Глава 2. Элементы правового статуса судей
2.1 Аттестация судей. Квалификационные классы судей
Под аттестацией судьи понимается объективная оценка уровня его профессиональных знаний и умение применять их при осуществлении правосудия, а также деловых качеств судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым законодательством. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей. Различают очередную и внеочередную аттестацию. Очередная аттестация проводится: в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, - по истечении шести месяцев работы; при присвоении очередного квалификационного класса - не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе; в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, - периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации. Внеочередная аттестация проводится: при назначении судьи на должность на новый срок; при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда; при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд; при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе; при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи [22]. При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация. В отношении председателя, заместителя председателя и судей конституционного суда, председателей верховного суда и высшего хозяйственного суда аттестация не проводится. В зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих заключений:
о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса; о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса; об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса; о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе; об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности. Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности. Заключение об оценке деятельности судьи принимается квалификационной коллегией судей в отсутствие аттестуемого и носит рекомендательный характер. По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист. Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле. В 2012 году квалификационной коллегией судей хозяйственных судов проведено 18 заседаний, в том числе одно выездное - в хозяйственном суде Брестской области, на которых рассматривались вопросы аттестации судей, зачисления кандидатами в судьи, дисциплинарной ответственности, освобождения от должности судьи, и другие вопросы в соответствии с компетенцией, определенной Кодексом [39]. Так, в отчетный период квалификационной коллегией проведена очередная аттестация 45 судей. При этом в отношении 4 судей приняты заключения о наличии оснований для присвоения 4 квалификационного класса, 14 судей - 3 квалификационного класса, 10 судей - 2 квалификационного класса, 9 судей - 1 квалификационного класса, 1 -высшего квалификационного класса. В отношении 7 судей, в том числе председателя хозяйственного суда Брестской области, проведена очередная аттестация в связи с истечением пятилетнего срока после предшествующей аттестации и приняты заключения о соответствии занимаемой должности и об оставлении ранее присвоенных квалификационных классов.
Проведена внеочередная аттестация 17 судей, по результатам которой приняты заключения о возможности назначения судей на должность председателя и заместителя председателя хозяйственного суда Витебской области, председателя и заместителя председателя хозяйственного суда Минской области, 4 судей на должность судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, о назначении 6 судей на новый срок, 1 - судьей бессрочно [39]. Зачислены кандидатами в судьи и рекомендованы для прохождения специальной подготовки 5 претендентов на должность судьи. 4 кандидатов из числа специалистов хозяйственных судов и органов прокуратуры рекомендованы к назначению на должность судьи без прохождения стажировки. Дано 8 положительных заключений для назначения на должность судьи впервые на пятилетний срок полномочий. Квалификационная коллегия также рассмотрела 11 заявлений судей и дала согласие на их освобождение от занимаемых должностей (пять - по собственному желанию, трое - в связи с выходом в отставку, двое - в связи с выходом из социального отпуска судей, один - в связи с назначением на другую должность) [39]. Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы. Квалификационные классы присваиваются: высший квалификационный класс - Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; высший, первый и второй квалификационные классы - заместителям председателей и судьям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы - председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;
второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы - судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов [22]. Судьям, впервые назначенным на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда - четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в пределах, определенных частью второй статьи 106 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, работника органов прокуратуры, учреждений юстиции, органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иного государственного служащего. При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса. Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь присваиваются воинские звания офицерского состава. Присвоение очередного воинского звания, понижение в воинском звании или лишение такого звания производятся в порядке, установленном законодательством:
в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь - по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь; в отношении судей военных судов - по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь и Министром юстиции Республики Беларусь. Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются: в пятом квалификационном классе - два года; в четвертом квалификационном классе - три года; в третьем квалификационном классе - четыре года. Срок пребывания в первом и втором квалификационных классах не устанавливается. Присвоение очередного квалификационного класса производится, как правило, после окончания установленного срока нахождения в предыдущем классе. Высококвалифицированному судье с учетом стажа и опыта работы в должности судьи допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на один квалификационный класс выше того, который предусмотрен статьей 106 Кодекса о судоустройстве и статусе судей [22]. Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) производятся Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь. Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь при назначении (избрании) их на должность. Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь производятся Президентом Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Представление вносится Президенту Республики Беларусь в установленном порядке. К представлению прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.
В случае принятия квалификационной коллегией судей заключения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного заключения. За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Судья может быть лишен квалификационного класса в случае освобождения его от должности в связи с совершением им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или совершением иных действий, дискредитирующих судебную власть, а также в связи со вступлением в силу в отношении судьи обвинительного приговора. Таким образом, аттестация судей - квалификационная аттестация, под которой понимается оценка уровня профессиональных знаний судьи и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям законодательством Республики Беларусь. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей. Для судей судов Республики Беларусь установлены квалификационные классы. Квалификационный класс судьи - звание, свидетельствующее о профессиональном уровне судьи, опыте работы на судейских должностях.
2.2 Материальное и социальное обеспечение судей судья профессиональный обеспечение полномочие На состояние правосудия в значительной степени влияет порядок обеспечения деятельности судов, от чего также зависит воплощение гарантий независимости судов и судей, доступности и качества правосудия. Независимость судей является основной чертой статуса судей, она обеспечивает совокупность установленных законом гарантий: политическая нейтральность судей, запрет осуществлять иную оплачиваемую деятельность; несменяемость судей; неприкосновенность судей; материальное и социальное обеспечение судей, правовая защита судей [49, с.46]. Судьи и народные заседатели подлежат государственной защите. Государственная защита судей и народных заседателей осуществляется в порядке, установленном законодательством [22]. Вопросы материального и социального обеспечения, их правовая защита регулируются Кодексом о судоустройстве и статусе судей и Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Выплаченное судье денежное пособие должно гарантировать условия независимости исполнения им служебных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного пособия судьи: обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой; право на внеочередную установку телефона; имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение; вправе хранить, носить и применять огнестрельное оружие и боеприпасы к нему; жизнь и здоровье судей подлежат государственному обязательному личному страхованию; судьи в установленном законодательством порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождение воинских сборов. В соответствии со ст.129 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета. Обязательное государственное страхование производится путем единовременных выплат в виде страхового обеспечения в случае: гибели (смерти) судьи в период работы или после увольнения с должности, наступившей вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью, полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей, - его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи; причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей увечья или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере трехлетней заработной платы судьи; причинения судье в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, не вызвавших стойкой потери трудоспособности и не исключивших дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере годовой заработной платы судьи [22]. В случае причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей производятся выплаты в порядке и размерах, указанных в части второй статьи 129 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. Выплаты по компенсации вреда, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи 129 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, осуществляются за счет средств республиканского бюджета с дальнейшим взысканием сумм этих выплат с виновных лиц. Вред, причиненный умышленно утратой (гибелью) или повреждением имущества, находящегося во владении, пользовании или распоряжении судьи либо членов его семьи, в связи с исполнением им служебных обязанностей, подлежит компенсации в полном объеме за счет средств республиканского бюджета с дальнейшим взысканием сумм этой компенсации с виновных лиц. Обязательное государственное страхование судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь осуществляется в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь для военнослужащих. В стаж судьи, исчисляемый для выплаты надбавки за выслугу лет, определения продолжительности трудового отпуска в соответствии с законодательством о государственной службе, включаются: стаж государственной службы, в том числе стаж работы в качестве судьи, государственного арбитра; стаж работы в качестве стажера судьи; время прохождения специальной подготовки на должность судьи; стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности судьи. Конечно, наряду с правовыми и материальными гарантиями независимости судей, о которых речь шла выше, реальное ее обеспечение во многом зависит от нравственно-психологической атмосферы в обществе и государстве, отношения должностных лиц всех уровней к суду как конечной инстанции в правовом государстве защиты прав и свобод граждан, разрешения конфликтных вопросов. В этом направлении предстоит сделать еще немало, и процесс этот будет не простым. В п.6 Послания о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь предусмотрены следующие меры по усилению кадрового потенциала судов. «В этих целях: предусмотреть меры по привлечению в суды наиболее квалифицированных юристов, повышению престижа судейской профессии; обеспечить специальную подготовку на должности судей общих судов не менее 6 месяцев и их стажировку, в том числе предусмотрев возможность назначения стажеров судей до образования предполагаемой вакансии; повысить качество переподготовки судей и руководителей судов; отменить процедуру согласования кандидатур на должности судей с местными исполнительными и распорядительными органами; предусмотреть выделение бюджетных средств целевого назначения на реконструкцию здания учреждения образования "Институт переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета"; изучить вопрос о целесообразности создания в перспективе Академии юстиции; поэтапно, начиная с областных (Минского городского) судов, районных судов в областных центрах, повысить статус секретаря судебного заседания - помощника судьи, а также оплату его труда; рассмотреть вопрос о предоставлении судьям, имеющим стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, а также судьям, проработавшим в должности судьи не менее 5 лет (при условии дальнейшей работы до достижения стажа работы в должности судьи не менее 15 лет), возможности выделения льготного кредита для строительства жилья без учета уровня их заработной платы; изучить целесообразность предоставления судьям права приобретения в собственность занимаемых ими служебных жилых помещений на возмездной основе и безвозмездной передачи такого жилья в их собственность после 20 лет работы в должностях судей; принять необходимые меры по организации надлежащего медицинского обслуживания судей; изучить возможность выделения судебным исполнителям служебных жилых помещений» [36]. Материальное обеспечение судей также является одним из критериев, определяющих независимость судебной системы. Однако, стоит отметить, что белорусское законодательство не совершенно в этом вопросе. Итак, «Размеры должностных окладов судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь устанавливаются в соответствии с занимаемыми ими должностями в установленном Президентом Республики Беларусь процентном отношении к должностным окладам соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь» [22]. В то же самое время, должностные оклады данных Председателей также устанавливаются Президентом Республики Беларусь. Таким образом, мы видим, что оклады судей абсолютно всех судов определяются Президентом. Это можно считать ещё одним рычагом воздействия на судей со стороны исполнительной власти. Базовый оклад французских судей, также как и литовских, четко определен в законодательстве и зависит от категории судьи. Размер оклада французских судей устанавливается Советом Министров на основании многочисленных законодательных актов, касающихся регулирования вознаграждений государственным служащим и установления минимальной заработной платы [27]. Таким образом, заработная плата судей во Франции также носит фиксированный характер и не зависит непосредственно от воли какой-либо ветви власти, как это можно наблюдать на примере РБ. Таким образом, гарантии судей в Республике Беларусь - совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия. Виды гарантий судей в Республике Беларусь: 1) по характеру: гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия; гарантии неприкосновенности судей; гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий; 2) по источнику: гарантии, закрепленные в Конституции Республики Беларусь; гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|