Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды.

 

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:

 

 оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

 

 основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

 

 это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

 

 уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества - гос.органы.

 

 Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.

 

 К принципам относится:

 

 - научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

 

 - профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)

 

 - законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

 

 - демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

 

 - гласность (открытость правотворческого процесса)

 

 -оперативность (своевременное издание нормативных актов)

 

 Виды правотворчества:

 

 - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

 

 - правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

 

 - правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

 

 - правотворчество органов местного самоуправления

 

 - локальное правотворчество (предприятия)

 

 - правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

 

 В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

 

 - законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

 

 -делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

 

 -подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).

 

ВАРИАНТ 2

 

Как уже отмечалось выше, по своему происхождению право может быть естественным и позитивным. Естественное право создается самой природой человека как биосоциального существа. Позитивное право создается государством в лице его соответствующих органов, и прежде всего законодательных. В данной главе речь идет о создании позитивного права. А это и есть правотворчество, которое служит начальным этапом жизни права.

 

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах.

 

Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.

 

Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.

 

Правотворчество можно рассматривать в узком и широком смыслах.

 

В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).

 

Такого рода правотворчество в юридической литературе нередко называют правотворчеством в собственном («буквальном») смысле слова. Данным понятием охватывается нормотворческая деятельность всех без исключения органов, уполномоченных на создание, изменение или упразднение правовых норм.

 

Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие «правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие «правообразование».

 

Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается потребностью повышения качества издаваемых актов, которое зависит не только от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, но и от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ. Следует отметить, что решения, принимаемые в подготовительных стадиях, юридических последствий не порождают.

 

Законотворчество и правотворчество

Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

 

В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.

 

Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.

 

Например, в начале 90-х годов XX в. возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реапизовываться. В частности, были приняты такие законы, как «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах».

 

Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т. д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.

 

В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...