По теме №4 Глобализация и права человека. Становление международного сотрудничества в области прав человека. Международные стандарты в области прав человека.
1. Понятие, причины и основные направления глобализации. ООН: цели и история создания. Устав ООН 1945 г. 2. Лига наций как предшественница ООН. 3. Европейский Союз, НАТО, Совет Европы и другие формы проявления глобализации в современном мире. 4. Значение глобализации для прав человека. Плюсы и минусы глобализации. 5. Исторический путь ко Всеобщей Декларации прав человека: Великая хартия вольности (1215 г.), Хабеас Корпус Акт (1679 г.), Декларация независимости США (1776 г.), американский Билль о правах (1789 - 1791 гг.), Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). 6.Исторические условия принятия Всеобщей Декларации прав человека. Основные принципы и положения Всеобщей Декларации прав человека. Значение Всеобщей Декларации прав человека. 7. Этапы создания Международного Билля о правах человека. Значение входящих в него документов.
Лекции по правам человека. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТЬ ПРЕДМЕТА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.
Каждый человек, рожденный в этом мире и пребывающий в нем, обнаруживает несколько очевидных и понятных истин. Первая из них относится к уникальной и неповторимой ценности на земле – человеческой жизни. Справедливо утверждение, что жизнь человека самоценна, то есть нет и не может быть ценности дороже человеческой жизни. Никакая самая дорогая вещь: ни экскаватор, ни пшеничное поле, ни самая роскошная машина не могут быть ценнее человеческой жизни. Этого не может быть в силу того, что вещи вторичны, производны. Первична, и потому имеет высшую ценность, человеческая личность. Мы можем припомнить и процитировать слова великих мыслителей на эту тему: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою», - писал В. Жуковский. «Блажен, кто рядом славных дел свой век украсил быстротечный», - считал А.К. Толстой. «Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво», - говорил А.П. Чехов. «Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек», - писал Софокл.
Вторая из очевидных истин, это принадлежность каждого индивида к сообществу таких же, как и он, и равных ему людей. Конечно, все люди отличаются по темпераменту, ловкости, силе и уму, у них разная трудоспособность, степень богатства и материального положения, доставшаяся им от родителей или добытая собственным трудом, но они равны в своих притязаниях на жизненные блага, которые могут им принадлежать как членам данного общества. Совсем не трудно согласиться, что два рожденных в одном роддоме и в одно время малыша имеют от рождения равные права. На жизнь, на выбор места жительства, на образование и здравоохранение, на достойный уровень жизни, на личную неприкосновенность, на чистую воду и качественное мамино молоко, да мало ли на что. Фактически на удовлетворение всех своих жизненных потребностей, за исключением одного бесспорного ограничения. Его интересы и притязания не должны противоречить интересам общества или ущемлять интересы других индивидов. И эта вполне понятная ситуация распространяется не на двух малышей, а на всех, и не только малышей, но и взрослых каждой страны и всего мира в целом. Признание такого положения ведет к признанию равноправия граждан, к констатации, что все люди равны в своих правах и достоинстве. Невозможно усомнится в том, что каждый человек обладает естественными, от природы присущими ему репродуктивными правами. Даже самый упертый позитивист согласится, что эти права существуют независимо от того, закреплены ли они в нормах права или нет. Четвертая опытным путем постигаемая истина, – это осознание своего тела, полностью и бесспорно принадлежащего индивиду со всеми присущими только ему достоинствами и недостатками. И он, хозяин своего тела, должен заботиться о себе, ибо лучше всех он это сделает сам, как самое заинтересованное лицо в своем телесном благополучии. Отсюда проистекает его естественное и легитимное притязание на неприкосновенность своего тела. Совершенно правильно утверждение, что каждый имеет право на телесную неприкосновенность.
Пятая, почти очевидная истина, – это естественное обладание частной собственностью, необходимой каждому для поддержания жизни и телесного здоровья. Получает его каждый, чаще всего, от родителей и родственников, а потом приобретает и преумножает своим трудом. Кому-то для жизни хватает бочки, чтобы спрятаться там от дождя, ветра или солнца (таким образом древнегреческий философ Диоген демонстрировал торжество духа над телом), а кому-то нужны добротные дома и шубы, а иным очень важно осознавать и сохранять свою честь и достоинство или свободу. Но кому что нужно, должен решать сам человек, исходя из своих потребностей и возможностей. Существенно более важное для нас заключение сводится к тому, что перечисленные притязания необходимы для нормальной жизни человека. Во-вторых, и право на жизнь, и равноправие, и право на телесную неприкосновенность, и право частной собственности принадлежат человеку от факта его рождения, то есть они естественны в силу своего природного происхождения, никем человеку не дарованы, а значит и не могут быть отняты. Отсюда проистекает третья особенность этих притязаний – никто не вправе ограничивать индивида в пользовании его естественными правами и возможностями. Такой подход лежит в основе естественно-научной концепции права, на которой базируются права человека и гражданские свободы. «Идеологическое, доктринальное обоснование прав человека – учение о естественных, прирожденных правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; цель последней – обеспечение прав, изначально данных природой или творцом» - пишет Е.А. Лукашева.[2] Но эта ясная и вроде бы бесспорная мысль имеет уязвимые огрехи с догматической точки зрения. Где эти естественные права записаны? Кто-то их признает, а кто-то их отрицает. Позитивистская концепция права здесь торжествует. «Положительное» право есть в наличии, нормативные акты имеют строгую структуру, их можно прочитать и процитировать. Они приняты соответствующими органами и исполнение их гарантировано государством. Исторически развивавшиеся две ведущие концепции права в настоящее время эволюционным образом подошли к этапу интеграции, конвергенции, слияния в единое возрожденное естественное право.
К пониманию этого подходили римские юристы, но не успели полностью воплотить эту идею в жизнь. Jus naturale (естественное право) римских юристов и соответствовавшие ему нормы позитивного права, то есть рукотворных законов, обеспечили многовековую жизнь их юридическим новеллам (пандектам, дигестам, институциям), тем самым создав фундамент правовой доктрины Европы. Они же составили основу международного права и понятие неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека. Исходя из такого понимания всей проблематики, мы предлагаем такое определение этой категории: Права человека – это легитимные притязания человека, на жизненные блага, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности, основанные на их естественно-природном происхождении, и наличие которых не зависит ни от какого бы то ни было человека, ни от государства. Эти притязания человек приобретает от факта своего рождения, права ему никем не дарованы и потому не могут быть отняты или изъяты, т.е. они неотъемлемы и неотчуждаемы. Легитимность многих человеческих притязаний подтверждается позитивными правовыми нормами, закрепленными в национальном или региональном законодательстве. В силу большой значимости права человека теперь закрепляются и в международных, и в континентальных нормативно-правовых актах. Таковыми являются Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Межамериканская Конвенция о правах человека, (1969 г.), Африканская Хартия прав человека и народов, (1981 г.) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Исламская Декларация прав человека (1990 г.) и Арабская Хартия прав человека (1994 г.) И само это правотворчество, и толкование норм права, и применение нормативно-правовых актов в практической деятельности – все это ничто иное, как юридическая деятельность. Юридической деятельностью будет и анализ всех этих четырех уровней законодательства о правах человека, компаративистское сравнение нормативно-правовых актов и выводы о качестве различных норм права, об их эффективности и практической пользе, необходимости рецепции или имплементации.
Близким понятием к рассматриваемой категории является понятие «права гражданина». Права гражданина – это совокупность правомочий, получивших закрепление в нормативно-правовых актах конкретного государства. Глава 2 Конституции РФ различает права человека и права гражданина и называется, соответственно, «права и свободы человека и гражданина». Когда речь идет о правах человека, то в нормах права употребляется выражение «каждый имеет право», «каждому гарантируется», «каждый может». Эти формулировки показывают, что любой человек, независимо от своего статуса, может воспользоваться этим правом. Но есть права, принадлежащие только гражданам страны: право на проведение собраний, создание ассоциаций, на участие в управлении государственными делами, в правосудии, в организации и проведении забастовок, демонстраций, возможность избирать и быть избранным и т.д. Из этого перечня видно, что права граждан имеют ярко выраженную политическую направленность. Рассмотрим еще несколько определений исследуемой категории: «Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству. Его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека – один из признаков гражданского общества и правового государства».[3] «Термин «права человека» относится только к взаимоотношениям между человеком и государством. Наличие у человека определенного «права» означает, что у власти есть соответствующая обязанность обеспечить реализацию этого права. Наличие у человека конкретной «свободы» (в контексте «прав и свобод человека») означает, что у этого человека есть такая область в его жизни, в которую представители власти не должны вмешиваться. В основе концепции прав человека лежит понятие человеческого достоинства, которое присуще каждому человеку и не зависит от образа его жизни. Можно также сказать, что права человека – это характеристика соотношения общество-власть».[4]
«Концепция прав человека проистекает из доктрины естественных прав, которая предполагает, что все члены общества, в силу того, что они люди, обладают основными правами помимо прав, установленных законом. Права человека предназначены защищать те свойства, интересы и возможности, которые являются необходимыми для достойной жизни человека. Некоторые основополагающие права, обычно, считаются прирожденными, естественными и неотчуждаемыми и не могут быть нарушены государством».[5] «Права человека – это право людей иметь возможность жить в соответствии с их природой совместно с другими людьми, это инструмент, средство, дающее человеку возможность и способность защищать права, которыми он обладает, через суд. Любое принуждение, существенно ограничивающее свободу принятия решений, - это покушение на достоинство человека, потому что свобода принятия решений относится к сущности человеческого существования. Современное понимание прав человека состоит в том, что правовую ответственность за соблюдение прав человека несет именно правительство. Права человека ограничивают власть правительства. Они создают правительству препятствия и уменьшают власть государства. Они очерчивают границы власти правительства и обязывают его уважать достоинство человека, даже в том случае, если этот человек для этой власти неприемлем. Эти обязательства государства, – и в этом важнейшее содержание прав человека, – должны реализовываться через независимые суды. Судьи должны иметь возможность указывать даже главе государства, если он не соблюдает права человека».[6] Множество определений, направленных на раскрытие сущности прав и свобод человека, говорит о сложности рассматриваемой категории, о его многоплановости и междисциплинарности. Профессионально этой проблематикой занимаются историки и социологи, политологи и юристы, политические и общественные деятели. Можно с уверенностью сказать, что в изучении, исследовании, соблюдении и защите прав человека, гражданских свобод, в гуманизации общественной жизни, во внедрении терпимости, взаимопонимания, ненасилия в повседневное поведение граждан найдется место каждому, кто исповедует эти социальные ценности. Никогда и никакие, пожалуй, усилия в этом направлении не могут стать излишними – столь многогранна, многозначима, важна проблема прав человека. Она актуальна для каждой личности. Ведь только в том случае, если достоинство гражданина страны не унижается, если человек чувствует себя свободным в своем поведении и ответственным за свои действия, если права человека надежно защищены, а на его гражданские свободы никто не покушается, тогда, и только тогда человек живет комфортной, насыщенной и счастливой жизнью. Достижению этой цели служат научные поиски перечисленных ранее представителей различных наук. Историки вносят свою лепту в проблематику гуманизации общества, изучая историю возникновения, становления и развития различных форм правления и политических режимов, взаимоотношения государственной власти и гражданина, отношение властей к существу прав человека и гражданина, либо исследуя роль общественных и правозащитных движений и т.д. Политологи занимаются исследованием источников власти и сущности политической системы, соотношения государственной власти и гражданского общества, формирования политических элит и гражданских институтов, избирательных технологий и политических процессов, политической культуры и политической психологии, политического поведения элит и граждан, их участия и соучастия в политической жизни общества. И все это непосредственным образом отражается в соблюдении прав человека и гражданских свобод. Социологи, изучая демографические процессы и этнические отношения, гендерные различия и образ жизни людей, проблемы политической и правовой социализации, социологию труда и образования, с неизбежностью выходят на проблематику соблюдения прав человека и гражданских свобод в указанных сферах жизнедеятельности. Политическим и общественным деятелям, в практической работе, вольно или невольно, приходится сталкиваться с проблемами гуманитарного права и борьбы за власть, законности избирательных процедур и политических технологий, с соблюдением прав человека и гражданских свобод в полном объеме. Из сказанного с очевидностью вытекает высшее назначение и единственная обязанность всех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной – всемерное соблюдение и всяческая защита прав человека и гражданина. В системе государственных органов есть и специальные структуры, призванные заниматься только проблематикой прав человека. Это уполномоченные представительных органов (омбудсманы), Комиссии по правам человека при главах исполнительной власти, а также органы прокуратуры. Все большую роль в защите прав человека и гражданских свобод начинают играть неправительственные правозащитные организации и различные общественные движения. Большинство из них делают это добровольно, исповедуя гуманизм, законность и справедливость, стремясь защищать человеческое достоинство, честь, неприкосновенность личности и ее прав. Таким образом, мы можем утверждать, что права человека имеют междисциплинарный характер. Междисциплинарное положение предмета прав человека нисколько не умаляет его значения для современного общества. Наоборот, именно самые актуальные проблемы современности занимают умы мыслителей разных отраслей знаний. Такие всеобъемлющие проблемы вызываются усложнением социальных процессов. Но они являются и следствием интеграции общества, унификации экономических, политических, правовых, культурных представлений народов об этих сферах жизнедеятельности. Именно по этим причинам возникают категории глобализации экономики, глобализации экологии, глобализации прав человека. Отсюда предметом теории прав человека являются обусловленные его природным происхождением и необходимые для человеческого существования притязания в экономической, политической, социальной, культурной сферах жизнедеятельности, возможность проявления своих качеств и свойств в жизни общества и государства, а также в отношениях с другими людьми. Теперь мы вплотную подошли, к вопросу о сущности прав человека. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Внутреннее содержание прав человека сводится к следующим положениям: 1. Права человека принадлежат каждому человеческому индивиду независимо от пола, расы, возраста, национальности, убеждений, вероисповедания, языка, происхождения, места жительства, которые в силу естественных причин, никем не дарованы и потому не могут быть отняты. 2. Базируясь на естественных правах, права человека не зависят только от национального законодательства, и гарантируются международным сообществом, регулируются международными нормами права, общепризнанными принципами и международными договорами каждого государства. 3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, поскольку любое государство создается для человека, а не человек для государства. Везде и всегда человек должен рассматриваться как цель и никогда как средство для достижения каких-либо иных целей. 4. Права человека не просто декларируются государствами как цель государственной власти и обязанность государственных органов и служащих, но и обеспечиваются специальной, равной и независимой судебной властью, главным и единственным назначением которой является осуществление правосудия. Каждый человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, считающий, что его права нарушены или не соблюдаются, имеет право обратиться в судебные органы для восстановления своего нарушенного права. Судебные органы не вправе не только отказывать или препятствовать в праве на равный и спорый суд, но и должны содействовать гражданам в реализации их права на правосудие. 5. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления. Любые подзаконные нормативно-правовые акты, указы, приказы или инструкции, умаляющие или отменяющие права и свободы гражданина, не являются легитимными. 6. Очень тонка внутренняя сущность прав человека – она заключается в их субъективном характере, а отсюда в самооценке человека, в наличии или отсутствии представлений о чести, гордости, достоинстве личности. Только личное стремление человека защитить свою честь, отстоять человеческое достоинство ведет к знанию своих прав, а также к стремлению защитить или восстановить их. Теперь обратимся к содержанию прав человека. Содержание – это определяющая сторона целого, объединяющая в себе все элементы объекта, его свойства, внутренние процессы, связи, противоречия и тенденции. Права человека являются универсальными. Для такого утверждения существуют три основания: Во-первых, основные ценности человеческой жизни, такие как сама жизнь; телесная и моральная неприкосновенность; благополучие семьи и здоровое развитие детей; человеческое достоинство и личная свобода, и множество других, одни и те же для всего человечества. Конечно, из этого правила бывают исключения: кто-то не ценит свою жизнь или достоинство так, как другие, или равнодушен к семейной жизни, к иным радостям, но мы говорим не об исключениях, а о преобладающей тенденции, о социальных ценностях, разделяемых большинством землян. Во-вторых, универсальность прав человека заключается в том, что они распространяются на всех жителей планеты, независимо от места рождения или проживания, расы или цвета кожи, национальности или вероисповедания, пола или образования. Международно-правовые нормы стали столь универсальными, а международный механизм защиты прав человека настолько мощным и гибким, что любой человек планеты может воспринимать их как национальное достояние и воспользоваться для защиты своих прав и свобод. В-третьих, универсальность прав человека означает, что все человеческие заботы, тревоги, интересы укладываются в современную трактовку этой категории и большинство социальных проблем или конфликтов можно рассматривать с точки зрения нарушения прав и свобод человека. Об этом Верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон сказала так: «Права человека не только универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, они вытекают из самой природы человека и затрагивают интересы каждого». Особую юридическую специфику имеет механизм защиты прав человека. Под механизмом понимается национальное законодательство, система государственных и негосударственных органов и учреждений, практически осуществляющих влияние и контроль за соблюдением прав человека и недопущения нарушения, а также обязанность восстановления нарушенных прав. Особенностью прав человека является, таким образом, и его междисциплинарность, и преимущественно юридический характер, а также то, что эта категория опровергает некоторые устоявшиеся истины, ограничивая их абсолютное значение. Особенностью рассматриваемой категории является и то, что права человека приобретают глобальный характер. Выражая и утверждая общечеловеческие ценности, права и свободы становятся важным фактором интеграции мирового сообщества. Объединяясь на основе демократизма и гуманизации, человечество создает международное законодательство и интегративные органы: ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, МОТ и другие, а также континентальные механизмы защиты прав человека. Особенностью предмета прав человека следует признать и то, что эта категория опровергает некоторые устоявшиеся стереотипы мышления. На современном этапе общественного развития прогрессивные и демократические силы не могут закрывать глаза на узурпацию власти, тиранию и деспотизм в отдельных государствах, на попрание прав человека, на пытки, геноцид или дискриминацию. Только такой подход может быть оправдан в XXI веке, и проблематика прав человека и гражданских свобод по праву становится делом наднациональным, которое может решаться объединенными усилиями различных стран. Отсюда проистекают и иные последствия. Так, важнейшим достижением мирового сообщества, гуманной части человечества, явилось понимание того, что состояние с правами человека в конкретном государстве не может считаться его внутренним делом. Конечно, нарушение прав человека происходит на территории того или иного государства и чаще всего с гражданами данной страны. Но ведь не может быть так, чтобы граждане сами захотели потерять свое право на жизнь, на неприкосновенность, не может быть, чтобы они добровольно отказались от свободы. А раз так, то значит там, где нарушаются права и свободы граждан власть узурпирована тираном, деспотом. Источник власти – народ, получается отчужденным от управления государством, и им управляют недемократическим способом. Значит, в этой стране необходимо восстановить народный суверенитет, добиться соблюдения прав человека, но народ не способен сделать это из-за узурпации власти антинародным режимом. Если бы мировое сообщество согласилось, что это внутреннее дело данного государства, то этот народ страдал бы от нарушения своих прав бесконечно долго. Прогрессивные и демократические силы не могут не видеть, что где-то попираются права человека и гражданские свободы и потому выступают в защиту прав человека, где бы они ни нарушались. Этот гуманный принцип получил прекрасное обоснование в выступлении президента Бразилии на 55 сессии ООН. Он сказал: «Вместо устаревшего принципа невмешательства во внутренние дела мы должны выдвинуть принцип не безразличия к судьбам людей в разных странах». Такой подход совершенно объективно отражает превращение проблематики прав человека в вопрос, решение которого требует вмешательства наднациональных сил, международных организаций, объединенных усилий различных стран. То же самое можно сказать о праве беженцев на убежище, о действии принципа невыдачи политических противников режимаи т. д. Из сказанного вытекает еще одна особенность прав человека – международно-правовой характер этого феномена. Как особенность рассматриваемой юридической категории можно особо выделить и субъективный характер прав человека, то есть меру возможного поведения для удовлетворения своих законных интересов. Близок к этому понятию и принцип диспозитивности, который означает возможность лица по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Человек сам определяет, было ли нарушено его право, а также будет ли он требовать восстановления нарушенных прав и если да, то каким способом. Некоторые ученые к особенностям прав и свобод человека в новом веке относят то, что они развиваются в условиях противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Как пишет Е.А. Лукашева, это создает значительные трудности на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира.[7] Зная сущность прав человека и прав гражданина, мы можем привести некую классификацию. Дело в том, что часто употребляются слова «основные» права человека. Суть такого деления относится не к самим правам, а к тому, как и в каких формах они выражены, а значит кроме основных есть и иные. Поэтому можно сформулировать понятие основных прав человека следующим образом. К основным правам человека относятся права гражданина, закрепленные в Конституции государства, и права человека, содержащиеся в важнейших международно-правовых актах: в частности, в Международном билле о правах человека, в который включают Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Согласно факультативным протоколам №1 и №2 к Международному Пакту о гражданских и политических правах, каждый гражданин страны-участницы Пакта становится субъектом не только национального (внутригосударственного), но и международного права. Это обязывает присоединившиеся государства привести свое законодательство в соответствие с требованиями Пактов, а международно-правовые акты получают приоритет над национальным законодательством. Гражданин, чьи права нарушены, и им использованы все внутренние возможности защиты, может обратиться в правозащитные и контрольные структуры ООН, а в случае нарушения норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейский Суд с иском к своему государству. Эти основные фундаментальные права являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав. Надо понимать, что отдельному человеку в конкретной ситуации важнее его индивидуальное право, например, на пенсию, чем право быть избранным. Поэтому социальную ценность прав нельзя разделять по признаку важности. Просто без достижения политических прав, представляется утопичным говорить о социальных правах. Кроме приведенной классификации, права человека принято подразделять на три поколения, на права индивидуальные и коллективные, а также по привычным сферам жизнедеятельности людей: на политические, экономические, социальные, культурные и личные (гражданские) права. Идея о поколениях прав человека была рождена лозунгами Великой Французской Революции «Свобода, Равенство, Братство» и разработана французским юристом Карелом Васаком (Karel Vasak).[8] По времени разработки и принятия к первому поколению прав человека относятся гуманистические и либеральные представления о ценности человеческой жизни, индивидуальных интересах и потребностях. Сформировавшиеся в несколько веков новейшей истории: от эпохи гуманизма, к веку просвещения и до серединыXXв. это личные гражданские и политические права человека: равенство перед законом; равенство гражданина и государства; право на жизнь, свободу, безопасность; право судебной защиты, презумпция невиновности; свобода слова, свобода вероисповедания. Эти права принадлежали гражданам, а государство не должно их ограничивать или посягать на них, и это было самым правильным в развитии прав человека. Второе поколение прав - это социальные, экономические, культурные притязания людей, которые государство, наоборот, должно всячески решать. Право на труд, образование... На государство возлагается организационная и хозяйственная деятельность, которая позволила бы гарантировать благополучие и социальную обеспеченность граждан. Особенно это важно для уязвимых слоев населения: женщин, детей, инвалидов. Поэтому многие современные государства называют себя социальными. Но эти права могли провозглашаться только после внедрения прав первого поколения. Третье поколение прав - новейшее понимание прав человека, более широкое и глубокое. «Права солидарности» - право на нормальное развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, право на коммуникацию (Интернет). Франческа Клюг (Franceska Klug) предлагает вместо поколений прав человека ввести понятие трех «волн» прав человека, из которых первая волна нашла основание в ценностях свободы и автономии; вторая – в идеях человеческого достоинства и равенства; а третья – в участии и взаимодействии людей, в результате чего возникают сложные отношения между правами и обязанностями в международном сообществе.[9] По субьектности следует различать: права индивида и коллективные права. Коллективные права - это права народа, нации, общности, ассоциации. Это не сумма индивидуальных прав. В то же время они не могут противоречить индивидуальным правам. Если такое случится, можно смело решать, что цели коллектива - антигуманны и противоправны. Права нации, коллектива, общества часто абстрактны, отвлеченны, неясны. Кроме того, их выражают люди, а они могут заблуждаться, ошибаться, злоупотреблять. Поэтому, чаще всего, права человека - это индивидуальные права. По сферам жизнедеятельности права человека подразделяются на личные (гражданские), политические права и свободы, экономические, социальные и культурные права.
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|