Новая история стран Востока
52. Китай под властью династии Цинн в 17-18 вв. Манчжуры сохранили китайские традиции в социальном устройстве и политическом. Вначале маньчжурам запрещалось смешанные браки и ношение китайской одежды на службу. Внешность – коса длинная как покорность императору, должны были изъясняться на родном языке, а документация велась на 2-х языках. Вся территория манчжурами не заселялась китайцами и самостоятельно обрабатывали земли. В области государственной организации – монархия, восточная деспотия, которая отвечала задачам управления. Глава государства – совместитель 3-х ветвей власти – император считался сыном неба (официальный титул), исключительное право отправлять молитвы в храме неба; олицетворял живую связь между отцом неба Янь и матерью земли Инь и ее людьми, которые составляли небесную империю Тян Ся. У них было 3 имени: личное, историческое, храмовое. Император признавался потомком предшествующего императора с земной женщиной. Не было прямого родства. Женщина не могла управлять страной, но могла быть регентшой (Цыси). Государь есть выразитель и реализатор идей народа, его защитник благодетель. Обязанности императора: принесение жертв, вознесение молитв, т.е. выступал в роли верховного жреца; управление государством, в военных сражениях не участвовал, не вел переписки с другими народами, т. к. считал их варварами. Возглавлял высшие органы управления: верховный императорский совет – высший орган управления, назначался императором и состояла из манчжурской аристократии. Включал в себя ведомства: налоговые – деловая переписка, учет и контроль земель. 52. Продолжение. Все документы заверялись печатями, на которых вырезались иероглифы. Высший военный совет занимался состоянием армии, выработки стратегии и подчинение соседних территорий. Государственная канцелярия (великий секретариат). Делился Китай после завоевания на 12 провинций, которые возглавлялись губернаторами, вице-губернатором. Оба обладали правом прямого доклада императору и импичмента. Особенность административной структуры – звенья ее доходили до каждого человека. Провинции → районы→ уезды→ стодворки (села) → десятидворки →пятидворки→ деревенские дворы. Система круговой поруки (система коллективной ответственности). Эта система была на уровне десяти – дворки. Должность губернатора была ключевой (порядок в обществе и казна). Имел казенный продовольственный паек + участок земли, необлагаемый налогом. Отбирали по личным способностям, а не по знатности. Школа была 2-х типов: частная и казенная. Обучение платное, учились только мальчики. Каждый проходил индивидуальное обучение. Человек дожжен был научиться писать, читать, считать. В Китае существуют иероглифы, чтобы научиться читать нужно знать 1,5-2 тыс. иероглифов. Учили по конфуцианским книгам. Учили арифметическим знаниям и истории. В округе сдавали экзамены. Студентов запирали в отдельных комнатах, где они писали трактат в стиле богуа. Сдавали экзамены только 2-5 % → статус и достаток. Шеньши – черные одежды, очки, ученые занимавшие должности среднего ранга + длинные ногти. Раз в 2-3 года столица принимала экзамен. На самую высокую должность. Каждые 5-6 чиновников должны были подтвердить свои знания и должности. Гос. Служба считалась престижной, но боле престижной считалась военная служба (т. к. манчжуры кочевые племена). Отличительные черты Китая – разветвленный аппарат. Одежда и обувь только строго по должности. Наказание – битье бамбуковыми палками, возили по городу с табличкой на шее и били в гонг, ношение шейной колодки, бамбуковые клетки пирамидальной формы, обезглавливание (душа не найдет пристанища, т. к. она возвращается через голову.).
Социальная структура и общественный строй. Равенство признавалось лишь неизбежность иерархии. 1 высшее сословие составляли профессиональные военные манчжуры, знаменные моголы, это было закрытое сословие. 2 сословие ученых – ши – элита империи, знатоки и хранители имперских традиций. Имели привилегии – освобождение от налогов, повинностей. 3 земледельцы – феодалы и крестьяне, на севере – мелкое землевладение, на юге – аренда и субаренда. 4 ремесленники – считалось это занятие унизительным для знатного населения (лишь как увлечение). 5 торговцы. 6 подлые людишки – займы. Основная ячейка общества – семья. Китай себя рассматривал как большую семью. Род имел одну и ту же фамилию. Особую роль играют кланы по мужской линии, они достаточно большие (до нескольких 1000 человек), имеют фонд земель и школ. Существовали профессиональные корпорации. У каждого хана есть свой устав, создавались по отраслям. Землячество – объединение земляков (особенно много среди ремесленников и торговцев). В Китае несколько зон земледелия: северная – среднекитайская равнина, основная культура пшеница, использовали плуг, буйволов, озимая и яровая пшеница, просо, ячмень, создание ирригационных систем → существовали семьи кланового типа, община была устойчивой. Южная – плодородное, но ограниченное площади. Основная культура рис, давали преимущество обработки малыми силами, орудия труда – мотыга, работали силами отдельных семей. Технические культуры – шелк, джутовые ткани, хлопок с 14 в., с 16 в., табак был завезен из Америки, чай, огородничество (капуста, морковь, репа, огурцы, горох), пряности. В 17-18 вв китайское общество получило стимул к развитию → демографическое развитие. К к. 17 в. манчжуры поняли, что прежняя политика малоэффективна. В 1711 Канси император осуществляет перепись населения, чтобы дальше подумать как эти ресурсы использовать. Замена налога подушного налогом поземельным. Теперь налогоплательщиками считались все владельцы недвижимости 16-60 лет. Земельный налог снимался дифференциально в зависимости от количества и качества земельных угодий. Налог платился и в натуральной и денежной форме. Власть начала активное освоение пустошей, целинных земель, предоставляли льготы новопоселенцам (на 3 года освобождались от налога), давались ссуды → отток населения, преступности. Стимулируя рост населения, освобождали от налогов тех семей, которые имели большое количество семей. Манчжуры окончили давление на форму землевладения, формально доминировала гос. собственность, все платили поземельный налог государству. Во всем остальном Цинны признавали институт ч/с, т. е. в Китае можно было делать с землей, что угодно. Власти не регулировали процесс расширения и дробления участков, отсутствовало право майората. Сохранилось несколько форм земельных владений: ♦ государственная (манчжурская) – личные владения императора, манчжурских аристократов, офицеры, генералитет и рядовые (5 % всех обработанных земель). Они распространялись на севере, менее плодородных и окультуренных земель, обрабатывались рабами и сдавались в аренду. ♦ помещичья, которая сдавалась в аренду мелкими участками крестьянам (80 % обработанных земель), 50 - 80 % урожая – плата. Спецификой являлась – участком мог владеть любой, который покупал землю и который оплачивал стоимость земли. Не было крепостного права, отсутствовало прикрепление крестьянина к земле. Помещики и крестьяне, бросавшие землю порицались обществом и крестьянская община закрепляла крестьянина на земле. С 18 в. основной формой землевладения было среднее и мелкое. Помещиками были чиновники, ученые, офицерство, которые имели земли за службу + разбогатевшие крестьяне. ♦ крестьянские земли собственные и арендованные, на своей земле работал сами ♦ церковно – монастырские угодья, обрабатывались самими церковнослужителями + сдавались в аренду. В городах проживала 1/10 часть населения, количество горожан более 1000. Китай был достаточно урбанизированной страной. Но китайские города не являлись центрами производства, особенность – города административные центры и значительной силой было служилая бюрократия. Городское производство было сориентировано не на предмет жизни и быта, а на предмет роскоши. Особенность Китая – жилища в центре, учитывая рельеф и розу ветров. Богатые дома были из красного камня и покрывались черепицей (загнутые крыши кверху – препятствие злым духам). Питание заключалось в грамотном меню (здоровье и долголетие). Т. о. экономический рост, развитие с/х укрепило финансовое положение циньского режима, 2/3 дохода от поземельного налога,1/3 от целинных и таможенных сборов. В сер. 18 в. Циньская империя превратилась в самое могущественное государство в Восточной Азии.
58. Япония эпохи Токугава 17-первая пол. 19. Причины централизации Японии: желание оградить страну от иностранного порабощения, был необходим механизм для наведения внутреннего порядка и спокойствия, необходимость в создании единого рынка. Особенность императорской власти: считали себя потомками богини солнца, никто кроме императорской семьи не претендовал на место ее, императоры не обладали полнотой власти, как российские монархи, не покидал пределы столицы. Основные функции императора: ♦ сакральная (1-ый жрец, ему совершают поклонения, не касался мирских дел). ♦ речевая, от его имени провозглашались указы, ♦ управление временем, император принимал девиз правления, он был хозяин будущего, летоисчисление. Государством управляли сегун, правительство, гербом императорского дома была хризантема. Система бакуфу – политическая система в эпоху Токугава. Япония была системой конгломератов княжеств (250-300), которые проводили независимую политику, но подчинялись все-таки правительству. Функции бакуфу – надзор за императорским двором, манипулирование дайме, внешняя политика, отношения с другими государствами. В это время была жесткая политика контроля над классами феодалов. Конфискация и перераспределение земельного владения. Система заложничества - семьи князей в Эдо должны были построить резиденцию и должны жить там, чтобы сегун в любой момент мог взять его в заложники. Обязательным был приезд дайме в город, чтобы засвидетельствовать свое уважение → все это подрывало могущество князей. Был выпущен регламентный закон, который контролировал жизнь князей, за этим следил специальный аппарат, особое место занимали смотрящие – тайная полиция. Система гос. управления – сегуну подчинялся император и гос. совет и кабинет министров (ведомство по делам Эдо, по делам больших городов, финансовое, по делам религии, аппарат полицейских). Все это ставка бакуфу. Основная административная единица – княжество, которое подчинялось бакуфу. Социальная структура Японии – Си-но-ко-се. Самураи, военно-служилое сословие, крестьянство, крестьянский труд почетен, ремесленники объединялись в цехи, торговцы, объединялись в гильдии. Торговля и ремесло в 17 в. были изъяты из юрисдикции феодала и передано правительству → управлялось специальными градоначальниками. Были также в системе сословий «низкие людишки», которые занимались уборкой кож, актерством. Централизация страны, прекращение междоусобиц оказали благоприятное влияние на с/х, способствовало улучшению техники, выведению новых культур, совершенствовалась система орошения, увеличились расходы на удобрения, шел процесс осушения заболоченных земель. При Токугава систематический характер приобрело освоение новых земель, собирали до 2-х урожаев в год. Основной с/х-ой культурой был рис и основной продукт питания. Развито заливное рисоводство, обработка не требует тягловой силы, ему не страшны ветра. Основная техническая культура – хлопок,, который был завезен в 14 в. из Кореи. Стало развиваться домашнее текстильное производство→ нужны были краски для тканей, развивается разведение тутовых деревьев и шелкопрядов. Чай и чайная церемония стали популярны в 13 в. и в Японии установилось поклонение чаю. Было развито садоводство (хурма, груша, персики), овощи (тыква, баклажан). Аграрные отношения – большой доход рудники, леса приносили, предпринимательская деятельность, рисовый налог из деревни. Экономическая основа – эксплуатация крестьян, вся доходность и ценность – рис. Князь имел право суда и административной власти над всеми подданными, управлял своими вассалами, самураями, высшее управление крестьянами. Князья не вели собственного хозяйства → барщины не было. Повинности крестьян – гужевая (с каждых 100 коку риса, выделялись 2 человека для грузовых дорог), ирригационные работы. Формы землевладения – государственная (сегунская) и ч/с (княжеская), церковно-монастырская. Крепостная зависимость отсутствовала, но жизнь крестьянина была строго регламентирована (крестьянам было запрещено есть рис, носить шелк). Деревни были разделены на 5-дворки во главе с богатыми крестьянами. Купля-продажа земли была запрещена, но в условиях закрытия страны купцам было некуда вкладывать средства → в землю → отмена этого указа. Дзинуси – новый тип землевладения, выгодное вложение капитала. Что касается городов, то происходит специализация районов – производство оружия; изготовление пуль; кузнецы, плотники, столяры, кровельщики имели большой спрос; фарфорово-фаянцевое производство; ювелирное дело, ткачество, изготовление кукол, производство сакэ.
61. Структурный кризис в османской империи в 17-18 вв. Структурный кризис – наступление такой фазы диспропорции, которые нарушали нормальное функционирование системы. Он состоял в отставании системы тормозящие производство – это конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Главная причина кризиса в разложении военно-ленной системы и утверждение ведущей роли крупного частного землевладения. В 17-18 вв. в результате оживления хозяйственной жизни, развития торговли, революции цен в Европе турки завоевали народы, находящиеся на более высоком уровне развития → возрастание денег в обществе, развитие товарно-денежных отношений, т. е. сипахи разоряются, а другие из низ обогащаются. Желание закрепить тимар в собственность, → сипахи разоряются, т. к. землю отнимает государство и землевладелец, тимар становится не рентабельным → низкий уровень жизни. В 17 в. военные расходы сипахи перестали окупаться, они перестали быть ударной силой, а стали вспомогательными войсками. К 18 в. складывается новая аграрная система, т. к. идет концентрация земель у верхушки, появляется 2 новые формы землевладения – ильтизам – Фома землевладения, которая связана с практикой откупов. Им передавались на время аренды владельческие права на землю. С кон. 17 в. уже велась практика пожизненных откупов, что до минимума свело вмешательство государства в откупщиковые дела. Откупа не были связаны с выполнением военной службы. Чифтлик – кулацкие хозяйства, не большое товарное хозяйство, использующее труд батраков и поденщиков и ориентированное на рынок (развивалось в городах). Наметилась специализация районов, возделываются новые культуры (табак, кукуруза, томаты, перец), господствующей стала 3-хпольная система. Город все больше становился центром экономической жизни, изменяется их роль в экономической системе и многие стали терять свое привилегированное положение. Городское ремесло достигло прогресса, турки потеряли монополию на сбыт шелка и пряностей – все вывозят в Европу. Произошло смещение центра тяжести из Египта в Западные Балканы, Анталию, которые становились крупными поставщиками животноводства. Прежние центры приходят в упадок. Активизации крупного капитала мешала неразвитость транспортных средств, нестабильность имущества, государственные монополии, зависимость купцов от власти предержащих. Купцы вкладывали деньги в сокровища, землю, а не в развитие промышленности. В Турции производили оружие, ювелирные украшения, ткани, ковры, кожевенные изделия, продукты с/х. Социальные последствия кризиса – сепаратизм (нежелание поддерживать центральную власть), увеличение эксплуатации крестьян, рост налогов, на смену сипахи приходят крупные землевладельцы, которые не желали поддерживать центральную власть, это влиятельные и богатые представители местного населения; социальные потрясения (недовольство крестьян), изменение отношений в городской среде. Янычарский корпус сливается с трудовым населением городов, растет численность городов. Разложение сипахийного ополчения, увеличение феодального сопротивления агрессивной политике. Султан начинает ориентироваться на янычар, они размещались уже по сей стране. Т. К. янычары получали жалование, то казна начинала пустеть → жалование начинают задерживать → янычары начинают приспосабливаться и параллельно ведут торговлю и государство начинает предоставлять им право на торговлю и ремесло. В отличие от торговцев янычары не облагались налогом → нежелание воевать и откупались от войны, а купцы пытаются войти в янычары, чтобы получить «билет» янычар, их привилегию. Мусульмане теснили своих христианских коллег, янычарский корпус начинает паразитировать. На провинциальном уровне формируется группировка аянов, состоявшая из наиболее влиятельных и богатых представителей местного мусульманского населения. Усилилось проникновение на места местных провинциалов. Правительство пыталось таким образом обуздать сепаратизм населения. Они опирались на собственные обряды и финансовые возможности. На столичном уровне шел процесс складывания стамбульской бюрократии, росло число претендентов, которые опирались на визиров и родственные связи. Рост бюрократического аппарата способствовал специализации, но с другой стороны эта страсть к наживе, личная выгода, коррупция и продажность. Перемены в жизни османского общества наступили не одновременно: сначала в промышленной сфере, а потом в социально-политической системе (это и обостряет остроту кризиса империи). Внешние проявления перемен – действия аянов, которые препятствовали поступлению увеличений от податного населения, борьба народных масс против усиления гнета и произвола → снижение дееспособности аппарата государственной власти, падение эффективности прежних методов управления, заметного сокращения материальной основы из-за оскудения государственной казны и нехватки средств на армию и гос. аппарат → изменяется цель внешней политики – поддержание государственности, т. е. уже в н. 19 в. имперская структура себя исчерпала. Новым стал и внешнеполитический курс Стамбула, который был связан с коренным изменением соотношения сил на международной арене. Султанское руководство противопоставило мусульманский мир христианской Европе. Но тяжелое поражение армии в войне 1684-1699 с государствами Священной лиги и заключение Карлавитского мирного договора в 1699 ценой уступки некоторых османских владений, заставило руководство Порты отказаться от традиционной наступательной политики в Европе. Внешняя политика в 18 в. была нацелена на сохранение территориальной целостности и поддержания ее престижа в глазах европейских монархов. 1571 – битва при Лепанто, турецкий флот был разбит испано-итальянскими войсками. С этого года начинается период остановки Османской империи, т. е. не было приращения территориального. 1683 – поражение турок под Веной, окончательно остановился и начинается период отступления, т. е. потеря Турцией своих владений. Единственный выход из этой ситуации игра на противоречиях между европейскими государствами. Не было единства в султанском окружении – были сильны позиции военно-бюрократической знати, делавшей ставку на открытое противостояние, борьбу с неверными + внутренние трудности и опасения бунтов. Ориентация на Францию привела к обострению отношений Стамбула с Петербургом и Веной → война 1835. Поражение турок в русско-турецких войнах показали несостоятельность политики Порты. Впервые турки теряли территорию, населенную мусульманами. Стамбул лишился единоприсутствия в Черном море. Екатерина II – «восточный вопрос» - полное изгнание турок и поделение османского наследства. Войны 2-ой пол. 18 в. показали отсталость турецкой армии с точки зрения организации, состояния военных знаний. 62. Попытки реформ в Турции в к. 18 – 1-ой половине 19 вв. Селим III ( 1789-1807 ) до него попытки реформ носили случайный характер. Он понимал необходимость преобразований: 1) реформирование армии – в 1792 з-н о тимарах и зеоменах, где заимы и тимары отлынивают от обязанностей гос-ва→их стали рассматривать как нарушителей и за отказ службы в армии у них отбирали землю, которая переходила в гос. казну. В 1973 альтернативное войско создает, регулярное войско в 12 тыс., которые уже обучались по-европейски, были помещены в казармах, комплектовалось на добровольном начале, им платили гос. жалование. 2) создание спец казны – «казна новых доходов», сюда входили доходы с ленов, тимариотов, с константинопольских таможней + новый налог, который был им введен на табак и шелк. 3) расширение сети средне-специальных заведений – было основано артиллерийское училище, начинается переводческая деятельность, появляются свои типографии, библиотеки.4) расширение связей с западными странами – было прекращено содержание иностранных послов турецким правительством, гос-во начинает делать военные заказы в иностранные страны, приглашает иностранных специалистов для создания флота. 5) административная реформа – в качестве управления провинций сажает людей, зависящие от султана и получающие жалование. Селим III не имел опоры для проведения реформ, его поддерживали столичные вельможи, а число противников было больше – аямы, улемы (дух-во), янычары (т. к. создавались войска им альтернативные, которые имели лучшее положение), основная масса населения ничего не получила от реформ, кроме налогов + европейские державы, которые не были заинтересованы в усилении Османской империи. В 1807 Селим III в результате заговора, которое возглавляло духовенство, был свергнут с престола, а через год убит. Махмуд II (1808 - 1839). 1821-восстание в Греции и его объявление независимости, усиление Египта во главе с Мухаммедом-Али, который превратился в самостоятельного правителя и укрепил армию и флот, 1828-1829 русско-турецкая война, Адрианопольское перемирие и поражение Турции → Махмуд II был вынужден обратиться к реформам: 1) 1826 физически уничтожил янычарский корпус, т. к. он изжил себя. 2) сформировал новое войско, 3) 150 турок было отправлено учиться за границу, 4) была расширена сеть учебных заведений – военно-морское училище, хирургическая школа, музыкальные училища, школа государственных чиновников. 5) 1834 – отмена военно-ленной системы, т. е. земли становились объектом купли –продажи, тимары и зиаметы стали обычными землевладельцами без военной обязанности. 6) реформа центрального аппарата, система была европеизирована – вводилось 3 министерства (внутренних дел, финансовое и военное). + была введена «Табель о рангах», появляются знаки отличия. 7) административная реформа с целью поставит в зависимость провинциальную власть от центральной – область (паши назначались из Константинополя, в их руках административная власть, военная власть в руках командира части) → округ (воевода). Должность пашей отдавалась на откуп, т.к. денег не хватало → сборы постоянные с местного населения. 8) культурная реформа – европейская одежда, предметы быта, строительство в европейском стиле. Т. о. реформы Махмуда носили верхушечный характер, они производились сверху и затрагивали лишь надстройку. Реформы были призваны укрепить монархо-теократический режим → противоречивость реформ, их незавершенность, отсутствие стабильности в стране необходимой для реформ. Мустафа Решид-паша (танзимат) I этап. 1) заявлялось обеспечение всем в империи неприкосновенность имущества, чести и жизни, независимо от религии. 2) отмена откупной системы, о регулярном распределении и взимании налогов с подданных. 3) упорядочен призыв в армию, срок военной службы ограничивался 5 годами. 4) пересмотр уголовного законодательства, образовывались коммерческие суды для торговых тяжб. Главное в рескрипте – равноправие подданных и независимость принадлежности в религии, т..е равенство мусульман и немусульман. Реформы остались на бумаги, но в империю начинается приток европейцев. II этап. 1856 Хатт –и –хумайун, который приобрел характер международного обязательства, закрепил иностранную опеку на Турцией, который давал повод вмешиваться в политику Османской империи под видом защиты немусульманских подданных. Реформы: 1) 1856 атаманский банк, капитал которого принадлежа англичанам, 2) 1858 земельный з-н, который внес ряд изменений: ликвидирована тимарная система землевладения, расширены права землевладельцев. 3) 1867 право иметь недвижимость в пределах Османской империи получили иностранцы, 4) 1858 новый уголовный кодекс, 1869 новый гражданский кодекс, коммерческий и кодекс морской торговли. 5) 1864 – з-н о виллоетах, новое административное деление на департаменты. Итоги: Реформы не превратили Турцию в сильное капиталистическое государство, но они были важной вехой в истории Османской империи: были уничтожены наиболее одиозные (устаревшие) социально-политические институты Турции, рост помещичьего землевладения, усиление эксплуатации и расслоения крестьян, рост поколения людей, которые встали в оппозицию режима султана и создали 1-ые оппозиционные партии, зарождение турецкой буржуазии.
63. Младотурецкая революция. Турецкая буржуазия складывалась как буржуазия торговая – формировалась из среды землевладельцев, военнослужащих и чиновников. Хотя турки были господствующим народом, ведущие позиции в работе занимали инонациональная буржуазия. Доминировали турки в традиционном ремесле – торговля коврами и скоторемесло. Турецкая буржуазия была слабой и действовала в сфере обслуги, были мало заинтересованы в развитии национальной экономики. Немусульмане богатели, получали доступ к гос. управлению, т. е. стала разрушаться традиционная картина мира, меняется социальный статус христиан в империи. Турецкая буржуазия оказалась удаленной от доходов, оказалась в бедственном положении – дискриминация, задержка жалования, плохая экипировка. Армия была единственной силой, которая носила патриотический характер, которые сумели взять на себя организацию борьбы от унизительной иностранной зависимости. Она стояла у истоков младотурецкого движения, которое зародилось в 1889. Программа – превращение Турции в буржуазно-конституционное государство, усиление позиции национальной турецкой буржуазии, за проведение буржуазных реформ по европейскому образцу, предотвращение раздела страны. Революция: 1 эт. Буржуазно-либеральный, методы – агитация, пропаганда через газеты, брошюры, листовки, заговор, заговор 1896. Далеки от народа, эффективность борьбы падала из-за разобщенности, идейные разногласия, изолированность от нетурецких народов. В 1902 в Париже 1-ый конгресс младотурок, но разногласия привели к расколу участников конгресса. В 1903 развернулось освободительное движение на Балканах, в 1905-1907 революция в России, это всколыхнуло младотурок и заставило пересмотреть методы борьбы. 2эт. Буржуазно-революционный 1907, 2-ой конгресс объединилось несколько групп различных во взглядах, удалось преодолеть разобщенность (идейная и национальная), была принята программа – низложение султана, введение парламента, координальные изменения существующего строя, были пересмотрены методы борьбы (вооруженное сопротивление, невооруженное сопротивление – политические и экономические стачки, забастовки, отказ от уплаты налогов, пропаганда и агитация, всеобщее восстание). В этой программе они предлагали ограничить права султана и расширить права парламента, сделать Совет министров ответственным перед парламентом, сделать сенат на 2/3 избирательным, изменить избирательную систему (снизить возрастной ценз до 21, избирать всем гражданам), провозгласить буржуазные свободы, идеология османизма (единства и неделимости). 3эт. 1909 период открытого выступления, разгром контрревол-го мятежа и приход младотурок к власти. Разразился правительственный кризис, который был вызван визирем, который стремился ограничить вмешательство младотурок в дела. В знак протеста они подали в отставку. Парламент выказал недоверие визиру и потребовал его отставки. Мятеж был подавлен, участники были арестованы, султан был лишен сана халифа, который был заменен Махмедом Решид V. Итог: решающую роль в революции сыграли не классы, а турецкая армия. Это было обусловлено незавершенностью процесса классового образования, мозаичностью общих структур османского общества, многоукладностью экономики. 54. Держава Великих Моголов в Индии в 17-18 вв. К середине 17 в. держава Великих Моголов занимала Северную Индию и часть Центральной. Под властью ВМ находились богатейшие области, где проживало 2/3 населения Индии. У некоторых крупных народностях Могольской державы складывалась этнокультурная общность. Ее осознанию препятствовала кастовая система среди индусов + не всегда мирное сосуществование с мусульманами + обособленность сикхов и джайнов. Племена исповедовали свои религии. Могольское государство оставалось военно-феодальной восточной деспотией. Ее правитель, носивший титул падишаха, претендовал на Сю полноту налогово-административной, военной и судебной власти. При этом он опирался на ведомство, ведавшее казной (диван), военное ведомство во главе с бакши и верховный суд, возглавляемый кази. В правление Аурангзеба (1658-1707) гос-во было разделено на 19 областей во главе с наместниками (субадары), назначаемыми падишахом. Субадары пользовались всей полнотой власти – административной, военной и судебной в границах своих областей. В их распоряжении были войска, они обеспечивали исполнение судебных приговоров, выносимых местными казиями, назначали и контролировали начальников округов. Почти все высшие должности были сосредоточены в руках мусульман, социальное и этническое происхождение которых было весьма пестрым. Землевладение. Падишах Аурангзеб был верховным феодальным собственником всей земли. Почти все обрабатываемые земли облагались налогом или повинностями в пользу государства. Значительная часть земель находилась в феодальном держании в качестве джагиров, заминдарств, инамов и вакфов. Владельцы джагиров составляли господствующую прослойку феодального класса. Это были военачальники, которые за службу получали право на присвоение земельного налога с определенных территорий (джагиров), больших или меньших в зависимости от ранга военачальника. Часть своего дохода джагирдары были обязаны тратить на содержание наемного войска в количестве, соответствующему их военному рангу. В сер 18 в. джагирдары не обладали наследственным правом на джагир. Сыновья умершего джагирдара могли получить джагир только на обычных основаниях – за личную службу. Эта служилая военная знать была главной опорой падишаха. Заминдары не были обязаны содержать отряды наемных войск. Они собирали в пользу падишаха земельный налог с крестьян, оставляя себе около 10 % собранной суммы как компенсацию за услуги по сбору гос-го налога. Заминдары имели право передавать землю по наследству. Иногда им жаловалось определенное количество земли, полностью освобожденной от уплаты земельного налога. Инамами назывались земли, подаренные тому или иному лицу за заслуги или в знак благоволения к нему. Земельный налог с этих земель шел целиком инамдарам. После их смерти в правах владельца утверждали его наследников. Падишахи дарили имамы мусульманскому духовенству. Вакфом назывались земли, доход с которых шел на содержание мусульманских религиозных учреждений – мечетей, духовных школ. Сельские общины. Социально-экономической основой аграрной системы оставалась община. Ее признаки – общинное владение землей, непосредственное соединение земледелия и общинного ремесла, упрочившееся разделение труда между ними в рамках общины, независимость как земледельческого, так и ремесленного производства от того разделения труда во всем индийском обществе, которое опосредуется обменом товаров, различные формы соседских кастовых общин, экономически и социально замкнутая система услуг и ремесел, которые функционировали под контролем общины. Индийские общины не были однородными по своему составу. В каждой из них было по 3 разряда жителей с различным объемом прав и обязанностей. Высший разряд представляла группа семейств, обладавшая всей полнотой владельческих прав на возделываемую землю и общинные угодья. Каждая семья полноправных общинников обладала участком пахотной земли, доставшимся ей по наследству. Общинники были связаны круговой порукой за уплату поземельного налога государству. Во главе общины стоял сельский совет обычно из полноправных общинников-райятов, т. е. плательщиков налога. Этот совет ведал всеми делами общины и осуществлял судебную власть над общинниками. Возглавлял общину староста села, он осуществлял решение совета, собирал общинников налог и прочие поборы и передавал собранное по назначению, защищал интересы общины перед феодальными господами, ведал охраной общинных земель, наказывал нарушителей мира и порядка в общине. Староста в дополнение к своему наследственному участку земли получал служебный надел, обычно полностью освобожденный от налога, а также долю в урожае общинника-райята. Постепенно такой староста превращался в феодального землевладельца. Писарь вел кадастр общинной земли, составлял и сохранял списки полей, это были лица, брахманы или члены особой касты писцов. Им, как и старостам полагался служебный надел, освобожденный от налога. Как должность старосты, так и должность писаря были наследственными. Органической частью сельской общины были общинные ремесленники и слуги – кузнец, шорник гончар, плотник, пастух, полевой сторож, цирюльник. Все они принадлежали к профессиональным кастам. Они получали определенную долю урожая, а иногда небольшие участки земли, полностью или частично освобожденные от налога земельного. Свои участки они передавали по наследству вместе с обязанностями. В индийских общинах существовала прослойка арендаторов общинной земли, +совершенно бесправные держатели, которые были обычно членами низших каст. Они несли все повинности, требуемые феодалами, вносили арендную плату общиннику, владельцу участка. Это была наиболее эксплуатируемая часть индийского крестьянства. В основе кастовой организации лежала система джаджмани, гарантом и мощным идеологическим обоснованием которой выступал индуизм. Степень эксплуатация общины была очень высокой. Кроме того, община была обязана нести трудовую повинность в пользу государства и феодалов – строительство всякого рода сооружений, прокладка дорог и разнообразные работы в усадьбах феодалов. Торговля. Прямой выход на европейски рынок расширил сбыт некоторых индийских товаров – дорогих тканей, перца, индиго на чем наживались индийские купцы. В Индии стал формироваться особый слой купечества “компрадоры”. Он был ориентирован не столько на обслуживание своих феодалов, сколько на сотрудничество с иноземным торговым капиталом. Главным товаром вывозили хлопчатобумажные ткани и шелковые. Индийский купеческий капитал все более и более подчинял себе ремесленников путем авансирования их средствами на приобретение сырья и орудий производства, принуждая производить определенные сорта товара и сдавать их по цене, устанавливаемой самим скупщиком. В 17-18 вв. в Индии появились зачатки мануфактуры в производстве шелковых и х/б тканей, горных промыслах, в кораблестроении.
57. Индия во 2/2 половине 19 – нач. 20 вв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|