Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Основные положения правового статуса судей




ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Права и обязанности судей

Неприкосновенность судей

Несменяемость судей. Приостановление и прекращение исполнения полномочий судьи

ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ

Аттестация судей. Квалификационные классы судей

Материальное и социальное обеспечение судей

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена построением в Республике Беларусь правового государства. Этой цели можно добиться только в ходе научно обоснованной судебно-правовой реформы. Стержневым направлением такой реформы является формирование правового статуса судьи - носителя сильной судебной власти, которая будет способна выполнять важнейшую государственную функцию по защите права и утверждению его верховенства.

Правовое государство возможно только при наличии сильной судебной власти, которая в свою очередь возможна при создании сбалансированного и эффективного правового статуса судьи - носителя этой власти. Судебная власть, как самостоятельная, полноценная и неотъемлемая ветвь государственной власти, осуществляет важную функцию государства по защите права. Именно судебной власти принадлежит ведущая роль в утверждении принципа верховенства права.

Непосредственное влияние на обеспечение конституционно- гарантированного права на судебную защиту, на авторитет судебных органов оказывает индивидуальная деятельность судей по отправлению правосудия.

Одна из гарантий успешного осуществления этого важнейшего сегмента судебной деятельности - формирование у судей ответственного подхода к выполнению профессиональных обязанностей, повышение судебной дисциплины, а также закрепление соответствующего особому правовому статусу судей организационно-правового механизма юридической ответственности судей при отправлении правосудия.

В Республике Беларусь сформирован резерв на должности председателей районных (городских), межгарнизонных военных судов, заместителей председателей и судей областных, Минского городского, районных (городских), Белорусского военного, межгарнизонных военных судов в количестве 718 человек. В Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета в 2011 году прошли повышение квалификации 521 работник суда, в том числе 185 судей. В 2011 году назначено 128 и освобождено 38 судей общих судов, присвоено очередных квалификационных классов 233 судьям [40].

Тема правового статуса судей очень актуальна в наше время, т.к. несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, произошедших за последние десятилетия, как то принятие Конституции Республики Беларусь, Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса о судоустройстве и статусе судей, огромного количества принципиально новых нормативно-правовых актов, касающихся организации судоустройства в нашей стране, судебная власть и законодательство, которое регламентирует ее деятельность, еще далеки от совершенства.

Целью исследования является всесторонний анализ правового статуса судей в Республике Беларусь.

Исходя из поставленной цели, автором исследования ставились следующие задачи:

определить правовые принципы осуществления правосудия в Республике Беларусь;

проанализировать основные положения правового статуса судей;

охарактеризовать отдельные элементы правового статуса судей.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования статуса судей Республики Беларусь. Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регулирующая правовой статус судей, теоретические труды по данной тематике.

Нормативно-правовой базой настоящего исследования послужили: Конституция Республики Беларусь [26], Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [22], Закон республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [35] и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов правового статуса судей. Теоретической основой послужили труды таких авторов, как: Е.О. Богданов [2], Т.В. Воронович [6], А.И. Гущин [10. 11], В.С. Каменков [17-19], Т.Б. Китаева [20], И.Н. Минец [33], В.А. Терехин [49] и др.

В процессе исследования автором широко использовался комплекс общенаучных, частных и специальных методов познания: диалектический, исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, методы анализа и синтеза и др. Были проанализированы действующее законодательство Республики Беларусь в сфере судоустройства, научная, учебная и специальная литература.

Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.

 


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

 

Особенность возлагаемых на суд и судейский корпус задач - отправление правосудия, осуществление судебного и конституционного контроля предопределяют отличие положения, статуса судей от положения других государственных учреждений и их должностных лиц. Они наделены присущими только им правами и обязанностями, которые не свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данные обстоятельства обусловливают и ряд требований, предъявляемых к членам судейского корпуса - судьям как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности.

В соответствии со статьей 84 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями [22]. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» [35].

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» [34].

Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь [26], Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Независимо от того, в суде какого звена судебной системы осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории Республики Беларусь. Единство судебной власти и производное от него единство судебной системы страны обусловливает и единый статус для судей всех судов.

Правовой статус судьи характеризуется следующими чертами: независимость при осуществлении правосудия; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи; профессионализм и наличие у судьи властных полномочий.

Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов: 1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий; 2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности; 3) ответственность судей.

Успех правосудия определяется, прежде всего, кадрами, которые должны в совершенстве исполнять свои профессиональные функции, обладать устойчивыми моральными качествами. Нравственный аспект, моральная оценка каждого шага и каждого действия судьи - это неизбежный спутник всей его деятельности [6, с.19].

Правосудие означает судить правильно, судить по праву, по закону. Однако, в судебной деятельности право и мораль взаимосвязаны. Особое значение в профессии судьи имеет его личная способность к осознанию моральной ответственности за свою профессиональную деятельность. Известно, что при осуществлении правосудия возникают многочисленные проблемы, которые нельзя решить правильно, если не обращаться к моральным принципам и нормам. В судебном заседании нет мелочей: это и правильно взятый тон, манера держаться, объективность, предоставление возможности высказать участникам процесса все их доводы, и юридическая аргументация судебных документов [9, с.16].

Судьи наделены присущими только им правами и обязанностями, которые не свойственны другим государственным служащим и гражданам. Данные обстоятельства обусловливают и ряд требований, предъявляемых к членам судейского корпуса - судьям как в профессиональной, так и внеслужебной деятельности. О них также можно судить и по Кодексу чести судьи Республики Беларусь, принятому на первом съезде судей Республики Беларусь 5 декабря 1997г. [23]. Он выделяет три группы требований, предъявляемых к судье:

общие требования - о приоритетном значении, по сравнению с иными занятиями, обязанностей по осуществлению правосудия, сохранении личного достоинства, заботе о своей чести и т.д.;

требования (правила), связанные с осуществлением профессиональной деятельности, - терпение, вежливость, тактичность, беспристрастность, постоянное поддержание высокого уровня квалификации, недопустимость публичной критики решений и действий коллег, всего судейского сообщества и т.д.;

требования, предъявляемые к внеслужебной деятельности - соблюдение принципа деполитизации (департизации), неучастие акциях политического характера, недопустимость личных, финансовых и деловых связей, которые способны помешать ему должным образом исполнять профессиональные обязанности и т.д.

Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены ст.24 и 33 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» [35]. Специальные требования содержатся в Кодексе о судоустройстве и статусе судей [22].

В соответствии со статьей 91 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - 70 лет.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь (за исключением случаев, установленных частью третьей статьи 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы в должности судьи не менее пяти лет либо стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет, а также лицо, имеющее высшее техническое или высшее естественнонаучное образование и стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет [22].

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет (статья 95 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

при Верховном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов [47, с.201].

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции Республики Беларусь и иных специалистов в области права.

Персональный состав экзаменационных комиссий, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов утверждаются соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председателями экзаменационных комиссий являются соответственно один из заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а заместителями председателей экзаменационных комиссий - представители Министерства юстиции Республики Беларусь.

Подбор лиц, претендующих на занятие должности судей общих и хозяйственных судов, представление их кандидатур экзаменационным комиссиям осуществляются соответственно Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, Министерством юстиции Республики Беларусь.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Заявление о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение одного месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. Квалификационная коллегия судей дает оценку деловым и морально-психологическим качествам заявителя и осуществляет функции конкурсной комиссии. По результатам рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в качестве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в качестве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю.

При наличии в суде вакантной должности судьи квалификационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения при необходимости специальной подготовки, о чем информирует Министерство юстиции Республики Беларусь.

От прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть освобожден кандидат в судьи, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее трех лет в центральном аппарате Министерства юстиции Республики Беларусь и организациях системы Министерства юстиции Республики Беларусь, общих и хозяйственных судах, адвокатуре, органах прокуратуры, органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, по совместному решению соответственно Министерства юстиции Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь или Министерства юстиции Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь [22].

Министерство юстиции Республики Беларусь направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда.

Специальная подготовка на должность судьи общего или хозяйственного суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Условия и порядок прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, а также ее программа определяются Министерством юстиции Республики Беларусь совместно соответственно с Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

В случае отказа в назначении на должность судьи кандидату в судьи, направленному для прохождения специальной подготовки на должность судьи общего или хозяйственного суда, предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность), за исключением случаев ликвидации организации.

В соответствии со статьей 99 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь [22].

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

Судьи, занимающие государственные должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, достигшие 65 лет - предельного возраста пребывания на государственной службе, с их согласия могут быть оставлены на государственной службе в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Деятельность общих судов в 2011-2012 году была направлена на защиту гарантированных Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства прав и законных интересов граждан и организаций, государственных и общественных интересов в ходе осуществления правосудия по гражданским, уголовным и административным делам.

Планомерно велась работа по укреплению кадрового потенциала судов. Сформированный резерв на должности председателей районных (городских), межгарнизонных военных судов, заместителей председателей и судей областных, Минского городского, районных (городских), Белорусского военного, межгарнизонных военных судов в количестве 718 человек позволил своевременно заполнять вакансии. Прошли повышение квалификации в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета в 2011 году 521 работник суда, в том числе 185 судей [40].

С учетом проведенных совместных заседаний Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь в 2011 году назначено 128 и освобождено 38 судей общих судов, присвоено очередных квалификационных классов 233 судьям [40].

Таким образом, в целях успешного осуществления судебной власти судьи наделяются всеми необходимыми полномочиями, но и требования к судьям предъявляются соответствующие.

Проблема профессиональной подготовки кандидатов в судьи существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда изменились общественно-экономические отношения, идет строительство правового государства с коренным обновлением законодательства, требующего тщательного изучения.

В создавшихся условиях необходимо с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность по их профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Для этого нужны новые подходы к отбору кандидатов, одним из которых является психодиагностическое обследование лиц, претендующих на должность судьи.

 

1.2 Права и обязанности судей

 

В соответствии со статьей 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Судья имеет право требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей; запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан [22].

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Неисполнение требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассмотрении дела в качестве народных заседателей, обязаны явиться в указанный суд в назначенное время и исполнить возложенные на них обязанности.

Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических специальностей. В деятельности судьи реализуется значительное количество специальных качеств и навыков, входящих в структуру личности и определяющих ее творческий потенциал, а также индивидуальный стиль работы.

Судья осуществляет правосудие открыто и гласно, что возлагает на него особую ответственность за принимаемые решения.

В соответствии со статьей 4 Кодекса чести судьи Республики Беларусь судья не вправе использовать свое служебное положение в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов вопреки требованиям Конституции Республики Беларусь, а также давать своим поведением повода другим лицам создавать впечатление, что они располагают возможностью влиять на него.

Судья должен быть осмотрительным при выборе друзей и знакомых, избегать связей, которые могут скомпрометировать его.

Во всех случаях судья должен продуманно осуществлять любой свой поступок, предвидеть его возможные последствия, соотносить его с нормами нравственности.

Судья не может оставлять без реагирования публичные обвинения его в умышленном нарушении Конституции Республики Беларусь, других актов законодательства, злоупотреблении служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности в исходе рассмотрения дел. В случае необоснованного обвинения судьи он вправе рассчитывать на поддержку судейского сообщества.

В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение, терпение, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенность и аргументированность при принятии решений. К такому же поведению судья призван побуждать своих коллег, работников аппарата суда, иных граждан [23].

Судья не вправе делать публичные комментарии, высказывать публично свое мнение по делам, поступившим в суд, находящимся в производстве самого судьи или других судей, а также по рассмотренным делам до вступления в законную силу состоявшихся по ним решений.

Судья не должен использовать для целей, не связанных с судопроизводством, или предавать гласности информацию, полученную в связи с осуществлением своих полномочий [23].

Таким образом, судьи имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Республики Беларусь судьи наделены особым статусом.

 

1.3 Неприкосновенность судей

 

Неприкосновенность личности - естественное право человека, принадлежащее ему от рождения, которое обеспечивается главным образом на основе понимания и уважения со стороны себе подобных, претендующих на то же самое. Неприкосновенность является имманентным свойством личности. Человек независим в выборе правовых средств защиты свободы и личной неприкосновенности. В Конституции Республики Беларусь установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом своим правом человек пользуется в случае необходимости, в момент, который он определяет сам [25, с.60].

Личная неприкосновенность гарантируется также государством, которое обязуется обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе его личную свободу и неприкосновенность. Государство обеспечивает соблюдение и защиту прав человека законодательным оформлением этих прав, созданием специальных структур по их охране (правоохранительных органов) и правосудием.

Важным представляется вопрос о соотношении институтов неприкосновенности личности, которой наделен каждый человек от рождения и иммунитетов, то есть дополнительных гарантий неприкосновенности отдельных категорий лиц, которыми они (в том числе судьи) наделяются для исполнения своих государственных и иных обязанностей. Лицо обладает теми или иными гарантиями неприкосновенности в зависимости от своего статуса. Неприкосновенность личности является основой иммунитетов любой категории лиц [25, с.61].

Иммунитеты отдельных категорий лиц являются определенным исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Иммунитетом лицо наделяется только в случае необходимости установления дополнительных гарантий осуществления им его государственных обязанностей. Содержание и объем иммунитетов должны строго соответствовать их назначению. В случае, если содержание и объем иммунитетов выходят за рамки необходимости, то они вступают в противоречие с принципом равенства всех перед законом и судом.

Для самостоятельного осуществления властных полномочий некоторые должностные лица органов государственной власти, а также иные лица (например, адвокаты) наделены различного объема иммунитетами. Объем предоставляемых таким лицам иммунитетов зависит от характера их деятельности и связан с выполнением ими специфических функций в межгосударственных, государственных и общественных отношениях. Наиболее значительным иммунитетом является привилегия в сфере уголовного судопроизводства, то есть установление для определенных категорий лиц (судей, депутатов, прокуроров и т.д.) дополнительных гарантий неприкосновенности к общему порядку возбуждения уголовного дела, привлечения к уголовной ответственности, заключения под стражу и т.д. Эти категории лиц точно перечислены в УПК и расширительное толкование данного перечня недопустимо [10, с.15].

Особенности уголовного судопроизводства в отношении этих лиц обеспечивают повышенную охрану их личности, ограждая от необоснованных преследований, ограничений основных прав и свобод, способствуют самостоятельному и независимому осуществлению ими своих полномочий. Законодатель, наделяя лиц определенной категории иммунитетами, видит их назначение, прежде всего, в защите от необоснованных посягательств со стороны должностных лиц правоохранительных органов, других органов власти.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Республики Беларусь судьи наделены особым статусом.

В соответствии со статьей 111 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь; за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка [22].

Если в предыдущие годы привлекалось к дисциплинарной ответственности более 100 судей, то в 2012-м - 50. Также двое судей в 2012 году были привлечены к уголовной ответственности [40].

Например, за 2012 год квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассмотрела 5 постановлений о возбуждении дисциплинарного производства, по трем из которых пришла к заключению о наличии оснований для привлечении судей к дисциплинарной ответственности, а по двум - о наличии оснований для прекращения дисциплинарного производства в связи с нецелесообразностью наложения дисциплинарного взыскания и наличием возможности ограничиться обсуждением на заседании квалификационной коллегии [39].

Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - УПК) порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий [50].

Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с УПК.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, судебное помещение, транспорт и средство связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы. Судья и народные заседатели не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия, суждении или приятии решения, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы. Производство по уголовным делам в отношении судей осуществляется в соответствии с УПК за следующим исключением:

) решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принятое генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности с предварительного согласия должностного лица, назначающего судью;

) те же решения в отношении народных заседателей в период исполнения ими своих обязанностей в суде, принятом прокурором с предварительного согласия должностного лица, утвердившего народных заседателей [47, c.211].

О задержании судьи конституционного суда сообщается председателю конституционного суда или его заместителю. О задержании судей общих и хозяйственных судов сообщается председателю верховного суда или высшего хозяйственного суда, а также соответствующей квалификационной комиссии судей и Министерству Юстиции. О задержании народных заседателей сообщается должностному лицу, утвердившему списки народных заседателей. Большинство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей могут проводиться с санкции генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, при условии, если уголовное дело в отношении судьи не было возбуждено или судья не был привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц или по факту совершения преступления. Судьи и народные заседатели не могут быть подвергнуты административному задержанию в случае их задержания за совершение административного правонарушения и доставки в орган, ведущий административный процесс они должны быть немедленно освобождены после установления личности.

Таким образом, неприкосновенностью личности судья, как и любой гражданин, обладает с момента рождения, а гарантии судейской неприкосновенности он обретает со вступлением в должность судьи. С прекращением своих полномочий судья теряет гарантии судейской неприкосновенности, но сохраняет за собой личную неприкосновенность, которая существует независимо от статуса того или иного лица.

Принцип неприкосновенности судьи органически связан с другим принципом, являющимся неотъемлемой частью единого комп<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...