После изучения темы студент должен уметь
1. Дифференцировать возбудителей чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза от сходных микроорганизмов. 2. Оценить результаты серологических реакций по определению антител в сыворотке крови больных бруцеллёзом и туляремией. 3. Классифицировать биологические препараты по теме в соответствии с их назначением.
Дополнительная литература 1. Бруцеллёз / под ред. П.А. Вершиловой. - М.: Медицина, 1972. 2. Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии и иммуноло- 3. Зубков М.Н. Практическое руководство по клинической микробиологии и антимикробной терапии для врачей стационарной помощи / М.Н. Зубков. – М., 2002. 4. Йоргенсен Дж.Х. Микробиологический справочник для клиницистов / Дж.Х. Йоргенсен, М.А. Пфаллер. - М.: Медицина, 2006. 5. Мари П.Р. Клиническая микробиология / П.Р. Марри, И.Р. Шей. - М.: Медицина, 2006. 6. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. А.М. Королюка, В.Б. Сбойчакова. – СПб., 1999. 7. Николаев Н.И. Чума / Н.И. Николаев. - М.: Медгиз, 1968. 8. Олсуфьев Н.Г. Таксономия, микробиология и лабораторная диагностика возбудителя туляремии / Н.Г. Олсуфьев. - М.: Медицина, 1975. 9. Руководство по микробиологической диагностике инфекционных болезней / под ред. К.И. Матвеева. - М.: Медицина, 1973. 10. Сибирская язва / П.Н. Бургасов и др. - М.: Медицина, 1970. 11. Страчунский Л.С. Современные методы клинической микробиологии / Л.С. Страчунский. - Смоленск, 2003. 12. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. – М.: Медицина, 2001.
Контрольные вопросы Почему чуму, туляремию, бруцеллёз, сибирскую язву называют зоо-
Задания для выполнения в процессе самоподготовки Напишите по-латыни названия возбудителей чумы, туляремии, бруцеллёза (три вида), сибирской язвы.
Самостоятельная работа студента на практическом занятии 1. Проведение серологической диагностики туляремии. Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнале. Поставьте реакцию агглютинации с сывороткой больного туляремией и туляремийным диагностикумом; после выдерживания пробирок в термостате при температуре 370С определите, до какого разведения сыворотки реакция положительная; сделайте вывод, запишите в графу «Результат».
2. Проведение серологической диагностики бруцеллёза (реакция Хеддльсона). Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнале. Поставьте реакцию агглютинации на стекле в модификации Хеддльсона. Учтите результат, сделайте вывод, запишите ход реакции и результат в журнал.
3. Изучение морфологии возбудителей чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы. Промикроскопируйте и зарисуйте готовые мазки, стрелками обозначьте особенности структуры (споры, капсулы). 4. Изучение культуральных свойств возбудителей чумы и сибирской язвы. Посмотреть макроскопически и с лупой колонии палочки чумы и сибирской язвы; зарисовать колонии в альбоме, отметить их особенности. Изучить характер роста палочек чумы и сибирской язвы на жидкой среде. 5. Начало микробиологической диагностики сибирской язвы. Зарегистрируйте данные из сопроводительной записки в журнале. Приготовьте мазок из отделяемого сибиреязвенного карбункула, окрасьте водным фуксином, микроскопируйте. Произведите посев отделяемого карбункула на МПА. Опишите ход проделанной работы и результаты микроскопии мазка в журнале. ЗАНЯТИЕ 30 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЧУМЫ, ТУЛЯРЕМИИ, БРУЦЕЛЛЁЗА, СИБИРСКОЙ ЯЗВЫ (ОКОНЧАНИЕ). Заканчивая тему «Микробиологический диагноз зоонозных инфекций - чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы», обратите особое внимание на специфическую профилактику этих заболеваний, так как она занимает важное место в борьбе с зоонозными инфекциями. Спирохеты представляют собой особую группу микроорганизмов, имеющих общие морфологические и физиологические свойства и существенные различия. Они вызывают различные заболевания, отличающиеся по клинической картине, механизму передачи, источнику инфекции и другим признакам. К группе спирохетозов относятся: зоонозные заболевания (лептоспироз), инфекции, передающиеся трансмиссионным путем (боррелиозы - болезнь Лайма и возвратные тифы) и широко распространённое венерическое заболевание - сифилис. Наиболее достоверной диагностикой спирохетозов является лабораторная диагностика, к изучению которой вы приступаете. Цель самоподготовки
После самостоятельного изучения темы Вы должны знать характеристики возбудителей сифилиса, боррелиозов, лептоспироза, схемы микробиологических исследований при этих заболеваниях.
Исходный уровень знаний Из курса общей микробиологии необходимо вспомнить культуральные свойства и факторы патогенности бактерий, методы постановки серологических реакций. Цель занятия 1. Усвоить характеристику возбудителя сибирской язвы. 2. Показать особенности методов микробиологической диагностики сибирской язвы. 3. Выработать чёткое понятие о спирохетозах, а именно о биологических свойствах возбудителей, эпидемиологии и патогенезе вызываемых ими заболеваний. 4. Изучить принципы лабораторной диагностики спирохетозов. 5. Научиться правильно подбирать биологические препараты для диагностики, лечения и профилактики заболеваний в соответствии с темой занятия. План изучения темы 1. Характеристика возбудителей и схемы микробиологической диагностики сибирской язвы, лептоспирозов. 2. Специфическая профилактика чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы, лептоспирозов. 3. Характеристика возбудителей боррелиозов (возвратные тифы, болезнь Лайма). Схемы микробиологической диагностики возвратных тифов; болезни Лайма. 4. Характеристика возбудителя сифилиса. Патогенез сифилиса, микробиологическая диагностика в зависимости от стадии заболевания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|