Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок автоматизированных систем управления гостиничных предприятий на современном этапе




Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризует­ся высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предо­ставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гости­ничные комплексы представляют собой сложные системы, кото­рые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фон­дом; административная служба; коммерческая служба; служба пи­тания; инженерно-технические службы; вспомогательные службы.

Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма акту­альным для российских гостиниц. Автоматизацией управления го­стиничными комплексами занимались еще несколько десятилетий назад в эпоху создания первых автоматизированных систем управления предприятиями. Кроме этого, к настоящему времени разработано достаточно много различных си­стем управления гостиничными комплексами как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подхо­дящую. При необходимости всегда можно сделать дополнитель­ные доработки с учетом особенностей функционирования конк­ретной гостиницы.

Многие представленные на рынке программные продукты в области автоматизации гостиничного бизнеса хорошо зарекомен­довали себя на практике, постоянно совершенствуются и обнов­ляются фирмами-разработчиками в соответствии с потребностя­ми пользователей. Во многих программных продуктах на этапе их инсталляции осуществляется настройка параметров на нужды кон­кретной гостиницы. Кроме того, фирмы-разработчики осуществ­ляют сопровождение своих программных продуктов и обучение пользователей, как правило, на их рабочих местах в режиме ре­ального функционирования системы. Все это способствует широ­кому внедрению типовых программных продуктов в области гос­тиничного бизнеса.

Среди зарубежных информационных гостиничных систем наи­более известной является система Fidelio, а также Lodging Touch. К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся програм­мные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), програм­мный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совмес­тно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Мериди­ан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company) [68].

Система автоматизации ресторанов и баров Restaurant-2000 предназначена для автоматизации процедур предоставления услуг и расчета с клиентами в ресторанах, барах и других точках продаж. Она может быть использована для любых точек продаж (ресторан высшей категории, бар, ресторан быстрого обслужи­вания и т.п.), для этого достаточно изменить только настройку системы. В системе обеспечена полная совместимость с кассовы­ми аппаратами, включенными в Государственный реестр Российской Федерации по ККМ, а также учтены требования нало­говых органов по организации продаж в различных точках. Сис­тема позволяет учитывать обслуживание клиентов как гостини­цы, так и клиентов со стороны, а также осуществлять полный контроль за работой персонала.

Типовой состав общесистемного программного обеспечения. Все программные продукты находятся под управлением операцион­ной системы UNIX. Для функционирования системы автоматизации го­стиницы необходим следующий типовой состав общесистемного про­граммного обеспечения:

операционная система Solaris x86 2.5 Server Edition для генерации сервера UNIX;

RM/COBOL-85 Runtime - Version 6.05.00 for AT&T Unix System VR 4 для установки на Unix-сервер;

терминальное программное обеспечение доступа к Unix для установ­ки на каждую из рабочих станций.

Все системы обладают удобным интерфейсом; предусматрива­ют ведение архивных копий; настройку на любое число пользова­телей; обеспечивают разграничение прав доступа различных пользователей, защиту от несанкционированного доступа за счет использования системы пародирования, настройку на любые типы принтеров.

База данных (БД) есть совокупность взаимосвязанных именованных данных с общими правилами организации, описания, хранения и обработки.

Автоматизированный банк данных (БнД) - это система информационных, ма­тематических, программных, языковых, организационных и технических средств, пред­назначенных для централизованного накопления и коллективного многоаспектного ис­пользования данных в некоторой прикладной области. БнД включает в себя одну или несколько баз данных, систему управления ими (СУБД) и комплекс прикладных про­грамм. Наряду с БД появляются и базы знаний,хранящие и использующие общие закономерности предметных областей.

Банки и базы данных бывают документальными и фактографическими. Докумен­тальные АИС обеспечивают поиск и выдачу документов по их содержанию. Простейший метод поиска базируется на использовании дескрипторов -ключевых слов из про­блемной области, характеризующих содержание документа. Их совокупность, выделен­ная из запроса, сопоставляется с дескрипторами документа («поисковым образом»). Идентификация дескрипторов должна производиться с точностью до неизменяемой основы слова.

Все СУБД поддерживают в той или иной форме пять основных операций:

- добавить в базу данных одну или несколько записей;

- удалить одну или несколько записей;

- найти в базе данных одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию,

- обработать эти записи, т.е. сформировать из них некоторый результат,

- обновить в базе данных значения некоторых полей в одной или нескольких за­писях.

Перечисленные выше функции БД реализуются по запросам. На основе запросов могут быть сформированы отчеты. Для удобства работы с типичными в данных условиях запросами могут быть созданы специализированные приложения -меню, экраны, формы и т.п. Создание приложений и отчасти оперативная работа с базой требуют программирования на языках описания и манипулирования данными (ЯОД и ЯМД со­ответственно). Естественно, необходимы и средства отладки создаваемых программ. В современных СУБД обычно предусматриваются встроенные средства работы с данными и автоматизации создания приложений.

В современных СУБД (в частности, в FoxPro) имеется ряд дополнительных воз­можностей. Генераторы приложений помогают быстро создавать заготовки отчетов, экранов и меню, почти не прибегая к непосредственному программированию. Проекти­рование практически сводится к физическому размещению и масштабированию нужных элементов из предлагаемого перечня в специальном окне проектирования - планшете, облик которого формируется в соответствии с будущим видом экрана/отчета.

Менеджер проектов позволяет программисту легко следить за всеми файлами, необходимыми для работы создаваемой прикладной системы. Можно слить все моду­ли системы в один, сформировать исполняемые программные файлы. В ходе работы с проектом производится сравнение дат создания исходных и объектных (транслиро­ванных) модулей, и при обнаружении обновленных исходных модулей автоматически обновляются объектные.

Базы данных подразделяются на централизованные и распределенные. Централизованная БД хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта система является компонентой локальной сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такой базе. При структуре «файл-сервер» обработка запрашиваемых у сервера файлов про­изводится на периферийных ЭВМ, где могут создаваться монопольно используемые локальные БД. Здесь существенно увеличивается загрузка линий связи и возрастает риск перехвата информации. При структуре «клиент-сервер» основная часть обработки данных выполняется сервером по запросам клиентов. Соответственно возрастают тре­бования к программно-аппаратным средствам сервера и снижаются - к клиентским. Клиентам передаются результаты запроса.

Системы управления распределенными БД оснащены каталогами, в которых хранятся структура сети, информация о локальных БД и программах их взаимодействия. Они дают возможность безадресного обращения к данным. Заметим, что все эти проблемы и средства их решения весьма актуальны для Internet.

Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт» разработала программно-аппаратный комплекс «Русский отель» для полной автоматизации деятельности гостиниц и ресторанов. Система охватывает все аспекты деятельности гостиницы и рес­торана.

Полный учет выручки производится с использованием компью­терных контрольно-кассовых машин. В системе предусмотрено ве­дение полного бухгалтерского учета.

Система представляет собой единый комплекс взаимосвязан­ных бизнес-процессов, полностью охватывающих основную про­изводственную деятельность, учет и контроль, построена по тех­нологии автоматизированных рабочих мест, которая исключает возможность прохождения не учтенных в системе документов.

Информационная модель, заложенная в систему, соответству­ет типовой организационной структуре гостиницы, а прикладное программное обеспечение оформлено в виде программных моду­лей, реализующих определенные функции.

Набор модулей, покрывающих все функциональные потреб­ности конкретного рабочего места, оформлен в виде автоматизи­рованного рабочего места (АРМ).

Система имеет ряд преимуществ: мобильна в использовании аппаратных средств, проста в эксплуатации и легко наращивается за счет введения новых рабочих мест. В системе предусмотрена воз­можность защиты данных от несанкционированного внесистем­ного доступа. Внутри системы защита доступа к данным обеспе­чивается уникальной идентификацией пользователя кодом и па­ролем.

Система состоит из следующих функциональных компонентов.

Подсистема «Управление». Подсистема предназначена для ав­томатизации деятельности руководителя гостиницы и обеспечи­вает: обработку деловой документации; контроль исполнения; проверку состояния гостиничного хозяйства и состояния работ по подразделениям; сервис.

Подсистема «Коммерческий отдел». Подсистема предназначе­на для автоматизации деятельности подразделения гостиницы по обслуживанию гостей и обеспечивает: ведение договоров с кор­поративными клиентами; планирование приема и обслуживания гостей; сбор отчетной информации по коммерческой деятельно­сти; сбор справочной информации по состоянию безналичных рас­четов с партнерами.

Подсистема «Портье». Подсистема предназначена для автома­тизации основной производственной деятельности гостиницы и обеспечивает: резервирование и бронирование номеров; регистрацию, оформление и размещение гостей; прием и оформление платежей; учет и оперативный контроль загрузки гостиницы.

Подсистема «Этажная служба». Подсистема предназначена для автоматизации деятельности этажной службы гостиницы и решает следующие задачи: учет номерного фонда; выдача раз­личной справочной информации о состоянии номерного фонда гостиницы; отслеживание должников за предоставленные услу­ги; управление работой горничных; ведение графика ремонтов номерного фонда.

Подсистема «Диспетчер». Подсистема предназначена для авто­матизации деятельности диспетчерской службы и обеспечивает обработку заявок на проведение текущих ремонтных работ в гости­нице; ведение графика плановых ремонтов номерного фонда.

Подсистема «Складской учет». Подсистема предназначена для автоматизации работы подразделений гостиницы, отвечающих за прием, хранение и выдачу материальных ценностей и продоволь­ственных продуктов, обеспечивает ведение документации по их учету и движению.

Подсистема «Бухгалтерский учет». Подсистема предназначена для автоматизации бухгалтерского учета производственной и хо­зяйственной деятельности гостиницы[2].

Подсистема «Заработная плата». Подсистема обеспечивает ре­шение задач по расчету заработной платы по правилам, приня­тым для каждого вида работников гостиницы с учетом действую­щих законодательных актов.

Подсистема «Кадры». Подсистема предназначена для автома­тизации деятельности кадровой службы гостиницы.

Подсистема «Оперативный учет доходов». Подсистема обеспе­чивает формирование отчетных документов по видам производ­ственной деятельности предприятия за различные интервалы вре­мени. Виды, формы и составляющие отчетных документов опре­деляются и настраиваются в зависимости от потребностей пред­приятия.

Взаимосвязь с внешними электронными системами. При нали­чии в гостинице собственной АТС, имеющей порт для выдачи информации о прошедших телефонных переговорах, возможна стыковка системы управления с телефонной станцией с целью ускорения получения данных о зарегистрированных телефонных переговорах. Система осуществляет их тарификацию и формиро­вание счетов за переговоры для расчетов с клиентами.

При наличии в гостинице электронной замковой системы, имеющей открытый интерфейс общения с другими электронны­ми системами, осуществляется стыковка системы управления с замковой системой.[3]

Таким образом, организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма акту­альным для российских гостиниц.


2.Аналитический раздел
2.1. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта

Современный рынок информационных технологий для гостиничного бизнеса перенасыщен различными локальными компаниями разработчиками и всего несколько компаний представляют «западные» технологии управления. Каждый руководитель отеля в зависимости от своих предпочтений, поставленных целей и понимания необходимости наличия различных функций в системе управления, всегда может найти оптимальный для себя вариант.

SoftBrands - одна из лидирующих компаний на рынке технологических решений в областях гостеприимства и промышленности, с широким географическим присутствием в мире, особенно в Западной Европе. После приобретения HIS компания SoftBrands является вторым в мире по величине поставщиком решений в гостиничном бизнесе с годовым оборотом свыше $100 млн. Корпорация HIS является технологическим лидером на международном рынке комплексных решений для гостиниц и гостиничных сетей и способствует улучшению ключевых бизнес процессов и повышению доходности предприятий гостиничной отрасли.

Информационные системы управления гостиничными комплексами SoftBrands и будут позиционироваться в первую очередь как решения для сетевых гостиниц, гостиничных цепочек, крупных индивидуальных гостиниц и гостиниц уровня 4 - 5*.[4] Компания «Имиджпоинт» является в России эксклюзивным поставщиком программных решений от компании Amadeus Hospitality GmbH и специализируется в области внедрения и сопровождения комплексных систем управления для гостиниц, ресторанов и SPA центров. В качестве основы для автоматизации предприятий используются системы нового поколения: Amadeus Property Management System, включая Amadeus Conference Management (автоматизация гостиниц, конференц центров), InfoGenesis POS (автоматизация ресторанов и развлекательных клубов) и Reservation Assistant (автоматизация SPA и оздоровительных комплексов). Компания предлагает клиентам комплексную автоматизацию гостиничного комплекса. К примеру, в единую автоматизированную структуру могут быть включены система управления ресторанами InfoGenesis POS (включая собственный клубный модуль, модули управления биллиардным залом и бронирования столиков), система управления SPA комплексами Reservation Assistant, система тарификации телефонных переговоров ФОНЕКС и системы телефоннных решений с пакетом гостиничных функций от Siemens или LG, система контроля доступа SALTO и электронных гостевых сейфов Safeplace, система управления складом и калькуляцией ProStore. Функциональные возможности Amadeus PMS и возможности «стыковки» с внешними финансово бухгалтерскими системами дают в результате мощный инструмент финансовой аналитики деятельности предприятия в целом. Amadeus PMS помимо возможности непосредственного программирования бизнес процессов на ближайшие периоды деятельности, помогает руководителю в анализе накопленных статистических показателей за прошедшие периоды, что позволяет определить оптимальную стратегию дальнейшего развития предприятия и, соответственно, увеличить полу чаемые прибыли. Amadeus PMS является основным элементом в схеме комплексной автоматизации процессов управления гостиничным предприятием и отвечает не только за бизнес процессы основных служб «фронт офиса» (отдел бронирования, портье, паспортно - визовый отдел, отдел маркетинга, плановый отдел, дирекция), но и аккумулирует всю доходную часть, как относящуюся к размещению гостей, так и получаемую от «третьих» систем, таких как ресторанно - кассовые системы, телефонные станции, системы платного телевидения, системы безналичных расчетов и т.д. Amadeus PMS обеспечивает размещение информации о доступных номерах и тарифах на международных ресурсах бронирования и прием бронирований из глобальных сетей.

В зависимости от набора модулей система успешно функционирует в различных предприятиях индустрии гостеприимства: гостиницах, малых отелях, домах отдыха, пансионатах и санаториях. Для крупных отелей, цепочек, управляющих компаний предлагается комплексное решение на базе интегрированной системы управления Microsoft DynamicsNAV[5] или новой версии 1С 8.0. Комбинация АСУ и предлагаемых систем управления позволяет предоставить гостиничному бизнесу единое решение, при котором вся оперативная, финансовая и управленческая информация сведена во едино. Система полностью отвечает требованиям работы в современном гостиничном бизнесе, а именно: обладает высоким быстродействием при выполнении не только рядовых операций, таких как заезд, выезд, распечатка счета, но и при более ресурсоемких операциях. Так, например, закрытие смены (аналог ночного аудита) в гостинице порядка 200 номеров занимает 5–10 минут. При этом являясь российской компанией, Рексофт может обеспечить не только поставку и внедрение систем автоматизации, но и качественную послепродажную поддержку установленных программных решений, а также современную и оперативную адаптацию под изменяющиеся требования российского законодательства. Таким образом, уникальность предложения Рексофт заключается еще и в том, что подход компании к автоматизации предприятий гостиничного хозяйства является по - настоящему комплексным. Рексофт выступает как генеральный подрядчик проекта, обеспечивая поставку и интеграцию всех систем от одного поставщика «под ключ», начиная от разработки и согласования технического задания и проектирования комплекса информационных систем, и заканчивая запуском этой системы как единого расчетно - платежного пространства. Отличительной особенностью данной АСУ является интерактивная графическая шахматка, которая очень удобна для малых и средних гостиниц. Что касается недостатков системы, то, пожалуй, единственным отличием, ограничивающим использование системы Рексофт, является изначальная ориентация системы на гостиницы с малым и средним номерным фондом. АСУ «Эдельвейс» ориентирована на отдельные гостиницы и цепочки гостиниц 2 - 4 звезды, с малым и средним номерным фондом (до 400 номеров). Тем не менее, компания имеет опыт работы с гостиницами, имеющими более чем 1000 номеров и гостиницами высшей категории. Кроме перечисленных выше программных продуктов для гостиничного комплекса можно в дополнение назвать и другие, такие как: Fidelio Front Office (дистрибьютор компания HRS) - давно и широко известная адаптированная к отечественному рынку система, принцип построения которой - ночной аудит, поселение в целый номер, оплата проживания за полные сутки.

«Синимекс» (разработчик «Синимекс. Информатика», Москва) — построена на базе системы трансформера «1С: Предприятие» со всеми вытекающими последствиями: за универсальность приходится расплачиваться надежностью, быстро действием и т.д. Система более удобна для бухгалтера, чем для администратора гостиницы. Распространяется через партнерскую сеть «1С».

«Невский портье» - построена на расчетном принципе с учетом расчетного часа, возможно поселение на койку или в целый номер, оплата за 0,5 суток и почасовая, гибкий расчетный час, работа с большими группами и т.д. Наиболее оптимальна по соотношению «цена - функциональность». «Отель 3.0» (разработчик «Интеротель Ltd.», Москва) - базируется на платформе «1С», в настоящее время наиболее распространенная отечественная гостиничная система - благодаря широким возможностям и доступности.

Выбор системы управления гостиничным комплексом для кон­кретной гостиницы представляет собой сложную задачу. Прежде всего следует сопоставить те функциональные возможности, ко­торыми обладает анализируемый программный комплекс, и по­требность автоматизации бизнес-процессов в конкретной гости­нице. Кроме этого, следует учесть удобство интерфейса системы, надежность и стабильность работы, соотношение цены и качества продукта.

На российском рынке наибольшее распространение получи­ли программы Lodging Touch компании «Либра Интернэшнл», «Русский отель» компании East Concept, Fidelio компании HRS).

Основными критериями анализа являются:

- функциональность программных комплексов;

- используемые технические платформы и средства;

- учет требований российского законодательства;

- условия и стоимость технического обслуживания;

- развитие систем в будущем;

-опыт практического использования программного продукта в гостиницах.

Таким образом, организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма акту­альным для российских гостиниц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...