Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов




Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Тексты для заучивания наизусть:

1. Бунин. «Одиночество».

2. Брюсов. «Юному поэту».

3. Гумилёв. «Жираф».

4. Блок. «Незнакомка», «Россия».

5. Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».

6. Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».

7. Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».

8. Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».

9. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

10. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».

 

Произведения для самостоятельного чтения:

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»

А.М. Горький. «Дело Артамоновых»

А. Блок. «Скифы», «Возмездие»

Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов

В. Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)

М.А. Булгаков. «Бег», «Театральный роман»

А.П. Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)

М. Шолохов. «Поднятая целина»

В. Белов. «Кануны»

Б. Можаев. «Мужики и бабы»

Ч. Айтматов. «И дольше века длится день…»

В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»

Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион»

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»


Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п Наименование разделов курса, тем уроков Количество часов Дата Характеристика основных видов деятельности Планируемые результаты (УУД)/ основные требования к уровню подготовки учащихся Формы и виды контроля Примечание
Знать   Уметь    
ВВЕДЕНИЕ - повторение 2 часа 1 модуль
1. Россия рубежа 19-20 вв. в контексте мировой культуры. Лекция с элементами беседы   4.09 Лекция. Составление конспекта лекции. Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние Знать Основные темы, поднимаемые писателями 19 и 20 веков. Понятия: историко-литературный процесс, реализм, модернизм, символизм, декаданс, натурализм Уметь создавать письменные и устные высказывания, план, конспект Проверка записей тезисов в тетрадях  
2. Сложность и самобытность русской литературы на рубеже веков   Лекция. Конспектирование лекции учителя, с элементами беседа, работа с книгой. Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс» Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философ­ской мысли начала столетия Уметь конспектировать лекцию учителя. Фронтальный опрос  
Творчество А.П. Чехова              
3. А.П. Чехов и «серебряный век» русской литературы   11.09 Сообщения учащихся Новаторство драматургии Уметь конспектировать лекцию учителя. Фронталь ный опрос Составить опорный конспект  
4. Пьеса «Вишневый сад». Образ сада и философская проблематика пьесы   Беседа, чтение и анализ текста Пьеса. Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному.    
Творчество И.А. Бунина              
5. Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. Урок-презентация   14.09 Сообщения учащихся Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Создавать письменные и устные высказывания, план, конспект Презентация, реферат, доклад  
6. Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».   Практикум. Анализ текста, работа со средствами художественной выразительности, символикой повести, монологическое высказывание. Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Лирическая проза. Словесная живопись. Понимать Бунинскую поэтику «остывших» усадеб и лирических воспоминаний, тему «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем», мотивы ускользающей красоты, преодолении суетного в стихии вечности, тему России, её духовных тайн и нерушимых ценностей Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Анализ текста. Создание творческого текста на основе прочитан- ного произ ведения  
7. Образ "закатной" цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»   18.09 Анализ текста, работа с символикой рассказа. Раскрыть философское содержание рассказа И.А.Бунина. Аналитическое чтение. Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Очерковая проза. Символика детали Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Конспект урока, схема-анализ сюжета, проблематика  
8. «Чистая влага любви, печали, нежности». Тема любви и духовной красоты человека («Легкое дыхание», «Чистый понедельник» и др. рассказы из сборника «Темные аллеи»)   Монологическое высказывание учащихся. Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь анализировать произведения, работать с материалами учебника, справочниками, энциклопедиями. Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Конспект урока, схема-анализ сюжета, проблематика  
Проза И.А. Куприна.              
9. «Когда весь мир любил я…» Художественный мир А.И. Куприна.Урок-презентация   25.09 Урок-презентация, лекция. Показать своеобразие стиля писателя Знать важнейшие биографические сведения о писателе   Конспект урока  
10. Испытание любовью героев повести «Гранатовый браслет»   Монологическое высказывание, индивидуальная письменная работа Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. Конспект урока, схема-анализ сюжета, проблематика  
11. Великая тайна любви в повести «Олеся». Красота "природного" человека   28.09 Монологическое высказывание учащихся Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Толстовские мотивы в прозе Куприна Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания Схема-анализ сюжета, проблематика  
12. Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственное противостояние героя и среды в повести   Монологическое высказывание учащихся Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов Схема-анализ сюжета, проблематика  
13. Р/Р: Сочинениепо творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна   02.10 Темы для сочинения: · Женские образы в произведениях Бунина и/или Куприна. · Счастье и трагедия любви в произведениях Бунина и/или Куприна. · Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». · Художественное своеобразие повести Бунина «Антоновские яблоки». · Смысл названия и проблематика рассказа (повести) «…» Бунина (Куприна). · Реализация темы «маленького человека» в произведениях Куприна. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание Сочинение    
14.
Проза и драматургия М.Горького             2 модуль
15. Судьба и творчество М. Горького. Урок-презентация   16.10 Урок-презентация, лекция Знать важнейшие биографические сведения о писателе Знать сведения о закономерностях историко-лит. процесса, основные факты жизни и творчества писателя Конспект  
16. Ранние романтические рассказы А.М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»). Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Р/Р: Анализ эпизода   Практикум. Анализ эпизода, монологическое высказывание. Групповая работа. Дискуссия. Показать особенности романтизма А.М.Горького. Проследить, как в композиции раскрывается замысел писателя. Знать основные биографические сведения о М.Горьком, особенности романтических произведений, значение творчества писателя для литературного процесса. Уметь воспроизводить содержание произведения, анализировать и интерпретировать. Видеть воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в рассказах-легендах Анализ эпизода  
17. Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Комментированное чтение   19.10. Лекция, комментированное чтение. Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Нравственно-философские мотивы в повести Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, с фактами общественно жизни. Конспект урока  
18. Тема "дна" и образы его обитателей в драме. Особенности конфликта   Практикум. Анализ текста. Комментированное чтение, беседа Смысл названия, проблематика, система персонажей пьесы Уметь соотносить произведение с литературным направлением эпохи, с фактами общ. жизни. Конспект урока  
19. Спор о назначении человека (Бубнов, Сатин, Лука). Проблема духовной разобщенности людей   23.10 Практикум. Анализ текста. Комментированное чтение, беседа Проблемный вопрос Смысл названия, проблематика, система персонажей пьесы Уметь воспроизводить содержание произведения, анализировать и интерпретировать Конспект урока  
20. «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе. Два взгляда на Луку.   Практикум. Анализ текста. Комментированное чтение, беседа Проблемный вопрос Смысл названия, проблематика, система персонажей пьесы Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Ответ на проблемный вопрос «Что лучше: истина или сострадание?»  
21. Человек, его достоинство и смысл жизни.Позиция Сатина. Художественное своеобразие пьесы.   30.10 Практикум. Анализ текста. Комментированное чтение, беседа. Смысл названия, проблематика, система персонажей пьесы Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Конспект урока  
22. Художественное своеобразие пьесы. Зачетная работа   Контроль знаний. Тест Смысл названия, проблематика, система персонажей пьесы Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Тест.учше: истина или сострадание?"  
Проза Л.Н. Андреева.              
23. Л.Н. Андреев. Жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот»   02.11 Урок-презентация, лекция. Анализ текста, комментированное чтение, беседа Знать важнейшие биографические сведения о писателе Уметь анализировать произведение    
24. Повесть «Иуда Искариот»: конфликт между одиночкой и толпой, «героем» и «другими». Р/р: Мини-сочинение «Можно ли оправдать предателя поневоле?» (рассуждение)   Практикум. Анализ текста. Письменное высказывание на заданную тему. Знать содержание и проблематику произведения Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Мини-сочинение «Образ Иуды Искариота в одноименной повести Л.Н. Андреева»  
«Серебряный век» русской поэзии.              
25. Лекция. «Серебряный век» русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс». Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Обзор русской поэзии конца 19 начала 20 вв.   06.11 Лекция, комментированное чтение Знать истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса», художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Различать основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм). Знать основные биографические сведения о поэтах Серебряного века, Уметь конспектировать лекцию, составлять план. Знать основные закономерности историко-литературного процесса. Конспект лекции  
Символизм и русские поэты-символисты.          
26. Символизм. Истоки русского символизма. Русские поэты-символисты Доклады о творчестве символистов (образный мир, принципы символизации, приемы художественной выразительности на примере 3-5 стихотворений поэта): · Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.); · Младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).   Урок внеклассного чтения. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации учащихся Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания Доклад  
27. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Жизненный и творческий путь поэта. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.   13.11 Сообщения учащихся, презентация, комментированное чтение Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания Анализ стихотворения  
28. К.Д. Бальмонта «Поэзия как волшебство». Жизненный и творческий путь поэта. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.   Сообщения учащихся, презентация, комментированное чтение Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания Анализ стихотворения  
29. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.   16.11 Сообщения учащихся, презентация, комментированное чтение Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания Анализ стихотворения  
30. К/р: Групповой зачет по поэзии Серебряного века. Анализ стихотворения В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, И.Ф. Анненского (по выбору): звукообразы, принципы символизации, музыкальность стиха и т.д.   Практикум. Анализ текста. Письменное высказывание на заданную тему. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания Анализ стихотворения  
Поэзия А.А. Блока.             3 модуль
31. А.А. Блок. Творческие искания поэта. Александр Блок и его «трилогия вочеловечения». Лекция с презентацией.   27.11 Урок-презентация, лекция. Анализ текста, комментированное чтение, беседа Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Конспект; Инд: проблематика статей М. Горького «Несвоевременные мысли» и А. Блока «Интеллигенция и революция»  
32. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ прекрасной Дамы. Стихотворения «О, я хочу безумно жить…», «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…» и др.   Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации учащихся Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Анализ стихотворения  
33. Тема города, образы «страшного мира» в творчестве Блока. Стихотворения «На железной дороге», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»   30.11 Практикум. Анализ текста. Письменное высказывание на заданную тему. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Анализ стихотворения  
34. Россия и ее судьба в поэзии Блока. Пафос патриотических стихотворений. Стихотворения «Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», из цикла «На поле Куликом»   Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации учащихся Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Анализ стихотворения  
35. Старый и новый миры в поэме Блока «Двенадцать». Комментированное чтение.   04.12 Практикум. Анализ текста. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Анализ поэмы  
36. Символика поэмы «Двенадцать» и проблемы финала. Групповая работа. Подготовка к домашнему сочинению   Темы для сочинения: · Лики «страшного мира» в поэзии Блока; · Образ Незнакомки и его развитие в творчестве Блока разных лет; · Почему Христос? Загадка финала «Двенадцати» Знать текст произведения; сюжет, проблематику, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Р/р: Домашнее сочинение:  
Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии – акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия).              
37. Кризис символизма и новые течения в русской поэзии.   11.12 Урок-презентация, лекция Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Уметь конспектировать лекцию, составлять план. Знать основные закономерности историко-литературного процесса.. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Конспект лекции  
38. Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма, их пафос и проблематика. Доклады: · Эгофутуризм (И. Северянин). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. · Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. · Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века.   Урок внеклассного чтения. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации учащихся Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Доклады, презентации, сообщения, мини-проекты  
Лирика Н.С. Гумилева.              
39. Н.С. Гумилев. Жизнь и творчество, поэзия и судьба (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.   14.12 Урок-презентация, лекция. Анализ текста, комментированное чтение, беседа Знать важнейшие биографические сведения Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Конспект лекции  
40. Лирический герой поэзии Н.С. Гумилева. Стихотворения «Жираф», «кенгуру», «Капитаны», «Заблудившийся трамвай» и др.   Практикум. Анализ текста. Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Анализ стихотворения  
Поэзия А.А. Ахматовой.              
41. А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Тема любви и искусства. Стихотворения «Бывает так: какая-то истома…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Песня последней встречи» и др.   18.12 Сообщения учащихся, презентация, комментированное чтение Знать важнейшие биографические сведения Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Доклады, презентации, сообщения, мини-проекты  
42. Тема Родины в творчестве А.Ахматовой. Патриотизм и гражданственность. Стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» и др.   Практикум. Анализ текста. Знать содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, связывать литер. классику со временем    
43. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Комментированное чтение.   25.12 Практикум. Анализ текста. Знать содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, связывать литер. классику со временем    
44. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Р/р: сочинение-рассуждение   Практикум. Анализ текста. Письменное высказывание на заданную тему. Знать содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Р/р: Сочинение-рассуждение  
Лирика М.И. Цветаевой.              
45. М.И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Основные темы творчества Цветаевой. Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...») и др.   28.12 Урок-презентация, лекция. Анализ текста, комментированное чтение, беседа Знать важнейшие биографические сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. Уметь выразительно читать стихи, анализировать образные средства. Анализ стихотворения  
46. Тема дома – России в поэзии Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Стихотворения «Тоска по родине!.. Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст» и др. Р/р: домашняя письменная работа (эссе)   Практикум. Анализ текста. Письменное высказывание на заданную тему. Знать тексты произведений; сюжет, признаки символизма, особенности композиции и систему образов Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, связывать литер. классику со временем Р/р: Эссе «Размышляя о судьбах русских поэтов начала 20 века…»  
А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон».             4 модуль
47. А.Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры.   Сообщения учащихся, презентация, комментированное чтение Знать важнейшие биографические сведения Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь составлять письменное и представлять устное высказывание, подбирать материал и перерабатывать его для презентации Доклады, презентации, сообщения, мини-проекты  
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.            
48. Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений.   Урок-презентация, лекция Знать важнейшие исторические и культурные сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, связывать литер. классику со временем Конспект лекции  
49. Урок-конференция. Образ «нового мира» в творчестве писателей разных направлений.     Урок внеклассного чтения Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации учащихся. Знать важнейшие исторические и культурные сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь составлять письменное и представлять устное высказывание, подбирать материал и перерабатывать его для презентации Доклады, презентации, сообщения, мини-проекты  
50. Защита рефератов по разделу по темам: · Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького). · Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.). · Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры». Русская литература за рубежом (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Г. Иванов, Б. Зайцев, М. Цветаева, А. Аверченко и др.). · Тема Родины, революции и гражданской войны в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.). · Развитие жанра антиутопии в романах «Мы» Е.И. Замятина и «Чевенгур» А.П. Платонова. · Юмор и сатира в литературе 20-х годов. Новеллистика М. Зощенко(рассказы 20-х гг.). · Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».   Урок внеклассного чтения. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, презентации учащихся Знать важнейшие исторические и культурные сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь составлять письменное и представлять устное высказывание, подбирать материал и перерабатывать его для презентации Доклады, презентации, сообщения, мини-проекты  
Поэзия В.В. Маяковского.              
51. Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Урок в жанре «литературного портрета» с медиапрезентацией. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Послушайте!» и др.     Урок-презентация, лекция. Анализ текста, комментированное чтение, беседа. Письменное высказывание на заданную тему. Знать важнейшие исторические и культурные сведения, содержание произведений, роль символики, новые понятия. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь составлять письменное и представлять устное высказывание, подбирать материал и перерабатывать его для презентации Доклады, презентации, сообщения, мини-проекты  
52. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Стихотворения «Нате!», «Юбилейное», «Левый марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусства» и др.   Практикум. Анализ текста. Письменное высказывание на заданную тему. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Уметь раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, связывать литер. классику со временем Анализ стихотворения  
53. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» и др.     Практикум. Анализ текста. Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов Воспроизводить содержание литературного произведения, выразительно читать, аргументировать своё отношение к прочитанному. Анализ стихотворения  
54. Сатирические образы в творчестве Маяковского. Стихотворения «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся» и др.   Соо<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...