Роль малого бизнеса в торговле
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело не только в количественных показателях - этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Именно благодаря государственной поддержке малого бизнеса этот сектор российской экономики пережил кризис 2008-2009 гг. без катастрофических потерь. Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), концентрирующих сущность этого понятия. Малый бизнес - это имманентный элемент системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Малое предпринимательство создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя 40-50% ВНП.
Существуют количественные и качественные показатели, по которым предприятия относят именно к малым формам бизнеса. В настоящее время в экономической статистике нашей страны размерность предприятий принято определять тремя основными количественными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», установлено, что предельный уровень численности персонала и отраслям составляет: в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек. Этот показатель определяется в соответствии с Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях и организациях №17-10-0370 от 17.09.87, утвержденной Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомтрудом, Госкомпланом, Госбанком и ВЦСПС с учетом последних изменений и дополнений, а также деклараций о доходах и расходах. Принятые решения, определяющие конкретные границы малых предприятий, адекватны реальной экономической ситуации в нашей стране. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, то есть чисто финансовый показатель - ограничение численности - дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристики).
Экономические реформы в России привели к серьезным изменениям в структуре экономики Иркутской области, в частности, и вызвали к жизни многочисленные хозяйствующие субъекты с небольшим числом работающих и малыми объемами продукции и услуг. Это послужило основой для формирования сферы малого предпринимательства. Динамика малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов. В результате действия антимонопольного законодательства (см. Закон №948 -1 от 22.03.91 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»., и Закон №5340 -1 от 07.07.93 г. «О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации») происходит расширение масштабов малого предпринимательства. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России. В настоящее время малые предприятия достаточно устойчиво обеспечивают население страны товарами повседневного спроса. Их приближенность к местам компактного проживания населения позволяет чутко реагировать на спрос. В их продукции широко представлены кондитерские изделия, напитки, одежда, хозяйственные товары, парфюмерия и галантерея. Негативным моментом в их работе является в некоторых случаях низкое качество продаваемых товаров и услуг, несоблюдение правил торговли.
Согласно статистическим данным на начало 2013 года в целом по России насчитывалось около 900 тысяч малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% от занятого населения). Эти предприятия произвели примерно 10% ВНП и на них приходилось 20% полученной прибыли. 46,8% субъектов малого предпринимательства функционировало в сфере торговли. Наиболее развит малый бизнес в региональном аспекте в Центральном экономическом районе - 32%, с центром в Москве - 21,1% от общего числа малых предприятий. Наименее развит малый бизнес в отдаленных регионах страны, в частности на Дальнем Востоке. В то же время жестко привязать предприятия малого бизнеса к определенной сфере деятельности достаточно трудно, поскольку многие из них не специализированы и в ходе функционирования расширяют спектр секторов экономики, в которых работают. При этом отраслевая принадлежность зачастую определяется управленческими решениями руководства предприятия и зависит от целей и задач дальнейшего развития. По своим экономическим показателям ООО» Торгсервис-Иркутск» является малым предприятием, поскольку численность постоянного персонала насчитывает 37 человек. А торговый оборот не превышает 700 млн. рублей. Чистая прибыль составляет 50 млн. рублей в год. ООО» Торгсервис-Иркутск» является участником различных программ, проводимых Правительством Иркутской области по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Выводы
Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, получила большое значение в современных условиях. Торговля охватывает практически все виды продукции производственно-технического назначения и индивидуального потребления, реализуемые через рынок, и находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением.
Главной функцией торгового предприятия является продажа товара покупателю, следовательно, торговый оборот - важный экономический показатель деятельности предприятия. Проведенный анализ организации оптово-розничной торговли ООО» Торгсервис-Иркутск» позволил сделать следующие выводы: ООО» Торгсервис-Иркутск» сочетает в себе черты как розничного, так и оптового предприятия. Предприятие во многом ощущает на себе тенденции развития торговли на современном этапе. Конкуренцию предприятию составляют супермаркеты, находящиеся в том же районе города, поскольку для потребителей система торговли, применяемая в супермаркетах, является удобной и предпочтительной. Но при этом главным преимуществом ООО» Торгсервис-Иркутск» остается качество товаров и прежде всего продовольствия. Что касается инфраструктуры торговли, то ООО» Торгсервис-Иркутск» является официально зарегистрированным предприятием, предоставляющее всю нужную отчетность в срок в контролирующие организации. ООО» Торгсервис-Иркутск» сотрудничает только с официально зарегистрированными поставщиками и крупными клиентами (различные учреждения, кому ООО» Торгсервис-Иркутск» поставляет товары по договору, например, детсады, школы и т.д.). ООО» Торгсервис-Иркутск» постоянно ищет новых поставщиков и стремится к укреплению сотрудничества с уже имеющимися сотрудниками. ООО» Торгсервис-Иркутск» осуществляет свою деятельность строго с соблюдением законодательных норм. В данной работе была дать краткая характеристику предприятия ООО» Торгсервис-Иркутск», определены основные направления развития инфраструктуры торговли в России на современном этапе развития, обозначены роль, функции и задачи торгового предприятия, даны определение коммерческой организации, организационно правовым формам коммерческих организаций и выявлены их особенности, раскрыты понятие и формы предпринимательской деятельности в торговле, а так же определены роль малого бизнеса в торговле. Таким образом, считаю, что основные задачи и главная цель, поставленные вначале исследования были достигнуты.
Список источников
1. Гражданский кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2013 г.). - М.: Юрайт-Издат, 2013. 2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Об ООО) от 08.02.1998 №14-ФЗ . Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. . ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования. . ГОСТ Р 51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий. . Гражданское право. Учебник /Под ред. Е.А. Суханова. М., 2011. - 278 с. . В.С. Мартемьянов. Хозяйственное право. Курс лекций. М., 2009. - 347 с. . Дашков Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов Высших учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 205. - 520 с. . Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.: Ил. - (Серия «учебник для ВУЗов»). - 241 с. . Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кє», 2012. - 636 с. . Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 248 с. . Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 2009. - 535 с. . Щур Д.Л. Труханович Л.В. Основы торговли. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. - 704 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|