Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

После изучения темы студент должен уметь




1. Дифференцировать возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза от сходных микроорганизмов.

2. Оценить результаты серологических реакций по определению антител в сыворотке крови больных бруцеллёзом и туляремией.

3. Классифицировать биологические препараты по теме в соответствии с их назначением.

 

Дополнительная литература

1. Бруцеллёз / под ред. П.А. Вершиловой. - М.: Медицина, 1972.

2. Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии и иммуноло-
гии / А.С. Быков, А.А. Воробьев, В.В. Зверев. - М.: МИА, 2007.

3. Зубков М.Н. Практическое руководство по клинической микробиологии и антимикробной терапии для врачей стационарной помощи / М.Н. Зубков. – М., 2002.

4. Йоргенсен Дж.Х. Микробиологический справочник для клиницистов / Дж.Х. Йоргенсен, М.А. Пфаллер. - М.: Медицина, 2006.

5. Мари П.Р. Клиническая микробиология / П.Р. Марри, И.Р. Шей. - М.: Медицина, 2006.

6. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. А.М. Королюка, В.Б. Сбойчакова. – СПб., 1999.

7. Николаев Н.И. Чума / Н.И. Николаев. - М.: Медгиз, 1968.

8. Олсуфьев Н.Г. Таксономия, микробиология и лабораторная диагностика возбудителя туляремии / Н.Г. Олсуфьев. - М.: Медицина, 1975.

9. Руководство по микробиологической диагностике инфекционных болезней / под ред. К.И. Матвеева. - М.: Медицина, 1973.

10. Сибирская язва / П.Н. Бургасов и др. - М.: Медицина, 1970.

11. Страчунский Л.С. Современные методы клинической микробиологии / Л.С. Страчунский. - Смоленск, 2003.

12. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. – М.: Медицина, 2001.

 

Контрольные вопросы

Почему чуму, туляремию, бруцеллёз, сибирскую язву называют зоо-
нозными инфекциями, почему они относятся к особо опасным инфекциям? Возбудитель чумы: название по-латыни, морфология, споры, жгутики, капсула, особенность окраски, окраска по Граму, способ биологического
окисления, температурный оптимум роста, растёт ли на простых средах? Внешний вид колоний палочки чумы на плотной среде, какие колонии образуются вирулентными формами? Невирулентными формами? Характер роста в жидкой среде, антигенная структура, факторы вирулентности. Чума у человека: название по-латыни, источники инфекций, пути проникновения возбудителя в организм; перечислите клинические формы; наблюдается ли бактериемия? Микробиологический диагноз чумы: в каких лабораториях производится исследование, какие материалы берут от больного в зависимости от формы заболевания, какие ещё материалы исследуют; что обнаруживают в исследуемых материалах; назовите методы исследования; что необходимо сделать при обнаружении возбудителя чумы? Методы исследования при чуме: что обнаруживают при микроскопии мазка, какое значение имеет метод микроскопии; на какую среду делается посев материала, при какой температуре культивируется, по каким признакам идентифицируют культуру. С каким микробом дифференцируют палочку чумы; по каким признакам дифференцируют возбудителей чумы и псевдотуберкулёза? Каких животных заражают и каким способом? Возбудитель туляремии: название по–латыни, морфология, споры, жгутики, капсула, окраска по Граму, способ биологического окисления, среды для культивирования, образует ли экзотоксин, какие антигены содержит, с каким микробом имеет общий антиген? Туляремия у человека: источники инфекции, входные ворота; какие изменения в биологических свойствах туляремийной палочки происходят в организме человека, в чём это выражается, передаётся ли туляремия от больного человека к здоровому? Микробиологический диагноз туляремии; перечислите методы микробиологической диагностики туляремии: что мы обнаруживаем каждым из этих методов; какие материалы берут от больного; каково значение первичной микроскопии исследуемого материала, каким способом выделяют культуру микроба, в каких лабораториях производится исследование на обнаружение возбудителя? Что такое тулярин, что он содержит, для чего применяется, каким способом вводится, что наблюдается при положительной реакции? У кого наблюдается положительная реакция? Возбудители бруцеллёза: название по-латыни, у каких видов животных они встречаются; морфология, споры, жгутики, капсула, окраска по Граму; среды для культивирования, как скоро вырастает культура? Культуральная особенность Brucella abortus, как дифференцируют отдельные виды бруцелл, почему их нельзя дифференцировать по антигенной структуре? Токсинообразование. Бруцеллёз у человека: источники инфекции, как происходит заражение, ворота инфекции, пути распространения и преимущественная локализация; характер иммунитета; наблюдается ли перекрёстный иммунитет между видами бруцелл. Назовите методы микробиологической диагностики бруцеллёза, исследуемый материал, что обнаруживают с помощью каждого из этих методов; какие из методов нельзя использовать в обычной лаборатории? Реакция Райта: для чего применяется, что обнаруживают с помощью этой реакции, что служит исследуемым материалом, что, является диагностическим препаратом, техника постановки. То же о реакции Хеддльсона. То же о пробе Бюрне.

 

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по-латыни названия возбудителей чумы, туляремии, бруцеллёза (три вида), сибирской язвы.

 

Самостоятельная работа студента на практическом занятии

1. Проведение серологической диагностики туляремии. Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнале. Поставьте реакцию агглютинации с сывороткой больного туляремией и туляремийным диагностикумом; после выдерживания пробирок в термостате при температуре 370С определите, до какого разведения сыворотки реакция положительная; сделайте вывод, запишите в графу «Результат».

 

2. Проведение серологической диагностики бруцеллёза (реакция Хеддльсона). Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнале. Поставьте реакцию агглютинации на стекле в модификации Хеддльсона. Учтите результат, сделайте вывод, запишите ход реакции и результат в журнал.

3. Изучение морфологии возбудителей чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы. Промикроскопируйте и зарисуйте готовые мазки, стрелками обозначьте особенности структуры (споры, капсулы).

4. Изучение культуральных свойств возбудителей чумы и сибирской язвы. Посмотреть макроскопически и с лупой колонии палочки чумы и сибирской язвы; зарисовать колонии в альбоме, отметить их особенности. Изучить характер роста палочек чумы и сибирской язвы на жидкой среде.

5. Начало микробиологической диагностики сибирской язвы. Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнале. Приготовьте мазок из отделяемого сибиреязвенного карбункула, окрасьте водным фуксином, микроскопируйте. Произведите посев отделяемого карбункула на МПА. Опишите ход проделанной работы и результаты микроскопии мазка в журнале.

ЗАНЯТИЕ 30

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЧУМЫ, ТУЛЯРЕМИИ, БРУЦЕЛЛЁЗА, СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ (ОКОНЧАНИЕ).
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПИРОХЕТОЗОВ

Заканчивая тему «Микробиологический диагноз зоонозных инфекций - чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы», обратите особое внимание на специфическую профилактику этих заболеваний, так как она занимает важное место в борьбе с зоонозными инфекциями.

Спирохеты представляют собой особую группу микроорганизмов, имеющих общие морфологические и физиологические свойства и существенные различия. Они вызывают различные заболевания, отличающиеся по клинической картине, механизму передачи, источнику инфекции и другим признакам. К группе спирохетозов относятся: зоонозные заболевания (лептоспироз), инфекции, передающиеся трансмиссионным путем (боррелиозы - болезнь Лайма и возвратные тифы) и широко распространённое венерическое заболевание - сифилис. Наиболее достоверной диагностикой спирохетозов является лабораторная диагностика, к изучению которой вы приступаете.

Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы Вы должны знать характеристики возбудителей сифилиса, боррелиозов, лептоспироза, схемы микробиологических исследований при этих заболеваниях.

 

Исходный уровень знаний

Из курса общей микробиологии необходимо вспомнить культуральные свойства и факторы патогенности бактерий, методы постановки серологических реакций.

Цель занятия

1. Усвоить характеристику возбудителя сибирской язвы.

2. Показать особенности методов микробиологической диагностики сибирской язвы.

3. Выработать чёткое понятие о спирохетозах, а именно о биологических свойствах возбудителей, эпидемиологии и патогенезе вызываемых ими заболеваний.

4. Изучить принципы лабораторной диагностики спирохетозов.

5. Научиться правильно подбирать биологические препараты для диагностики, лечения и профилактики заболеваний в соответствии с темой занятия.

План изучения темы

1. Характеристика возбудителей и схемы микробиологической диагностики сибирской язвы, лептоспирозов.

2. Специфическая профилактика чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы, лептоспирозов.

3. Характеристика возбудителей боррелиозов (возвратные тифы, болезнь Лайма). Схемы микробиологической диагностики возвратных тифов; болезни Лайма.

4. Характеристика возбудителя сифилиса. Патогенез сифилиса, микробиологическая диагностика в зависимости от стадии заболевания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...