Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие в детские годы




 

Влияния в раннем возрасте

Первоначальное сценарное программирование начинается в период

кормления младенца и происходит в виде кратких "протоколов", которые позже

"перерабатываются" в сложные трансакции. Обычно это двусторонние сцены, в

которых участвуют младенец и его мать иногда с появляющимися зрителями со

стороны. Мать и малыш связаны в это время кормлением, краткими фразами и

отдельными словами. Несколько сложнее осуществляются сцены купания, в

которых уже можно предсказать, кому (матери или ребенку) суждено быть

победителем, а кому неудачником.

Пройдут годы, в течение которых мама будет то восторгаться своим

малышом ("Какой же он хороший мальчик!"), то волноваться ("Его что-то

беспокоит?") или часами сидеть, напевая колыбельную y кроватки заболевшего

ребенка. В это время уже начали формироваться ощущения благополучия и

неблагополучия, которые в какой-то степени могут помочь предвидеть: кем

станет в будущем ребенок - Принцем или Лягушкой (для женщин - Принцессой

или Гусыней). Вечным Принцем или Принцессой с программой успеха чаще всего

(но не всегда) бывает первый ребенок.

 

Убеждения и решения

К тому времени, когда мама скажет: "Давай, милый, я тебе помогу" или

"Хватит его уговаривать!", y ребенка же появляются мнения и даже убеждения

относительно самого себя и окружающих его людей, особенно родителей. Эти

убеждения очень часто сохраняются y человека на всю жизнь. Мы попытаемся

объяснить эту мысль и представить ее в таком виде: 1) "Со мной все в

порядке" или "Со мной не все в порядке"; 2) "С тобой все в порядке" или "С

тобой не все в порядке". На этой основе человек может принимать

определенные жизненные решения, например:

"Этот мир прекрасен, когда-нибудь я сделаю его еще лучше" (с помощью

науки, политики, поэзии, музыки и т.д.).

"Этот мир отвратителен, наверное, когда-нибудь я убью себя или убью

кого-нибудь". В такой же интонации возможны и другие варианты, когда весь

мир выглядит весьма посредственным, а именно. "В этом мире надо выполнять

все, что требуется, а в промежутках получать удовольствие от жизни", или

"Этот мир настолько скучный, что остается лишь надеть белый воротничок и

перекладывать чужие бумаги", или "В этом жестоком мире нужно гнуться,

изворачиваться, торговаться, покоряться или сражаться за жизнь", или "Это

тоскливый мир, в котором лучше всего сидеть в баре и на что-то надеется",

или "Это мир нищеты, безнадежности, и пора все это бросить".

 

Позиции - местоимения

Решение (каким бы оно ни было) основывается на позиции, которая

предполагает отношение человека к миру в целом, ко всем, кто его окружает,

- друзьям и врагам:

"Стоит ли жить, если мир настолько ужасен? Но, наверное, я сам очень

плохой, и друзья не лучше врагов". Определяя эту позицию, ее можно

сформулировать так: "Со мной не все в порядке. С вами не все в порядке. С

ними не все в порядке. Кто же в таких условиях захочет жить?" Вариант: "Со

мной не все в порядке, но все в порядке со всеми остальными". Подобные

ощущения могут привести к самоубийству, причем независимо от способа -

прыжка с моста, автомобильной катастрофы или смерти от обжорства, алкоголя

или наркомании. Возможен и такой вариант:

"Я очень хороший, а они все очень дурные люди" или "Я кого-то убью или

может быть его переделаю". Существует позиция: "Поскольку ты и я хорошие

люди, то давай закончим работу и пойдем развлекаться в компанию". Но может

быть так, что парни в компании не показались собеседнику симпатичными,

тогда возникает' "Ты хорош, и я хорош, поэтому займемся каждый своим

делом". Это можно перевести на детский язык: "Мы будем складывать из

кубиков домик, а тебя играть не примем". Доведенные до предела и более

тонко проводимые описанные подходы к жизни могут в зрелые годы привести

человека к дверям тюрьмы.

Простейшие двусторонние позиции - это Ты и Я. Они основываются на

убеждениях, которые впитываются с молоком матери. Изобразим их сокращенно

так: плюс (+) - это хорошо, минус (-) - это плохо. Тогда позиции будут

читаться так: Я"+" означает. "Я хороший, со мной все хорошо". Я"-" означает

"Со мной нехорошо, y меня не все в порядке". Соответственно будут читаться

Ты"+" и Ты"-". Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние

позиции, исходя из которых чаще всего разыгрываются игры и программируются

сценарии после того, как человек сказал "здравствуйте".

1. Я"+" Ты"+". Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая

достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.

В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени ощущает

себя лягушкой: по воле родителей он неудачник и будет падать снова и снова,

если не сумеет овладеть собой. Судьба приведет его к гибели, если не

вмешается чудо: умелый психиатр или пробуждение способности к самоанализу и

самоизлечению.

Я"+" Ты"+" - именно это сообщает хиппи полисмену, вручая ему цветок.

Другое дело, что Я"+" может оказаться самообманом, да и полисмен может

предпочесть, не "+", а "-" в этой конкретной ситуации. Я"+" Ты"+" либо

формируется в раннем детстве, либо вырабатывается позже тяжким трудом;

просто желания стать "хорошим" здесь недостаточно.

2. Я"+" Ты"-" (Я - Принц, а ты - Лягушка). Эта позиция подходит для

ситуации, когда надо избавиться от кого-то. Человек с этой позицией чаще

всего изображает себя опозоренным, причем иногда развлекаясь, иногда играя

всерьез. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей

в детские дома и интернаты для трудных подростков, гонят от себя друзей,

близких людей. Это они затевают крестовые походы, войны или собираются в

группы, чтобы искать пороки y своих реальных и воображаемых противников.

Эта позиция - позиция превосходства, в худшем случае - это позиция убийцы,

в лучшем - непрошенного советчика, который лезет помочь "неблагодарным"

людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В

большинстве случаев это позиция посредственности

3. Я"-" Ты"+". Психологически это депрессивная позиция, в социальном

смысле - самоуничижение, передаваемое детям. В профессиональной жизни такая

позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед

различными людьми, используя при этом их слабости. Это в основном

меланхолики, неудачники, люди, которые мучают сами себя, чаще всего

прозябают в одиночестве и попадают либо в больницу, либо в тюрьму.

4. Я"-" Ты"-". Это позиция безнадежности, за которой следует: "Почему

бы нет?" С клинической точки зрения она содержит некоторые элементы

шизофрении.

Эти позиции свойственны многим людям, так как человек с грудным

молоком впитывает первые познания, которые затем подкрепляются, когда он

учится правилам общежития независимо от условий, в которых он живет: в

трущобах, в отдельной квартире или родовом замке. Изучая общества, не

имевшие письменности, где все дети росли согласно одним и тем же издавна

принятым правилам, антропологи отмечают громадные индивидуальные различия

между матерями (и отцами). В связи с этим и их потомки не могли быть

одинаковыми. Но победителями при этом становились вожди, шаманы, правители,

владельцы скота и земли.

Поскольку каждый человек есть результат миллиона разнообразных

мгновений, состояний ума, различных приключений его предков, но рождается

от двух родителей, то углубленное исследование его позиции может открыть

много сложностей и явных противоречий. Тем не менее все же можно найти одну

основную позицию, возможно искреннюю или неискреннюю, непластичную и

небезопасную, на которой базируется жизнь, согласно которой человек играет

свои игры в соответствии со сценарием. Эта позиция необходима человеку для

того, чтобы он чувствовал себя уверенно, как бы стоящим "обеими ногами на

твердой почве". Отказаться от нее ему так же немыслимо, как вынуть

фундамент из-под собственного дома, не разрушив его. Приведем один пример.

...Женщине весьма важно считать себя бедной на фоне других богатых

людей (Я"-" Они"+"). Она не откажется от своего мнения, даже если

неожиданно y нее появится много денег. Это не сделает ее богатой в

собственной оценке. Она по-прежнему будет считать себя бедной, которой

просто повезло. А для другой женщины очень важно быть богатой по сравнению

с обойденными судьбой бедняками (Я"+" Они"-"). Она не откажется от своей

позиции, если даже лишится своего богатства. Она останется для всех

окружающих той же "богатой" женщиной, только испытывающей временные

финансовые затруднения.

Такой устойчивостью можно объяснить жизнь Золушки, которая, выйдя

замуж за Принца, не хочет полностью изменить свой образ жизни.

Устойчивостью можно объяснить и тот факт, что представители первой позиции

(Я"+" Ты"+") чаще всего становятся хорошими лидерами, ибо даже в крайних

ситуациях они могут демонстрировать абсолютное уважение к себе и своим

подчиненным.

Итак, мы имеем четыре базовые позиции:

1) Я"+" Ты"+" (успех);

2) Я"+" Ты"-" (превосходство);

3) Я"-" Ты"+" (депрессивность);

4) Я"-" Ты"-" (безнадежность).

Позицию иногда можно изменить, но только при воздействии внешних

обстоятельств. Устойчивые изменения могут происходить как бы изнутри,

спонтанно, либо с помощью психотерапевтического воздействия

(профессионального лечения). А могут наступить и благодаря возникшему

сильному чувству любви - этому целителю, представляющему собой естественную

психотерапию.

Но встречаются такие люди, позиции которых недостает убежденности. Они

колеблются и перескакивают с одной позиции на другую, например с Я"+" Ты"+"

на Я"-" Ты"-" или с Я"+" Ты"-" на Я"-" Ты"+". В основном это нестабильные,

тревожные личности. Стабильными мы считаем тех людей, чьи позиции (хорошие

или плохие) трудно поколебать. Для того чтобы рассуждения о позициях могли

найти y психотерапевта практическое применение, они не должны ставиться под

сомнение колебаниями и изменениями нестабильных личностей. Это очень важно

для трансакционного подхода, с помощью которого выясняется то, что

действительно сказано или сделано в определенной ситуации. Если утром

человек (_А_) ведет себя так, будто он в первой позиции (Я"+" Ты"+"), мы

говорим: "_А_ в первой позиции". Если в шесть часов вечера он ведет себя

так, будто он в третьей позиции (Я"-" Ты"+")" тогда мы скажем: "В утренней

ситуации _А_ - в первой позиции, а в обстоятельствах к шести часам вечера

он - в третьей". Отсюда мы можем заключить, что _А_ не стабилен в первой

позиции, что симпотомы нестабильности проявляются y него в определенных

условиях. Если он во всех обстоятельствах ведет себя так, будто он в первой

позиции, мы говорим: "Он стабилен в первой позиции".

В результате мы можем предсказать, что _А_ победитель, вполне здоровый

человек, независимый по отношению к играм, или по крайней мере он не

увлекается ими, а сохраняет социальный контроль, то есть может в любой

момент самостоятельно решить вопрос о своем участии в той или иной игре.

Если _В_ ведет себя при всех обстоятельствах так, будто он в четвертой

позиции, то мы скажем: "Он стабилен в четвертой позиции", - из чего могут

следовать предсказания: он неудачник; психотерапевту лечить его будет

трудно; _В_ не в состоянии отказаться от игр, доказывающих тщетность и

пустоту его жизни. Такой анализ достигается изучением действительных

трансакций, в которых участвовали _А_ и _В_.

Предсказания легко проверить с помощью наблюдений. Если дальнейшее

поведение человека не подтверждает предсказания, значит, анализ сделан либо

неудачно, либо толкование позиций неверно и должно быть изменено. Когда

поведение подтверждает предсказания, тогда подкрепляется теория позиций. В

нашей практике результаты опыта всегда подтверждали теоретические

положения.

 

Победители и неудачники

Для того чтобы понять суть, которую мы вкладываем в понятие

предсказания, необходимо дать определение успеха, то есть сказать, что

такое победитель и неудачник. Победителем мы называем человека,

преуспевающего (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать.

Неудачник - тот, кто не в состоянии осуществить намеченное. Например,

женщина, подавшая на развод, не является неудачницей, если она не

утверждала: "Я никогда не разведусь". Если же она провозглашала: "Когда-

нибудь я брошу работу и никогда больше не буду работать", - тогда

получаемые ею от разведенного мужа алименты подтвердят, что она -

победитель, ибо выполнила когда-то намеченное. Она ведь не говорила, как

она собирается это делать, поэтому никто не может назвать ее неудачницей.

 

Трехсторонние позиции

До сих пор мы имели дело с двусторонними позициями: Я и Ты. Но идея

позиции похожа на аккордеон: ее так же можно растягивать, так как она

включает, кроме четырех базовых, огромное количество различных установок, -

почти столько же, сколько людей в мире. При рассмотрении трехсторонних

позиций можно встретить следующие комбинации:

1а. Я"+" Ты"+" Они"+". Это позиция целых семей в демократическом

обществе. Многие люди в этой позиции видят идеал, к которому надо

стремиться. Девиз: "Мы всех любим".

1б. Я"+" Ты"+" Они"-". Предвзятая позиция, чаще всего демагога, сноба

или гангстера, высказываемая обычно так: "Кому они нужны?!"

2а. Я"+" Ты"-" Они"+". Позиция недовольного человека типа разного рода

миссионеров: "Здесь вы, ребята, не так хороши, как они там".

2б. Я"+" Ты"-" Они"-". Это позиция одинокого самоуверенного критикана,

надменная позиция в чистом виде: "Все должны склоняться передо мной и быть

похожими на меня, конечно, настолько, насколько смогут эти ничтожные люди".

3а. Я"-" Ты"+" Они"+". Самоуничижительная позиция святого или

мазохиста, меланхолическая позиция в чистом виде: "Я ничтожнейший человек в

мире".

3б. Я"-" Ты"+" Они"-". Сервильная позиция человека, выслуживающегося

скорее из-за снобизма, чем по необходимости: "Я унижаюсь, и ты наградишь

меня, а не тех ничтожных людей".

4а. Я"-" Ты"-" Они"+". Позиция льстивой зависти, а иногда и

политического действия: "Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши,

как они".

4б. Я"-" Ты"-" Они"-". Пессимистическая позиция циников или тех, кто

верует в первородный грех: "Хороших людей уже нет".

Существуют неопределенные трехсторонние позиции, а также подвижные,

дающие третьей стороне возможность измениться.

1"?" Я"+" Ты"+" Они"?" Позиция евангелиста: "Я и Ты в порядке, но о

Них мы ничего не знаем. Они должны показать, каковы они, или перейти на

нашу сторону".

2"?" Я"+" Ты"?" Они"-". Аристократическая классовая позиция: "Другие

люди в большинстве своем дурны. Что же касается тебя лично, то в этом еще

надо разобраться".

Итак, мы имеем четыре двусторонние позиции и восемь трехсторонних,

всего - двенадцать, а также математическую возможность того же количества

подвижных позиций с одним вопросом, шести - с двумя вопросами (Я"+" Ты"?"

Они"?" Я"-" Ты"?" Они"?" и т.д.) и одной - с тремя вопросами. В этом случае

речь идет о человеке, которому трудно строить свои отношения с окружающими.

Всего - тридцать один возможный тип позиций, то есть вполне достаточно,

чтобы каждому человеку было интересно жить, чтобы жизнь его была насыщена

приятным общением.

 

Позиции-предикаты

Простейшие позиции, с которыми труднее всего иметь дело и которые

опаснее всего для общества, - это те, которые основаны на полярных

противоположностях типа хороший - плохой, черный - белый, богатый - бедный,

честный - хитрый. Каждая из этих пар понятий может быть "разложена" на

четыре варианта. В любой семье один из них может выделяться и благодаря

раннему "программированию" лечь в основу всей жизни. Так, противоположность

богатства и бедности разлагается на следующие варианты в соответствии с

установками родителей:

1. Я богатый"+". Ты бедный"-" (снобизм, высокомерие).

2. Я богатый"-", Ты бедный"+" (бунтарство, романтика).

3. Я бедный"+", Ты богатый"-" (зависть, революционность).

4. Я бедный"-", Ты богатый"+" (снобизм, раболепие).

В семьях, где деньги не являются главной ценностью жизни, позиции

"богатый - бедный" не воспринимаются как противоположности, и эта схема для

них неприменима.

Чем больше прилагательных включается в каждый плюс или минус, тем

более сложной и подвижной оказывается позиция и тем больше нужно терпения и

демократичности, чтобы в ней разобраться. Прилагательные могут усиливать

друг друга ("не только, но и..."), могут смягчать одно другое ("но он по

крайней мере и..."), могут иметь различную ценность ("но что важнее?") и

т.д. Особый подбор местоимений Я, Ты и Они, плюс, минус или вопрос могут

определить судьбу индивида, в том числе и завершение его сценария,

независимо от того, какие прилагательные или предикаты он использует для

плюса или минуса. Так, люди с позицией Я"+" Ты"-" Они"-" очень часто

заканчивают свою жизнь в одиночестве (в том числе в келье отшельника,

тюрьме, больнице).

Человек с позицией Я"-" Ты"+" Они"+" к концу жизни чаще всего начинают

чувствоватъ свое ничтожество, причем неважно, в какой конкретной сфере

жизни. Следовательно, от местоимений во многом зависит завершение сценария

победителей и неудачников. А от предикатов зависит тема сценария, жизненный

стиль человека, его религия, материальное положение, сексуальные отношения

и т.д. Но они не имеют отношения к результату.

Надо признать, что во всем этом рассуждении нет ничего такого, чего не

понял бы даже шестилетний ребенок, на основе собственного опыта, например:

"Мама сказала, что я не должен играть с тобой, потому что ты грязный и

глупый" (позиция Я"+" Ты"-"). "С тобой я буду играть, а с ним не хочу,

потому что он обманывает" (позиция Я"+", Ты"+", Он"-"), на что исключенный

из игры ребенок реагирует так: "А с вами я вообще не собираюсь играть,

потому что вы маменькины детки" (позиция Я"+" Ты"-" Они"-"). Требуется,

однако, достаточно сообразительности (к сожалению, больше, чем есть y

большинства людей), чтобы понять ключевой принцип позиций: считаются только

местоимения и знаки ("+""-"). Предикаты или прилагательные существуют лишь

для удобства структурирования времени. Предикаты дают людям только тему для

разговора после того, как они поприветствовали друг друга, но они не

оказывают влияния на ход событий, на то, насколько плохо или хорошо будет

прожита жизнь и каков будет в конце концов выигрыш или проигрыш.

Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях людей.

Первое, что люди чувствуют друг в друге, - это их позиции. И тогда в

большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о

себе и о мире ("+""+"), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не

с теми, кто вечно недоволен. Люди, чувствующие собственное превосходство

("+""-"), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И

поскольку, как говорят наблюдения, бедность любит компанию, то бедные также

собираются вместе, чаще всего в барах. Люди, чувствующие тщетность своих

жизненных усилий ("-""-"), обычно толкутся около пивных или на улицах,

наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего

свидетельствует о жизненной позиции значительно ярче, чем о социальном

положении. Так, одни люди ("+""+") одеваются аккуратно и неярко. Другие

("+""-") любят "форму", украшения, драгоценности, изысканные вещи, что

подчеркивает их превосходство. Один человек ("-""+") одет бедно, не совсем

аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую "форму", а

другой ("-""-") ходит в своей "форме", как бы демонстрирующей пренебрежение

к любой одежде, ко всему, что за этим стоит. Встречается так называемая

шизофреническая "униформа" ("-""-"), где заношенное платье соседствует с

элегантным бантом или галстуком, а драные туфли - с бриллиантовым кольцом.

Мы уже говорили об упорстве, с которым люди цепляются за свои позиции,

тем более тогда, когда обстоятельства жизни изменяются. Наиболее яркий

пример этому: бедная девушка, на которую "свалилось" большое наследство, не

почувствовала от этого себя богатой. Это упорство в повседневной жизни

может смущать или раздражать, так как человек как бы говорит: "Я ведь

хороший". Занимающий такую позицию рассчитывает на то, что с ним будут

обращаться именно как с хорошим человеком. Если же он встречает обратное,

то чувствует себя оскорбленным.

Подобные позиции нередко являются источником раздоров между супругами.

Например, Марти настаивает на том, что муж ее подруги очень хороший,

несмотря на то, что каждую субботу, напившись, он бьет свою жену. И еще

более удивительно то, что жена того мужчины - Скотти - это поддерживает:

"Как можно сердиться на человека, который приносит цветы на рождество?"

Скотти полностью убеждена в своей исключительной честности, хотя лжет и к

тому же крадет деньги из бумажника мужа. А он всю неделю поддерживает жену

в этой позиции. Только по субботам, когда она обзывает его бездельником, он

кричит: "Лгунья!" Поскольку брак, безусловно, основан на двустороннем

соглашении, а именно: не замечать своего несоответствия, - то каждый из

супругов возмущается тогда, когда другой его нарушает. Если же угроза

основной позиции становится слишком большой, то следует развод. Разводы

случаются еще и потому, что один из супругов не может вынести, чтобы его

видели таким, каков он есть, а другой супруг уже не может с честным лицом

врать. Такие супруги чаще всего всячески избегают подлинного открытия друг

друга, продолжая всю жизнь создавать вид супружеской пары.

 

Отбор сценария

Следующий шаг в развитии сценария - это поиск сюжета с соответствующим

продолжением и ответа на вопрос: "Что случается с такими, как я?" Ребенок

уже знает, как стать победителем или неудачником, как он должен

воспринимать людей, как будут относится к нему другие люди и что означает

"такие, как я", так как всему этому его учили. Рано или поздно ребенок

услышит историю о ком-нибудь, "таком, как я". Это может быть сказка,

прочитанная ему матерью, история, рассказанная бабушкой, или рассказ о

каком-то мальчишке, услышанный на улице. Но где бы он ни услышал эту

историю, которая произведет на него такое сильное впечатление, он сразу

поймет и скажет:

"Это я!" Услышанная история может стать его сценарием, который он

будет пытаться осуществлять всю жизнь.

Так на основе самого раннего опыта ребенок приобретает свои убеждения

и выбирает позиции. В дальнейшем из того, что человек читает и слышит, он

формирует "предсказание" и дальнейший жизненный план. Это и есть первый

вариант жизненного сценария. Теперь мы можем рассмотреть различные

воздействия и элементы, из которых конструируется сценарий. Но для этого

надо иметь сценарный аппарат, с которым можно работать.

 

ПЛАСТИЧНЫЕ ГОДЫ

Когда ребенку исполняется шесть лет, y него завершается дошкольное

образование, и он оказывается в гораздо менее снисходительном большом мире.

Теперь ему уже самому надо разбираться в отношениях с учителями, другими

мальчиками и девочками. К счастью, теперь он уже не беспомощный младенец,

выброшенный в мир. Из родительского дома он прибыл в огромную суетливую

школу вооруженный набором своих социальных реакций, которые будут приложены

к окружающим его людям. В его сознании уже намечены собственные способы

овладения обстоятельствами или по крайней мере выживания, а его жизненный

план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья,

говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно".

Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает

ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или

будет неудачником.

Судьба любого человека во многом зависит от его развития в дошкольном

возрасте, когда он почти ничего не знает о мире, когда в его голове и

сердце содержится в основном то, что вложили туда родители и другие его

воспитатели. Но именно этот "чудо"-ребенок определяет то, что может

произойти с ним в будущем. У него еще нет способа отличить истину от

обмана, поэтому многие повседневные явления получаются y него искаженными.

Он еще верит, что солнце "ходит" по небу, и ему нужны годы, чтобы понять,

что это он "ходит" вокруг солнца. Он еще путает живот с желудком, он еще

слишком юн, чтобы ответить на вопрос, более сложный, чем: "Что ты хочешь

съесть на ужин?" И тем не менее он уже хозяин своей жизни.

План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям.

Некоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в

первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: "Что родители говорили

вам о жизни, когда вы были маленьким?" Чаще всего ответ совсем не звучит

как инструкция, однако чуть-чуть "марсианского" мышления поможет

представить реальную ситуацию.

Многие из воспитательных призывов, по существу, являются родительскими

командами. Например: "Пойди в комнату и представься гостям". Это команда

ребенку показать себя. Он быстро учится это делать, ориентируясь на

удовольствие матери, когда он все выполняет, как она желает, и

неудовольствие, когда представление не удается. Соответственно мать может

сказать: "Идите посмотрите, какой милый малыш". Для ребенка это означает:

"Hy-ка, покажи, какой ты милый!" Вначале ребенок осознает все эти различия

по реакции родителей, а в дальнейшем по их словам.

Ребенок рождается свободным, но очень скоро теряет свободу. В первые

два года его поведение и мысли программируются в основном матерью. Эта

программа и формирует первоначальный каркас его сценария, "первичный

протокол" относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему "молотом"

или "наковальней". Этот первоначальный вариант возникновения победителя или

неудачника хорошо виден на примере греческих мифов и древнейших ритуалов.

Уже в ясельном возрасте нередко становится очевидным, кто управляет

ситуацией - мать или ребенок. Раньше или позже положение может измениться,

но эхо первоначальной ситуации будет слышаться постоянно, особенно в

периоды стресса или раздражения. Немногие люди помнят существенные факты из

раннего детства - этого очень важного времени в жизни человека. Поэтому

этот период надо восстановить с помощью родителей, родственников, детских

врачей. Возможно, надо познакомиться и сделать выводы из содержания снов и

фотографий семейного альбома.

В возрасте от двух до шести лет почти y каждого ребенка остаются в

памяти какие-то трансакции, случаи, впечатления из этого периода сценарного

развития. После отнятия от груди и приучения к горшку родительские указания

уже содержат проблемы, касающиеся сексуальности и агрессии. Эти указания

имеют самый долговременный эффект. Следующими после кормления формами

социальной активности являются половое взаимодействие и борьба. Эти два

влечения дают индивиду характер, выраженное качество: мужественность или

женственность, агрессивность или уравновешенность. Формируются также

системы сдерживания этих влечений, порождающие противоположные тенденции:

самоотречение, скромность, сдержанность, самоограничение. Эти качества дают

людям возможность проводить хотя бы часть своего времени в относительно

спокойном состоянии.

Родительское программирование определяет, когда и как проявляются

влечения, когда и как они ограничиваются. Оно использует уже существующие

связи и настраивает их на получение определенного результата или выигрыша.

В результате программирования могут возникнуть новые качества,

представляющие собой компромисс между влечением и ограничением. Из

стремления к приобретению и самоограничения формируется терпение, из

мужского и женского влечений и сдержанности возникают мужественность и

женственность, из борьбы и ограничений появляется хитрость, а из мешанины и

упорядоченности - аккуратность. Всем этим качествам: терпению,

мужественности и женственности, хитрости и аккуратности - учат родители.

Эти качества лучше всего программируются в самый пластичный период детства

- от двух до шести лет ребенка.

 

Думая "по-марсиански"

Родители часто препятствуют свободному выражению чувств ребенка или

пытаются их регулировать. Эти указания по-разному интерпретируются как

взрослыми, так и ребенком. Возможны несколько вариантов интерпретации:

1) что имеет в виду родитель с точки зрения его собственных слов?

2) что имеет в виду родитель с точки зрения постороннего наблюдателя?

3) что действительно имеет в виду родитель?

4) что из этого извлекает ребенок?

Первые две - нормальные, земные, последние - "марсианские".

Остановимся на примере судьбы школьника Батча, ставшего алкоголиком.

...Мать нашла y сына в комнате бутылку из-под виски, когда он учился

еще в начальной школе. Она сказала: "Не рановато ли тебе пить виски?"

1. Мать считает, что смысл ее слов таков: "Я не хочу, чтобы мой сын

пил виски".

2. Наивный свидетель, его дядя, соглашается: "Конечно, она не хочет,

чтобы мальчик пил виски. Какой разумной матери такое понравится?"

3. В действительности же она сказала: "А не рановато ли тебе пить

виски?" Под этим подразумевалось: "Пить виски - мужское дело, а ты еще

мальчик".

4. И вот что извлек из этого сын: "Когда настанет пора показать себя

мужчиной, тогда можно будет пить виски".

Так, взрослому человеку упрек матери покажется совершенно нормальным и

обыденным. Но дети думают по-другому ("по-марсиански"), пока родители не

отучат их так мыслить. Вот почему мысли в их неиспорченных головках кажутся

свежими и своеобразными. "Дело" ребенка - отыскивать, что действительно

подразумевается в словах родителей. Это помогает ему завоевать их любовь.

*Но*, кроме всего, ребенок обычно любит своих родителей, поэтому пытается

быть им приятным (если, конечно, ему это разрешается). Но для этого ему

надо знать, что родители хотят на самом деле.

Поэтому из каждого указания, в какой бы косвенной форме оно ни было

сформулировано, ребенок старается извлечь его императивное ядро,

"марсианскую" сердцевину. Так он программирует свой жизненный план. Мы

называем это *программированием*, поскольку воздействие указания обретает

характер постоянства. Ребенок воспринимает желания родителей как команду,

таковой она может остаться на всю его жизнь, если в ней не случится какого-

то драматического переворота или события. Только большие переживания,

например война, или неодобренная родителями любовь могут дать ему

мгновенное освобождение. Наблюдения показывают, что жизненный опыт или

психотерапия может также давать освобождение, но значительно медленнее.

Смерть родителей не всегда снимает заклятие. Наоборот, в большинстве

случаев она его делает крепче. Пока Ребенок остается послушным, а не

свободным, его запрограммированная личность выполнит любое требование

Родителя, каким бы унижающим оно ни оказалось и каких бы жертв ни

потребовало. "Марсианин" обнаруживает истинный смысл слов в их

последствиях. Кажущееся порой родительское покровительство на деле часто

оказывается скрытым указанием.

...Умелая официантка с подносами, нагруженными в несколько этажей,

ловко лавирует между столиками в переполненном, гудящем ресторане. Ее

мастерство восхищает администрацию и посетителей. Однажды в ресторане

появляются ее родители и в свою очередь не могут не восхититься. Когда она

пробегает мимо их стола со своим обычным грузом, мать с беспокойством

кричит: "Осторожнее!" - и... Любой читатель закончит эту историю:

...тарелки летят на пол. Короче говоря, слово "осторожнее!" часто означает:

"Ошибись, чтобы я могла сказать: "Я говорила тебе быть осторожнее". А это и

есть конечная цель. "Осторожнее, ха-ха!" - это почти провокация. Прямое

указание Взрослого "будь осторожнее" может иметь какой-нибудь позитивный

смысл, но сверхозабоченность Родителя или "ха-ха" Ребенка показывает дело с

другой стороны.

В случае с Батчем слова, произнесенные едва протрезвившейся матерью:

"Не рано ли тебе пить виски?", могут означать: "Пора уже тебе начать пить,

чтобы я могла тебя за это ругать!" Это и есть конечная цель маневра. Батч

понял, что ему надлежит рано или поздно так и сделать, чтобы вынужденно

привлечь внимание матери - этот скудный эрзац материнской любви. Ее

желание, как оно было им интерпретировано, стало родительским указанием.

Перед глазами мальчика был пример трудяги-отца, напивавшегося в конце

каждой недели. Когда Батчу исполнилось шестнадцать, то родной дядя усадил

его за стол и выставил бутылку виски: "Батч, я научу тебя, как надо пить!"

Отец говорил ему с пренебрежительной усмешкой: "Простоват ты..."

Поскольку других разговоров с отцом не было, Батч рано заключил, что так и

надо жить - по-простому. Это пример самого бесхитростного мышления, ведь

отец ясно показывал, что "ловкачей" y себя в доме он не потерпит. Отец

подразумевал: "Когда я здесь, веди себя по-простому", - и Батч это понял.

К сожалению, еще есть дети, которые растут в семьях, где отцы много

работают и много пьют. Тяжелая работа - это способ y этих людей заполнить

время между выпивками. Но выпивка может препятствовать работе, ведь

алкоголь - это проклятие для рабочего человека. С другой стороны, работа

мешает выпивке. Работа - это проклятие пьющего человека. Следовательно, в

этом случае выпивка и работа препятствуют друг другу. Если выпивка - часть

жизненного сценария человека, то работа - антисценарий.

Сценарные предписания мальчика Батча показаны на схеме 6. Наверху -

раздраженный Родитель отца. Он говорит: "Будь мужчиной, не изображай

ловкача". Внизу - глумливый Ребенок отца: "Играй дурачка, ха-ха". Наверху -

любящий Родитель матери: "Будь мужчиной, но ты еще слишком мал", - тогда

как внизу Ребенок, советующий: "Не будь сосунком, выпей!" Между ними

Взрослый Родитель, воплощенный в дяде, демонстрирующем, как надо пить.

 

Отец Мать

+---------+ +---------+

| |"Будь мужчиной" "Будь мужчиной" | |

| P -------------------+ +------------------- P |

| |"Не изображай ловкача" | | |

+---------+ | +---------+ | +---------+

| |"Вот как пьют" | | | | | |

| B -----------------+ +----> P <----+ | B |

| дядя | | | | | |

+---------+ | +---------+ +---------+

| | | | | "Не будь сосунком"| |

| Pe ---------------+ +------> B | +------------------- Pe |

| | "Играй | | | | "Выпей" | |

+---------+ дурачка, | +---------+ | +---------+

ха-ха" +--------> P <----+

+---------+

| B |Pe2

+---------+

| Pe1 |

+---------+

 

Схема 6. "Молодой алкоголик"

 

Маленький стряпчий

Детское мышление дает ребенку возможность обнаружить, что хотят

родители "на самом деле", то есть на что они будут реагировать

положительно. Эффективно используя эти данные, он выражает свою любовь к

ним. Таким образом возникает состояние Я, известное как послушный Ребенок.

Послушный Ребенок хочет и умеет вести себя так, что вызывает лишь

положительные реакции окружающих. "Неудобное" поведение или "неудобные"

чувства он не демонстрирует. При этом приходится держать в узде

экспрессивное Я Ребенка. Сочетание, взаимную балансировку этих двух форм

поведения осуществляет Взрослый в ребенке (отношение ВРе на схеме 7),

который действует, как чуткий компьютер, определяя соотношение необходимого

и возможного в каждый данный момент в каждой данной ситуации. Этот Взрослый

умеет изощренно вычислить, чего окружающие хотят и что они стерпят, что их

взволнует, а что возмутит, что их ранит, а что заставит испытывать вину,

беспомощность или раскаяние. Так что Взрослый в ребенке - это тонкий и

чуткий исследователь, а потому мы назовем его Профессором. Фактически он

"знает" практическую психологию и психиатрию лучше, чем любой взрослый

профессор. За десятилетия обучения и практики взрослый профессор может

постичь примерно треть из того, что он знал в четырехлетнем возрасте.

 

+---------+ +---------+

| | | |

| P | | P |

| | | |

+---------+ +---------+

| | | |

| B | | B |

| | | |

+---------+ +---------+

| PPe ---+ Отцовский Материнский +--- PPe |

+---------+ | ребенок ребенок | +---------+

| BPe | | | | BPe |

+---------+ | | +---------+

| PePe | +-------------------+ +-------------------+ | PePe |

+---------+ +-|-----|-+ +---------+

"Электрод"| ­ PPe ­ |

Веселый великан +---------+ Добрая волшебница

РРе= или "Профессор"| BPe | РРе= или

Страшное чудовище +---------+ Баба Яга

"Демон"| PePe |

+---------+

 

Схема 7. Происхождение и действие предписания

 

Когда Ребенок становится полностью послушным, его Профессор обращается

к "юридическому" мышлению. Это ему нужно для того, чтобы найти больше

возможностей для самовыражения. "Юридическое" мышление начинает

складываться в раннем, наиболее пластичном периоде, но реализуется в более

позднем детстве. Поощряемое родителями, оно может распространяться и на

годы зрелости. В повседневной жизни о "юридическом" мышлении ребенка можно

говорить, подразумевая его стремление к придиркам, волоките, его умение

выкрутиться и т.п. Подобное крючкотворство нередко практикуется по

отношению к собственной половой морали. Классический пример сексуального

крючкотворства можно было наблюдать y парижских проституток в начале века.

На исповеди они получали прощение, поскольку совокупление рассматривалось с

точки зрения их профессии как деловой акт, от которого они не получали

удовольствия. Если же наслаждение приходило, то оно трактовалось как грех.

Родители, формулируя тот или иной запрет, обычно полагают, что они

исчерпывающе описали ситуацию, но не принимают во внимание тонкостей,

учитывать которые сами постоянно учат своих отпрысков. Так, юноша, которому

давалось наставление "не связываться с женщинами", может толковать это как

разрешение "связываться" с особами мужского пола. С точки зрения

"юридического" мышления он чист, ибо не делает того, что запрещено

родителями. Девочка, которой сказали: "Не разрешай мальчикам себя трогать",

- решает, что она в полном праве сама "трогать" себя. При такой казуистике

поведение ее Послушного Ребенка полностью соответствует пожеланиям матери,

тогда как ее Естественный Ребенок испытывает все "прелести" онанизма.

Мальчик, которого предостерегли от всяких глупостей с девочками, считает

это разрешением на "глупости" с самим собой. Строго говоря, никто из этих

детей не нарушает родительских запретов. Поскольку они трактуют ограничения

так же, как это они делали, если бы были юристами, то есть искали бы за что

им "зацепиться", то в сценарном анализе мы обозначаем ограничения термином

"*предписание*". Некоторым детям нравится быть послушными и не прибегать к

казуистике. Другие находят себе более интересные занятия. Но так же, как

многих взрослых занимает вопрос, как добиться своего, не нарушая закона,

так и дети стремятся быть такими, как им хочется, не проявляя при этом

непослушания. В обоих случаях чаще всего хитрость воспитывают и поощряют

сами родители: это часть родительского программирования. Иногда результатом

может стать выработка антисценария, в связи с чем ребенок сам меняет смысл

сценария на противоположный, оставаясь в то же время послушным изначальным

сценарным указаниям.

 

 

Сценарные элементы

Трансакционные аналитики не проповедуют мысль о том, что человеческие

жизненные планы конструируются наподобие мифов или волшебных сказок. Они

видят, что чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в

зрелом возрасте определяют судьбу человека. Что бы люди ни думали или ни

говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то

мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в

соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках.

Те, кто хочет делать деньги, теряют их, тогда как другие неудержимо

богатеют. Те, кто заявляет, что ищет любви, пробуждают только ненависть

даже y тех, кто их любит.

Родители, считающие, что они сделали все возможное для счастья своих

детей, получают наркоманов, преступников и самоубийц. Эти противоречия

существуют с самого возникновения человеческого рода.

Постепенно психотерапевты стали уяснять: то, что бывает порой

бессмысленно с точки зрения Взрослого, имеет глубокий смысл применительно к

части личности, называемой Ребенком. Ведь Ребенок любит мифы и волшебные

сказки, верит, что именно таков был или мог быть когда-то мир. Поэтому

можно обнаружить: планируя свою жизнь, дети часто следуют сюжету любимой

истории. Неудивительно, что эти планы _могут_ сохраняться и в двадцать, и в

сорок или в восемьдесят лет, обычно даже преобладая над здравым смыслом. В

поисках того, что произошло на самом деле, отталкиваясь, например, от

автомобильной катастрофы или белой горячки, от судебного приговора или

развода, игнорируя при этом "диагноз", психотерапевт обнаруживает, что

результат почти всегда был в основном запланирован в возрасте до шести лет.

Планы, или сценарии, имеют определенные общие элементы, образующие

*сценарный* *аппарат*. Представляется, что в хороших сценариях работает

один и тот же аппарат: творцы, лидеры, герои, почтенные предки, люди,

выдающиеся в своей профессии. Аппарат определяет структурирование

жизненного времени и оказывается тем же самым, что и аппарат, используемый

для этой цели в волшебных сказках.

В сказках программируют великаны и ведьмы, благосклонные богини и

спасенные животные, иногда - волшебники обоего пола. В действительной жизни

их роль исполняют родители.

Психотерапевты больше знают о плохих сценариях, чем о хороших, ибо

первые более драматичны и о них чаше говорят. 3.Фрейд, например, упоминает

бесчисленное множество недачников, а единственные победители в его анализах

- это Моисей, Леонардо [Имеются в виду библейский Моисей и Леонардо да-

Винчи.] и он сам. Победителей редко волнует история их удачи, тогда как

проигравшим важно ответить на вопросы: "Почему?" и "Нельзя ли что-то

исправить?". Так что в последующих разделах мы займемся сначала неудачными

сценариями, относительно которых имеются довольно точные сведения. Здесь

сценарный аппарат состоит из следующих элементов, данных в переводе ребенка

на язык императивов ("марсианский").

1. Один из родителей кричит в порыве гнева ребенку: "Исчезни!" или

"Чтоб ты провалился!" - это указания о характере смерти. То же самое: "Ты

кончишь, как твой отец" (алкоголик) - приговор на всю жизнь. Такая команда

называется сценарный итог, или проклятие.

2. Родители дают указания негативного плана, как бы предохраняющие

ребенка от проклятия: "Не беспокой меня!" или "Отстань", "Не ной!". Это

сценарное предписание, или "стопер", которое дает строгий Родитель, или его

сумасшедший Ребенок.

3. Родители поощряют поведение, ведущее к итогу: "Выпей глоток!" Это

называется сценарной провокацией, или толчком. Он исходит от злого Ребенка,

или "демона" в родителях, его обычно сопровождает "ха-ха".

4. Даются предписания, как заполнить время в ожидании действия. Они

формулируются как моральные максимы. "Работай на совесть!" может означать:

"Работай на совесть всю неделю, а в субботу можешь напиться". "Береги

каждую копейку" может означать: "Береги каждую копейку, чтобы потом пропить

все сразу". Это антисценарный лозунг, идущий от Родителя-"воспитателя".

5. Дополнительно родители просвещают относительно реальностей жизни,

которые нужно знать для реализации сценария: как смешивать напитки, как

вести бухгалтерию, как обманывать. Это образец, или модель, формирующийся

по указанию Взрослого.

6. Дети в свою очередь испытывают стремления и побуждения,

направленные против сценарного аппарата, формируемого родителями, например:

"Стучи в дверь!" (против "Исчезни!"), "Плюнь!", "Словчи!" (против "Работай

на совесть!"), "Истрать все сразу!" (против "Береги копейку!"), "Сделай

наоборот!". Это сценарный импульс, или "демон".

7. Предполагается возможность снятия заклятия. "Ты можешь преуспеть и

после сорока лет". Такое волшебное слово называется антисценарий, или

внутреннее освобождение. Но нередко единственным антисценарием оказывается

смерть: "Свою награду ты получишь на небесах".

Точно такой же аппарат структурирования времени обнаруживается в мифах

и волшебных сказках. Итог, или проклятие: "Исчезни!" (Ганс и Гретель) "Чтоб

ты умер!" (Снежная Королева и Спящая Красавица). Предписание, или "стопер":

"Не будь чересчур благоразумным!" (Адам и Ева, и Пандора). Провокация, или

толчок: "Уколи пальчик иголкой, ха-ха!" (Спящая Красавица). Антисценарный

лозунг: "Трудись усердно, пока не встретишь принца!" (Кари - деревянная

рубашка) или "Выполняй, что обещал, и обретешь счастье!" (Царевна-лягушка).

Модель, или программа: "Люби зверей, и они тебе заплатят добром!" (Иван-

царевич). Импульс, или "демон": "Я лишь гляну одним глазком!" (Синяя

Борода). Антисценарий, или разбитое заклятие: "Ты перестанешь быть

Лягушкой, когда тебя поцелует молодой красавец!" (Царевна-лягушка) или "Ты

освободишься, проработав двенадцать лет!" (Геракл).

Такова анатомия сценарного аппарата. Проклятие, предписание, толчок

управляют сценарием, остальные четыре элемента могут быть использованы для

борьбы с ними. Но ребенок живет в мире прекрасной волшебной сказки, в мире

наивном или жестоком, и верит в основном в волшебство. Поэтому он ищет

волшебных путей к спасению, через суеверие или фантазию. Когда они не

срабатывают, он оказывается во власти "демона".

Но y "демона" имеется примечательная особенность. Когда "демон" в

Ребенке говорит: "я сделаю так, что ты проиграешь, ха-ха!", "демон" в

Родителе отвечает: "Именно этого я от тебя хочу, ха-ха!" Так сценарная

провокация и сценарные импульсы, толчок и "демон" трудятся совместно,

реализуя судьбу неудачника. Родитель побеждает, когда Ребенок проигрывает,

а Ребенок проигрывает, стараясь победить. Все эти элементы мы рассмотрим

подробнее в следующей главе.

 

СЦЕНАРНЫЙ АППАРАТ

Для того чтобы понять, как действует сценарий и как обращаться с ним в

процессе психотерапии, требуется детальное знание сценарного аппарата в том

виде, как мы его себе представляем. В знании его базовой структуры есть еще

проблемы, есть неуверенность относительно некоторых передаточных

механизмов, но в целом уже сложилась устойчивая модель.

Как можно судить из кратких примеров, данных выше, аппарат состоит из

нескольких элементов. Итог, или проклятие, предписание, или "стопер",

провокация, или толчок, вместе контролируют развертывание сценария, а

потому называются управляющими механизмами. Все они программируются в

большинстве случаев еще до шести лет. То же самое антисценарий, или

"расколдовыватель", если он имеется. Позже антисценарные лозунги или

указания и родительские инструкции или модели поведения начинают

проявляться более весомо. "Демон" представляет самый архаический слой

личности (Ребенок Ребенка) и присутствует с самого начала.

 

Сценарный итог

Итоги, с которыми сталкиваешься в психотерапевтической практике, можно

свести к четырем основным разновидностям плохого сценария: одиночество,

бродяжничество, сумасшествие, смерть. Наркотики или алкоголь - один из

путей к любому из названных вариантов. Ребенок может перевести родительские

предписания на свой ("марсианский") язык или истолковать в "юридическом"

смысле, а иногда и использовать их к своей выгоде. Если мать говорит детям,

что они закончат в сумасшедшем доме, то это так и случается. Только девочки

чаще всего становятся пациентами, а мальчики - психиатрами.

Насилие - это особый вид подытоживания судьбы. Оно случается в так

называемых "плотских сценариях". Эти сценарии отличаются от прочих,

поскольку разменная монета в них - человеческая жизнь. Наверное, ребенок,

увидевший кровопролитие или сам перенесший или причинивший кому-то увечье,

отличается от других детей. Никогда уже он не станет прежним. Если родители

еще в детстве предоставили своего ребенка его собственной судьбе, то он

будет постоянно озабочен наличием денег. И это станет главной "валютой", в

которой будет осуществляться его сценарий и подводиться итог. Если родители

постоянно бранят ребенка, даже на словах желают ему смерти, то сценарной

"валютой" могут стать именно эти слова. Сценарную "валюту" нужно отличать

от темы сценария. Многие темы жизненных сценариев в основном те же, что и в

волшебных сказках: любовь, ненависть, благодарность и месть. Любую из

"валют" можно использовать, чтобы выразить одну из этих тем.

Главным вопросом, который должен задать себе сценарный аналитик,

считается такой: "Как родитель желает

своему ребенку жить с позиций времени?" Он может выражать это

буквально: "Желать сто лет жизни" (произнося торжественный тост или во

время молитвы). Он может, обозлившись, выругаться: "Чтоб ты помер!" Трудно

даже вообразить силу подобных материнских слов по отношению к ребенку (или

слов жены по отношению к мужу и наоборот). Мой собственный опыт

свидетельствует о том, что многие люди оказываются в больнице как раз

потому, что кто-то из их любимых или даже ненавидимых пожелал им смерти.

Многие впечатления впитываются человеком в детском возрасте и чаще

всего сохраняются навсегда: нежные слова, внушающие надежду на прекрасную

долгую жизнь, или грубый голос, вещающий о скорости смерти. Возможно, в

этом голосе не было злобы, а вырывалось отчаяние, но в памяти человека это

осталось навсегда. Чаще всего решения за ребенка принимает мать - ведь ее

желания он впитывает с первого дня своего рождения. Отец подключается

позже: он либо поддерживает материнские решения или проклятия всем своим

авторитетом, либо смягчает их. Пациенты психотерапевтического кабинета

обычно вспоминают ту свою детскую реакцию, которая не выражается вслух.

_Мать_: Ты такой же, как твой отец. (Который получил развод и живет

отдельно от семьи.)

_Сын_: Точно. Ловкий парень мой отец.

_Отец_: Ты закончишь, как твоя тетя. (Сестра матери, которая сошла с

ума или совершила самоубийство).

_Дочь_: Hy, если ты так говоришь, то...

_Мать_: Чтоб ты исчезла!

_Дочь_: Я не хочу, но если ты этого требуешь, мне больше ничего не

остается...

_Отец_: _С_ таким характером ты в один прекрасный день кого-нибудь

убьешь.

_Сын_: Наверное, не тебя, а, возможно, кого-нибудь другого.

Ребенок все прощает и принимает решение следовать директиве только

после многих, может быть даже сотен, подобных трансакций.

В жизни человека сценарный итог предрекается, предписывается

родителями, однако он будет недействительным до тех пор, пока не будет

принят ребенком. Конечно, принятие не сопровождается фанфарами и

торжественным шествием, но тем не менее однажды ребенок может заявить об

этом со всей возможной откровенностью: "Когда я вырасту, я буду такой же,

как мамочка" (что соответствует: "Выйду замуж и нарожаю столько же детей")

или "Когда я стану большой, я буду как папа" (что может соответствовать:

"Буду убит на войне."). Пациента следует спросить. "Когда вы были

маленьким, как хотели распорядиться своей жизнью?" Если он отвечает, как

обычно ("Я хотел стать пожарником"), то вопрос нужно конкретизировать: "Я

имею в виду вопрос о том, как, вы думаете, завершится ваша жизнь?"

Поскольку итоговые решения часто принимаются в возрасте настолько раннем,

что это недоступно воспоминанию, пациент, возможно, не сумеет дать ответ.

Тогда его надо искать в его более поздней биографии.

 

Предписание

В действительной жизни предписания осуществляются не по волшебству, но

в силу определенных свойств человеческого ума. Недостаточно родителям

только раз сказать ребенку: "Не ешь эти яблоки!" или "Не открывай эту

шкатулку!". Любой "марсианин" знает, что предписание, выраженное таким

способом, на деле представляет собой вызов. Для того чтобы то или иное

предписание накрепко запечатлелось в сознании ребенка, его нужно

многократно повторять, а отступления от него не оставлять без внимания,

хотя имеются примеры (в случаях с заброшенными детьми), когда одного

сильного воздействия оказывается достаточно, чтобы предписание

запечатлелось на всю жизнь.

Предписание - самая важная часть сценарного аппарата. Оно может иметь

различную интенсивность. Поэтому предписания можно классифицировать так же,

как игры, - по первой, второй и третьей степени. В рамках каждого из типов

имеется тенденция к выработке определенного рода личности: победителя,

непобедителя, неудачника. Непобедитель - это человек, который не выигрывает

и не проигрывает, а ухитряется все свести к нейтральному балансу.

Предписания первой степени - социально приемлемые и мягкие по форме - это

прямые указания, подкрепляемые одобрением или неодобрением ("Ты была милой

и приятной", "Не будь таким честолюбивым"). Следуя им, еще возможно стать

победителем. Предписания второй степени (лживые и жесткие) не диктуются

прямо, а навязываются окольным путем с помощью соблазнительных улыбок и

угрожающих гримас ("Не говори отцу", "Держи рот на замке"). Это лучший

способ воспитать непобедителя. Третья степень (грубые и очень жесткие

предписания) - неоправданные запреты, внушаемые чувством страха. Слова при

этом переходят в визг, лица кошмарно искажаются, а физические наказания

бывают очень жестокими. Это один из вернейших путей создания неудачника.

Предписания, так же как и итоги, усложняются, так как большинство

детей воспитывают оба родителя. Так, один из них может говорить: "Не

ловчи!", а другой: "Не будь дурачком!" Противоречивые предписания ставят

ребенка в трудное положение. Однако в большинстве случаев супруги дают

совместные предписания, что образует определенную комбинацию.

Предписания - "стоперы" - внушаются в основном в нежном возрасте,

когда родители выглядят волшебными фигурами в глазах ребенка. Дающая

предписание часть материнского Я (ее Воспитывающий Родитель или Ребенок)

обычно зовется Доброй волшебницей, если она доброжелательна, или, в

противном случае, Бабой-Ягой. Иногда самым подходящим наименованием будет

Сумасшедший Ребенок матери. Точно так же Воспитывающий Отец будет, в

зависимости от его проявлений, называться Веселым великаном или Страшным

чудовищем (схема 7).

 

"Толчок"

Провокация, или совращение, - вот что порождает будущих развратников,

пьяниц, преступников, разные другие типы с пропащим сценарием. В раннем

возрасте поощрение быть неудачником может выглядеть так: "Он y нас дурачок,

ха-ха" или "Она y нас грязнуля, ха-ха". Затем приходит время более

конкретных подкалываний и поддразниваний: "Он когда стукается, то всегда

головой, ха-ха" или "Она всегда теряет штанишки, ха-ха". В подростковом

возрасте та же линия ведется в личных-трансакциях: "Выпей глоток". И каждый

раз аккомпанементом звучит "ха-ха".

"Толчок" - это "голос" Родителя, нашептывающий Ребенку в критический

момент: "Не забудь о сексе или о деньгах, не дай мгновению уйти просто так.

Вперед, малышка, что ты теряешь!" Это говорит "демон" в Родителе, и "демон"

в Ребенке отвечает. Затем Родитель делает быстрое движение, и Ребенок на

его глазах промахивается мимо цели. "Я так и знал", - сообщает сияющий

Родитель, а Ребенок отвечает "ха-ха", сопровождая это кислой ухмылкой.

Подобный "толчок" порождает то, из-за чего детей называют трудными;

действие и практика его начинаются очень рано. Родитель использует

стремление ребенка к уединенности, превращая его в стремление к чему-то

другому. Как только эта извращенная любовь закрепится, она превращается в

затруднение, в дефект.

 

"Электрод"

"Толчок" возникает в Ребенке отца или матери и внедряется в Родителя

ребенка (РРе в ребенке на схеме 7).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...