Глава 3. Совершенствование правового статуса судей в республике Беларусь
Аналитическая записка о правовой основе независимости судей, подготовленная Центром правовой трансформации в 2011 году, выделяет ряд законодательных положений, ставящих судебную власть в зависимое положение от исполнительной власти и Президента. Методы подбора, назначения судей, выплаты им заработной платы, премий, а также определение сроков их полномочий не отвечают международным стандартам независимости судей. Несмотря на конституционные и законодательные гарантии независимости судей, президент, а также исполнительная власть в лице Министерства юстиции имеют значительные рычаги контроля над судебной системой. Выделяются следующие проблемы системы юстиции, требующие решения, в том числе, в свете рекомендаций УПО: Назначение судей. Половина судей Конституционного суда и все судьи общих и хозяйственных судов назначаются президентом. Президент с согласия Совета Республики назначает судей Верховного суда и Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Конституционного суда. Случаи отклонения Советом Республики той или иной кандидатуры неизвестны. Выдвижение кандидатов на судейские должности осуществляется с участием органа исполнительной власти - Министерства юстиции. Назначения на должности судей производит президент, который обладает полномочиями и усмотрением утверждать или отвергать любого выдвинутого кандидата без объяснения оснований. Президенту принадлежит полный контроль над всеми аспектами назначения судей. Такая роль главы государства несовместима с понятием независимости суда. Срок полномочий. В соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей, судья впервые назначается на срок 5 лет. После этого судья может быть переназначен еще на один пятилетний срок или бессрочно. Отсутствуют конкретные критерии, в соответствии с которыми судья назначается временно либо бессрочно. Возможность постоянного переизбрания судей на пятилетние сроки ставит их в положение наемных работников, работающих по срочному трудовому контракту и, в конечном счете, делает положение судей нестабильным. Также кандидаты в судьи в процессе назначения на должность фактически вынуждены избегать конфликта интересов со всеми должностными лицами (включая представителей исполнительной власти), с которыми их назначение должно быть согласовано. Таким образом, карьера судьи полностью зависит от исполнительной власти и президента, что нарушает принцип независимости судей. А отсутствие конкретных критериев принятия решений о назначении полностью передает карьеру судьи в руки исполнительной власти [24].
Дисциплинарное производство и увольнение. Дисциплинарное производство осуществляется обычным и экстраординарным способами. Как правило, его осуществляет квалификационная коллегия соответствующего суда. В отношении Председателей ВС, ВХС и КС, а также судей КС дисциплинарное производство не производится. Кодекс о судоустройстве и статусе судей определяет причины, по которым судья может быть отстранен от занимаемой должности. Большинство оснований отвечают международным нормам. Однако некоторые положения подвергают независимость судей серьезной угрозе. При наличии оснований, предусмотренных Кодексом о судоустройстве, Президентом может быть наложено любое дисциплинарное взыскание на любого судью без возбуждения дисциплинарного производства (ст. 122 Кодекса). Это значит, что президент наделен правом в любой момент освободить любого судью от должности по собственной инициативе, причем при смещении председателей высших судов РБ нужно уже не согласие Совета Республики, а его уведомление. Такие полномочия явно идут вразрез с понятием независимости судебных органов, как она трактуется в Основных принципах независимости судебных органов. Также не соответствует п.п. 1, 7, 17, 19, 20 Основных принципов право президента без какой-либо гласной и определенной в законе процедуры разбирательства налагать дисциплинарное наказание на судей.
Оценка работы судей. Продвижение по службе сопровождается очередной или внеочередной аттестацией, регламентированной Кодексом о судоустройстве. При аттестации учитываются в том числе: научные и почетные звания; государственные награды и награды Министерства юстиции; количество рассмотренных дел; качество рассмотренных дел; сложность дел; оперативность работы; сколько дел данного судьи снято с кассационного рассмотрения; количество частных определений; писем в адрес судьи; случаи привлечения судьи к ответственности; профилактическая работа судьи (количество выездных судебных заседаний, прочитанных лекций, выступлений в СМИ, статей, обзоров; вынесенных судьей частных определений); нагрузка. Аттестация производится квалификационными коллегиями судей. Общий принцип оценки работы судей предполагает, что ее не следует проводить по содержанию решений или приговоров. В то же время, работа судей оценивается, в числе других критериев, по количеству обжалованных решений, а также по тому, сколько их решений было отменено или изменено, что противоречит указанному принципу [24]. Оклады, премии и льготы. Как и в случае с другими государственными служащими Беларуси, оклады, премии и льготы судей определяет Администрация Президента. Что касается судей наблюдаемых судебных процессов, как и всех судей судов общей юрисдикции, то, в соответствии с белорусским законодательством, их оклады определяются Президентом в размере процентной доли от окладов Председателя Верховного суда и Председателя Высшего хозяйственного суда (последние устанавливает парламент). Аналогичным образом глава государства назначает и суммы премий, которые полагаются тому или иному судье, в зависимости от звания и стажа. Финансовый контроль над оплатой труда судей лишь способствует усилению их зависимости от Администрации Президента. Другие льготы также подчиняют судей воле исполнительной власти. К ним, в том числе, относится право на улучшение жилищных условий и предоставление льготных жилищных кредитов. В связи с тем, что распределением этих льгот ведают местные органы исполнительной власти, возникает явная возможность для незаконного давления на судей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1. Правосудие осуществляется, основываясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми. Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия. Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права на судебную защиту; участия граждан в осуществлении правосудия; гласности правосудия (открытости судебного разбирательства); защиты законных интересов личности; состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде; родного (национального) языка судопроизводства. 2. Правовой статус судей - это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Особый правовой статус судей предопределяется стоящими перед ними задачами, ответственными обязанностями, характером деятельности, в ходе которой могут существенно затрагиваться права и свободы граждан, различных учреждений, организаций, предприятий, государственных органов и самого государства. Правовой статус судьи характеризуется следующими чертами: независимость при осуществлении правосудия; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи; профессионализм и наличие у судьи властных полномочий.
Содержание правового статуса осуществляется составом следующих элементов: 1) совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судебных полномочий; 2) гарантии независимого осуществления судьями судебной деятельности; 3) ответственность судей. . В целях успешного осуществления судебной власти судьи наделяются всеми необходимыми полномочиями, но и требования к судьям предъявляются соответствующие. Проблема профессиональной подготовки кандидатов в судьи существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда изменились общественно-экономические отношения, идет строительство правового государства с коренным обновлением законодательства, требующего тщательного изучения. В создавшихся условиях необходимо с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность по их профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Для этого нужны новые подходы к отбору кандидатов, одним из которых является психодиагностическое обследование лиц, претендующих на должность судьи. . Судьи имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами. . Неприкосновенностью личности судья, как и любой гражданин, обладает с момента рождения, а гарантии судейской неприкосновенности он обретает со вступлением в должность судьи. С прекращением своих полномочий судья теряет гарантии судейской неприкосновенности, но сохраняет за собой личную неприкосновенность, которая существует независимо от статуса того или иного лица. Принцип неприкосновенности судьи органически связан с другим принципом, являющимся неотъемлемой частью единого комплекса норм, составляющих статус судьи и имеющим огромное значение для обеспечения беспристрастности судебной власти - принципом независимости судьи. Названные принципы не только характеризуют статус судьи, но и обеспечивают независимость правосудия. При этом неприкосновенность судьи следует рассматривать неотрывно от его независимости, поскольку содержание и объем гарантий неприкосновенности судьи должны строго соответствовать необходимости обеспечения его независимости. Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Республики Беларусь судьи наделены особым статусом. . Принцип несменяемости судей является особенно важным, поскольку судьи, назначаемые на пожизненный срок, обладают наибольшей независимостью: чем больше срок службы, тем меньше возможность того, что на судью при осуществлении служебных обязанностей будет влиять его заинтересованность в получении очередного назначения. Несменяемость судей - это невозможность их смещения с должности иначе, чем за поступки, позорящие честь и достоинство судьи, либо умаляющие авторитет судебной власти. Поскольку судей, как правило, назначают представители исполнительной и (или) законодательной власти, существование такой гарантии, которая не позволила бы данным представителям незаконно снять судью с должности, является важным механизмом, обеспечивающим принцип независимости судебной ветви власти.
. Аттестация судей - квалификационная аттестация, под которой понимается оценка уровня профессиональных знаний судьи и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям законодательством Республики Беларусь. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей. Для судей судов Республики Беларусь установлены квалификационные классы. Квалификационный класс судьи - звание, свидетельствующее о профессиональном уровне судьи, опыте работы на судейских должностях. . Гарантии судей в Республике Беларусь - совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия. Виды гарантий судей в Республике Беларусь: 1) по характеру: гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия; гарантии неприкосновенности судей; гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий; 2) по источнику: гарантии, закрепленные в Конституции Республики Беларусь; гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актах. Элементы правового статуса судей являются актуальными и постоянно совершенствуются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|