Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве




Действие нормативно-правовых актов во времени. Правовые акты вступают в силу:

1. с момента опубликования;

2. с момента принятия;

3. по истечении определённого срока с момента опубликования;

4. по мере их получения адресатом;

5. со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;

нормативные акты утрачивают юридическую силу в случаях:

1. истечение срока;

2. изменение обстоятельств, на которые был рассчитан акт;

3. прямая отмена;

4. фактическая отмена (когда принят новый акт, а старый формально не отменён).

Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа.

 

Сфера правового регулирования:

1. субъекты общественных отношений;

2. содержание общественных отношений (поведение людей);

3. объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

4. социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства).

 

Реализация норм права – представляет собой процесс воплощения правовых норм в правовом поведении субъектов.

 

Формы реализации – формами реализации являются соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

 

Правоотношения – возникающая на основе норм права и при наличии предусмотренных правом юридических фактов общественная связь (общественные отношения), участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно становится правовым отношением. Объёмы свобод субъектов правоотношения являются субъективным правом, а ограничения – юридической обязанностью.

 

Содержание правоотношения – взятые вместе субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право – это вид и мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица.

Юридическая обязанность – это вид и мера должностного (требуемого) поведения правообязанного лица, предписанная ему в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

 

Субъекты правоотношений – это участники конкретных правовых отношений (люди и их объединения), имеющие предусмотренные законом права и обязанности.

Виды субъектов:

1. индивидуальные:

a) граждане РФ;

b) иностранцы;

c) лица без гражданства;

d) лица с двойным гражданством.

2. коллективные:

a) государство в целом;

b) государственные образования (республики в составе РФ, края, области, автономные области и округа);

c) государственные органы и учреждения;

d) негосударственные организации (общественные объединения, кооперативы, общественные организации, иностранные фирмы, совместные предприятия и т.д.);

e) церковь, конфессии.

 

Объекты правоотношений – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

Объектами правоотношения выступают:

1. материальные блага (вещи, предметы, ценности), характерны для гражданских правоотношений;

2. нематериальные, личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека), типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;

3. поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т.п.), характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и т.д.;

4. продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т.д.);

5. ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т.п.), характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

 

Предпосылки правоотношений. Правовые отношения возникают и функционируют лишь при наличии определённых условий или предпосылок. Их принято делить на общие или материальные и специальные или юридические.

Общие предпосылки – это те, которые необходимы для возникновения и существования любого общественного отношения, а именно:

1. наличие не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;

2. интересы и потребности людей, под влиянием которых они выступают в разнообразные правоотношения.

Под общими (материальными) предпосылками понимают совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обуславливающих необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

К юридическим предпосылкам относятся:

1. норма права;

2. праводееспособные субъекты;

3. юридический факт;

Только при наличии этих трёх предпосылок может возникнуть правовое отношение.

 

Правоспособность – это признаваемая государством способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности.

Различают правоспособность:

1. общую (принципиальная возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законом, независящая от условий фактического обладания ими);

2. отраслевую (трудовая, брачная, избирательная и др.);

3. специальную (профессиональная, должностная, требующая специальных знаний, стажа работы, возраста).

 

Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять, принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность бывает:

­ полная (наступает с совершеннолетием);

­ частичная (наступает с 14 лет);

­ ограниченная (лицо ограничивается в дееспособности по суду).

 

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Фиксируются юридические факты в гипотезе правовой нормы. При наличии (или отсутствии) указанных фактов «срабатывает» диспозиция или санкция юридической нормы.

 

Система права – это внутреннее строение права, представляющее собой совокупность его норм, институтов и отраслей.

Характерные черты системы права:

1. объективность – система права складывается объективно, как отражение реально существующих общественных отношений.

2. единство и согласованность входящих в неё норм.

3. способность к дифференциации (делению) – следствие многообразия общественных отношений.

4. способность к развитию – результат постоянного развития общественных отношений.

 

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из однородных правовых норм, регулирующих общественных отношений. Отрасли права подразделяются на подотрасли и институты права.

 

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права. Для этого эти отношения должны быть:

­ устойчивыми и характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;

­ обладать способностью воспринимать правовые требования;

­ допускать возможность правового контроля за ним;

­ в их правовом урегулировании должна быть заинтересована определённая социальная общность (государство).

 

Метод правового регулирования – совокупность средств и приёмов, с помощью которого государство регулирует общественные отношения.

Он включает в себя:

a. общее взаимоположение субъектов (равноправное - подвластное);

b. порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, из договора, из акта применения права);

c. степень определённости предоставленных прав;

d. пути обеспечения прав и обязанности субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность и т.д.).

Основные методы правового регулирования:

1. императивный – основывается на использовании властных предписаний, которые устанавливают категоричный порядок установления конкретных прав и обязанностей субъектов (применяются в административном, уголовном праве и т.д.);

2. диспозитивный – предоставляет самим участником регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять своё поведение в отношениях друг с другом в рамках закона (например, при составлении учредительного договора; применяется в гражданском праве).

Кроме этих методов правового регулирования используется также рекомендательный, поощрительный и метод гарантий.

 

Система права Российской Федерации - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

 

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и уголовно-процессуальное право и ряд др.

Частное право -это часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например, договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Международное право - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Национальное право.

Правонарушение – это виновное, противоправное деяние лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.

 

Признаки правонарушений:

1. все правонарушения представляет собой деяния людей, а не воздействия сил природы или предметов, не действия животных. Термин «деяние» включает в себя как активные действия, так и юридически значимое бездействие;

2. правонарушение – это всегда общественно опасное деяние, покушающееся на сложившуюся систему общественных отношений (формы собственности, политические институты и т.д.);

3. противоправный характер деяния, что является юридическим выражением его общественной опасности. Правонарушение – это всегда деяние, нарушающее норму права;

4. правонарушение – это виновное деяние; при отсутствии вины противоправное деяние не считается правонарушением, хотя и противоречит существующему правопорядку;

5. каждое правонарушение наносит вред (материальный и моральный, восстановимый и невосстановимый и т.д.) общественным, государственным или личным интересам.

 

Виды правонарушений:

Проступки – в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на следующие виды:

1. административный проступок – правонарушение, посягающее на установленный общественный порядок, порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд и т.д.);

2. дисциплинарный проступок – нарушение правил внутреннего распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей и т.д.;

3. гражданско-правовой проступок - правонарушение, совершённое в сфере имущественных отношений (неисполнение договорных обязательств, нанесение имущественного вреда, распространение сведений, порочащих честь и достоинство и т.д.);

4. процессуальный проступок – нарушение установленной законом процедуры осуществления правосудия (неявка свидетеля в суд).

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, причиняют наибольший вред личности, государству, обществу и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

 

Квалификация правонарушений - В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. Административный орган при составлении протокола дает предварительную юридическую квалификацию, правильность которой подлежит проверке арбитражным судом.

В уголовном праве под квалификацией преступления понимается установление соответствия совершенного преступного деяния признакам того или иного состава преступления.

По аналогии можно считать, что квалификация административного правонарушения представляет собой процессуальную деятельность административного органа и суда по установлению соответствия объективной стороны совершенного правонарушения признакам конкретного состава административного правонарушения. Надлежащая квалификация административного правонарушения необходима для правильного определения меры административного наказания.

Квалификация - выполняет важную функцию - она позволяет «отграничить одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую этому деянию правовую норму».

Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности. В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения. Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение. Объект правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред. В правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая деятельность, безопасность государства и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения. Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, акт поведения. Ее образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия и причинная связь между деянием и его последствиями. Характеристика объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами - действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда. Составы правонарушений, а соответственно, и применяемые меры ответственности различаются в зависимости от наличия или отсутствия установленных законом элементов объективной стороны.

В некоторых составах, их принято называть материальными, необходимым признаком состава правонарушения являются вредные последствия, которые зафиксированы в правовой норме. Такие правонарушения должны считаться совершенными только при наступлении указанных в законе последствий. При этом также необходимо установить наличие причинной связи между деянием лица и наступившими последствиями. Напротив, в формальных правонарушениях последствия не входят в число обязательных признаков объективной стороны и, следовательно, для решения вопроса о квалификации деяния и об ответственности не имеют никакого значения.

Субъект правонарушения - дееспособное лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). Как видим, данный элемент состава фиксирует такой признак правонарушения, как дееспособность лица, его совершившего.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной правонарушителя и, таким образом, соответствует признаку виновности. Вина как психическое отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы - умысел и неосторожность. Правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния, предвидело, а также желало или сознательно допускало наступление общественно вредных последствий либо относилось к ним безразлично. В зависимости от отношения субъекта правонарушения к возможным вредным последствиям своих действий (бездействия) умысел разделяют на прямой (желание их наступления) и косвенный (нежелание, но сознательное допущение или игнорирование их наступления).

Состав правонарушения широко используется в юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или иной элемент состава, правоведы разграничивают между собой различные правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств совершенного деяния элементам состава правонарушения, зафиксированным в норме права, правоприменитель квалифицирует правонарушение.

Правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступление - это противоправное деяние, представляющее такую форму поведения субъекта права, которое посягает на общественные отношения, охраняемые государством. Оно носит общественно опасный характер, ибо не считается с правом вообще.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...