Рынок автоматизированных систем управления гостиничных предприятий на современном этапе
Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная служба; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические службы; вспомогательные службы. Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц. Автоматизацией управления гостиничными комплексами занимались еще несколько десятилетий назад в эпоху создания первых автоматизированных систем управления предприятиями. Кроме этого, к настоящему времени разработано достаточно много различных систем управления гостиничными комплексами как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подходящую. При необходимости всегда можно сделать дополнительные доработки с учетом особенностей функционирования конкретной гостиницы. Многие представленные на рынке программные продукты в области автоматизации гостиничного бизнеса хорошо зарекомендовали себя на практике, постоянно совершенствуются и обновляются фирмами-разработчиками в соответствии с потребностями пользователей. Во многих программных продуктах на этапе их инсталляции осуществляется настройка параметров на нужды конкретной гостиницы. Кроме того, фирмы-разработчики осуществляют сопровождение своих программных продуктов и обучение пользователей, как правило, на их рабочих местах в режиме реального функционирования системы. Все это способствует широкому внедрению типовых программных продуктов в области гостиничного бизнеса.
Среди зарубежных информационных гостиничных систем наиболее известной является система Fidelio, а также Lodging Touch. К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company) [68]. Система автоматизации ресторанов и баров Restaurant-2000 предназначена для автоматизации процедур предоставления услуг и расчета с клиентами в ресторанах, барах и других точках продаж. Она может быть использована для любых точек продаж (ресторан высшей категории, бар, ресторан быстрого обслуживания и т.п.), для этого достаточно изменить только настройку системы. В системе обеспечена полная совместимость с кассовыми аппаратами, включенными в Государственный реестр Российской Федерации по ККМ, а также учтены требования налоговых органов по организации продаж в различных точках. Система позволяет учитывать обслуживание клиентов как гостиницы, так и клиентов со стороны, а также осуществлять полный контроль за работой персонала.
Типовой состав общесистемного программного обеспечения. Все программные продукты находятся под управлением операционной системы UNIX. Для функционирования системы автоматизации гостиницы необходим следующий типовой состав общесистемного программного обеспечения: операционная система Solaris x86 2.5 Server Edition для генерации сервера UNIX; RM/COBOL-85 Runtime - Version 6.05.00 for AT&T Unix System VR 4 для установки на Unix-сервер; терминальное программное обеспечение доступа к Unix для установки на каждую из рабочих станций. Все системы обладают удобным интерфейсом; предусматривают ведение архивных копий; настройку на любое число пользователей; обеспечивают разграничение прав доступа различных пользователей, защиту от несанкционированного доступа за счет использования системы пародирования, настройку на любые типы принтеров. База данных (БД) есть совокупность взаимосвязанных именованных данных с общими правилами организации, описания, хранения и обработки. Автоматизированный банк данных (БнД) - это система информационных, математических, программных, языковых, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоаспектного использования данных в некоторой прикладной области. БнД включает в себя одну или несколько баз данных, систему управления ими (СУБД) и комплекс прикладных программ. Наряду с БД появляются и базы знаний,хранящие и использующие общие закономерности предметных областей. Банки и базы данных бывают документальными и фактографическими. Документальные АИС обеспечивают поиск и выдачу документов по их содержанию. Простейший метод поиска базируется на использовании дескрипторов -ключевых слов из проблемной области, характеризующих содержание документа. Их совокупность, выделенная из запроса, сопоставляется с дескрипторами документа («поисковым образом»). Идентификация дескрипторов должна производиться с точностью до неизменяемой основы слова. Все СУБД поддерживают в той или иной форме пять основных операций: - добавить в базу данных одну или несколько записей; - удалить одну или несколько записей; - найти в базе данных одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию,
- обработать эти записи, т.е. сформировать из них некоторый результат, - обновить в базе данных значения некоторых полей в одной или нескольких записях. Перечисленные выше функции БД реализуются по запросам. На основе запросов могут быть сформированы отчеты. Для удобства работы с типичными в данных условиях запросами могут быть созданы специализированные приложения -меню, экраны, формы и т.п. Создание приложений и отчасти оперативная работа с базой требуют программирования на языках описания и манипулирования данными (ЯОД и ЯМД соответственно). Естественно, необходимы и средства отладки создаваемых программ. В современных СУБД обычно предусматриваются встроенные средства работы с данными и автоматизации создания приложений. В современных СУБД (в частности, в FoxPro) имеется ряд дополнительных возможностей. Генераторы приложений помогают быстро создавать заготовки отчетов, экранов и меню, почти не прибегая к непосредственному программированию. Проектирование практически сводится к физическому размещению и масштабированию нужных элементов из предлагаемого перечня в специальном окне проектирования - планшете, облик которого формируется в соответствии с будущим видом экрана/отчета. Менеджер проектов позволяет программисту легко следить за всеми файлами, необходимыми для работы создаваемой прикладной системы. Можно слить все модули системы в один, сформировать исполняемые программные файлы. В ходе работы с проектом производится сравнение дат создания исходных и объектных (транслированных) модулей, и при обнаружении обновленных исходных модулей автоматически обновляются объектные. Базы данных подразделяются на централизованные и распределенные. Централизованная БД хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта система является компонентой локальной сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. При структуре «файл-сервер» обработка запрашиваемых у сервера файлов производится на периферийных ЭВМ, где могут создаваться монопольно используемые локальные БД. Здесь существенно увеличивается загрузка линий связи и возрастает риск перехвата информации. При структуре «клиент-сервер» основная часть обработки данных выполняется сервером по запросам клиентов. Соответственно возрастают требования к программно-аппаратным средствам сервера и снижаются - к клиентским. Клиентам передаются результаты запроса.
Системы управления распределенными БД оснащены каталогами, в которых хранятся структура сети, информация о локальных БД и программах их взаимодействия. Они дают возможность безадресного обращения к данным. Заметим, что все эти проблемы и средства их решения весьма актуальны для Internet. Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт» разработала программно-аппаратный комплекс «Русский отель» для полной автоматизации деятельности гостиниц и ресторанов. Система охватывает все аспекты деятельности гостиницы и ресторана. Полный учет выручки производится с использованием компьютерных контрольно-кассовых машин. В системе предусмотрено ведение полного бухгалтерского учета. Система представляет собой единый комплекс взаимосвязанных бизнес-процессов, полностью охватывающих основную производственную деятельность, учет и контроль, построена по технологии автоматизированных рабочих мест, которая исключает возможность прохождения не учтенных в системе документов. Информационная модель, заложенная в систему, соответствует типовой организационной структуре гостиницы, а прикладное программное обеспечение оформлено в виде программных модулей, реализующих определенные функции. Набор модулей, покрывающих все функциональные потребности конкретного рабочего места, оформлен в виде автоматизированного рабочего места (АРМ). Система имеет ряд преимуществ: мобильна в использовании аппаратных средств, проста в эксплуатации и легко наращивается за счет введения новых рабочих мест. В системе предусмотрена возможность защиты данных от несанкционированного внесистемного доступа. Внутри системы защита доступа к данным обеспечивается уникальной идентификацией пользователя кодом и паролем. Система состоит из следующих функциональных компонентов. Подсистема «Управление». Подсистема предназначена для автоматизации деятельности руководителя гостиницы и обеспечивает: обработку деловой документации; контроль исполнения; проверку состояния гостиничного хозяйства и состояния работ по подразделениям; сервис. Подсистема «Коммерческий отдел». Подсистема предназначена для автоматизации деятельности подразделения гостиницы по обслуживанию гостей и обеспечивает: ведение договоров с корпоративными клиентами; планирование приема и обслуживания гостей; сбор отчетной информации по коммерческой деятельности; сбор справочной информации по состоянию безналичных расчетов с партнерами.
Подсистема «Портье». Подсистема предназначена для автоматизации основной производственной деятельности гостиницы и обеспечивает: резервирование и бронирование номеров; регистрацию, оформление и размещение гостей; прием и оформление платежей; учет и оперативный контроль загрузки гостиницы. Подсистема «Этажная служба». Подсистема предназначена для автоматизации деятельности этажной службы гостиницы и решает следующие задачи: учет номерного фонда; выдача различной справочной информации о состоянии номерного фонда гостиницы; отслеживание должников за предоставленные услуги; управление работой горничных; ведение графика ремонтов номерного фонда. Подсистема «Диспетчер». Подсистема предназначена для автоматизации деятельности диспетчерской службы и обеспечивает обработку заявок на проведение текущих ремонтных работ в гостинице; ведение графика плановых ремонтов номерного фонда. Подсистема «Складской учет». Подсистема предназначена для автоматизации работы подразделений гостиницы, отвечающих за прием, хранение и выдачу материальных ценностей и продовольственных продуктов, обеспечивает ведение документации по их учету и движению. Подсистема «Бухгалтерский учет». Подсистема предназначена для автоматизации бухгалтерского учета производственной и хозяйственной деятельности гостиницы[2]. Подсистема «Заработная плата». Подсистема обеспечивает решение задач по расчету заработной платы по правилам, принятым для каждого вида работников гостиницы с учетом действующих законодательных актов. Подсистема «Кадры». Подсистема предназначена для автоматизации деятельности кадровой службы гостиницы. Подсистема «Оперативный учет доходов». Подсистема обеспечивает формирование отчетных документов по видам производственной деятельности предприятия за различные интервалы времени. Виды, формы и составляющие отчетных документов определяются и настраиваются в зависимости от потребностей предприятия. Взаимосвязь с внешними электронными системами. При наличии в гостинице собственной АТС, имеющей порт для выдачи информации о прошедших телефонных переговорах, возможна стыковка системы управления с телефонной станцией с целью ускорения получения данных о зарегистрированных телефонных переговорах. Система осуществляет их тарификацию и формирование счетов за переговоры для расчетов с клиентами. При наличии в гостинице электронной замковой системы, имеющей открытый интерфейс общения с другими электронными системами, осуществляется стыковка системы управления с замковой системой.[3] Таким образом, организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц. 2.Аналитический раздел Современный рынок информационных технологий для гостиничного бизнеса перенасыщен различными локальными компаниями разработчиками и всего несколько компаний представляют «западные» технологии управления. Каждый руководитель отеля в зависимости от своих предпочтений, поставленных целей и понимания необходимости наличия различных функций в системе управления, всегда может найти оптимальный для себя вариант. SoftBrands - одна из лидирующих компаний на рынке технологических решений в областях гостеприимства и промышленности, с широким географическим присутствием в мире, особенно в Западной Европе. После приобретения HIS компания SoftBrands является вторым в мире по величине поставщиком решений в гостиничном бизнесе с годовым оборотом свыше $100 млн. Корпорация HIS является технологическим лидером на международном рынке комплексных решений для гостиниц и гостиничных сетей и способствует улучшению ключевых бизнес процессов и повышению доходности предприятий гостиничной отрасли. Информационные системы управления гостиничными комплексами SoftBrands и будут позиционироваться в первую очередь как решения для сетевых гостиниц, гостиничных цепочек, крупных индивидуальных гостиниц и гостиниц уровня 4 - 5*.[4] Компания «Имиджпоинт» является в России эксклюзивным поставщиком программных решений от компании Amadeus Hospitality GmbH и специализируется в области внедрения и сопровождения комплексных систем управления для гостиниц, ресторанов и SPA центров. В качестве основы для автоматизации предприятий используются системы нового поколения: Amadeus Property Management System, включая Amadeus Conference Management (автоматизация гостиниц, конференц центров), InfoGenesis POS (автоматизация ресторанов и развлекательных клубов) и Reservation Assistant (автоматизация SPA и оздоровительных комплексов). Компания предлагает клиентам комплексную автоматизацию гостиничного комплекса. К примеру, в единую автоматизированную структуру могут быть включены система управления ресторанами InfoGenesis POS (включая собственный клубный модуль, модули управления биллиардным залом и бронирования столиков), система управления SPA комплексами Reservation Assistant, система тарификации телефонных переговоров ФОНЕКС и системы телефоннных решений с пакетом гостиничных функций от Siemens или LG, система контроля доступа SALTO и электронных гостевых сейфов Safeplace, система управления складом и калькуляцией ProStore. Функциональные возможности Amadeus PMS и возможности «стыковки» с внешними финансово бухгалтерскими системами дают в результате мощный инструмент финансовой аналитики деятельности предприятия в целом. Amadeus PMS помимо возможности непосредственного программирования бизнес процессов на ближайшие периоды деятельности, помогает руководителю в анализе накопленных статистических показателей за прошедшие периоды, что позволяет определить оптимальную стратегию дальнейшего развития предприятия и, соответственно, увеличить полу чаемые прибыли. Amadeus PMS является основным элементом в схеме комплексной автоматизации процессов управления гостиничным предприятием и отвечает не только за бизнес процессы основных служб «фронт офиса» (отдел бронирования, портье, паспортно - визовый отдел, отдел маркетинга, плановый отдел, дирекция), но и аккумулирует всю доходную часть, как относящуюся к размещению гостей, так и получаемую от «третьих» систем, таких как ресторанно - кассовые системы, телефонные станции, системы платного телевидения, системы безналичных расчетов и т.д. Amadeus PMS обеспечивает размещение информации о доступных номерах и тарифах на международных ресурсах бронирования и прием бронирований из глобальных сетей. В зависимости от набора модулей система успешно функционирует в различных предприятиях индустрии гостеприимства: гостиницах, малых отелях, домах отдыха, пансионатах и санаториях. Для крупных отелей, цепочек, управляющих компаний предлагается комплексное решение на базе интегрированной системы управления Microsoft DynamicsNAV[5] или новой версии 1С 8.0. Комбинация АСУ и предлагаемых систем управления позволяет предоставить гостиничному бизнесу единое решение, при котором вся оперативная, финансовая и управленческая информация сведена во едино. Система полностью отвечает требованиям работы в современном гостиничном бизнесе, а именно: обладает высоким быстродействием при выполнении не только рядовых операций, таких как заезд, выезд, распечатка счета, но и при более ресурсоемких операциях. Так, например, закрытие смены (аналог ночного аудита) в гостинице порядка 200 номеров занимает 5–10 минут. При этом являясь российской компанией, Рексофт может обеспечить не только поставку и внедрение систем автоматизации, но и качественную послепродажную поддержку установленных программных решений, а также современную и оперативную адаптацию под изменяющиеся требования российского законодательства. Таким образом, уникальность предложения Рексофт заключается еще и в том, что подход компании к автоматизации предприятий гостиничного хозяйства является по - настоящему комплексным. Рексофт выступает как генеральный подрядчик проекта, обеспечивая поставку и интеграцию всех систем от одного поставщика «под ключ», начиная от разработки и согласования технического задания и проектирования комплекса информационных систем, и заканчивая запуском этой системы как единого расчетно - платежного пространства. Отличительной особенностью данной АСУ является интерактивная графическая шахматка, которая очень удобна для малых и средних гостиниц. Что касается недостатков системы, то, пожалуй, единственным отличием, ограничивающим использование системы Рексофт, является изначальная ориентация системы на гостиницы с малым и средним номерным фондом. АСУ «Эдельвейс» ориентирована на отдельные гостиницы и цепочки гостиниц 2 - 4 звезды, с малым и средним номерным фондом (до 400 номеров). Тем не менее, компания имеет опыт работы с гостиницами, имеющими более чем 1000 номеров и гостиницами высшей категории. Кроме перечисленных выше программных продуктов для гостиничного комплекса можно в дополнение назвать и другие, такие как: Fidelio Front Office (дистрибьютор компания HRS) - давно и широко известная адаптированная к отечественному рынку система, принцип построения которой - ночной аудит, поселение в целый номер, оплата проживания за полные сутки. «Синимекс» (разработчик «Синимекс. Информатика», Москва) — построена на базе системы трансформера «1С: Предприятие» со всеми вытекающими последствиями: за универсальность приходится расплачиваться надежностью, быстро действием и т.д. Система более удобна для бухгалтера, чем для администратора гостиницы. Распространяется через партнерскую сеть «1С». «Невский портье» - построена на расчетном принципе с учетом расчетного часа, возможно поселение на койку или в целый номер, оплата за 0,5 суток и почасовая, гибкий расчетный час, работа с большими группами и т.д. Наиболее оптимальна по соотношению «цена - функциональность». «Отель 3.0» (разработчик «Интеротель Ltd.», Москва) - базируется на платформе «1С», в настоящее время наиболее распространенная отечественная гостиничная система - благодаря широким возможностям и доступности. Выбор системы управления гостиничным комплексом для конкретной гостиницы представляет собой сложную задачу. Прежде всего следует сопоставить те функциональные возможности, которыми обладает анализируемый программный комплекс, и потребность автоматизации бизнес-процессов в конкретной гостинице. Кроме этого, следует учесть удобство интерфейса системы, надежность и стабильность работы, соотношение цены и качества продукта. На российском рынке наибольшее распространение получили программы Lodging Touch компании «Либра Интернэшнл», «Русский отель» компании East Concept, Fidelio компании HRS). Основными критериями анализа являются: - функциональность программных комплексов; - используемые технические платформы и средства; - учет требований российского законодательства; - условия и стоимость технического обслуживания; - развитие систем в будущем; -опыт практического использования программного продукта в гостиницах. Таким образом, организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|