Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Советская историография

Тема 1. Советская историография: сущность, направление, этапы эволюции. Советская историография: постановка проблемы. Феномен советской исторической науки.

«Двадцать пять лет исторической науки в СССР», 1942. Оценка сущности советской историографии в документах КПСС, выступлениях руководителей советской исторической науки, историографических работах 50-80-х гг. Взгляд советских и российских историков на советскую историческую науку в середине 80-х – 90- х гг. Оценка советской историографии в зарубежных историографических работах.

Место, роль и функции исторической науки в советском обществе. Политики руководства КПСС по отношению к исторической науке (влияние на проблематику; тезисы, постановления и указания по вопросам освещения истории; цензура исторической мысли и исторических исследований; историческое образование и его цели; кадры историков; контроль за научно-историческими учреждениями; архивы и музеи; пропаганда исторических знаний).

Примат и исключительность марксистско-ленинской методологии. Структура проблематики, ее происхождение. Ценности и предпочтения; «периферия» проблематики и табуированные зоны, отражение этих явлений в структуре кадров историков. Археографическая и архивная политика. Противоречия в исследовании исторических источников. Отношение к научному наследию и опыту. Концептуальная предрешенность исследовательской деятельности. Складывание типа советского историка. Изоляционизм советской исторической науки.

Тема 2. Историография в Советской России и в СССР в 1917 г. - середине 1930-х гг. Движение от науки к идеологии: «старая» и марксистская историческая наука. Первый, «ленинско-покровский», вариант исторического прошлого. Революция 1917 г. и историческая наука. Две сети научно-исторических учреждений. Коммунистическая академия, ее институты. Институт красной профессуры. Коммунистические университеты, Комиссия по изучению истории Октябрьской революции и истории партии (Истпарт), Институт Ленина, Институт Маркса и Энгельса, Общество историков-марксистов; их руководство и кадры. Российская ассоциация научно-исследовательских институтов и общественных наук (РАНИИОН) и ее учреждения: их положение и эволюция.

Реорганизация и централизация архивного дела, создание двух сетей архивов (партийные и государственные). Две сети исторической периодики. Ликвидация исторических обществ. Особая ситуация в краеведении.

Нарастание негативного отношения власти и марксистской науки к «старым» кадрам исторической науки. Эмиграция. Депортация начала 20-х гг. «Академическое дело» и его значение для искоренения немарксистской историографии. Разгром краеведения.

Превращение «общественных наук» в инструмент партийно-государственного руководства, пропаганды и агитации. Организация и содержание критики «чуждой» литературы. Издание работ классиков марксизма, вождей большевистской партии, их роль в формировании новой методологии истории.

Изменение системы подготовки кадров. История классовой борьбы, история революционного движения. Ликвидация исторического образования в высшей и средней школах. Его последствия для предвоенных поколений.

Проблематика и исследования «старой» историографии. Новые источники и новые работы по истории крестьянства, народных движений, государственной власти, внутренней и внешней политики «старых» историков. Труды В.В. Бартольда, С.В. Бахрушина, М.М. Богословского, И.А. Орбели, В.И. Пичеты, С.Ф. Платонова, А.Е. Преснякова, Е.В. Тарле, их место в истории отечественной исторической науки.

Проблематика марксистской историографии: история «общественных» форм, история пролетариата, классовой борьбы и революционного движения, история социал-демократии и большевизма, революций 1905-1917 гг., гражданской войны. Формирование ядра марксистских исторических кадров. Работы и выступления М.Н. Покровского, В.П. Волгина, С.М. Дубровского, Н.М. Лукина, В.И. Невского, А.М. Панкратовой, С.А. Пионтковского, С.Г. Струмилина, Г.С. Фридлянда, А.В. Шестакова, Е.М. Ярославского. Ученики и окружение М.Н. Покровского.

Методология истории. Позитивистский плюрализм «старой» историографии. Судьба идей и школы А.С. Лаппо-Данилевского. Дискуссии историков-марксистов по проблемам «форм» и общественно-экономических формаций, их связь с партийными дискуссиями, с философской дискуссией 1929-1931 гг. Ослабление контактов с мировой исторической наукой.

Методы выработки оценок исторических событий в марксистской науке. Дискуссия по работе Л.Д. Троцкого «Уроки Октября». Дискуссии об историческом значении выступления декабристов, о взглядах Н.Г. Чернышевского, о «Народной воле», о характере российского империализма. Проработочные кампании вокруг историко-партийной литературы. Начало канонизации ленинских подходов и оценок. Письмо И.В. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская революция» (1931). Победа идеологии над наукой.

«Обезлюживание» и депатриотизация истории, формирование образа классового врага, отбор действующих лиц, вульгаризация и модернизация прошлого в интересах идеологии. Неоднозначность позиций и споры историков 20-х – начала 30-х гг.

 

Тема 3. Развитие историографии в середине-конце XX в. Движение идеологии: второй, «сталинско-академический», вариант исторического прошлого. Середина 1930-х-середина 1950-х гг. Середина 1950-х- 1990-е гг. Движение от идеологии к науке: попытки коррекции «марксистско-ленинской» исторической концепции. Послеперестроечный период. Движение от идеологии к науке: кризис и пути российской историографии и исторической мысли в конце ХХ в.

Идеологический переворот середины 1930-х гг.: смена ценностей, приоритетов, тактики. Изменение условий существования исторической науки. Утверждение принципа партийности т прекращение дискуссий.

Партийное руководство исторической наукой. Постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР о перестройке исторического образования, реорганизации научных образований и высшей школы, о задачах исторических исследований. Причины и формы отказа от первой, «ленинско-покровской», модели исторического прошлого.

Формирование «управляемой истории». Этапы создания официальной концепции истории партии большевиков, всеобщей истории, истории России. «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс» (1938) и ее значение в оформлении новой модели исторического прошлого. История подготовки учебников по гражданской истории в 1934-1938 гг.

Кадровые и институциональные изменения в исторической науке. «Школа Покровского» и ее критика. Массовые репрессии и историки. Судьба историков «школы» М.Н. Покровского. Возвращение на службу режиму части ранее опальных историков «старой» школы, их участие в разгроме «школы» Покровского. Ликвидация части особых марксистских научно-исторических учреждений; сохранение особой роли Института Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и его филиалов. Создание исторических факультетов университетов и педагогических институтов, Института истории АН СССР. Исторические журналы. Подготовка научных кадров высшей квалификации. Передача архивного дела в ведение НКВД СССР. Партийные и государственные архивы. Историко-архивный институт.

Учебники по всеобщей и отечественной истории для средней и высшей школы 1938-1940 гг. Роль академических учреждений и вузов в их создании.

«Сталинско-академическая модель» исторического прошлого, ее основные черты, отличия от предшествующей модели. Социально-экономический детерминизм. Идеологические и политические предписания и ограничения; «предсказуемое» и «непредсказуемое» прошлое. Реализация «Замечаний» И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова на учебники всеобщей и отечественной истории.

Марксизм в его «сталинско-академической» интерпретации. Интерпретация и содержание понятия «ленинизм». Прекращение международных контактов советских историков и их воздействие на методологический уровень советской исторической науки. Распространение иллюстративного метода в работе историков.

Коллективные проекты и их реализация: «История гражданской войны в СССР», «История фабрик и заводов», «История дипломатии». Подготовка многотомных трудов по истории СССР и советских республик, «Всемирной истории». Предвоенные труды Б.Д. Грекова, С.В. Бахрушина, К.В. Базилевича, М.В. Нечкиной, А.М. Панкратовой, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомирова.

Влияние Великой Отечественной войны на исследовательскую работу и задачи советских историков. Историки и научно-исторические учреждения в годы войны.

Ослабление идеологического контроля над наукой и его последствия. Контакты с европейскими учеными. Вклад советских историков в борьбу с фашизмом. Издание «Истории Казахской ССР» и ее судьба. Сталинские премии за исторические работы в годы войны. Усиление системы контроля: совещание историков в ЦК ВКП (б) в 1944 г., критическая деятельность журнала «Большевик».

Отзвуки идеологической борьбы в историографии послевоенного времени. Постановления ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам во второй половине 40-х-начале 50-х гг. Новые работы И.В. Сталина, партийные итоги дискуссий по вопросам философии, языкознания и их воздействие на историческую науку. Борьба с буржуазным объективизмом и космополитизмом в области исторической науки, ее задачи и смысл, ее жертвы.

Возобновление серийных изданий. Открытие новгородских берестяных грамот. Дискуссии о периодизации исторического процесса, складывании централизованного государства в Восточной Европы, о формах феодальной собственности, товарном производстве, природе мануфактуры, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте в России. Успехи в «периферийных зонах» - археологии, этнографии, социально-экономической истории феодальной формации. Фундаментальные труды Б.Д. Грекова, Н.М. Дружинина, Б.А. Рыбакова, И.И. Смирнова, М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина. История Западной Европы в трудах Е.А. Косминского, С.Д. Сказкина, А.И. Неусыхина.

Состояние историографии новой всемирной истории и истории России ХIХ-начала ХХ в. Мифологизация истории освободительного движения, новейшей истории, истории социализма, истории Второй мировой войны. Борьба за исторические приоритеты. Сталинские премии за исторические труды.

Середина 1950-х- 1990-е гг. Движение от идеологии к науке: попытки коррекции «марксистско-ленинской» исторической концепции. Третий, «ленинско-академический», вариант исторического прошлого. ХХ съезд КПСС и «оттепель». Изменения в развитии исторической науки. Состояние ее проблематики в сравнении с предшествующим периодом. Публикация исторических источников, ее направления. Возвращение советских историков на международную арену, характер контактов с мировой исторической наукой. Границы «либерализации»: постановление ЦК КПСС «О деятельности журнала «Вопросы истории» (1957). «Дело Московского университета».

Дальнейшее формирование понятий «марксистско-ленинская методология», «марксистско-ленинская историческая концепция», их особенности. «История Коммунистической партии Советского Союза». Методологические издания Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Конструирование «ленинской исторической концепции»: историческая Лениниана.

Многотомные «Всемирная история», «История СССР с древнейших времен до наших дней» (незавершенная), «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.» как попытки коррекции сталинско-академического видения прошлого.

Научные дискуссии по проблемам истории в 50-60-е гг. Споры в рамках формационной концепции о характере социально-экономического строя Древней Руси. Дискуссии о личности Ивана IV, характере и истории крестьянских войн в России, о народничестве и народовольчестве, роли пролетариата в освободительном движении. «Новое направление» в советской исторической литературе и его роль в постановке теоретических и методологических проблем, в изучении монополистического капитализма, предпосылок революции 1917 г. и характера экономического и социального строя в России после Октябрьской революции; работы П.В. Волобуева, М.Я Гефтера, К.Н. Тарновского. Обсуждение проблемы многоукладности, дискуссии об «азиатском» способе производства. Попытки обсуждения советскими историками и писателями проблем сталинизма и его роли в истории страны, истории Великой Отечественной войны: Р.А. Медведев, А.М. Некрич, А.И. Солженицын.

Курс руководства КПСС в конце 60-х - первой половине 80-х гг. на ресталинизацию. «Борьба с очернительством». Восстановление идеологического руководства исторической наукой. Ограничение режима допуска к документам архивов. Постановления и Тезисы ЦК КПСС к юбилейным датам. Влияние партийных и государственных внешнеполитических приоритетов на контакты с мировой наукой.

Создание официальной концепции отечественной истории периода капитализма и истории советского общества и прекращение научных дискуссий по этим проблемам. Концепции «всеобщего кризиса капитализма», «мирового освободительного движения», «развитого социализма». Монографии («История Великого Октября» И.И. Минца и др.) и коллективные официальные многотомные издания Института мировой литературы. Борьба с инакомыслием и инакомыслящими.

Воздействие мировой исторической науки на обновление методов и инструментария исследований. Создание отечественной школы применения количественных методов в исторических исследованиях: И.Д. Ковальченко, Л. В. Милов. Создание в СССР семиотической школы: работы Ю.М. Лотмана и их значение для исторической науки. Значение незавершенной дискуссии о российском абсолютизме (А.Е. Аврех) в назревающем кризисе «марксистско-ленинской методологии». Назревание разрывов между методологией истории и познавательной практикой. Феномен интереса к работам К. Валишевского, В.С. Пикуля, М.К. Касвинова, научно-популярным книгам Р.Г. Скрынникова.

Движение исторических исследований. Древняя Русь: концептуальные построения И.Я. Фроянова и дискуссии вокруг них. Дифференциация и углубленное изучение феодальной проблематики. А.А. Зимин, его концепция средневековой России; издание его трудов. История Новгорода и новые открытия в трудах В.Л. Янина. Русская культура в трудах Н.Н. Воронина Д.С. Лихачева. Проблемы становления российского самодержавия (Н.Е. Носов, С.О. Шмидт). История России ХVIII в. в трудах Л.В. Милова. ХIХ век России в работах Н.Я. Эйдельмана, Н.А. Троицкого. Исторические исследования в университетах и институтах АН СССР; становление региональных исследовательских школ. «История Сибири».

Послеперестроечный период. Движение от идеологии к науке: кризис и пути российской историографии и исторической мысли в конце ХХ в.Трансформация советского общества и советской государственности во второй половине 80-х-90-е гг. Политика гласности и историческая наука. Проблемы сталинизма в художественной литературе и публицистике. Падение доверия к академической исторической науке. Вопрос о «кризисных явлениях в советской исторической науке» в общественно-политической литературе. Изучение «белых» пятен, «фигур умолчания», «зон, закрытых для мысли» в мировой и отечественной истории. «Круглые столы» по проблемам советской истории. Критика отдельных постулатов марксизма-ленинизма. Дискуссии о судьбе социализма.

Распад СССР. Проблема места исторического знания в изменяющемся обществе. Дискуссии об альтернативности исторического развития, их результаты. Политизация общества и распад советской марксистско-ленинской исторической науки. Трансформация ее инфраструктуры. Судьба кадров советской исторической науки. Кризис советской исторической периодики. Новые исторические журналы. Издание трудов дореволюцонных, эмигрантских и зарубежных историков. Формирование течений и направлений в исторической науке, социальные, политические и философские корни течений и направлений. Влияние европейской и североамериканской историографии на общественно-политическую и методологическую дифференциацию исторической науки в России, ее проблематику и методы.

Формирование новых подходов и методов (цивилизационный подход, миросистемный анализ, синергетика, полиформизм). Переосмысление истории России с позиций цивилизационного подхода. Падение интереса к изучению социально-экономической проблематике, истории классовой борьбы и революций. Проявление интереса к проблеме человека в истории.

Реорганизация исторического образования. Учебники истории. Новые отношения истории и гуманитарных наук. Обеспечение исторических исследований. Фонды, конкурсы.

Перестройка системы архивов. Условия доступа к историческим документам. Публикация исторических источников.

Состояние методологии истории. Эпистемологическая ситуация в гуманитарном познании. Кризис «метанарратива» в мировом и российском историческом познании, идеи его преодоления. Проблемы методологического плюрализма в трудах российских историков 90-х гг.

Новые проблемы и новые подходы в изучении отечественной истории. Новая постановка вопроса об этногенезе восточных славян. Изменение отношения к политической истории древней, средневековой новой России. Проблемы полигенеза Древнерусского государства. Исследования духовной культуры Древней и Средневековой Руси. Новые оценки периода раздробленности Руси. Дискуссии о роли монгольского нашествия в жизни Руси. Оценки образования Русского государства через призму геополитических факторов, проблемы альтернатив процесса объединения русских земель.

Новые исследования реформ середины ХVI в. и опричнины. Взгляд на Смуту как проявление глобального структурного кризиса, как на гражданскую войну в России. Новые оценки воссоздания монархии. Отказ от противопоставления «старой, Московской» Руси «новой, петровской» России.

Разработка истории российской государственности, ее институтов. Дискуссии о сущности империи. Работы по политической истории самодержавия. Взгляд на историю России ХVIII- ХIХ вв. как целостный период между этапами модернизации страны.

Современные подходы к изучению «просвещенного абсолютизма», просветительской мысли в России, революционного движения. Новый взгляд на крепостное право и причины его длительного существования.

Исследования истории реформаторства в России, российского либерализма и российского консерватизма. Переосмысление истории российских революций, гражданской войны, истории построения социализма. Великая Отечественная война в новом освещении. Послевоенный период, перестройка в рамках миросистемной, модернизационной и иных интерпретаций.

Проблема исторического образования. Школьный и вузовский учебники. Роль современных средств массовой информации в распространении исторического и псевдоисторического знания.

 

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами. Дисциплина основывается на знании предыдущих дисциплин и служит основой для изучения последующих в полном объёме.

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Последующие дисциплины
1.2. Российская цивилизация. IX-XX века   1.1. 1.4          
                   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...