Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники (формы) права. Нормативный правовой акт. Закон: понятие, признаки, виды, значение.

 

Источник права можно рассматривать:

 

■ в материальном смысле - это общественные отношения, нуждающиеся в правовом урегулировании;

 

■ в идеальном смысле - это совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е.

 

 

 

правосознание (правовая идеология);

■ в специально-юридическом смысле - это форма права, т.е. способ внешнего выражения и закрепления содержания правовой нормы. В теории государства и права понятие «источник права» рассматривается как форма права. Виды форм права:

 

1. Нормативно-правовой акт (НПА) - это юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы права (закон, подзаконный акт, статут). Является основным источником права в романо-германской правовой системе.

 

2. Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения; санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю без текстуального закрепления правила в нормативно-правовом акте, иначе обычай превращается в НПА. Является основным источником права в странах экваториальной Африки и Океании.

 

3. Нормативный договор - это добровольное соглашение, достигнутое субъектами правотворчества, содержащее обязательные для сторон нормы права. Если договор заключен не субъектами правотворчества, он подлежит государственной регистрации (договор о разграничении совместных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации) или ратификации (международный договор).

 

4. Правовой прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится образцом для разрешения аналогичных дел.

 

 

 

Является основным источником права в англосаксонской правовой системе.

5. Доктрина (юридическая наука) - это труды ученых-юристов, на основе которых правоприменительный орган принимает решение по конкретному юридическому делу. Распространена в англосаксонской и мусульманской правовых системах.

 

6. Правосознание - совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты. Является единственным источником права во время революций, когда старое право уже разрушено, а новое еще не создано.

 

7. Религиозные тексты в настоящее время характерны для мусульманского права; это Коран - священная книга, содержащая заповеди и поучения Аллаха, Сунна - сборник жизнеописаний пророка Мухаммеда, который воплотил в жизнь все заветы Аллаха. Библия является источником права в Ватикане. В целом религиозные тексты являются источникам права в теократических государствах.

 

8. Общие принципы права - основополагающие начала правовой системы, определяющие сущность и назначение права в обществе. Применяются для преодоления пробелов в праве.

 

Таким образом, существует многообразие источников права. В романо-германской правовой системе в качестве источников права применяются нормативно-правовой акт (основной источник), правовой обычай, нормативный договор и общие принципы права.

 

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

 

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

 

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

 

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

 

 

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке

 

 

22.     Источники (формы) права. Нормативный правовой акт. Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, виды, значение.

 

Источник права можно рассматривать:

 

■ в материальном смысле - это общественные отношения, нуждающиеся в правовом урегулировании;

 

■ в идеальном смысле - это совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, т.е.

 

 

 

правосознание (правовая идеология);

■ в специально-юридическом смысле - это форма права, т.е. способ внешнего выражения и закрепления содержания правовой нормы. В теории государства и права понятие «источник права» рассматривается как форма права. Виды форм права:

 

1. Нормативно-правовой акт (НПА) - это юридический акт, принятый компетентным субъектом правотворчества и содержащий нормы права (закон, подзаконный акт, статут). Является основным источником права в романо-германской правовой системе.

 

2. Правовой обычай - санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения; санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю без текстуального закрепления правила в нормативно-правовом акте, иначе обычай превращается в НПА. Является основным источником права в странах экваториальной Африки и Океании.

 

3. Нормативный договор - это добровольное соглашение, достигнутое субъектами правотворчества, содержащее обязательные для сторон нормы права. Если договор заключен не субъектами правотворчества, он подлежит государственной регистрации (договор о разграничении совместных полномочий между федеральным центром и субъектами федерации) или ратификации (международный договор).

 

4. Правовой прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному юридическому делу, которое в дальнейшем становится образцом для разрешения аналогичных дел.

 

 

 

Является основным источником права в англосаксонской правовой системе.

5. Доктрина (юридическая наука) - это труды ученых-юристов, на основе которых правоприменительный орган принимает решение по конкретному юридическому делу. Распространена в англосаксонской и мусульманской правовых системах.

 

6. Правосознание - совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых принимаются правоприменительные акты. Является единственным источником права во время революций, когда старое право уже разрушено, а новое еще не создано.

 

7. Религиозные тексты в настоящее время характерны для мусульманского права; это Коран - священная книга, содержащая заповеди и поучения Аллаха, Сунна - сборник жизнеописаний пророка Мухаммеда, который воплотил в жизнь все заветы Аллаха. Библия является источником права в Ватикане. В целом религиозные тексты являются источникам права в теократических государствах.

 

8. Общие принципы права - основополагающие начала правовой системы, определяющие сущность и назначение права в обществе. Применяются для преодоления пробелов в праве.

 

Таким образом, существует многообразие источников права. В романо-германской правовой системе в качестве источников права применяются нормативно-правовой акт (основной источник), правовой обычай, нормативный договор и общие принципы права.

 

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

 

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

 

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

 

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

 

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

 

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то что в норматив­ном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.

 

 

 

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

 

1) указы и распоряжения Президента. Они обязательны для исполнения на всей территории Украины, не должны противоречить Конституции Украины, подготавливаются в пределах президент­ских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государст­ва, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издают­ся обычно в случае пробелов в праве. Распоряжения — это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принима­ются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента пуб­ликуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом Украины.;

 

2) постановления и распоряжения Правительства Украины. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства Украины обязательны к исполнению.

 

 

 

Особенностью актов Прави­тельства является то, что они могут быть приняты лишь на основа­нии и во исполнение законов Украины, а также указов Президента Украины. Постановления и распоряже­ния Правительства подписываются Премьерминистром и подлежат официальному опубликованию. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе законов, указов и распоряжений Прези­дента, постановлений и распоряжений Пра­вительства и в соответствии с ними, регу­лируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финан­сов, министерства внутренних дел, государственного банка, госу­дарственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, службы лесного хозяйствам т.п.;

3) решения и постановления местных органов государственной власти;

 

4) решения, распоряжения, постановления местных органов госу­дарственного управления (например, областных глав администра­ций);

 

5) нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­нов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, рай­онов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

 

6) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...