Элементы состава правонарушений:
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Объект правонарушения – то, на что направлено противоправное деяние. Выделяют общий объект правонарушений – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом; и непосредственный объект – конкретные права и интересы субъектов права, государственный строй, честь и достоинство и другие элементы, составляющие структуру нарушаемого отношения. Объективная сторона правонарушения – это внешняя сторона противоправного деяния. Она включает в себя: противоправное деяние (действие или бездействие); вред, причинённый деянием; причинная связь между деянием и наступившим вредом. Субъект правонарушения – вменяемое, деликтоспособное, достигшее определённого возраста лицо, а также социальная организация. Субъективная сторона правонарушения или вина. Вина – это психологическое отношение лица к совершенному правонарушению. Она выступает в форме умысла и неосторожности.
Юридическая ответственность – это обязанность субъекта претерпевать за совершённое правонарушение определённые лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренного санкцией правовой нормы. Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности и характеризуется следующими основными признаками: 1. имеет своим основанием правонарушение; 2. опирается на государственное принуждение; 3. сочетается с государственным осуждением поведения правонарушителя; 4. связана с причинением правонарушителю отрицательных последствий личного, материального или организационного характера; 5. осуществляется в процессуальной форме.
Признаки юридической ответственности: 1. устанавливается государством в санкциях правовых норм;
2. применяется специально уполномоченными государственными органами; 3. выражается в неблагоприятных последствиях личного, имущественного и организационного характера; 4. выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу; 5. налагается в специально установленном законом процессуальном порядке; 6. применяется только за совершённое правонарушение.
Виды юридической ответственности: Уголовная ответственность – наиболее суровый вид юридической ответственности. Наступает за преступления и выражается в непосредственном воздействии на личность, правонарушителя (лишения свободы, жизни). Возлагается специальным правоприменительным актом – приговором суда и отличается строго регламентированной процессуальной формой. Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения норм права в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений. Выражается в возмещении правонарушителем имущественного вреда и восстановлении нарушенного права. Осуществляется не только в судебном, но в арбитражном и административном порядке. Административная ответственность наступает за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.). Данный вид ответственности сопровождается в применении к нарушителю таких взысканий как предупреждение, штраф, конфискация временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест. Возлагается органами исполнительной власти, местного самоуправления, судами. Дисциплинарная ответственность имеет своим основанием дисциплинарный проступок и выражается в замечании, выговоре, временном переводе на нижеоплачиваемую работу или на низшую должность, увольнении с работы и т.д. Осуществляется должностными лицами, обладающими дисциплинарной властью.
Материальная ответственность наступает за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей. По органам, возлагающим ответственность, различают: a. ответственность, возлагаемую органами государственной власти; b. ответственность, возлагаемую судебными органами; c. ответственность, возлагаемую административными органами (органами государственного управления).
Задание 2. Конституция Российской Федерации как основной закон государства
Конституция РФ – универсальный нормативный акт, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993г. содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Устанавливая основы и принципы иных правовых отраслей, выступает в качестве основы российской правовой системы в целом, обладает верховенством и высшей юридической силой, её отличает особый, усложнённый порядок принятия и изменения. Конституция Российской Федерации состоит из краткого введения (преамбулы), первого раздела, включающего 9 глав, разделённых на 137 статей, и второго раздела, содержащего заключительные и переходные положения в виде 9 пунктов. В введении указывается, исходя из чего и во имя чего многонациональный народ России принял Конституцию своей страны, подчёркивается общность судьбы россиян, исторически сложившееся государственное единство, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, принципы равноправия и самоопределения народов, стремление к благополучию и процветанию России, вхождение в мировое сообщество как фундаментальные предпосылки принятия Конституции. Базисные положения Конституции сконцентрированы в её первой главе «Основы конституционного строя», состоящей из16-ти статей, - их содержание воплощает принципы, на которых основываются основные части, статьи документа. Согласно ст. 16 «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации». Важное, определяющее значение для граждан страны имеет вторая глава Конституции под названием «Права и свободы человека и гражданина».в ней содержится 48 статей – наибольшее количество., что призвано подчеркнуть направленность всего документа прежде всего на соблюдение интересов личности, обеспечение и охрану прав и свобод россиян.
Декламируемые права Конституцией можно разделить на гражданские, политические, экономические, социальные. Гражданские права: 1. Право на жизнь. 2. Охрана достоинства личности. 3. Свобода и личная неприкосновенность. 4. Неприкосновенность частной жизни. 5. Неприкосновенность жилища. 6. Свободный выбор национальной принадлежности и языка. 7. Свобода передвижения и выбора места жительства. 8. Свобода совести и вероисповедания. 9. Свобода слова. 10. Право не свидетельствовать против себя и близких родственников. 11. Возможность осуществлять в полном объёме свои права, начиная с18 лет. 12. Право иметь двойное гражданство. Политические права: 1. право создания общественных, политических объединений. 2. признание политического многообразия, многопартийности. 3. право приводить собрания, митинги, демонстрации, шествия. 4. право на участие в управлении. 5. право избирать и быть избранным. 6. свобода массовой информации. Экономические права: 1. свободное использование своих способностей и имущества для не запрещённой законом экономической деятельности. 2. Право частной собственности на землю и имущество, наследование имущества. 3. Свобода труда, выбора деятельности и профессии. 4. Право на труд и на оплату труда не ниже установленного законом уровня. 5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая забастовки. 6. Право на жилище. 7. Право на возмещение государством нанесённого государственными органами вреда. Социальные права: 1. Право на отдых. 2. защита государства материнства и детства. 3. Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей. 4. Охрана здоровья и медицинская помощь.
5. Право на образование. 6. право на благоприятную окружающую среду. 7. Свобода творчества и участие в творческой жизни. 8. Получение квалифицированной медицинской помощи. 9. Право обвиняемого не доказывать свою невиновность. Область действия, механизмы реализации, нормы указанных основных и других конституционных прав человека и объединений граждан указаны либо в самой Конституции, либо в законодательных актах. Наряду с правами Конституция России содержит и основные обязанности граждан: 1. Уплата законно установленных налогов и сборов. 2. Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам. 3. Защита отечества, несение военной службы или заменяющей её альтернативной гражданской службы. 4. Недопущение нарушения прав и свобод других лиц. 5. забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях. Конституция устанавливает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конкретизирует это понятие глава 3 Конституции, которая имеет название «Федеративное устройство» (ст. 65-79). В данной главе приведён перечень субъектов Российской Федерации, установлены их статус и права, разделены предметы ведения, объекты управления, полномочия Федерации и её субъектов, регламентированы денежные отношения между федерацией и субъектами Федерации. Значительное внимание в Конституции России уделено органам власти и управления страной. Так как Российская Федерация имеет президентскую форму правления и Президент, который «является гарантом Конституции российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (ст. 80), наделён рядом самых высоких полномочий, в Конституции имеется специальная глава 4 – «Президент Российской Федерации», в которой устанавливаются функции Президента, определяется, кто может быть Президентом, порядок его избрания, вступление в должность, освобождение от должности. Отдельные главы Конституции (главы 5-7) определяют цели, задачи, полномочия, состав, порядок формирования и роспуска, предмет деятельности, порядок принятия решений, способы взаимодействия высших органов законодательной, исполнительной, судебной власти в стране. Согласно Конституции представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95). Конституция закрепляет права членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в частности устанавливает их неприкосновенность в течение всего срока правомочий. В главе 5 Конституции, названной «Федеральное Собрание», установлен порядок принятия федеральных законов Российской Федерации.
В главе 6 Конституции «Правительство Российской Федерации» (ст. 110-117) определены структура Правительства, осуществляющего исполнительную власть в стране, порядок рассмотрения и утверждения кандидатур Председателя Правительства и членов Правительства, функции Правительства, осуществляемые им меры и полномочия по управлению экономикой, финансами, бюджетом, обеспечение обороны, государственной безопасности, осуществление внешней политики, охране собственности, борьбе с преступностью. Глава 7 Конституции «Судебная власть» содержит статьи (ст. 118-129), которые устанавливают порядок осуществления правосудия в России, принципы функционирования судебной системы. Конституция фиксирует независимость суда, несменяемость и неприкосновенность судей, открытость разбирательства дел в судах. Специальные статьи и посвящены положениям о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 125), Верховном Суде (ст. 126), Высшем Арбитражном Суде (ст. 127), судьях (ст. 128), Прокуратуре (ст. 129). Функции и полномочия местных органов управления, их права изложены в главе 8 Конституции «Местное самоуправление» (ст. 130-133). Конституция закрепляет демократические основы управления на муниципальном уровне путём предоставления населению права самостоятельно решать вопросы местного значения путём прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления. Порядок рассмотрения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции изложен в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (ст. 134-137). Завершает Конституцию второй раздел «Заключительные и переходные положения», определяющий порядок принятия и вступления в силу действующей Конституции, устанавливающий приоритет положений Конституции по отношению к другим законам и правовым актам, а также предписывающий порядок перехода к вновь принятой Конституции и соответствующие ему действия органов высшей государственной власти.
Задание 3. Основные понятия административного права
Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (осуществления государственной управленческой деятельности). Система административного права – совокупность правовых норм административного права, объединённых в правовые институты. Нормы административного права в зависимости от содержания регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы: 1. регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления; 2. регулирующие управленческие отношения в той или иной сфере или отрасли управления; 3. регулирующие управленческие отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности Принципы административного права: демократизм нормотворчества и реализации права; равенство всех перед законом; взаимная ответственность государства и личности; федерализм; гуманизм; законность. Административные правоотношения – урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Особенности административно-правовых отношений: одной из сторон отношений всегда является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделённое управленческими полномочиями государственно-властного характера; субъектом выступает должностное лицо, государственный орган, а объектом – гражданин; стороны отношений находятся в неравном положении (одна сторона может принимать решения, применять принуждения в отношении другой); некоторые органы исполнительной власти обладают правом издания нормативных актов; правоотношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, причём согласие второй стороны необязательно; любые споры, возникающие между участниками правоотношений, могут решаться в судебном порядке, однако рассматриваются в большинстве случаев в административном или в несудебном порядке. Большинство конфликтов, возникающих в сфере административно-правовых отношений, разрешаются путём непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти или должностного лица; в случае нарушения, допущенного одной из сторон, она несёт ответственность перед государством в лице его органов исполнительной власти.
Задание 4. №1 Акционерное общество «Родник» по решению общего собрания акционеров решило уменьшить уставный капитал путём уменьшения номинальной стоимости акции. Кредиторы общества об этом не были уведомлены. Общество с ограниченной ответственностью «Фауна» как кредитор предъявило иск в арбитражный суд с требованием, досрочного прекращения функционирования общества и возмещения убытков. Вопросы: В каком порядке можно уменьшить уставный капитал общества? Какие права имеют кредиторы в этом случае? Какое решение должен принять арбитражный суд? Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. В этом случае кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения и возмещения им убытков. Согласно ст. 101. Гражданского кодекса, акционерное общество, по решению общего собрания акционеров вправе уменьшить уставный капитал путём уменьшения номинальной стоимости акций либо покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Решение арбитражного суда должно быть в пользу кредиторов - ООО «Фауна», т.к. решение акционеров АО «Родник» об уменьшении уставного капитала было принято без уведомления кредиторов.
№ 2. В котельной введён суммированный учет рабочего времени. Машинисты котельных установок (кочегары) обратились к администрации предприятия и в профсоюзный комитет с просьбой разрешить им работать сменами по 24 часа. Вопрос: Является ли такой режим работы нарушением КЗОТа?
Планировать работу при данном режиме необходимо с таким расчетом, чтобы продолжительность еженедельного непрерывного отдыха была не менее 42 ч (ст. 110 ТК РФ). В таких случаях часто встречается чередование «сутки через трое», «две смены через две» и т. п. Продолжительность рабочего времени в течение смены определяется в зависимости от установленной нормы рабочего времени и вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная рабочая неделя). При составлении графика работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности Под установленной продолжительностью рабочего времени, в течение которого каждая группа работников обязана выполнять трудовые функции, понимается продолжительность ежедневной работы, определенной графиком сменности с соблюдением определенной Трудовым кодексом нормы рабочей недели (ст. 91 ТК РФ). Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих установление рабочей смены продолжительностью 24 часа для данной категории работников. При этом ст. 42 КЗоТ РФ установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю, а статьями 43, 44, 45 КЗоТ РФ для некоторых категорий работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени. Легко заметить, что при данном графике работы в некоторых случаях на одну неделю могут выпасть две рабочие смены, в результате чего работник фактически отработает 48 часов, что повлечет нарушение ст. 42 КЗоТ РФ. Однако ст. 52 КЗоТ РФ предусматривает возможность установления на непрерывно действующих предприятиях, а также на некоторых видах работ, где не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, суммированного учета рабочего времени. То есть в данном случае в качестве учетного периода берется не неделя, а более продолжительный отрезок времени, например месяц. При этом продолжительность смен может быть более 12 часов и продолжительность работы в течение недели может быть больше, чем предусмотрено в ст. 42 КЗоТ РФ. Тем не менее, в целом за учетный период общая продолжительность работы в среднем за одну неделю не должна превышать установленного предела. Для точного определения нормы рабочего времени за учетный период в 1998 г. следует руководствоваться Разъяснениями о норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1998 г., утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 10.10.97 N 53. Введение данного графика работы требует соблюдения следующих условий: 1) в соответствии со ст. 52 КЗоТ РФ введение суммированного учета рабочего времени допускается только с согласия выборного профсоюзного органа предприятия (если таковой имеется); 2) также согласно ст. 25 КЗоТ РФ, на изменение режима работы требуется обязательное согласие самого работника. Администрация должна поставить его об этом в известность за два месяца до предстоящих изменений условий труда. При этом и уведомление работника, и его согласие должны быть оформлены в письменном виде и подписаны самим работником; 3) соответствующие изменения должны быть внесены во внутренний трудовой распорядок предприятия и в трудовой договор между администрацией и работником (если непосредственно в нем содержатся условия режима работы); 4) на основании ст. 48 КЗоТ РФ к работе в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; работники моложе восемнадцати лет; инвалиды, если такая работа запрещена им медицинскими рекомендациями. Следовательно, на данные категории работников не может быть распространен и график работы с продолжительностью смены в 24 часа. Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий установление графика работы «сутки через трое» не противоречит действующему трудовому законодательству и не должно вызывать нареканий со стороны контролирующих органов.
Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Юрист, 1999. – 408 с. ISBN 5-7975-0056-6 2. Пустозёрова, В. М. Комментарии к Трудовому кодексу российской Федерации: учебник / В. М. Пустозёрова. – М.: ПРИОР. 2002, - 464 с. ISBN 5-7990-0757-3 3. Пиляева, В. В. Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие / В. В. Пиляева. – М.: Велби, 2003. – 264 с. ISBN 5-98032-073-3 4. Арянина, С. А. Административное право (конспект лекций): учебное пособие / С. А. Арянина. – М.: Приор-издат. 2004. – 112 с. ISBN 5-9512-0112-8 5. Конституция российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|