Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды нормативно-правовых актов.




Рационалистическая школа права –

Психологическая школа права – одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX- XX вв. Представителями Психологической школы права  являются Г. Тард (Франция), Л. Кнапп, А. Вир-линг, Э. Ленинг (Германия), Росс, Р. Вест, П.А. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего теоретика Психологической школы права  российско-польского социолога и правоведа Л. Петражицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет, прежде всего, о свойстве человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания.

 

Маркситско-ленинская школа права –  Основоположники - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран. С точки зрения марксистско-ленинской теории, право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

Социологическая школа права – одно из направлений науки права XX в. Сторонники Социологической школы права считают, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придают большое значение свободе судейского усмотрения, т.е. меньшей связанности суда с правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель Социологической школы права - американский ученый Р. Паунд.

Нормативистская школа права – рассматривает юридическое упорядочение как таковое, не видя в нём даже момента возникновения государства, которое обезличивается и отныне воспринимается только как слово, выражающее внутреннее единство этого упорядочения. Основоположником этой теории является Кельзен, которые предложил сводить право к упрощённой системе иерархизированных норм, когда все нормы без исключения наделяются силой благодаря своему соответствию вышестоящей норме, вплоть до нормы основного закона (конституции). По Кельзену, необходимо придерживаться «чистой теории права», оставляя в стороне всякую политическую, философскую или моральную идеологию и «все элементы, восходящие к наукам о природе».

Право – это система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов и регулируют общественные отношения путём предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

 

Признаки права:

1. нормативность (право – система норм);

2. общеобязательность;

3.  определённость(ясность, чёткость);

4. формализованность (нормы права принимаются в соответствии с определённой процедурой и зафиксированы в официальных документах);

5. системность (целостная, структурированная система норм);

6. властный характер (устанавливается государством и обеспечивается его принудительной силой).

 

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, в которых отражается сущность и социальное назначение права.

1. общесоциальные функции:

­ экономическая – регулирование экономических отношений;

­ политическая – регулирование политических отношений;

­ воспитательная;

­ коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;

­ экологическая и др;

­ специально-юридические функции;

­ регулятивно-статистическая – воздействие на общественные отношения путём закрепления регулирующих их норм в соответствующих правовых институтах (право собственности, авторское право и тд.);

­ регулятивно-динамическая – непосредственное воздействие права на регулируемые им общественные отношения;

­ охранительная – охрана общественных отношений путём применения специальных охранительных норм;

­ оценочная – право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков.

 

Право и мораль

Нормы права по смыслу могут совпадать с нормами морали, но могут прямо противоречить им. Чем сильнее такое совпадение, тем более естественным для общества становится понимание права и исполнение правовых норм. Можно сказать, что право и мораль взаимно дополняют и обеспечивают действие друг друга. Основными моральными принципами, нашедшими закрепление в праве, являются гуманизм, справедливость, добро.

Единство права и морали:

­ они социально однотипны, т.к. являются составными частями единой надстройки;

­ у них единая социально-политическая основа;

­ у них единая нормативная природа.

Различие права и морали:

­ происхождение (нормы морали возникли в доклассовом, а право в классовом обществе);

­ способы и источники установления (моральные нормы создаются стихийно и всем обществом, а право – в особом процессуальном порядке и непосредственно государством);

­ способы обеспечения (мораль опирается на силу общественного мнения, а право обеспечивается государством);

­ характер ответственности за их нарушение (за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение моральных норм – общественное воздействие);

­ форма выражения (нормы права закрепляются в юридических актах, а моральные нормы существуют лишь в сознании людей);

­ сферы действия (сфера действия морали гораздо шире).

 

Принципы права – это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность и ценность права. Принципы выполняют роль ориентиров при формировании и осуществлении права.

Виды принципов права:

­ общие – исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом. К ним относятся:

a. Принцип демократизма – выражается в предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на действующие.

b. Принцип гуманизма. Его суть – в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения личности создания всех условий для нормального существования и развития личности.

c. Принцип законности – все субъекты общественных отношений: государство, его органы, должностные лица, общественные организации и все граждане должны точно и неуклонно соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, которые в свою очередь, не противоречат друг другу, соответствуют Конституции и объективным закономерностям общественного развития.

d. Принцип равноправия выражается в законодательном закреплении всех граждан, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом.

e. Принцип социальной справедливости заключатся в том, что поступок человека оценивается в праве в соответствии с мерками и критериями, которые сложились в обществе и которые общество считает справедливыми.

­ Отраслевые – исходные положения, которые отражают специфику той или иной отрасли (принцип равенства супругов – в семейном праве, принцип разделения властей – в конституционном праве и т. д.);

­ Межотраслевые – исходные положения, которые подчёркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности – в уголовном и административном праве; принцип состоятельности – в процессуальных отраслях права и т. д.).

 

Правовая культура – обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития правовой деятельности, системы правовых актов, правосознания и субъектов правоотношений (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Это уважительное и почтительное отношение к праву. Любое правовое государство стремиться к повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связано с культурой общества в целом. Она служит средством укрепления законности и правопорядка.

Правовая культура зависит от уровня развития правового сознания населения, правовой деятельности (теоретической, образовательной и практической), системы правовых актов.

Виды правовой культуры:

­ индивидуальная – складывается из знания правовых норм (основная масса людей «черпает» правовые знания из окружающей среды или личного опыта) и уважительного отношения к праву;

­ групповая – правовая культура отдельных социальных групп. Она подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры;

­ общественная – правовая культура общества, составная часть созданных им духовных ценностей.

 

Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит своё выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность, законность и др.

Структурные элементы правосознания:

­ правовая идеология – взгляды и представления людей о правовой жизни общества;

­ правовая психология – чувства, привычки, настроения, традиции, в которых выражается отношение отдельных лиц, различных социальных групп, профессиональных коллективов к праву и системе правовых институтов, функционирующих в обществе;

­ правовое воспитание – формирование правосознания у других лиц (дети, коллеги, подчинённые и т.д.).

Функции правосознания:

1. познавательная – посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности;

2. оценочная – связанная с формированием у людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности;

3. регулятивная – состоящая в том, что: при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право; каждый индивид определяет конкретный вариант своего поведения с учётом юридическим норм; с его помощью в случае отсутствия соответствующих норм индивид может сформировать своё поведение, урегулировать ситуацию на основе общего понимания им юридических норм, законодательства; правосознание позволяет совмещать правовое регулирование с иными видами регуляторов общественных отношений.

 

Нормы права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определённое правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путём установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений.

 

Признаки норм права:

1. государственно-властный характер – норма права устанавливается (или санкционируется) государством.

2. общеобязательность – правило поведения, содержащееся в норме права распространяется на неопределённо большое количество адресатов.

3. представительно-обязывающий характер. Норма регулирует отношения, предоставляя права и возлагая обязанности на их участников.

4. формально-определённый характер.

5. реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения.

 

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает её основные элементы и способы их заимствования.

Всякая норма права состоит из трёх частей:

Гипотеза – часть юридической нормы, указывающая на условия, жизненные обстоятельства, с которыми связано её действие.

Диспозиция – часть нормы, содержащая права и обязанности, указывающая как должен действовать человек попавший в условия, указанные в гипотезе (содержит само правило поведения).

Санкция – часть нормы, определяющая вид и меру юридической ответственности за нарушение правил поведения содержащихся в её диспозиции.

Без гипотезы норма немыслима, без диспозиции – бессмысленна, без санкций – бессильна.

 

Виды норм права - по видам нормы права подразделяются на: управомочиваюшие - предоставляющие гражданам возможность соответствующим образом действовать; обязывающие - требующие должного поведения и запрещающие - которые устанавливают запреты на совершение определенных действий.

Способы изложения норм права - Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1) прямой - когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;
2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования — правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

 

Источники (формы) права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников норм права:

­ нормативно-правовые акты;

­ нормативные договоры;

­ правовые обычаи;

­ правовые (судебные) прецеденты.

это внешнее выражение нормативно правовых предписаний, связанное с их закреплением в определённых, официально признанных актах.

 

Нормативно-правовой акт – изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.  Широко используется во всех современных государствах.

 

Санкционированный обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством. Обычай – исторически первый источник права. Его роль в правовых системах разных стран и в разных отраслях различна. Имеет распространение в гражданском, семейном, земельном, уголовном праве (ношение холодного оружия как элемент национального костюма).

 

Судебный прецедент – такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел.

 

Нормативный договор – соглашение между равноправными субъектами по поводу совместной деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права.

 

Индивидуально-правовые акты - (англ individual legal act) - в теории права разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права. Индивидуально-правовые акты  называют также ненормативными правовыми актами. Путем издания Индивидуально-правовые акты  нормы законов и подзаконных нормативных правовых актов применяются уполномоченными на то органами и лицами в форме конкретных предписаний. ПоэтомуИндивидуально-правовые акты являются актами применения права. Основная сфера применения Индивидуально-правовых актов - управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность. В формуИндивидуально-правовых актов облекаются, например, решения, принимаемые в отношении конкретных лиц о награждении, назначении на должность, назначении пенсии, выдаче ордера на квартиру и др.

Акт применения нормы права – это официальный акт-документ, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о присвоении воинского звания и т.д.). всегда выступает итогом правоприменения.

 

Виды нормативно-правовых актов.

По субъектам правотворчества:

­ нормативные акты государственных органов;

­ нормативные акты иных социальных организаций;

­ совместные нормативные акты;

­ акты, принятые в порядке референдума.

По срокам действия:

­ акты неопределённо-длительного времени действия;

­ временные акты.

По сфере действия:

­ общефедеральные акты;

­ нормативные акты субъектов федерации;

­ локальные акты.

По юридической силе:

­ законы;

­ подзаконные акты.

 

Закон – принятый в особом процессуальном порядке акт правотворчества высших представительных органов государственной власти, либо, непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой, направленная на регулирование наиболее важных базовых общественных отношений.

 

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акты, изданные на основе и во исполнение законов. К ним относятся:

1. акты высших представительных органов (Совета Федерации и Государственной Думы) – постановления, декларации, заявления и т. п.;

2. акты Президента РФ – указы и распоряжения;

3. акты Правительства РФ – постановления и распоряжения;

4. акты министерств и ведомств – приказы, инструкции;

5. акты органов представительной власти и управления субъектов РФ – законы, уставы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции.

6. акты местных органов государственной власти, управления и самоуправления – решения, распоряжения, положения, регламенты;

7. акты государственных предприятий, учреждений и различного рода негосударственных объединений (акционерных обществ, товариществ и т.п., корпоративных организаций) – приказы, решения, уставы, нормативные договора и т. д.

 

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Под законностью понимается единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществ­ляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2. Компетентность Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, кото­рые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3. Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование озна­чает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пони­маться двусмысленно. Суть нормативно-правового акта должна быть доступ­на каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. Это требование трудновыполнимое. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т. д.).

4. Своевременность принятия. Это одно из требований, позволяющее нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы обще­ственного развития (например, согласно этому требованию, Закон о феде­ральном бюджете должен приниматься не позднее середины текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителен. Это тре­бование означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сро­ки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...