Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родительское программирование




СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

 

Жизненные планы

Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его

умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем

его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему

силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если

надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план

человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен

генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о

постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в

молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только

родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека

проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в

первую очередь себя. Дальше мы еще поговорим об этих иллюзиях.

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о

своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии.

Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее

он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг

(супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может

случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает,

чтобы его мечты сбылись.

*Сценарий* - это постепенно развертывающийся жизненный план, который

формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под

влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает

человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его

сопротивления или свободного выбора.

В намерения автора не входит стремление сводить поведение всех людей и

всю человеческую жизнь к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный

человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым

образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек,

действующий по формуле, - это уже нереальная личность. Но поскольку именно

такие люди, по нашим наблюдениям, составляют основную массу человечества,

мы попытаемся познакомить читателей с результатами своих исследований.

...Делле около тридцати лет. Она ведет жизнь домашней хозяйки. А ее

муж - торговец, он много ездит. Иногда в его отсутствии Делла начинает

пить. Эти загулы нередко кончаются далеко от дома. Как это обычно бывает,

из ее памяти выпадает все, что с ней произошло, когда она была пьяна. Она

узнает о том, что с ней было в различных местах, только тогда, когда

приходит в себя и обнаруживает неожиданно в сумочке номера телефонов

неизвестных ей мужчин. Она пугается, ее охватывает ужас еще и потому, что в

эти минуты понимает: жизнь ее может быть погублена из-за непорядочности

какого-нибудь случайного партнера.

Подобный сценарий чаще всего планируется в детстве. Поэтому если это

сценарий, то именно в нем следует искать все истоки. Мать Деллы умерла,

когда она была маленькой. Отец проводил все дни на работе. Делла плохо

сходилась с другими подростками в школе, чувствовала себя какой-то

неполноценной, жила одиноко. Но в подростковом возрасте она открыла способ

обретения популярности - предаваться любовным забавам с группой мальчишек.

А во взрослом состоянии ей и в голову не приходило связывать эпизоды

сеновала того далекого времени со своим настоящим поведением. Однако все

эти годы в голове она сохраняла основные линии своей жизненной драмы. Акт

первый: завязка - прегрешения на сеновале и ощущение вины. Акт второй:

основное действие - прегрешение и чувство вины из-за пьянства и

безответственности. Акт третий: расплата - разоблачение и наказание. Она

потеряла все - мужа, детей, положение в обществе. Акт четвертый:

освобождение в финале - самоубийство. Теперь, после ее гибели, все прощали

и жалели ее.

Делла провела свою жизнь с чувством неотвратимости надвигающейся

угрозы. Сценарий - трагическая драма, несущая ей освобождение и примирение.

Толкаемая каким-то внутренним "демоном", она нетерпеливо подстегивает свою

судьбу: проклятие, смерть и прощение.

"...Когда-нибудь я открою школу для самых маленьких, выходить замуж

буду четыре раза, заработаю кучу денег на бирже и стану знаменитым

хирургом", - говорит пьяная Мери. Это уже не сценарий. Во-первых, ни одну

из высказанных идей Мери не почерпнула y своих родителей. Они ненавидели

детей, считали развод невозможным, игру на бирже - слишком рискованной, а

работу хирурга - чересчур ответственной. Во-вторых, по своим личностным

качествам Мери для всего этого не подходит. Она слишком напряженно ведет

себя с любыми детьми, равнодушно холодна с мужчинами, боится биржи, а руки

ее дрожат от пьянства. В-третьих, она давно уже решила быть торговым

агентом днем, а вечера и свободные дни проводить в пьяной компании. В-

четвертых, ни один из предлагаемых проектов ее особо не увлекал. В этих

проектах она скорее всего проговаривала то, чего никогда не смогла бы

сделать. В-пятых, каждому, кто ее слышал, было ясно, что Мери и не

собирается заниматься всем тем, что перечислила в своих мечтаниях.

Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее

личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4) действительную

"включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу; 5)

убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие

убежденность.

 

На сцене и в жизни

Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных

сценариев. Лучший способ это осмыслить - рассмотреть связи и сходство между

ними.

1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченном

количестве тем. Наверное, наиболее известная из них - трагедия Эдипа.

Большинство других сценариев также можно найти в греческой драме и

мифологии. Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые нами

модели человеческой жизни.

Психотерапевту, анализирующему чьи-то трансакционные сценарии или

игры, может быть известен их конец, если он знает суть интриги и ее

действующие лица. В процессе анализа можно внести определенные изменения.

Так, например, и психотерапевту, и театральному критику ясно, что Медея

расположена к убийству своих детей и сделает это, если кто-то не сумеет ее

отговорить. Обоим также ясно, что если бы она жила в наше время и ходила бы

еженедельно в терапевтическую группу, то известной нам истории могло бы и

не произойти.

2. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый

результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий. Но для

диалога, произнесенного определенным образом, необходимо, чтобы

выработалась соответствующая этому диалогу мотивация. Как в театре, так и в

реальной жизни реплики заучиваются и произносятся именно так, чтобы реакция

их оправдывала и дальше развивала действие. Если герой заменит текст и

состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Например, если во время

представления Гамлет вдруг начнет читать строки из другой пьесы, тогда и

Офелия тоже должна будет заменить свой текст, чтобы сделать происходящее

осмысленным. Но ведь все представление пойдет иначе. Они могут, скажем,

сбежать вдвоем, вместо того чтобы бродить вокруг замка. Это будет,

наверное, плохая пьеса, но, возможно, лучший вариант жизни.

3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, прежде чем будет

готов для драматического представления. В театре существуют чтения,

прослушивания, репетиции и прогоны перед премьерой. А жизненный сценарий

запускается еще в детском возрасте в той примитивной форме, которую мы

называем "протоколом". Здесь уже другие исполнители. Они ограничены в семье

кругом родителей, братьев, сестер, а в интернате или детском доме - кругом

товарищей или воспитателей. Все они играют свои роли, ибо каждая семья

(интернат или детский дом) представляет собой институт, в котором ребенок

чаще всего не получает уроков особой гибкости. В период отрочества он

встречается с большим числом людей. Он интуитивно ищет тех партнеров,

которые сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо

ребенок играет роль, предполагаемую их сценариями). В это время подросток

дорабатывает свой сценарий с учетом своего окружения. Интрига остается той

же самой, но действие слегка меняется. В большинстве случаев это нечто

вроде пробного представления. Благодаря ряду таких- адаптации сценарий

приобретает определенную форму. Он уже как бы готов для самой "большой

сцены" - финального акта. Если это был так называемый хороший сценарий, то

все благополучно заканчивается "прощальным обедом". Если же то был плохой

сценарий, то "прощание" может звучать с больничной койки, с порога тюремной

камеры или из психиатрической больницы.

4. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть роли хороших

людей и злодеев, счастливцев и неудачников. Кого считать хорошим или

плохим, кого счастливцем, а кого неудачником, определяется весьма

специфично для каждого сценария. Но совершенно ясно, что в каждом из них

присутствуют эти четыре типа, объединенные иногда в две роли. Например, в

ковбойском сценарии хороший парень почти всегда бывает победителем, а

злодей - неудачником. Хороший - это храбрый, решительный, честный, чистый

человек. Плохой - это трусливый, колеблющийся, хитрый, развратный человек.

Победитель обычно выживает, а неудачник погибает или наказывается. В

музыкальных водевилях чаще всего победителем бывает та женщина, которая

завоевывает мужчину, а неудачницей - женщина, теряющая партнера.

В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и

Принцессами, а неудачников зовут Лягушками. Задача анализа состоит в

превращении Лягушек в Принцев и Принцесс. Чтобы это осуществить,

психотерапевт должен выяснить, кто представляет в сценарии пациента хороших

людей и злодеев. Далее надо уяснить, какого рода победителем способен быть

пациент. Он может сопротивляться превращению в победителя, так как,

возможно, идет к психотерапевту совсем не для этого. Может быть, он хочет

стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо, став бравым

неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии, тогда как,

превратившись в победителя, он должен будет отказываться от сценария

частично или полностью и начинать все сначала. Этого люди обычно опасаются.

5. Все сценарии, театральные или из реальной жизни, в сущности,

представляют собой ответы на фундаментальный вопрос человеческих

взаимодействий: что вы говорите после приветственных слов? Например, драма

Эдипа и вся его жизнь вращаются вокруг этого вопроса. Встречая любого

человека старше себя, Эдип первым делом его приветствовал. Следующее, что

он чаще всего делал, будучи движим своим сценарием, это задавал вопрос:

"Померяемся силой?" Если встречный отвечал "нет", то Эдипу оставалось

гадать: говорить ли о погоде, о ходе военных действий или о том, кто

победит на будущих Олимпийских играх. Проще всего он выходил из

затруднения, пробормотав что-нибудь вроде "рад был познакомиться", и

отправлялся своей дорогой. Но если встречный говорил "да", то Эдип отвечал

"отлично!", ибо теперь он нашел того человека, с которым знает, как вести

себя дальше.

6. Сцены в жизненном сценарии человека обычно определяются и

мотивируются заранее, точно так же как и театральные. Простейший пример:

ситуация, когда кончается бензин в бензобаке автомобиля. Его владелец это

всегда определяет за день-два вперед, по показаниям счетчика. Человек

соображает: "Надо заправиться", - но... этого не делает. Фактически не

бывает так, чтобы бензин кончился мгновенно, если в машине все исправно.

Однако в сценарии Неудачника это почти всегда постепенно надвигающееся

событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходят весь

свой жизненный путь, ни разу "не оставшись без бензина".

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском

программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых,

оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать

самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей,

обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему

приемлемый способ структурировать свое время (то есть приемлемый для его

родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те

или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться

на своих ошибках. Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет

несколько аэропланов, предполагая, что выучится на своих ошибках. Хирургу,

например, нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за

другим, пока наконец не выяснится, что он делал все неправильно. Родители,

программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они

научились (или думают, что научились). Если они Неудачники, то передают

свою программу неудачников. Если же они Победители, то соответственно

программируют и судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда

предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен Родительским

программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой

собственный сюжет.

 

Мифы и волшебные сказки

Первая и самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол",

который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий

мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему

гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических

титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.

С годами малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается в

более романтический мир. Он делает из своего сценария первый палимпсест

[Палимпсест (гр. palimpseston - вновь соскобленная книга) - рукопись на

пергаменте поверх смытого или соскобленного текста.] или дорабатывает его,

приводя в соответствие с новыми представлениями о мире. В нормальных

условиях ребенку помогают в этом волшебные сказки и истории о животных,

которые сначала читает ему мать, а потом он читает их сам в часы досуга,

когда можно отпустить на волю воображение. В сказках есть своя магия, хотя

и не столь потрясающая. Они дают ребенку целый ряд новых действующих лиц,

исполняющих роли в его фантазиях. Представители животного царства знакомы

ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры,

внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с

непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть,

все они "сходят" к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже

реклама излучает волшебный свет.

На первой стадии своего развития малыш имеет дело с "магическими"

людьми, которые могут в его воображении при случае превратиться в животных.

На последующей стадии он просто приписывает животным некоторые человеческие

качества. Эта тенденция до определенной степени сохраняется и в жизни

некоторых взрослых людей, особенно связанных в своей работе с животными.

В отрочестве подростки обозревают свой сценарий как *бы* для адаптации

его к той реальности, какой она им представляется: все еще романтичной и

сияющей или с искусственно наведенным глянцем, возможно даже позолоченной с

помощью наркотиков. Постепенно человек движется к завершающему

"представлению". Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь

был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее.

В дальнейшем на ряде примеров мы покажем сходство между мифами,

сказками и реальными людьми. Оно лучите всего схватывается с трансакционной

точки зрения (о которой уже говорилось), основанной на собственном мифе

(изобретенном специалистами по анализам игр и сценариев) как средстве более

объективного видения человеческой жизни.

Теперь "марсианин", сошедший на Землю, должен вернуться обратно и

рассказать "все как есть". "Как есть" - это не так, как о том говорят

земные люди, и не так, как они хотели бы, чтобы он думал. Он не

прислушивается к высоким словам и не изучает статистические таблицы: его

интересует, что действительно делают люди друг другу, друг с другом и друг

для друга, а не то, что они делают, по их собственным словам. Вот,

например, история похищения Европы.

 

Похищение Европы

...Юная красавица Европа, согласно мифам, внучка Нептуна, однажды

собирала цветы на лужайке y моря. Неожиданно перед ней возник и преклонил

колени прекрасный бык. Взглядом он пригласил ее взобраться ему на спину.

Девушке так понравился его мелодичный рев и дружелюбные манеры, что

показалось забавным покататься по лужайке на его широкой спине. Но лишь

только она уселась, бык бросился в море и поплыл неизвестно куда. Ведь это

был сам Юпитер в образе быка, а Юпитер, как известно, не останавливался ни

перед чем, если девица была ему по душе. Девушка звала на помощь, плакала.

Поездка Европы окончилась не столь уж печально, ибо после высадки на Крите

она родила троих могучих и мудрых сыновей. Впоследствии ее именем был

назван целый континент.

Похититель Юпитер происходил из довольно необычной семьи. Его отец,

Сатурн, имел шестерых детей: пятерых старших он съел сразу же после их

рождения, поэтому, когда появился шестой - Юпитер, мать спрятала его,

подложив завернутый в пеленки камень, который отец проглотил. Когда Юпитер

вырос, он заставил Сатурна отрыгнуть камень, а заодно и пятерых съеденных

малюток: Плутона, Нептуна, Весту, Цереру и Юнону.

А Европу в это время Юпитер покинул, и она сошлась с Данаем, царем

Египта, родила ему дочь по имени Амимона. Однажды Амимона пошла за водой

для жителей Аргоса. Здесь ее увидел Нептун, воспылал к ней любовью и взял

ее к себе. Он был старым, почти таким же, как был Юпитер, когда похитил ее

мать.

Перечислим теперь значимые трансакции этой семейной саги, рассмотрев

их как ряд стимулов и реакций.

1. Стимул: прекрасная дева грациозно собирает цветы. Реакция:

влюбленный бог, брат ее дедушки, превращается в золотого быка.

2. Стимул: дева гладит быка, похлопывает его по голове. Реакция: бык

целует ей руки и закатывает глаза.

3. Стимул: дева взбирается ему на спину. Реакция: бык похищает ее.

4. Стимул: она выражает ужас, плачет, но пытается добиться: кем

является бык на самом деле? Реакция: бык привозит ее на остров Крит, и все

оборачивается как нельзя лучше.

5. Стимул: отец поедает своих детей. Реакция: мать подсовывает ему

камень. Реакция: спасенный сын заставляет отца вернуть съеденных детей и

проглоченный камень.

6. Стимул: прекрасная дева идет за водой. Реакция: она попадает в

историю со стариком.

Для сценарного аналитика самое интересное в этой серии мифических

трансакций заключается в том, что, несмотря на бурные рыдания и протесты,

Европа ни разу не сказала решительно: "Стоп!" или "Hy-ка, вези меня

обратно!". Вместо этого она занялась разгадыванием личности похитителя.

Выражая на словах протест, она действовала достаточно осторожно, чтобы не

сорвать действие драмы. Она покорилась ходу событий и стала интересоваться

их окончанием. А ее рыдания имели тот двусмысленный характер, который мы

назовем "игровым", или "сценарным". Фактически она играла в "Соблазни

меня", что отлично укладывалось в предназначенный ей сценарий, согласно

которому она становилась матерью трех сильных и смелых мужчин. Она проявила

интерес к личности похитителя, не пыталась его обескуражить. Однако громкие

протесты снимали с нее ответственность за то, что она будто бы с ним

флиртовала.

Но обратимся к более знакомому сюжету, содержащему в основном те же

самые трансакции, хотя и слегка в измененном виде. Мы имеем в виду сказку

"Красная Шапочка". Эта сказка братьев Гримм, наверное, известна всем детям

мира. Она привлекает их с малых лет и будит их воображение.

 

Красная Шапочка (КШ)

Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка (КШ).

Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь

пролегал через лес, где она встретила соблазнителя - волка. Девочка

показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу,

погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка

развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда

девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь

рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно

старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая. Но

потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно

освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий

живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник

убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную

Шапочку.

Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное

завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки

в его животе оказываются камни. С точки зрения "марсианина" эта история

вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком,

вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но,

размышляя о случившемся, он гадает: "Что все это может означать?" и "Что

представляют собой люди, с которыми это могло случиться?"

 

Реакция "марсианина"

...Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке,

которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая

мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему

она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь

беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но

если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей

останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная

Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать

не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается

впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или

она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая

же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши,

лапы и зубы, все еще думать, что перед ней *ее* бабушка? Почему она не

бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать

волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора

с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он собирается

съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью".

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на

эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого

со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки

зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.

1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью "несчастного

случая", чтобы в конце истории разразиться словами: "Hy разве это не

ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк...".

2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно

живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам

накличет на себя беду. Он, наверное, читал в юности Ницше (если может

говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка:

"Живи с опасностью и умри со славой".

3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное,

надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила

со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или

по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной - ведь y нее

совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?

4. Охотник - очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать

побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно

подростковый сценарий.

5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и

даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра

заканчивается для нее удачно.

В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой.

Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом -

интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить

себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в

качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким

девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что

волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от

их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом

возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке

на целый день?

Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить

себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в

вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в

будущем, когда вырастет?

 

Сценарий Красной Шапочки

Многие психоаналитики, анализируя сказку о Красной Шапочке, большое

внимание уделяют символическому значению камней, положенных в волчий живот.

А трансакционные аналитики считают более важным изучение взаимодействий

между героями сказки.

...Керри пришла к психотерапевту на консультацию в возрасте тридцати

лет. Она жаловалась на головные боли, депрессию, скуку, отсутствие

удовлетворительного партнера. Как и большинство Красных Шапочек (КШ), с

которыми сталкивался психотерапевт, она старалась всем помочь, но не прямо,

а как-то косвенно. Однажды, войдя в помещение консультации, она сообщила:

"На улице, около вашего дома, лежит больная собака. Позвоните в

ветеринарную поликлинику!" - "А почему вы сами не позвоните?" - спросил

психотерапевт. "Кто, я?" - был ответ женщины. Сама она никого никогда не

спасла, но всегда знала, где найти спасителя. Это типично для КШ.

Психотерапевт как-то спросил ее: "Не приходилось ли вам работать в

учреждении, где кого-то из сотрудников регулярно посылали покупать

бутерброды к совместному чаепитию? И кто обычно ходил?" - "Конечно, я", -

был ответ.

Сценарная часть жизненной истории Керри такова. В возрасте от шести до

восьми лет мать обычно посылала дочь к своим родителям с разными

поручениями или просто поиграть. Иногда бабушка отсутствовала, тогда внучка

играла с дедушкой, который в основном старался забраться к ней под платье.

Матери она об этом не говорила, так как понимала, что мать этому не поверит

и обвинит ее во лжи.

Теперь вокруг Керри много мужчин, большинство из которых для нее -

"мальчишки", "щенки". Некоторые пытаются за ней ухаживать, но она рвет

отношения после двух или трех встреч. Каждый раз, повествуя психотерапевту

об очередном разрыве, на его вопрос "Почему это произошло?" она отвечает:

"Ха! Потому что он щенок!" Так она и живет, отпугивая всех "щенков",

прозябая в тоскливом, подавленном состоянии. Отношения с дедушкой были

самым волнующим событием в ее жизни. Видимо, она намерена провести остаток

своей жизни в ожидании нового "дедушки".

Такой была жизнь КШ (Керри) после того, как сказка закончилась.

Впечатления от "волка" (дедушки) - это самое интересное из всего, что с ней

происходило. Во взрослом состоянии она также "бродит по лесу" и "носит

пирожки", надеясь встретить нового "волка". Но попадаются лишь "щенки",

которых она с пренебрежением отвергает.

Характеристика реальной КШ такова:

1. Мать обычно посылает дочь с поручениями.

2. Девочка не любит помогать людям сама, но пытается организовывать

помощь и всегда ищет поводы для этого.

3. Когда она выросла и стала работать, именно ее выбирают из всех

сотрудниц для различных поручений. Она всегда либо спешит, либо рассеянно

бродит, совсем как маленькая девочка. Она не умеет ходить с достоинством.

4. Она все ждет чего-то подлинно волнующего, а пока что мучается от

скуки, поскольку попадаются лишь "щенки", на которых она привыкла смотреть

свысока.

5. Ей нравится "наполнять волчьи животы камнями" или каким-нибудь их

подобием из повседневной жизни,

6. Неясно только одно: является ли для нее мужчина-психотерапевт

спасителем или он - просто приятный несексуальный "дедушка", в присутствии

которого она ощущает покой и легкую ностальгию по былым ощущениям?

7. Она смеется и соглашается, когда психотерапевт говорит, будто она

напоминает ему КШ.

8. Следует отметить, что сценарии матери Красной Шапочки, дедушки по

материнской линии и бабушки по материнской линии должны быть

дополнительными, для того чтобы эпизоды сказки повторялись неоднократно.

Счастливый ее конец также подозрителен, так как в реальной жизни все

происходит иначе. Надо иметь в виду, что волшебные сказки обычно

рассказывают добронамеренные родители, поэтому счастливый конец

навязывается благожелательным, но лживым Родительским состоянием Я. Сказки,

сочиненные самими детьми, чаще всего более реалистичны и совсем

необязательно хорошо заканчиваются. Наоборот, финал этих сказок бывает

ужасным.

 

В ожидании Rigor mortis

Одну из целей сценарного анализа мы видим в соотнесении жизненного

плана пациента с грандиозной историей развития человеческой психологии с

самых пещерных времен вплоть до наших дней. Некоторые ученые, освещая

принципы сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг и их последователи

показали, логика и деяния героев мифов живы и по сей день... Они

утверждают, что мифический герой достиг всемирно-исторического триумфа,

тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах. А нам

бы хотелось добавить пациент является пациентом потому, что он - реальный

человек. Поэтому он и идет к психотерапевгу, роль которого - Мудрый

Волшебник из мифов и сказок, чей совет помогает "герою" пережить ловушки и

удары неумолимой судьбы. Так, на наш взгляд, воспринимает это Ребенок в

пациенте, и неважно, как излагает проблему его Взрослый.

Совершенно очевидно, что дети во все времена сталкивались и

сталкиваются с одними и теми же проблемами, используя для их решения

примерно одни и те же средства. Человек, пытаясь дойти до сути, нередко

видит, что жизнь-то оказывается чем-то вроде старого вина, но в новых

мехах. Так, например, скорлупа кокоса уступила путь бурдюку из козьей

шкуры, бурдюк глине, а глина стеклу, однако виноградные гроздья почти не

изменились. Поэтому психотерапевту трудно бывает обнаружить изменения в

каком-то обычном сюжете или выявить новизну жизненных приключений пациента.

Некоторые элементы его сценария можно с определенной уверенностью

предсказать и даже изменить путь его развития, прежде чем человек

столкнется с бедой или катастрофой. Это мы называем превентивной

психиатрией, когда "имеет место прогресс". Более того, психотерапия в

состоянии помочь внести в сценарий изменения или вовсе его отбросить -

"достигнуть выздоровления".

Мы исходим из необходимости искать именно тот миф или ту волшебную

сказку, которым следует пациент. И чем более мы к ним приближаемся, тем

лучше для пациента.

Отсутствие такого "исторического" основания обычно бывает чревато

ошибками. Простои эпизод из жизни пациента или его любимая игра могут быть

приняты за весь сценарий. Соотнесение жизненного плана пациента или

жизненного плана его Ребенка с целостностью сюжета, апеллирующего к

универсальным изначальным пластам человеческого сознания, дает

психотерапевту по меньшей мере основание для анализа, а в лучшем случае -

указывает на необходимые действия, чтобы предотвратить или смягчить

печальный финал.

 

Сценарий: в ожидании Rigor mortis

Волшебная сказка может открыть элементы сценария, без которых трудно

докопаться до сути, например "сценарной иллюзии". Трансакционный аналитик

чаще всего полагает, что некоторые психиатрические симптомы возникают из

определенной формы самообмана Именно поэтому пациента можно вылечить,

исходя из тою, что его проблемы имеют своим источником фантастические идеи.

В сценарии, известном под названием "Фригидная женщина" или "В

ожидании Rigor mortis", мать убеждает девочку, что мужчины - это животные,

но долг супруги - удовлетворять их животную страсть. Если мать заходит

достаточно далеко, девочка может даже вообразить, что умрет в случае

оргазма. Обыкновенно такая женщина - большой сноб, она предлагает выход,

или "антисценарий", способный "снять" проклятие. Секс будет дозволителен,

если мужем дочери станет очень важная персона, какой-нибудь Принц с

Золотыми Яблоками. Если же это не удастся, мать обычно внушает дочери: "Все

опасности останутся позади по достижении менопаузы, когда ты уже ничего не

будешь чувствовать в смысле секса".

Здесь налицо три иллюзии: оргатанатос, или фатальный оргазм. Принц с

Золотыми Яблоками: благословенное освобождение или очищающая менопауза. Но

из них ни одна не является настоящей сценарной иллюзией. Девочка проверяет

оргатанатос мастурбацией и понимает, что это не смертельно. Принц с

Золотыми Яблоками не иллюзия, ибо как раз возможно, что такой человек

найдется. Можно ведь выиграть пари или получить четыре туза в покере -

такое маловероятно, но не мифично: это случается. А благословенное

освобождение - это не то, чего на самом деле хочет ее Ребенок. Чтобы найти

сценарную иллюзию, нужна волшебная сказка.

 

 

История Спящей Красавицы

...Рассерженная волшебница сказала, что девушка уколет палец вязальной

спицей и упадет замертво. Другая предсказала "Она будет спать сто лет".

Когда ей минуло пятнадцать, она уколола палец и мгновенно уснула. В это же

мгновение уснули все, кто был в замке. В течение столетия многие принцы

пытались пробиться к замку, но ни один из них не преуспел. Наконец, когда

настало время, прибыл принц, которому было суждено достичь цели. От его

поцелуя принцесса проснулась. Они полюбили друг друга. В это же время

очнулись все в замке. Они находились в тех же самых местах и тех же позах,

когда заснули, как будто ничего не произошло и не минуло столетия. Сама

принцесса так и осталась пятнадцатилетней, а не стала стопятнадцатилетнеи.

Она вышла за принца замуж, и по одной версии они зажили счастливо, по

другой - это было только началом их несчастий.

Мифология полна волшебными снами. Наверное, самый известный - это сон

Брунгильды, спавшей на вершине горы, окруженной огнем, который под силу

было преодолеть только герою, каковым и оказался Зигфрид.

События, описанные в истории Спящей Красавицы, безусловно с некоторыми

поправками, могут происходить. Девицы укалывают пальчики и падают в

обморок, а в сон они погружаются в своих "башнях". Точно так же "принцы"

бродят в поисках заколдованных красавиц. Единственное, чего не может быть в

жизни,- чтобы никто не постарел и не изменился по истечении многих лет. Это

и есть настоящая иллюзия. Именно та иллюзия, на которой строится сценарий,

в основе которого лежит появление принца. Девушке все еще будет казаться,

что ей пятнадцать, а не тридцать, сорок или пятьдесят лет и будто вся жизнь

еще впереди. Такова иллюзия, задержанной юности, скромная дочь иллюзии

бессмертия. И реальной жизни такую девушку почти невозможно убедить в том,

что "принцы" - это уже не те молодые люди, о которых она мечтала, так как

они уже достигли ее возраста и стали "королями", что для нее менее

интересно. Это самая грустная часть работы сценарного аналитика: разрушать

иллюзию, сообщать Ребенку пациента, что Санта Клауса в жизни не существует.

Пациенту и аналитику гораздо легче работать, если y пациента есть любимый

сказочный сюжет, от которого можно отталкиваться.

Одна из практических проблем подобных сценариев состоит в том, что,

найдя Принца, Спящая Красавица может ощущать рядом с ним свою социальную

неполноценность, поэтому она порой начинает выискивать недостатки и

разыгрывать "опозоренную", чтобы низвести его до своего уровня. В

результате он начинает желать только одного: чтобы она ушла назад в свой

"замок" и вновь "заснула". Если же Спящая Красавица соглашается на меньшее,

не на принца, а на Макинтоша из зеленной лавки, то она будет чувствовать

себя обманутой, станет вымещать на нем зло. Но в то же время она не будет

терять из виду других мужчин: а вдруг появится тот самый, долгожданный

Принц. Описанный сценарий очень важен, потому что множество людей на всем

земном шаре тем или иным образом проводят свою жизнь в ожидании Rigor

mortis.

 

Семейная драма

Хорошим способом, раскрывающим основную интригу и главные линии

сценария пациента, мы считаем возможность предложить ему вопрос: если вашу

семейную жизнь представить на сцене, какая могла бы получиться пьеса?

Прототипом некоторых семейных драм нередко считают пьесы древнегреческого

драматурга Софокла об Эдипе и Электре. Сценарный аналитик должен знать, что

драма Эдипа или Электры может выражаться в замаскированных сексуальных

переживаниях матери, связанных с сыном, и во влечении отца к дочери.

Внимательное изучение подобных ситуаций почти всегда открывает довольно

явные трансакции, свидетельствующие о том, что эти влечения и чувства могут

реально существовать, хотя родители обычно стараются их скрыть за своего

рода "шумовой завесой". Смущенный родитель маскирует половое влечение

Ребенка в нем к его собственному отпрыску, становясь на Родительскую

позицию шумных указаний и поучений. Но в определенных обстоятельствах

подлинные чувства пробиваются наружу, несмотря на попытки скрыть их. Обычно

самыми счастливыми родителями бывают те, кто открыто восхищается

привлекательностью своих детей.

Трагедии Эдипа и Электры в реальной жизни возможны в разных вариантах.

Когда дети становятся взрослыми, то вполне вероятны случаи, что мать

вступает в интимную связь с приятелем сына или отец с подругой дочери.

Иная, более "игровая" версия - это когда мать находится в интимных

отношениях с приятелем дочери, а отец - с подругой сына. Любое отклонение

от нормальных ролей Эдипа и Электры должно интересовать психотерапевта, так

как в этом сценарии обычно заложены основные жизненные проблемы, несомненно

воздействующие на весь жизненный путь личности.

 

Судьба человека

Мы считаем сценарием то, что человек еще в детстве планирует совершить

в будущем. А жизненный путь - это то, что происходит в действительности.

Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически, а также

положением, которое создают родители, и различными внешними

обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже

самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. То же может

случиться, если "герой" вдруг войдет в сценарий какого-нибудь незнакомца,

например, хулигана, убийцы, автолихача. Комбинация подобных факторов может

закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить

трагичность жизненного пути.

Существует множество сил, влияющих на человеческую судьбу:

родительское программирование, поддерживаемое внутренним "голосом", который

древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование,

подталкиваемое течением жизни, с давних времен именуемой physis (природа);

внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления, которым

древние не дали человеческого имени, поскольку они были привилегией богов и

королей. Продуктом действия этих сил и оказываются различные типы

жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому

типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому.

 

* * *

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы

находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и

Фрейда.

Фрейд соотносил многие аспекты человеческого существования с драмой

Эдипова мифа. С точки зрения психотерапевта, можно представить пациента

Эдипом, что должно проявиться в его реакциях. "Эдип" - это нечто

происходящее в голове пациента. В сценарном же анализе Эдип - это драма,

реально развертывающаяся в действительности, разделенная на сцены и акты, с

экспозицией, кульминацией и финалом. Очень важно, чтобы пациент видел, как

окружающие его люди играют свои роли. Ведь он знает, о чем следует говорить

с людьми, чьи сценарии пересекаются или стыкуются с его собственными.

Некоторые ученые - последователи Фрейда считают, что "Эдип" - это

драма, а не просто разбор реакций, другие психологи придерживаются мнения о

том, что самые важные мифы и волшебные сказки происходят из одного

фундаментального сюжета, который реализуется в фантазиях или в

действительной жизни многих людей всего мира. Самые ранние сценарные

психоаналитики были в Древней Индии. Они строили свои предсказания в

основном на астрологических идеях. Об этом любопытно говорится в

"Панчатантре" ["Панчатантра" - памятник санскритской повествовательной

литераторы (около III-IV вв.), объединяющий книги, басни, сказки, притчи и

новеллы нравоучительного характера].

 

ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ

 

Задолго до рождения

Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь

прародителей тех семей, y которых прослеживается в письменном виде вся

история их предков наподобие того, как это делается y королей. Тогда можно

заглянуть в глубь времен и посмотреть, насколько дедушки и бабушки, живые

или покойные, воздействуют на жизнь своих внуков. (Вспомним старинную

поговорку: "Яблоко от яблони недалеко падает".) Известно, что многие дети в

раннем возрасте обязательно хотят быть похожими на своих родителей. Это

желание оказывает воздействие на их жизненные сценарии, но нередко вносит

трудности во взаимоотношения между родителями ребенка. Так, например,

американские матери чаще всего побуждают своих детей брать пример с

дедушки, а не с отца.

Очень полезный вопрос, который психотерапевт может задать пациенту в

отношении его прародителей: "Знаете ли вы, как жили ваши прадедушка и

прабабушка?" Если человек знает историю своей семьи, то его ответы в

основном можно разбить на четыре самые распространенные формы.

1. *Гордость* *за* *предков*. Пациент констатирует факт: "Мои предки

были ирландскими королями" или "Мой прапрапрадедушка был главным раввином в

Люблине". Ясно, что этот человек запрограммирован идти по стопам своих

предков, то есть желает стать выдающейся личностью. Если свой ответ он

произносит торжественно и церемонно, то скорее всего этот человек

неудачник, который использует информацию о своих предках для оправдания

собственного существования, поскольку ему самому не дано отличиться.

Если же ответ звучит так: "Мать мне всегда говорила, что мои предки

были ирландскими королями, ха-ха" или "Мать мне говорила, что мой

прапрапрадедушка был главным раввином, ха-ха", - то за этой интонацией

почти всегда скрывается некоторое неблагополучие. Человеку "позволено"

подражать своим исключительным предкам, если y него есть что-то от

неудачника. Тогда этот ответ может означать: "Я такой же пьяница, как

ирландский король, этим я на него и похож, ха-ха" или "Я так же беден, как

главный раввин, тем и похож на него, ха-ха". В подобных случаях раннее

программирование состояло в следующем: "Ты происходишь от главного раввина,

а все раввины были бедными". Это может быть равноценно указанию: "Будь

таким, как твой знаменитый предок, или не ищи богатства, как не искал его

твой предок". Во всех подобных случаях предок обычно трактуется как

семейный героический образец из прошлого, которому можно подражать, но

который нельзя превзойти.

2. *Идеализация*. Она может быть романтической или парадоксальной.

Так, преуспевающий в жизни человек может сказать: "Моя бабушка была

прекрасной хозяйкой" или "Мой дедушка дожил до девяноста восьми лет,

сохранил все зубы и не имел ни одного седого волоска". Это ясно показывает:

говорящий хочет повторить судьбу своих прародителей и исходит из нее в

своем сценарии. Неудачники обычно прибегают к парадоксальной идеализации:

"Моя бабушка была строгой практичной женщиной, но в старости она сильно

сдала". Здесь явно предполагается: хотя она и сдала, но была все же самой

бодрой старушкой в доме престарелых. Скорее всего в этом же состоит и

сценарий внучки: стать среди других старых людей самой бодрой старушкой.

Модель, к сожалению, столь распространенная, что состязание за право быть

"самой бодрой старушкой" может стать весьма острым, волнующим, но, как

правило, разочаровывающим.

3. *Соперничество*. Ответ: "Дедушка всю жизнь своей личностью подавлял

бабушку" или "Дедушка был такой бесхарактерный, любой человек делал с ним

все, что хотел". Подобные ответы часто представляют собой невротическую

реакцию, которую психотерапевты интерпретируют как выражение желания

Ребенка быть сильнее своих родителей.

Ответ: "Дедушка - единственный человек, который может возражать моей

матери. Я хотел бы быть таким же, как он" или "Если бы я был отцом моего

отца, то не боялся бы показать ему свою силу". Описания истории неврозов

свидетельствуют о сценарной природе подобных установок, когда ребенок в

своих мечтах может представлять себя "принцем" воображаемого "королевства",

"королем" которого является его отец. При этом может присутствовать отец

"короля", причем более могущественный, чем сам "король". Иногда ребенок,

наказанный матерью, может сказать: "Вот я женюсь на бабушке!" В этом

высказывании проявляется его тайное (но не бессознательное) планирование

своего сценария, в основе которого была волшебная сказка (становясь

собственным дедушкой, он как бы обретал власть над своими родителями).

4. *Личный* *опыт*. Мы говорим о действительных трансакциях между

детьми и их прародителями, оказывающих сильное влияние на формирование

сценария ребенка. Бабушка может вдохновить мальчика на героические дела, с

другой стороны, дедушка может плохо повлиять на внучку-школьницу. которая в

будущем превратится в Красную Шапочку.

В целом, как показывают мифология и практическая деятельность, к

прародителям относятся с благоговением или ужасом, тогда как родители

вызывают восхищение или страх. Изначальные чувства благоговения и ужаса

оказывают влияние на общую картину мира в представлении ребенка на ранних

стадиях формирования его сценария.

 

Возникновение новой жизни

Ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу.

Она начинает складываться уже тогда, когда его родители вступают в брак.

Иногда молодая пара, в женитьбе которой были заинтересованы семьи с обеих

сторон, мечтает родить сына чтобы иметь наследника. Сын в этом случае

воспитывается в соответствии с жизненной установкой, усваивая все. что

должен знать и уметь наследник большого богатства. Сценарий, по существу,

вручается ему в готовом виде. Если же в таких случаях первым ребенком

оказывается девочка, а не мальчик, то ее могут ждать жизненные трудности.

Подобное часто случается с перворожденными дочерями банкиров. К воспитанию

этих девочек родители могут относиться безразлично. Иногда супруг способен

даже развестись со своей женой, если она после первой дочери не родит

мальчика. При этом девочка, прислушиваясь к ссорам родителей, ощущает

смутное чувство своей вины из-за того, что она не родилась мальчиком.

В жизни бывает так, что в планы мужчины вовсе не входит вопрос о

женитьбе на женщине, которая ждет от него ребенка. Тогда будущий папаша

чаще всего навсегда исчезает "со сцены". А юному "герою" суждено в этом

случае следовать своим собственным путем почти с самого дня своего

рождения. Бывает, что и мать отказывается от ребенка. Но иногда мать

оставляет при себе даже нежеланного ребенка, потому что его рождение

освобождает ее от бездетного налога. Позже, уже в подростковом возрасте,

сын (дочь) может узнать о ситуации, сложившейся во время его появления на

свет. Тогда на вопрос о его семейном положении он вполне серьезно

(возможно, и с иронией) может ответить: "Я - денежное пособие для своей

матери-одиночки".

Когда y супругов долгое время нет желанного ребенка, то родительская

страсть может привести их к определенному состоянию, которое описывается во

многих волшебных сказках, таких, например, как "Мальчик-с-пальчик". Это

пример тому, что реальная жизнь бывает похожа на волшебный сюжет.

Одновременно возникают другие интересные сценарные проблемы, охватывающие

всю гамму романтики и трагизма. Например, что было бы если бы шекспировский

Ромео стал отцом или Офелия родила бы ребенка? Что бы стало с их детьми?

Вспомним миф о Медее, погубившей своих детей. Это наиболее известный

пример, в котором дети становятся жертвой родительских сценариев. В

современном мире маленькие мальчики и девочки, которые продаются родителями

чужим людям, также становятся такими жертвами.

Непосредственная ситуация зачатия может быть названа зачаточной

установкой, причем, необходимо отметить: независимо от того, была ли

ситуация результатом случайности, страсти, любви, насилия, обмана, хитрости

или равнодушия. Следует анализировать любой из этих вариантов, чтобы

выяснить, каковы были обстоятельства и как подготавливалось это событие.

Планировалось ли оно? Если планировалось, то как хладнокровно и педантично,

с темпераментом, разговорами и обсуждениями или в молчаливом страстном

согласии? В жизненном сценарии будущего ребенка могут отразиться все эти

качества. Возможно, его родители считали секс занятием бездельников или

пошлостью, а может быть, священнодействием или развлечением? Отношение

родителей к интимной жизни может быть перенесено и на их ребенка. А если

мать пыталась избавиться от плода? Может быть, даже несколько раз? Делались

ли аборты или попытки аборта во время предыдущих беременностей? Здесь можно

задать бесконечное число вопросов различной степени деликатности. Однако

надо учитывать, что все эти факты могут воздействовать на сценарий даже еще

не рожденного ребенка.

 

Очередность рождений

Самый важный фактор здесь - сценарий родителей. Пришелся ли ребенок,

как говорят, ко двору? Возможно, малыш родился не того пола или появился на

свет не вовремя? Может быть, по сценарию отца ему предназначалось быть

ученым, а он вдруг стал футболистом? Совпадал ли материнский сценарий со

сценарием отца или y них были противоречия? Играют свою роль и традиции,

почерпнутые из волшебных сказок или из реальной жизни.

Например, согласно сценариям многих многодетных родителей, одному из

детей, суждено прославить их, а другому отводится роль неудачника, который

может их опозорить. Если матери суждено под конец жизни стать одинокой и

беспомощной, то один из детей, будто с самого рождения воспитанный для

этого, обычно остается ухаживать за ней, тогда как остальные дети уходят из

дома и усваивают роль неблагодарных. Когда сорокалетний холостой сын или

дочь - старая дева решается нарушить сценарий, например переехать в другое

место или (еще хуже) выйти замуж, то реакцией матери чаще всего оказывается

резкое обострение болезни, вполне понятное в ее возрасте и достойное

сожаления. Сценарная природа подобных ситуаций нередко обнаруживается

тогда, когда мать "неожиданно" завещает большую часть денег неблагодарным

детям, оставляя жалкие гроши преданному сыну или любящей дочери.

Общее правило состоит, на наш взгляд, в том, что дети в своих семейных

отношениях чаще всего в будущем воспроизводят родительские сценарии. Лучше

всего это можно продемонстрировать на простейших примерах, а именно на

количественном и порядковом расположении детей в семье. Пол ребенка лучше

не учитывать, так как его еще не научились регулировать. Наверное, это к

счастью, ибо остается, пожалуй, единственная возможность нарушать

повторение сценариев от поколения к поколению, благодаря чему хотя бы

некоторые дети могут начинать все сначала. Тщательное исследование

нескольких семей обнаруживает удивительно много "совпадений" в этой

области.

На схеме 5 изображено сценарное фамильное дерево. В семействе Эйбл

было трое мальчиков: Кэл, Хэл и Вэл. Когда родился Вэл, Хэлу было четыре

года, а Кэлу - шесть лет, так что их порядок - 0 - 4 - 6. Их отец Дон был

старшим из трех детей с расположением 0 - 5 - 7. Их мать Фэн была старшей

из трех девочек с расположением 0 - 4 - 5. У ее сестер Нэн и Пэн также было

по трое детей. Мать Фэн Гренни была старшей из двух девочек с расположением

0 - 6, с выкидышем в промежутке. Видно, что промежуток между рождениями

всех этих троиц располагается в пределах от пяти до семи лет. Такого рода

фамильное дерево показывает, что при планировании семьи, когда это касается

ее численности и расположения в ней детей, люди часто следуют примеру своих

родителей. Рассмотрим, какие "сценарные указания" могли бы быть даны

Грэммом и Гренни Дону и Фэн.

 

+----6----+? 0

Грэм = Мать Отец = | Грэнни | Выкидыш <Ж>

(дедушка) | | |(бабушка)| | |

| | +----+----+ | |

| | +-----------+--------+

+---+-+---+ +----------+--+-----+

| | ++--+ +-+-+ | |

Джон Джени |Дон| = |Фэн| Нэн Пэн

0 5 +-7-+ | +-5-+ 4 0

| +--+--+ +--+--+

| <М><М><М><М><М><Ж>

|

+-------+-------+ +------------------+

| | | |Расположение детей|

Вэл Хэл Кэл | = 0? 6 |

0 4 6 | 0 5 7 = 0 4 5 |

| 0 4 6 |

<М> мужчина +------------------+

<Ж> женщина +-----------------------------+

= женатый (замужняя) | Пол детей |

| <Ж> <Ж> |

|<М><Ж><М> = <Ж><Ж><Ж> |

| <М><М><М><М><М><М><М><М><Ж>|

+-----------------------------+

 

Схема 5. Сценарий: фамильное дерево семейства Эйбл

 

_А_. "Когда вступишь в брак, роди троих детей. Потом ты будешь

свободной в своих действиях". Это самый гибкий сценарий, не требующий

спешки и принуждения, к тому же ни в чем не имеющий ограничений. Страх

"сценарного срыва" и отсутствие материнской любви могут угрожать тогда,

если Фэн нарушит сценарий, то есть вовремя не произведет на свет

запланированных трех отпрысков. Но заметьте: Фэн не свободна, _пока_ не

родит третьего ребенка. Этот сценарий мы называем "Пока".

_В_. "Когда выйдешь замуж, роди по крайней мере троих детей". Здесь

также нет ограничения, но может ощущаться некоторая спешка, особенно если

Грэмм и Гренни будут отпускать шуточки по поводу плодовитости Дона и Фэн.

_С_. "Когда вступишь в брак, имей не больше троих детей". Здесь

спешить некуда, но вводится ограничение, так что Дон и Фэн могут опасаться

новых беременностей после третьего ребенка. Это сценарий "После", так как

предполагаются неприятности в случае рождения (_после_ третьего) новых

детей.

Теперь посмотрим, как могла бы рассуждать Фэн в свете каждого из этих

указаний, если бы родила четвертого ребенка (предположим, Педвара). В свете

_А_: "Первые трое - бабушкины и пусть воспитываются по ее методе". Педвар

же - собственный ребенок Фэн, она может растить его так же, как Кэла, Вэла

и Хэла, а возможно, и иначе. У этого ребенка она может воспитать

самостоятельность, и, может быть, он вырастет более свободным и

независимым, чем остальные дети.

Однако Фэн может обращаться с ним, как когда-то с куклой. Это была ее

собственная, особенная кукла, которую она нянчила так, как ей хотелось. А с

другими куклами она обращалась так, как ее учила мать (Гренни). Иными

словами, та любимая кукла ее детства как бы подготовила специальный

сценарий для четвертого ребенка - Педвара. Эти сценарии Фэн может

использовать, выполнив свой долг перед Гренни. В случае _В_ все будет

похоже на _А_, с тем лишь исключением, что Гренни будет иметь на Педвара

большее влияние, чем в случае _А_, поскольку он будет рассматриваться как

дополнительная возможность, которую предоставила Гренни, а не как результат

свободного выбора. В свете _С_ Педвар - уже неприятность, поскольку, родив

его, Фэн нарушила указание Гренни. Поэтому к нему будут относиться как к

нежеланному ребенку: неприветливо, нервно или безразлично. В этом случае,

если принцип наших рассуждений верен, окружающие будут постоянно замечать,

что он отличается от трех своих старших братьев в худшую сторону.

Далее рассмотрим игры, в которые играют родители, определяя численный

состав своей семьи. Например, в одной семье девушка Дженни была старшим

ребенком из одиннадцати детей. Нэнни, ее мать, частенько жаловалась, что

последних пятерых детей ей рожать не хотелось. Казалось, следовало бы

предполагать, будто Дженни "запрограммируется" на рождение шестерых детей.

Но это предположение оказалось неверным. Она родила одиннадцать детей, и,

конечно, постоянно жаловалась на то, что последние пятеро детей появились

вопреки ее желанию. Таким образом, она получила возможность в зрелом

возрасте разыгрывать игры: "И вот опять...", "Поспешила", "Фригидную

женщину", то есть точь-в-точь как это делала ее мать. Этот пример можно

использовать в качестве теста на психологическую грамотность. Например, на

вопрос: "Если y женщины одиннадцать детей и она постоянно говорит, что

пятеро последних не были для нее желанными, то сколько детей скорее всего

будет иметь ее старшая дочь?". Сценарный аналитик в этом случае должен

ответить: "Одиннадцать". Тот, кто скажет "шесть", по нашему мнению,

затрудняется в понимании и прогнозировании человеческих реакций, ибо

полагает, что важные решения, так же как и тривиальные, должны быть

"рационально" мотивированы. А они обычно определяются родительскими

указаниями сценария.

Исследуя эту проблему, психотерапевт обычно спрашивает родителей

пациента: во-первых, сколько братьев и сестер y каждого из них; во-вторых,

сколько детей они хотят иметь; в-третьих, сколько детей, как они полагают,

будет y них на самом д

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...