Д.м.н., профессор В.А. Романов
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии
учебно-методическое пособие
Курск – 2009
Учебно-методическое пособие для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного факультета по микробиологии, вирусологии, иммунологии. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – 192 с.
Составители: профессор П.В. Калуцкий Профессор В.В. Бельский Рецензенты: д.м.н., профессор Л.И. Кафарская д.м.н., профессор В.А. Романов
План практических занятий по микробиологии,
1. Бактериологическая лаборатория. Морфология бактерий. Микроскопический метод исследования. 2. Сложные методы окраски. 3. Структура бактериальной клетки. 4. Морфология микроскопических грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий. 5. Итог по разделу «История микробиологии. Морфология микробов». 6. Физиология микробов. Питательные среды. Культивирование бактерий аэробов и анаэробов. Методы выделения чистых культур бактерий. 7. Выделение чистых культур бактерий (продолжение). Методы стерилизации. 8. Выделение чистых культур бактерий (окончание). Изучение ферментативных свойств бактерий. Санитарно-бактериологическое исследование воды и воздуха. Нормальная микрофлора организма человека.
9. Санитарно-бактериологическое исследование воды и воздуха (окончание). Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Нормальная микрофлора организма человека. 10. Итог по разделу «Физиология микробов». 11. Химиотерапия и антибиотики. Бактериофагия. 12. Антибиотики (окончание). Генетика микробов, генная инженерия, биотехнология. 13. Инфекция. Экспериментальный метод исследования. 14. Иммунитет. Факторы врождённого иммунитета. Антигены. 15. Антитела. Реакции иммунитета: реакция нейтрализация токсинов антитоксинами, реакция преципитации, реакция агглютинации. 16. Реакция иммунного лизиса (иммунного бактериолиза, иммунного гемолиза). Реакция связывания комплемента. Реакции с мечеными компонентами: иммунофлюоресценция (РИФ), иммуноферментный анализ (ИФА), иммуноблоттинг, радиоиммунный анализ (РИА), иммунная электронная микроскопия (ИЭМ). 17. Медицинские биологические препараты для диагностики, профилактики и терапии инфекционных болезней. 18. Итог по разделу «Инфекция и иммунитет». 19. Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов. 20. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, бактериальной дизентерии, эшерихиозов. 21. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, дизентерии, эшерихиозов. Микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций сальмонеллёзной этиологии (сальмонеллёзных гастроэнтеритов) и внутрибольничных сальмонеллёзов. 22. Микробиологический диагноз брюшного тифа, паратифов, коли-инфекции (окончание). Микробиологический диагноз холеры. Микробиологический диагноз кампилобактериозов и хеликобактерной инфекции. 23. Микробиологический диагноз холеры (окончание). Итог по разделу «Возбудители кишечных инфекций». 24. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками. 25. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками (продолжение), грамотрицательными палочковидными микроорганизмами и анаэробными микроорганизмами.
26. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, заболеваний, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами (продолжение), дифтерии. 27. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, дифтерии (окончание). Микробиологическая диагностика коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза. 28. Итог по разделу «Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками, грамотрицательными палочковидными и анаэробными микроорганизмами. Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза». 29. Микробиологический диагноз зоонозных инфекций - чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы. 30. Микробиологическая диагностика чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы (окончание). Микробиологическая диагностика спирохетозов. 31. Микробиологическая диагностика микозов, риккетсиозов, хламидиозов и микоплазмозов. 32. Морфология и физиология вирусов. Методы культивирования и обнаружения вирусов. Возбудители гриппа. 33. Возбудители острых респираторных заболеваний (ОРЗ), герпетической инфекции. 34. Возбудители энтеровирусных (полиомелита, Коксаки, ЕСHО), нейровирусных (бешенства, вирусных энцефалитов) инфекций. 35. Возбудители вирусных гепатитов. Возбудители геморрагической лихорадки с почечным синдромом, лихорадки Марбург, лихорадки Эбола. 36. Возбудители ВИЧ-инфекции. Онкогенные вирусы. Возбудители медленных вирусных инфекций. Прионы. 37. Итог по практическим навыкам и умениям. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ «Учебно-методическое пособие для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного факультета по микробиологии, вирусологии, иммунологии» предназначено для оказания методической помощи как в процессе самостоятельной подготовки к практическому занятию, итоговому занятию и экзамену, так и в процессе работы на самом занятии. В начале пособия имеется план практических занятий по всему курсу. План лекций и практических занятий на семестр вывешивается на стенде у входа на кафедру. Для того чтобы наиболее эффективно и с наименьшими затратами времени усвоить лекционный материал, приучитесь готовиться к лекции: прочтите план предстоящей лекции, затем хотя бы один раз прочтите соответствующий материал по учебнику. Такое предварительное знакомство с темой облегчит вам и процесс восприятия лекции, и конспектирование. При конспектировании лекции обратите особое внимание на новейшие данные медицинской науки и практики, которые не нашли отражение в учебнике.
Готовясь к предстоящему практическому занятию, прочитайте материал по пособию: тема занятия, значение его в общемедицинской подготовке врача, цель самоподготовки (то есть что должен знать студент после самостоятельного изучения темы); исходный уровень знаний – что необходимо вспомнить (или повторить) из ранее пройденного; цель занятия, план изучения темы, навыки, которыми студент должен овладеть после изучения темы. Выучите материал по учебнику, затем по руководству к лабораторным занятиям, по конспекту лекций изучите также дополнительный материал, если он имеется в пособии. Для более углублённого изучения предмета рекомендуется дополнительная литература по разделам. В процессе подготовки читайте текст, вдумываясь в смысл, не продвигайтесь дальше, если вы не поняли прочитанного. Новые термины, латинские названия напишите несколько раз и повторите вслух. Материал, поддающийся классификации, изобразите в виде схемы на бумаге. В конце подготовки проверьте свои знания по контрольным вопросам, которые имеются в пособии по каждой теме. Вопросы предназначены для того, чтобы вы лучше продумали и поняли выученное, потому что важно не только усвоить сумму отдельных фактов, но и осмыслить эти факты и связь между ними, например, для питательных сред – принцип их действия, для реакций иммунитета – механизм и принцип реакции, для лабораторной диагностики конкретного заболевания – особенности методов, связанных с биологией возбудителя, и реакцией на него организма. Выполните в тетради обязательные задания.
По темам частной микробиологии на кафедре в коридоре вывешены наглядные пособия – стенды. Учебные стенды есть также и в учебных лабораториях. Лечебно-профилактические и диагностические препараты в виде наборов ампул и флаконов имеются на кафедре и выдаются лаборантами для изучения. Если в процессе подготовки к занятию у Вас возникают вопросы, Вы можете проконсультироваться с преподавателем. Консультации проводятся в течение всего учебного года. Текущий контроль знаний студентов проводится на каждом практическом занятии с помощью тестового письменного и компьютерного методов, а также в ходе устного разбора. Итоговый контроль по разделам курса – рубежный (компьютерный и устное собеседование), контроль практических навыков на последнем занятии и окончательный – на экзамене (тесты на ЭВМ, устный опрос). При подготовке к итоговым занятиям Вы можете проконтролировать свои знания по вопросам к отдельным разделам курса, электронным тренажёрам, а при подготовке к экзаменам – по контрольным вопросам по всему курсу микробиологии, вирусологии, иммунологии, которые помещены в конце пособия. Главное, что определит Ваши успехи при изучении предмета – это последовательность, систематичность в работе. Вы хорошо и легко усвоите все последующие разделы только в том случае, если основательно изучили и, главное, поняли предыдущие разделы. ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по мед. специальностям / Л.Б. Борисов. - 3-е изд., стер. - М.: МИА, 2002. - (Учеб. лит. для студентов мед. вузов). 2. Борисов Л.Б. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб..пособие для студ. мед. вузов / Л.Б. Борисов, Б.Н. Козьмин-Соколов, И.С. Фрейдлин. - М.: Медицина, 1993. - (Учеб. лит. для студентов мед. ин-тов). ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ Занятие 1 БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. МОРФОЛОГИЯ Микроорганизмы являются возбудителями инфекционных болезней, которые часто встречаются в практике врача. Для того чтобы правильно поставить диагноз инфекционного заболевания, необходимо хорошо знать морфологию микробов, их основные формы, уметь различать их под микроскопом. Каждый врач должен владеть методом микроскопии, для чего необходимо знать устройство микроскопа и правила работы с ним.
Цель самоподготовки
После самостоятельного изучения темы студент должен знать: - предмет и задачи микробиологии; - основные этапы исторического развития микробиологии; - положение микроорганизмов среди других живых существ, принципы их классификации, основные группы микроорганизмов; основные формы бактерий, - принцип и правила микроскопии с иммерсионным объективом; - усвоить принцип тёмнопольной, фазово-контрастной, люминесцентной и электронной микроскопии; - принципы организации и назначение бактериологической, вирусологической, серологической лабораторий, - оснащение лаборатории и рабочего места бактериолога, - правила работы на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии. Исходный уровень знаний Для усвоения материала темы необходимо знать: - устройство оптического микроскопа, принцип его работы, разрешающую способность; - преломление света, показатель преломления среды, - устройство и принцип работы тёмнопольного и фазово-контрастного микроскопов; - устройство и принцип работы люминесцентного микроскопа; - устройство и принцип работы электронного микроскопа; - принципы разделения живых существ на эукариотов и прокариотов.
Цель занятия 1. Ознакомиться с принципами организации и оборудования бактериологической, вирусологической и серологической лабораторий. 2. Приобрести навыки соблюдения правил противоэпидемического режима и техники безопасности в бактериологической лаборатории. 3. Ознакомиться с основными типами микроскопии, их значением. Овладеть микроскопическим методом исследования. 4. Ознакомиться с основными формами бактерий. 5. Получить чёткое представление о положении микробов среди живых организмов и принципах их классификации. 6. Научится готовить микропрепараты бактерий и окрашивать их простым методом.
План изучения темы 1. Микробиология: определение предмета, отрасли микробиологии, методы исследования, задачи медицинской микробиологии, связь с другими науками, основные разделы. 2. Место бактерий среди других микроорганизмов, размеры, основные формы. 3. Методы изучения морфологии бактерий, простые методы окраски, основные красители. 4. Специальные методы микроскопии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|