонглирования.

Отрицательные стороны: дети порой невнимательно слушали, разговаривали, отвлекались.

Оценка уровня подготовленности спортсменов

Отделения гиревого спорта

Для определения уровня подготовленности спортсменов, тренирующихся на отделении гиревого спорта, нами из большого многообразия тестов были выбраны два наиболее информативных и приемлемых по отношению именно к гиревому спорту. Это – «проба с натуживанием» и «гарвардский степ-тест». В гиревом спорте (особенно у начинающих) имеют место как моменты натуживания (перед непосредственным выполнением толчка гирь с груди и во время фиксации их вверху на выпрямленных руках), так и фазы выполнения упражнений, в которых осуществляется чисто циклическая «работа» на выносливость.

Проба с натуживанием.

В результате натуживания изменяется ЧСС, исходя из чего можно оценить степень тренированности ССС по отношению к условиям повышения внутригрудного давления. Для проведения этого теста с учащимися был задействован прибор, регистрирующий одновременно ЧСС и силу дозированного натуживания. Этот прибор представлял собой манометрическую систему, соединённую с мундштуком, в который выполняется выдох испытуемым. Четверым спортсменам группы (Гуляев Ф.Г., Гуляев А.Г., Иванов Б.Е., Григорьев Б.Ю.) одного и того же года рождения и одной весовой категории с уровнем спортивной подготовки в пределах II-го взрослого разряда было предложено пройти через этот тест. Суть теста в следующем: учащимся предлагалось сделать глубокий вдох, а затем проимитировать выдох для поддержания давления в манометре равного 40 мм рт. ст. Испытуемые должны были продолжать выдерживать дозированное натуживание «до отказа». Во время этой процедуры по 5-секундным интервалам времени фиксируется пульс. Регистрировалось также время, в течение которого испытуемые были в состоянии выполнять пробу. Средние величины по группе испытуемых получились следующими:

- длительность натуживания составила45 +/-3 секунд, что является весьма неплохим показателем и соответствует аналогичным показателям для спортсменов-штангистов. Это свидетельствует также о том, что у испытуемых ещё недостаточно высока техническая и функциональная подготовленность, так как им приходится выполнять частые натуживания, в то время как у квалифицированных спортсменов (МС, МСМК) этих натуживаний может совсем не быть.

- учащение пульса (усреднённое значение по группе из 4 испытуемых) на каждые 5 секунд измерений происходило у испытуемых в пределах 5-6 уд/мин (по отношению к исходным данным – до проведения теста). Данную реакцию на предлагаемый тест можно считать хорошей. Эти данные свидетельствуют о достаточно высокой тренированности спортсменов. Для сравнения: отличными считаются данные – 1-2 уд/мин за 5 сек. (у МС, МСМК по тяжёлой атлетике), очень плохими – 8-9 уд/мин за 5 сек.

Гарвардский степ-тест.

Испытуемыми в данном тесте были всё те же спортсмены, что вызвано было стремлением с нашей стороны соблюсти «чистоту» эксперимента и осуществлять контроль развития специфических физических качеств лишь у определённого возрастного контингента, который к тому же не сильно рознится по уровню спортивной подготовленности.

Гарвардский степ-тест, как типичный тестовый метод определения уровня общей физической работоспособности спортсменов, предполагает выполнение тестируемыми существенной физической «работы» на выносливость. Сущность данного теста заключается в следующем: физическая нагрузка здесь задаётся в виде последовательных восхождений на ступеньку (в нашем случае высота её была равна 50 см – стандартная для взрослых мужчин). Испытуемым предлагалось на протяжении 5 минут совершать восхождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 минуту. Каждое восхождение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 – подъём одной ноги на ступеньку, 2 – испытуемый встаёт на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 – опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 – опускает другую ногу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на ступеньку и спуска с неё нами использовался метроном, частоту которого мы устанавливали равной 120 уд/мин, то есть каждый двигательный компонент соответствовал одному удару метронома.

Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) определялся нами по формуле, предложенной в учебнике по спортивной медицине (1980 г.) В.Л. Карпманом: ИГСТ = t * 100 / f /5,5.

При расчёте индекса по этой формуле величина f принимается равной ЧСС, измеренной на второй минуте восстановительного периода, точнее в период от 60 до 90 с. Мы проводили измерение ЧСС у испытуемых строго в период с 70-ой по 80-ую секунду восстановления. t – время восхождения на ступеньку, в секундах. В нашем случае t = 300 с, так как все испытуемые успешно справились с предложенной нагрузкой в отведённые на выполнение теста 5 минут.

ИГСТ = t * 100 / f /5,5 = 30000 / 5,5 / f = 5454,6 / f.

Результаты тестирования:

f Гуляева Ф. = 67 уд/мин; ИГСТ Гуляева Ф. = 81,4;

f Гуляева А. = 64 уд/мин; ИГСТ Гуляева А. = 85,2;

f Иванова = 69 уд/мин; ИГСТ Иванова = 79,1;

f Григорьева = 61 уд/мин; ИГСТ Григорьева = 89,4.

Среднее значение ИГСТ по группе испытуемых = (81,4 + 85,2 + 79,1 + 89,4) / 4 = 83,8. Данная величина индекса является вполне приемлемой для гиревиков начальной группы (с учётом их возраста и подготовленности). По данным В.Л. Карпмана (1980 г.) значения индекса, находящиеся в интервале 80–89, для спортсменов-разрядников оцениваются как «хорошие».

Воспитательные мероприятия, проведённые в период прохождения практики в ДЮСШ № 3:

 

I) 01.12.2008 г. с учащимися отделения гиревого спорта ДЮСШ № 3 была проведена педагогическая лекция-беседа на тему: «Вред, наносимый здоровью спортсменов, от употребления спиртных напитков».

На данном воспитательном мероприятии присутствовало 10 учащихся. Беседа была проведена за 1 час до начала тренировочного занятия.

Цель мероприятия: привитие учащимся основ здорового образа жизни; формирование устойчивого негативного отношения к употреблению спиртных напитков.

Ход мероприятия:

1. Учащиеся располагаются на стульях лицом к лектору, приготовившись внимательно слушать.

2. Лектор доводит до слушателей основные статистические данные о смертности взрослого населения и подростков от алкоголя, о тесной взаимосвязи между ростом заболеваемости населения и количеством употребляемого алкоголя.

3. Лектором приводятся примеры из жизни знаменитых людей (спортсменов) и людей, знакомых учащимся, иллюстрирующие негативное воздействие употребления алкоголя на общественную (спортивную) и личную жизнь этих людей.

4. Ответы на вопросы учащихся и встречные вопросы со стороны лектора к учащимся.

5. Побуждение учащихся к рассказу о своём опыте употребления спиртных напитков и «подведение» их к мысли о том, что этот период в их жизни не являлся самым лучшим.

6. Подведение итогов беседы. Пожелание лектора учащимся здоровья и жизни без спиртного.

“Опорные” вопросы лектора к учащимся, побуждающие их к осмыслению вреда, наносимого алкоголем организму человека:

1. Какие органы и системы органов страдают в первую очередь от употребления алкоголя?

2. Как может отразиться употребление алкоголя на росте спортивных достижений?

3. Хорошо ли вы чувствуете себя, спустя несколько дней после употребления алкогольных напитков?

4. Пожелали бы вы своим будущим детям проведения свободного времени с распитием спиртных напитков?

5. Как на ваш взгляд можно бороться с «зелёным змием»? Какие методы будут в этой борьбе наиболее эффективными?

 

II) 03.12.2008 г. с учащимися ДЮСШ № 3 было проведено спортивно-воспитательное мероприятие – «бег по пересечённой местности с применением основ спортивного ориентирования с решением на контрольных пунктах простейших алгебраических задач».

В мероприятии приняло участие 7 человек. Старт забегу был дан в 15.00. Ориентировочное время финиша – 16.30. Предполагалось, что бег будет происходить в основном по тропам. Одежда учащихся соответствовала погодным условиям.

Дистанция забега представляла собой промаркированную трассу длиной 8 км с 10 контрольными пунктами, скрытыми в лесонасаждениях тамбовского Парка «Дружба».

Перед осуществлением данного мероприятия с учащимися были проведены дополнительные занятия по основам «работы» со спортивной картой – на дистанции и на месте (в районе контрольного пункта). Были сообщены также основные сведения по топографии и геодезии, а также были доведены до учащихся основные природно-ландшафтные особенности Парка «Дружба» г. Тамбова.

Цели мероприятия: ознакомление учащихся с навыками спортивного ориентирования, повышение функциональных возможностей юных спортсменов, повышение умственных способностей учащихся, ознакомление их с природной средой Парка «Дружба» г. Тамбова.

Вопрос о возможности применения спортивного ориентирования для развития умственных способностей подростков и молодёжи поднимался многими исследователями в России и за рубежом. В частности, А.Л. Моисеенков и соавторы отмечают, что упражнения из арсенала спортивного ориентирования положительно влияют на такие свойства внимания, как «концентрация», «распределение», «переключение», а также оказывают существенный тренирующий эффект в отношении «оперативной памяти» у обучающихся. Кроме этого, у молодёжи, занимающейся спортивным ориентированием, гораздо лучше реализуются механизмы «пространственных представлений», что отражает степень «образности» мышления. Всё это, безусловно, сказывается на возможностях оперировать сложными формулами, различными математическими соотношениями в ходе обучения в средней общеобразовательной школе, так как время вспоминания и воспроизведения информации уменьшается в несколько раз, что благоприятно отражается на решении школьных математических (алгебраических) задач.

Суть мероприятия заключалась в следующем: учащиеся принимали участие в импровизированных соревнованиях по спортивному ориентированию, в ходе которых на пунктах отметки (КП) они должны были не просто сделать отметку в карточке участника, но и решить простейшую алгебраическую задачу, после чего численный ответ записывался в ту же карточку против соответствующего номера КП (условия задач не были известны участникам соревнований заранее – они ознакамливались с ними, лишь прибежав к КП, где находились и карандаши для записи ответа). Общий результат участников забегов определялся, исходя из времени прохождения дистанции с правильной отметкой всех КП в карточке участника, а также исходя из количества верных ответов на задачи, размещённые на контрольных пунктах. За каждый неправильный ответ на задачу каждому участнику начислялось ко времени прохождения дистанции дополнительно 10 штрафных минут. Таким образом, учащиеся применяли свои знания в области алгебры в условиях гипоксического состояния организма (типичное условие стресса) – когда основная масса крови, насыщенной кислородом, приливала к скелетным мышцам, к печени, к сердцу, к лёгким, а не к головному мозгу. Скажем заранее, что контрольные проверки, проведённые в дальнейшем, подтвердили чрезвычайную эффективность данного метода, а именно: в спокойных условиях (спустя несколько дней после эксперимента) решение алгебраических задач стало проходить несравненно быстрее, чем до него, что объясняется механизмом суперкомпенсации энергетических ресурсов.

В нашем мероприятии карточки участников не очень сильно отличались от карточек традиционного вида, применяемых в спортивном ориентировании. Нами были внесены лишь незначительные дополнения и изменения, исходя из преследуемых педагогических целей и задач. Так, легенда с условными обозначениями сразу же вклеивалась в отведённое место на карточке (или непосредственно в спорткарту). В каждой клеточке карточки участника в левом верхнем углу учащиеся перед забегом проставляли номер КП, а численные ответы на предлагаемые задачи вписывались в центральную часть клеточек – в то же место, где должна находиться отметка компостера контрольного пункта (КП).

Проведённое мероприятие очень положительно отразилось на психо-эмоциональном настрое учащихся – все они остались очень довольными данным мероприятием и высказались за проведение подобных мероприятий в будущем.


Финишный протокол забега:

 

занятое место Ф.И.О. штрафное время время финиша
1. Бирюков Владимир Валерьевич 0 минут 16.15
2. Гуляев Фёдор Геннадьевич 10 минут 16.17
3. Иванов Алексей Евгеньевич 20 минут 16.18
4. Губарев Олег Олегович 10 минут 16.23
5. Жуков Константин Петрович 10 минут 16.24
6. Логинов Сергей Яковлевич 30 минут 16.28
7. Григорьев Борис Юрьевич 20 минут 16.31

П О Л О Ж Е Н И Е

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...