Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сотрудничества в сфере прав человека.




До Второй мировой войны права человека и гражданина не входили в приоритетную сферу международного сообщества, оставаясь «внутренним делом государства». Эта давняя аксиома не подвергалась сомнению, ибо, что же еще является более «национальным по существу», чем его обращение с собственными гражданами?[10] Спорадически возникавшие инициативы, касались каких-либо конкретных проблем, косвенно относившихся к нашей теме. Так, самостоятельная тема – работорговля, была официально запрещена Венским трактатом 1815 года, который приняли представители государств-участников на своем конгрессе. Женевская конвенция 1864 года выработала нормы так называемого гуманитарного права, относящиеся к гуманному обращению с раненными, больными и пленными в условиях военных действий.

Созданная в 1919 году Лига Наций, первая международная организация, согласно Уставу, ставила своей целью «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности», а также «главенство человеческого достоинства над интересами государства в ряде областей, таких как положение жителей подопечных территорий»[11]. При Лиге Наций на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата Международного правосудия, Международная организация труда и другие органы.

В Уставе Международной организации труда, созданной в 1919 году и эффективно действующей до сих пор, одной из главных целей было провозглашено обеспечение социальной справедливости и уважение человеческого достоинства.

Качественно новое понимание прав человека и способы их защиты возникают в связи с назревавшим конфликтом, со зверствами и жертвами Второй мировой войны. Объединенные нации озаботились состоянием дел, например, в августе 1941 года в Атлантической хартии и в Декларации от 1 января 1942 года, стремясь предотвратить пагубные последствия возможных войн. В самой идее создания ООН главенствующее место занимают проблемы международной безопасности, мира и уважения прав человека и гражданина в международном сообществе.

В 1945 г. президент США Ф. Рузвельт провозгласил свои знаменитые «четыре свободы». Первая свобода – свобода слова и выражения – для всех и во всем мире; вторая свобода – свобода мысли – свобода поклоняться своему Богу – везде и во всем мире; третья свобода – свобода от нужды, которая имела экономическое толкование, эта свобода дает каждой нации здравую и мирную жизнь для населения – повсеместно в мире; четвертая свобода – свобода от страха, которая означает уничтожение вооружений до такой степени и в такой мере, что ни одна нация не была бы в состоянии совершить акт насилия против соседей – нигде в мире.

В Преамбуле Устава ООН выражается вера «в основные права человека, достоинство и ценность личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых народов». Среди задач мирового сообщества прямо устанавливается поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Постоянно и настойчиво ООН расширяла сферу своей компетенции в области прав человека и разработала обширный свод норм, насчитывающий в настоящее время около 200 документов, регламентирующих гражданские права и свободы. В рамках объединенных наций создана международная система реализации этих норм – порядок предоставления правительственных докладов, индивидуальных сообщений, исследований и специальных докладов.

Важнейшими международными документами, установившими нормативно-правовые акты или рекомендации в сфере прав человека и гражданских свобод, стали Всеобщая Декларация прав человека и два Международных Пакта.

Всеобщая Декларация стала общепризнанным стандартом, к достижению которого должны стремиться все народы.

Два международных Пакта о правах человека не только развивают и углубляют идеи Всеобщей Декларации, но и вместе с нею составляют единую Хартию, ибо взаимосвязаны и взаимозависимы. Речь идет о Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном Пакте о гражданских и политических правах, принятых в 1966 году и вступивших в силу соответственно 3 января и 23 марта 1976 года. О них будет сказано отдельно, а пока продолжим обзор международного сотрудничества. Важным международным соглашением деятельности ООН первых лет стала

Конвенция о предупреждении преступления геноцида

и наказания за него.

Принята 9 декабря 1948 года. Вступила в силу 12 января 1951 года.

Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18.03.1954г.

Этот международный документ имел целью предотвращение столь распространенного еще в недавнем прошлом преступного отношения к людям в зависимости от национальности, расы, религиозных убеждений. Под геноцидом Конвенция признает действия, совершаемые с намерениями уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую:

- убийство членов такой группы;

- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

- предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

- насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Статья третья Конвенции определяет наказания за следующие деяния:

а) геноцид;

б) заговор с целью совершения геноцида;

в) прямое и публичное подстрекание к геноциду;

г) покушение на совершение геноцида;

д) соучастие в геноциде.

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных выше деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Лица, обвиняемые в совершении геноцида или перечисленных выше преступлений, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние. Или таким международным уголовным судом, который может иметь особую юрисдикцию.

Таким образом, международное сообщество решительно осудило любые поползновения на бесчеловечные эксперименты, хотя полностью исключить из жизни явления геноцида не удалось.

Благотворную работу вело мировое сообщество в борьбе с какой бы то ни было дискриминацией. Особую роль в этом выполняла

Международная Конвенция о ликвидации

всех форм расовой дискриминации.

Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 года.

Вступила в силу 4 января 1969. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 22 января 1969 года.

В трактовке данной Конвенции «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политических, экономических, социальных, культурных или любых других областях общественной жизни». (Часть I).

Государства-участники, заключившие данную Конвенцию, осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику, направленную на ликвидацию всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами и с этой целью:

а) каждое государство-участник обязуется не совершать в отношении лиц, групп или учреждений каких-либо актов и действий, связанных с расовой дискриминацией, и гарантировать, что все государственные органы и государственные учреждения, как национальные так и местные, будут действовать в соответствии с этим обязательством;

б) каждое государство-участник обязуется не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, осуществляемую какими бы то ни было лицами или организациями;

в) каждое государство-участник должно принять эффективные меры для пересмотра политики правительства в национальном и местном масштабах, а также для исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечиванию расовой дискриминации всюду, где она существует;

г) каждое государство-участник должно, используя все надлежащие средства, в том числе и законодательные меры, в зависимости от обстоятельств, запретить расовую дискриминацию, проводимую любыми лицами, группами или организациями и положить ей конец.

Государства-участники особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, защищать и искоренять всякую практику такого характера на территориях, находящихся под их юрисдикцией.

Государства-участники осуждают всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и обязуются принять незамедлительные и позитивные меры, направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискриминации и особенно:

а) объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательства к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование;

б) объявляют противозаконными и запрещают организации, а также организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признают участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом;

в) не разрешают национальным и местным органам государственной власти или государственным учреждениям поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней.

Государства, поддерживающие данную Конвенцию, обязались запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечивать равноправие каждого человека перед законом, в особенности в отношении осуществлении следующих прав:

а) права на равенство перед судом и всеми другими органами, отправляющими правосудие;

б) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями;

в) политических права, в частности участия в выборах – голосовать или выставлять свою кандидатуру – на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также равного доступа к государственной службе.

Конвенция не допускает нарушения и других гражданских прав, в частности:

- права на свободу передвижения и проживания в пределах государства;

- права покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну;

- права на гражданство;

- права на вступление в брак и выбор супруга;

- права на владение имуществом как единолично, так и совместно с другими;

- права наследования;

- права на свободу мысли, совести и религии;

- права на свободу убеждений и на свободное выражение их;

- права на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Можно констатировать, что в данной Конвенции предусмотрены все основные права человека. И это понятно. Нетрудно заметить, что в основных международных документах повторяются права, которыми обладают или должны обладать граждане цивилизованного общества. По существу набор этих прав не столь уж велик. И субъектом этих прав является индивид. Другое дело, когда практическая жизнь показывает множественность жизненных сфер и ситуаций, когда эти права могут быть нарушены и на самом деле нарушаются. С одной стороны покуситься на права личности могут и представители властей, и преступники, и другие социальные группы. С другой стороны и человек вступает в такое большое количество социальных связей, в которых вполне можно обнаружить посягательство на его права.

К важным международным соглашениям в области соблюдения гражданских прав и свобод следует отнести Конвенцию о политических правах женщин, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1952 года; (вступила в силу 7 июля 1954 года; ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР в марте 1954 года), Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую Генеральной Ассамблеей в декабре 1972 года, Декларацию прав ребенка, провозглашенную в 1959 году, Конвенцию против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказаний, принятую в декабре 1984 года и вступившую в силу в 1987 году, Конвенцию о правах ребенка 1989 года. В названиях этих международных документов содержится объект заботы и защиты, признанного мировым сообществом, подлежащих охране в приоритетном порядке.

О значении поименованных проблем для международного сообщества убедительно свидетельствует количество государств, ратифицировавших те или иные международно-правовые нормативные акты.

Во время написания книги в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин участвовали 162 государства, в Международном Пакте о гражданских и политических правах – 140, в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах – 137, в Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации – 151, в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания – 106 государств.

В послевоенные годы наиболее активными в разработке и в защите прав человека стали европейские страны. Интеграция этих стран в единое сообщество создало благоприятные условия для разработки континентальных международных документов. К важнейшим из них относятся Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу в 1953 году, Европейская социальная Хартия, вступившая в силу в 1965 году. Новый импульс всем интеграционным процессам, а значит и разработке единого взгляда на соблюдение прав человека придали Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, позднее преобразованное в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В Заключительном Акте Совещания, состоявшегося 1 августа 1975 года, в Хельсинки, отмечалась необходимость уважения прав человека и гражданских свобод, сотрудничество в гуманитарной и других областях, расширение контактов между людьми, регулярные встречи людей и представителей различных социальных групп, поддержка в воссоединении семей, в заключение международных браков, взаимные поездки и т.д.

В Заключительном акте содержатся положения, касающиеся сотрудничества государств и развитие контактов между людьми. Цель, которую ставят государства перед собой в этом деле, сводится к тому, чтобы обеспечивать более свободное передвижение людей и контакты между ними, предпринимая соответствующие меры внутри государства и заключая при необходимости международные соглашения. Предусмотрено, что государства будут благожелательно рассматривать все просьбы и упрощать процедуры в том, что касается семейных контактов и встреч, воссоединения семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам, а также будут содействовать развитию туризма, встреч между молодежью, расширению спортивных связей.

Подтверждено право религиозных культов, учреждений и организаций (и их представителей) на контакты, встречи и обмен информацией в сферах их деятельности.

Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств-участников СБСЕ, состоявшейся в 1983 году, подтвердил положения Заключительного акта в том, что касается прав человека и контактов между людьми. Кроме того, в этом документе подчеркнута решимость государств совершенствовать свои законы и административные правила в области прав человека и обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод. Подчеркивается также важность обеспечения равноправия мужчин и женщин. Государства будут обеспечивать права и свободы профсоюзов и поощрять контакты между профсоюзными организациями разных стран.

Дальнейшим развитием сотрудничества государств-участников СБСЕ явилась Венская встреча их представителей. В принятом 15 января 1989 года Итоговом документе этой встречи государства-участники подтвердили свои намерения, зафиксированные в ранее принятых документах, и значительно расширили круг вопросов, по которым намечалось сотрудничество. В частности, они согласились, что будут совершенствовать свое законодательство в области прав человека, публиковать и распространять международные документы о правах человека, а также национальные законодательные акты и административные правила и процедуры, поощрять обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросов развития и защиты прав человека, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека, обеспечивать надлежащие средства правовой защиты всем, чьи права нарушены, и не допускать отрицательных последствий для тех, кто выступает в защиту своих прав. Значительно по сравнению с предыдущими документами расширены основания, по которым не допускается дискриминация при обеспечении правами и свободами лиц в пределах юрисдикции государств.

Государства-участники согласились уважать право каждого свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории страны, а также покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну. Государства согласились с тем, что они будут создавать благоприятные условия для защиты и развития национальных меньшинств. Подтверждаются процессуальные права и стандарты обращения с заключенными. В отношении смертной казни государства-участники констатировали, что в некоторых государствах она отменена, а в тех, в которых она еще не отменена, смертная казнь может быть вынесена только за тяжкие преступления и в соответствии с законом, действовавшим в момент совершения преступления.

Итоговый документ Венской встречи подтверждает положения двух предыдущих документов о контактах между людьми и содержит, кроме того, новые положения. В частности, устанавливается общий срок в шесть месяцев для принятия решения в отношении всех ходатайств, основанных на положениях документов СБСЕ о контактах между людьми. Решения по поводу ходатайства о семейных встречах должны приниматься в течение одного месяца в рамках обычной практики, решения по поводу ходатайств о воссоединении семей и заключении браков – в течение трех месяцев. Государства будут благожелательно рассматривать вопросы о поездках неотложного гуманитарного характера и принимать решения в пределах трех рабочих дней. Государства будут упрощать процедуру и сокращать требования в отношении ходатайств, касающихся контактов между людьми. В частности, при возобновлении ходатайства документы, которые были поданы ранее, будут приниматься во внимание.

В случае отказа в ходатайстве, заявителю без промедления будут письменно сообщены основания отказа. Установленные по соображениям государственной безопасности ограничения на поездки за границу должны быть кратковременными и не применяться произвольно в отношении конкретного лица.

В Итоговом документе Венской встречи содержится раздел, посвященный человеческому измерению СБСЕ. Человеческое измерение СБСЕ понимается как сотрудничество государств относительно уважения всех прав человека и основных свобод, контактов между людьми и других связанных с этим вопросов гуманитарного характера.

Предусмотрены следующие процедуры: обмен информацией и ответы на запросы об информации и на представления; проведение двусторонних встреч по желанию между государствами для обсуждения вопросов человеческого измерения СБСЕ, включая и рассмотрение конкретных случаев; привлечение внимания государств-участников к конкретным случаям и ситуациям касательно человеческого измерения СБСЕ, в том числе к тем, которые рассматривались на двусторонних встречах; предоставление обо всем этом информации на совещаниях Конференции по человеческому измерению, а также на будущих основных встречах СБСЕ.

Конференция по человеческому измерению СБСЕ рассматривает положение, сложившимся с человеческим измерением СБСЕ, оценивает функционирование процедур и рассматривает предложения о новых мерах, направленных на улучшение выполнения государствами своих обязательств.

В 1990 году, на Копенгагенском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ, принят документ, который по охвату проблем и глубине их решения значительно превосходит все ранее принятые документы. В самом общем виде содержание этого документа может быть сведено к следующему: изложение принципов, составляющих основу правового государства; значительный по объему перечень прав и свобод и меры по развитию более свободного передвижения и контактов между людьми; сотрудничество по обмену идеями, информацией и опытом в учреждении и работе демократических институтов; права и свободы национальных меньшинств; меры по повышению эффективности процедур, определенных в Итоговом документе Венской встречи в разделе о человеческом измерении СБСЕ.

21 ноября 1990 года в Париже главами государств и правительств государств-участников СБСЕ была подписана Парижская хартия для новой Европы. В Хартии содержатся обязательства укреплять демократию, в основе которой лежит уважение личности и верховенство закона. Предусмотрено расширение механизма человеческого измерения, путем включения в него новых процедур, в частности, услуги экспертов или коллегии видных деятелей, имеющих опыт работы в области прав человека.

Развитие сотрудничества государств в рамках человеческого измерения СБСЕ значительно продвинулось вперед на Московском совещании Конференции СБСЕ по человеческому измерению (1991г.). Наиболее значительным является заявление государств-участников о том, что вопросы, касающиеся человеческого измерения СБСЕ, не относятся к числу исключительных внутренних дел соответствующих государств. Предусмотрено создание Института СБСЕ, обращение к миссии экспертов и миссии докладчиков СБСЕ при решении на территории соответствующего государства вопросов, относящихся к человеческому измерению СБСЕ.

Решением Парижского совещания Совета СБСЕ, состоявшегося в январе 1992 года, Бюро по свободным выборам переименовано в Бюро по демократическим институтам и правам человека.

В Хельсинкском документе 1992 года государства-участники подтвердили твердую решимость обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии. В Документе подчеркивается, что права человека и основные свободы являются всеобщими.

Уточнены функции Бюро как главного института в области человеческого измерения. Бюро будет оказывать помощь в наблюдении за исполнением обязательств в области человеческого измерения, выступать в качестве центра информации, созывать совещание государств-участников на уровне экспертов для обзора того, как выполняются ими обязательства, организовывать семинары по вопросам человеческого измерения и т.д.

Ряд положений Хельсинкского документа 1992 года касается защиты национальных меньшинств, проблем беженцев и перемещенных лиц, рабочих-эмигрантов.

Необходимо отметить, что встречи и совещания в рамках СБСЕ являются механизмом, как создания норм, так и контроля за их выполнением.

Особенность сотрудничества в области прав человека в рамках СБСЕ состоит, в частности, в том, что нормы, создаваемые в результате этого сотрудничества, являются политическими нормами.

Основанные на общепризнанных нормах международного права, они охватывают более широкий круг вопросов, чем сами нормы международного права.

В начале 1989 года СССР подписал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В этом документе участники обязались совершенствовать свое национальное законодательство в свете общих договоренностей, активизировать и расширять политику в области прав человека.

Историческим событием для России можно считать принятие Российской Федерации в Совет Европы (СЕ). Дело в том, что в СССР, а затем и в России права человека и их соблюдение трактовалось несколько иначе, чем в других странах. Причин тому множество. Высылка из страны неугодных или критически относящихся к властям людей и травля инакомыслящих, военные действия в Афганистане и Чечне, сокрытие от народа важнейшей информации и отсутствие альтернативных средств массовой коммуникации и многое другое не могло не вызывать отрицательную оценку мировой общественности. Поэтому и желание России вступить в Совет Европы было воспринято неоднозначно.

Исходя из ходатайства России о желании вступить в Совет Европы, Парламентская Ассамблея Совета Европы поручила группе экспертов изучить вопрос о соответствии правового порядка в России основным принципам Совет Европы. Прежде всего, внимание уделялось соблюдению прав человека, верховенству закона, плюралистической демократии. Все эксперты отметили положительные сдвиги с соблюдением прав человека в России. При этом в докладе группы экспертов отмечалось множество пробелов в деятельности государственных органов, судов, законодательства в области прав человека.

Россия встала на путь демократических преобразований, но она «не достигла конечной цели этого путешествия», и ей еще предстоит преодолеть много трудных препятствий. Одной из основных проблем, является вопрос о верховенстве закона. В то время, как Конституция гарантирует в целом совокупность основных прав и устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью российского правового порядка и имеют бóльшую силу, чем обычные законы. Складывается впечатление, что стремление к реформированию и обновлению законодательства не более чем благие намерения, а пока они больше относятся к области теории, чем практики. Ведь в республиках РФ говорят даже о верховенстве региональных законов над федеральными. Во многих отраслях права – в гражданском и гражданско-процессуальном праве, в уголовном и уголовно-процессуальном праве имеется масса противоречащих международным договоренностям норм, над переработкой которых работа почти не ведется. Основной вывод экспертов сводится к тому, что в России не установлено верховенство закона. На практике в отношении права собственности и права на свободу передвижения, в том числе права на выбор места жительства, в больших городах, особенно в Москве, положения Конституции вообще не действуют, как будто бы их и не существует. Большие пробелы наблюдаются в области отправления правосудия. Условия содержания в местах предварительного заключения являются унижающими человеческое достоинство и даже бесчеловечными. Гарантии личной свободы далеко не соответствуют требованиям Европейской Конвенции. Справедливость судебной процедуры и исполнения судебных решений никем не гарантируется.

Эксперты пришли к выводу, что Российская Федерация еще не удовлетворяет «принципу, в соответствии с которым любое лицо, находящееся под юрисдикции государства, должно пользоваться правами человека и основными свободами». Эксперты сделали заключение, что правовой порядок в Российской Федерации на настоящий момент не отвечает нормам Совета Европы, как они изложены в Уставе организации и развиты органами Европейской Конвенции о защите прав человека.

В тоталитарных, авторитарных и иных недемократических государствах тему прав человека принято замалчивать и не замечать, или делать вид, что требования соблюдения прав и свобод относятся к внутренним делам данного государства. Между тем, очевидной для всего цивилизованного человечества стала истина, что ценность Всеобщей Декларации прав человека как раз и заключается в том, что она дает единое понимание прав человека, причем по высшей мерке, на которую поднялась правовая и демократическая мысль, где отрицается положение, по которому этот вопрос рассматривается, как сугубо внутреннее дело отдельных государств.

Взятые нашей страной обязательства привести свое национальное законодательство в соответствии с Всеобщей Декларацией и международными нормами права выполняются в вялотекущем режиме, а посттоталитарная система почти полностью переняла прохладное отношение к правам и свободам человека от предшествующей политической системы.

Между тем, не будет большим преувеличением сказать, что нет более бесправного в мире человека, чем россиянин. К сожалению, мы не всегда осознаем, что наши права попираются. Мы не всегда знаем о своих правах и уж тем более плохо представляем о способах их защиты. Зачастую мы предпочитаем «не замечать» нарушения наших прав, боимся защищать свое достоинство, миримся с произволом. Мы плохо представляем себе, каких высот достигла цивилизация, построенная на соблюдении естественных прав человека.

Концепция соблюдения прав человека в современном мире базируется на следующем постулате: степень зрелости и демократичности всего государственного организма определяется состоянием соблюдения прав человека и осуществлением комплекса социально-политических мер, направленных на его защиту. Социальная ценность прав человека заключается в том, что она концентрирует в себе всю нашу жизнь; все политические, экономические, социальные и культурные взаимоотношения внутри общества. Правовыми средствами можно надежно обеспечить права людей на жилье, влиять на экологическую ситуацию, добиваться расширения личных свобод и решения множества иных проблем.


3. СООТНОШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ

И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ.

Одним из самых удачных определений общественного прогресса является то, по которому это понятие означает возрастание степеней свободы человека. Мы пока не умеем или не привыкли еще пользоваться таким мерилом для оценки уровня нашего общественного развития. Между тем, именно степень свободы человека, которой он располагает в каждом конкретном случае, является лучшим показателем цивилизованности, демократичности, развитости государства.

Очень часто можно услышать суждение о том, что, дескать, демократическое правление можно установить только в экономически развитом государстве. Но ведь с такой же степенью уверенности можно утверждать и другое: экономического благосостояния можно достичь только при демократическом правлении. Очень лаконично выразил эту мысль Рейган, сказав: «Где нет свободы – нет и хлеба». Современная история с очевидностью доказывает, что процветают те страны, благосостояние людей возрастает там, где наблюдается увеличение гражданских свобод, растет самосознание и повышается достоинство граждан. Воистину:

Рабы, влачащие оковы,

Высоких песен не поют.

На основе такого понимания закономерностей общественного развития, сформировавшегося после Второй мировой войны, человечество выработало точнейший способ определения демократичности и цивилизованности конкретного государства. Таким универсальным мерилом стал уровень соблюдения прав человека и гражданина.

В современном мире проблема прав человека стала тем оселком, на котором проверяется суть и содержание политической системы, главные цели и устремления власти. Если государственная власть использует человека как средство достижения каких-либо своих целей, то она не будет заинтересована в развитии и защите человеческого достоинства, его прав и свобод. Такое государство не склонно доверять своим гражданам, оно сдерживает гражданские инициативы, противится развитию гражданских институтов и в целом гражданского общества, оно попирает важнейшие принципы правового государства.

Если же государственная власть рассматривает своих граждан как самостоятельную ценность, если она видит в них цель и смысл своего существования, то она всеми силами будет возвышать человеческую личность и ее достоинство, поощрять личную активность и инициативу, защищать права и законные интересы граждан.

В научной литературе порой звучит такая мысль, что такие правовые новации как права человека, правовое государство и гражданское общество насчитывают тысячелетия и относятся к V веку до н.э., то есть к античным государствам и полисам. Сторонники этой идеи приводят отдельные высказывания древних мыслителей, например: теория эйдоса (идея государства) Платона, слова Аристотеля, что государство, есть достаточная для самодовлеющего существования, совокупность граждан; суждение Цицерона о равенстве людей, уважительном отношении к законам или об умеренном правлении. На этом основании они утверждают, что первые были сторонниками правового государства, а вторые – убежденными приверженцами гражданского общества и демократии. В результате получаются такие нелепости, что ярый этатист Платон провозглашается сторонником гражданского общества.

Не следует приписывать древним мыслителям сегодняшние идеи. Они были яркими мыслителями своего времени, лучше других видели общественные проблемы, хотели изменить и усовершенствовать общественное устройство, но не дошли в своих суждениях ни до прав человека, ни до правового государства, ни до гражданского общества. И это нисколько не умаляет их вклада в общественную мысль. Эти категории, как научные доктрины, возникли и получили научное обоснование лишь в XX веке. Они взаимосвязаны, взаимозависимы, дополняют и развивают друг друга и все вместе только и могут сосуществовать и развиваться.

Совершенно очевидно: если строить правовое государство, то значит развивать гражданское общество и с неизбежностью защищать права человека.

Государство уязвимо для критики. И мы можем убедиться, что наиболее сильная критика базируется на двух постулатах. Первый: государство – необходимый компонент общественного бытия, но эту организацию следует совершенствовать. Второй: государство – это зло, которое следует отменить и уничтожить.

Два других постулата можно сформулировать как этические требования к государству: первый – государство должно обслуживать лучшую часть населения, некоторые избранные круги, сословия, группы; второй – государство должно служить всему народу, обеспечивая его права и свободы, удовлетворяя интересы и потребности всех граждан, независимо от их расы, цвета кожи, национальности, вероисповедания и прочее.

К числу ученых, отвергавших принципы правового государства, мы должны отнести Маркса, Энгельса и Ленина. Для них государство – это надстроечное явление, которое со временем отомрет как ненужное. Пока же оно должно служить классовым интересам, причем приоритет должен принадлежать рабочему классу, а форма этого государства должна соответствовать диктатуре господствующего класса. «Государство, - говорил Ленин, - нужно не для свободы, а для подавления… противников пролетариата».

Таким образом, в этих теориях не следует искать идеи о народовластии, народном суверенитете, правовом государстве. Если же они кое-где и проявляются, то в весьма своеобразной форме, не имеющей при ближайшем рассмотрении ничего общего с этими общепринятыми понятиями.

Только в 1988 году в СССР, с разрешения ЦК КПСС, было введено в оборот понятие о «социалистическом правовом государстве», но это напоминало оксюморон в форме «горячего льда» или «холодного кипятка». Теоретически могло быть или правовое государство, или социалистическое государство, а социалистическое п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...