Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории происхождения государства (теория общественного договора, ирригационная теория, расовая теория).

 

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

 

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

 

Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

 

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

 

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

 

Из современных мыслителей можно отметить Дж. Ролза (1921 – 2002), который взял договорную теорию как основу в свою концепцию справедливости. В работе «Теория справедливости» Ролз отмечает, что в условиях отказа людей от «природного состояния» существовало два варианта: первый вариант - выбор принципа равенства в приписывании основных прав и обязанностей, включая равенство в собственности. Данный принцип означает выбор коллективистического государства и коллективистического общества. Второй вариант – принцип социального и экономического неравенства, по которому неравное положение людей справедливо в том случае, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека и, в частности, для менее преуспевающих членов общества. Этот принцип означает выбор индивидуалистического государства и индивидуалистического общества. 

 

Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.

 

Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.

 

 

Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства — теория, связывающая возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

 

Основоположником этой теории был немецкий учёный Карл Август Виттфогель (1896—1988). Он считал, что необходимость возникновения государства обуславливалась необходимостью объединить большие массы людей для строительства и поддержания каналов, плотин, которые впоследствии обеспечивали урожаем всё общество и тем самым сохраняли баланс в обществе. В связи с этим данная необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество.

 

Положительные стороны

Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство и т. п. К. А. Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозного ирригационного строительства. Эти работы диктовали необходимость жёсткого, централизованного управления, распределения, учёта, подчинения и т. п.

 

Отрицательные стороны

Положения данной теории не всегда применимы к возникновению и образованию других государств, например, государств Южной Америки: Инков, Муиска; Европы; приморские цивилизации Японии.

 

 

Расовая

Сторонники: Ж.Гобино, Ф.Ницше, Х.С. Чемберлен

 

Впервые теория была обоснована в середине XIX века в работе графа Жозефа Артура де Гобино «О неравенстве человеческих рас». В этой работе были наиболее полно представлены основные тезисы расовой концепции. По мнению Ж.Гобино движущим фактором в развитии народов является расовая принадлежность, которая обуславливает неравенство в обществе. Автор выделяет белую, чистую арийскую расу, и «недочеловеков» - славян, евреев, цыган. Первые в силу врожденных лидерских способностей и благородства господствуют над вторыми, чье назначение слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтоб поддерживать господство первых над вторыми. Оно служит для легитимации власти правителей, которые изначально оправдывают свое господство лишь теорией о превосходстве белой расы. Но в стремлении расширить свое влияние белая раса смешивается с другими и утрачивает свою чистоту. Снижаются ее способности и деградирует культура. Это может привести к утрате власти, в случае которой воцарит демократия, которая, по мнению идеологов концепции, худшая из существующих форм правления.

 

К белой расе относили, прежде всего, германскую ветвь арийцев. А страной, в руках которой должна быть сосредоточена вся власть, называли Германией.

 

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем «объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше типа: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам"».[1]

 

Гитлер использовал мысли философов в выигрышном свете для своей концепции. Придя к власти легитимным способом, с помощью идеологии он сплотил, так называемую, белую расу в целях уничтожения низшей расы, прежде всего семитов. Война стала средством борьбы, которое Гитлер назвал оправданным величайшими учеными. О губительной деятельности государства, созданного согласно расовой теории нам известно из истории.

 

К настоящему времени идеология расового государства практически стерта из умов людей. Разрушительные действия Германии в XX веке заставили мировые державы отказаться от подобного рода радикальных доктрин. Расовая теория используется только в научных целях, в данной работе – для изучения разных сторон подхода к генезису государства. К тому же ученые опровергли постулаты Ж.Гобино о физическом и умственном превосходстве чистой расы над высшей. В биологическом плане между расами не существует различий.

 

Идея расовой концепции возникла благодаря предыдущим по времени образования теориям и историческим предпосылкам, показывающим процветания некоторых государств с сильной централизованной властью. Теория подвергалась сильнейшей критике с самого ее обоснования, т.к кроме ее сторонников никто не мог найти в концепции какие либо положительные черты. Она лишь оправдывала насилия и угнетение, основываясь лишь на национальных взглядах автора. Не говорится об исторических предпосылках или гармоничном развитие общества, авторы настаивают лишь на безграничной власти и праве ведения войны. Именно этим теория интересна для политологии: она насквозь политизирована.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...