Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение экспозиции исходя из световых условий съемки и чувствительности фотопленки




Подготовка к фотосъемке

Первое, с чего надо начинать – это хорошо изучить свой фотоаппарат, правила обращения с ним, научиться заряжать его фотопленкой. Все это неплохо описано в руководстве по эксплуатации фотоаппарата.

Внимание! Для того чтобы хорошо освоить процесс съемки, фотоаппарат должен обязательно иметь ручной режим. Должна быть возможность установки необходимых значений выдержки и диафрагмы независимо друг от друга. Обязательно должна иметься возможность ручной наводки на резкость.

Следующий вопрос, который необходимо решить перед фотосъемкой, - выбор негативного материала. Негативный фотоматериал, в дальнейшем фотопленка, обладает следующими основными параметрами:

- светочувствительностью;

- широтой;

- разрешающей способностью;

- величиной зернистости.

На начальном этапе обучения наиболее важным параметром является светочувствительность. Поэтому в данной главе будет рассмотрен только этот параметр. Именно от него при конкретных условиях освещения зависит установка значений выдержки и диафрагмы на фотоаппарате.

Величина «светочувствительность» обязательно указывается на упаковке фотопленки. Отечественная промышленность выпускает негативные фотопленки разной чувствительности. В продаже, как правило, бывают фотопленки чувствительностью от 32 до 400 единиц ГОСТ. Среди импортных фотопленок в продаже встречаются пленки чувствительностью от 25 до 3 200 единиц ASA. Единицы светочувствительности ASA и ГОСТ одинаковы, т.е. светочувствительность фотопленок 100 ASA и 100 единиц ГОСТ одинакова.

Какая же фотопленка нужна для съемки? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Многое зависит от того, где и что надо снимать. Если имеется экспонометр, то с его помощью можно примерно оценить световые условия и сориентироваться по выбору фотопленки. Если экспонометра нет, то можно первое время руководствоваться следующими соображениями:

1. Если предполагается фотосъемка при хороших световых условиях, например, вне помещения, в солнечную погоду, то можно использовать фотопленку низкой чувствительности 32-100 ед. ГОСТ (ASA).

2. Если предполагается фотосъемка при плохих световых условиях, например, в пасмурную погоду, в помещении или движущихся объектов, то лучше использовать фотопленку высокой чувствительности 400-800 ед. ГОСТ (ASA).

3. Фотопленку средней чувствительности 200 ед. ГОСТ (ASA) опытный фотограф может использовать при различных световых условиях.

Как правило, надо стремиться выбирать фотопленку наименьшей чувствительности (какую только позволяют световые условия и снимаемый сюжет), так как чем ниже чувствительность пленки, тем лучше характеристики зернистости и разрешающей способности, о чем будет рассказано в главе 8.

Выбрана фотопленка, заряжен фотоаппарат, на этом подготовка может считаться законченной для проведения первых съемок. Подготовка к сложной съемке включает в себя решение многих других вопросов, о чем будет рассказано далее.

Фотосъемка

Во время фотосъемки фотограф решает несколько технических вопросов. Рассмотрим главные из них.

Выбор экспозиции. Выбор правильной экспозиции, пожалуй, один из самых важных элементов съемки. Этот вопрос достаточно сложный и подробно будет рассмотрен в главе 6. В данной главе рассматриваются только элементарные сведения об экспонометрии, которые необходимы при выполнении первых съемок.

Подбор экспозиции сводится к выбору пары выдержка-диафрагма. Величина открытия диафрагмы определяет интенсивность освещения фотоматериала, а величина выдержки – время воздействия света на фотоматериал.

Меняя значение диафрагмы, мы изменяем размер отверстия, через которое свет попадает на фотопленку. На объективе фотоаппарата указаны диафрагменные числа из следующего ряда: 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22. Устанавливая индекс диафрагмы на то или иное значение, мы устанавливаем определенный размер отверстия, образованного лепестками диафрагмы. Величина отверстия диафрагмы при перестановке индекса диафрагмы с одного значения на другое, соседнее, изменяется таким образом, что к фотопленке будет проходить света в 2 раза больше или меньше. Например, индекс диафрагмы установлен на значении 5,6. Если индекс переставить на значение 4, то света на фотопленку будет попадать в 2 раза больше, чем при диафрагме 5,6. Если индекс диафрагмы будет установлен на значение 8, то света на фотопленку будет попадать в 2 раза меньше, чем при диафрагме 5,6.

Надо всегда помнить, что, изменяя значение диафрагмы на одно деление или, как часто говорят, на одну ступень, мы изменяем световой поток, проходящий через объектив, ровно в 2 раза (в меньшую или большую сторону).

Если на оправе объектива, на шкале диафрагм имеются, например, значения 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16, то для того, чтобы через объектив проходил максимальный световой поток, необходимо индекс диафрагмы установить на значение 2,8, и, наоборот, для того, чтобы через объектив проходил минимальный световой поток, индекс надо установить на значение 16.

На большинстве современных фотоаппаратов шкала выдержек состоит из значений, выбранных из следующего ряда:

1; 1/2; 1/4; 1/8; 1/15; 1/30; 1/60; 1/125; 1/250; 1/500; 1/1000 и 1/2000 сек. Имеются фотоаппараты с выдержками более 1 секунды и короче 1/2000 сек. Эти значения показывают время срабатывания затвора, т.е. время воздействия светового потока на фотоматериал. Как видно из ряда выдержек, каждое соседнее значение увеличивает или уменьшает время открытия затвора в 2 раза (на одну ступень). На шкале выдержек фотоаппарата указывают только знаменатели значений, например, 30; 60; 125; 250 и т.д.

Как говорилось выше, установка экспозиции на фотоаппарате – это установка определенных значений выдержки и диафрагмы. Например, установлена экспозиция – диафрагма 8, выдержка 125. При такой установке эмульсия фотопленки получит определенную порцию света. Такая же порция света попадет на пленку и при других парах диафрагмы и выдержки: 5,6-250; 4-500; 11-60; 16-30.

Выбор экспозиции зависит от световых условий съемки и задач, которые необходимо решить. Определение экспозиции по условиям освещения производится с помощью экспонометра или экспонометрической таблицы. Ориентируясь только на световые условия, можно выбрать несколько экспозиционных пар (выдержка – диафрагма), обеспечивающих примерно одинаковые условия освещения фотопленки.

В реальной съемке для принятия окончательного решения по экспозиции кроме световых условий приходится учитывать следующие факторы: движутся объекты или нет; все объекты должны быть резкими или не все. Практически решение об установке на фотоаппарате значений выдержки и диафрагмы должно приниматься следующим образом:

а) по экспонометру или таблице определяют возможные пары выдержки и диафрагмы для конкретных (имеющихся в данный момент) световых условий и чувствительности фотопленки;

б) в зависимости от характера сюжета фотограф принимает решение, что является главным: выдержка или диафрагма, или, как говорят на фотографическом языке, выбирает приоритет выдержки или приоритет диафрагмы;

в) определив, что является приоритетным, выбирают конкретную экспозиционную пару из тех, которые были определены в пункте а), это и будет оптимальной экспозицией.

Определив оптимальную экспозицию, можно переходить непосредственно к съемке. Рекомендуется проводить съемку не только с оптимальной экспозицией, но и обязательно сделать еще два кадра этого сюжета с экспозициями больше оптимальной на одну ступень и меньше на одну ступень. Это называется дублирование съемки.

При дублировании менять экспозицию следует параметром, который не является приоритетным. Например, если съемка производится с приоритетом выдержки (т.е. по характеру сюжета выдержка является главной), то дублирование съемки осуществляется изменением значения диафрагмы.

Определение экспозиции исходя из световых условий съемки и чувствительности фотопленки

Определение экспозиции с помощью экспонометра будет рассмотрено далее в главе, посвященной экспонометрии. В данной главе познакомимся с тем, как можно определить экспозицию с помощью экспонометрических таблиц, что является вполне приемлемым для съемок вне помещений в светлое время суток (примерно с 10 до 16 часов) и при условии дублирования съемки.

В экспонометрической таблице 5.1 приведены ориентировочные значения выдержки и диафрагмы в зависимости от световых условий когда объект съемки находится на открытом пространстве. Если объект находится в тени зданий или деревьев, табличные значения надо изменять в сторону увеличения экспозиции на 2 ступени. Например, по таблице для ясного солнечного дня и фотопленки 100 ед. ГОСТ выбрана экспозиция 125-8 (выдержка – диафрагма). Съемку в тени деревьев следует проводить при экспозиции 125-4 или 30-8, естественно, с дублированием.

Таблица 5.1.

Условия освещения Выдержка в секундах Чувствительность фотопленки в единицах ГОСТ или ASA
         
Диафрагменное число
Яркое солнце 1/250 5,6        
Легкие облака, солнце просвечивает сквозь них 1/250   5,6      
Пасмурно, небо затянуто светлыми облаками 1/60   5,6      
Очень пасмурно, небо затянуто темными облаками 1/30   2,8   5,6  

Если светочувствительность фотопленки отличается от указанной в таблице, необходимо использовать значения экспозиционных параметров для ближайшей по чувствительности пленки. Например, в фотоаппарате пленка чувствительностью 64 ед. ГОСТ. Экспозиционные параметры надо выбирать из столбца для пленки 50 ед. ГОСТ.

Данные таблицы 5.1 являются весьма приблизительными, поскольку не отражают очень многих факторов. Так, например, большое значение имеет яркость объекта съемки. При съемке очень светлого объекта экспозицию надо увеличить на одну ступень, по сравнению с табличной, а при съемке очень темного объекта - на одну ступень уменьшить. Например, по условиям освещения из таблицы выбрана пара – выдержка 1/60, диафрагменное число 8. При съемке светлого объекта оптимальная экспозиция будет 1/60-5,6, при съемке темного объек-та - 1/60-11.

Рассмотрим, как пользоваться экспонометрической таблицей на примере. Съемка происходит в яркий солнечный день на открытой местности. В фотоаппарате пленка чувствительностью 100 ед. ГОСТ. Согласно таблице, оптимальная экспозиция (выдержка – диафрагма) будет 1/250-11. Такую же экспозицию можно получить с помощью других экспозиционных пар, например, уменьшим диафрагму на 1 ступень, что соответствует диафрагменному числу 16. Для того, чтобы сохранить экспозицию, надо увеличить выдержку тоже на 1 ступень, что соответствует 1/125 сек. Итак, новая экспозиционная пара 1/125-16 определяет экспозицию, соответствующую паре 1/250-11. Можно составить еще несколько пар: 1/60-22; 1/500-8; 1/1000-5,6, соответствующих паре 1/250-11.

Разберем еще один пример. Световые условия те же, что и в предыдущем примере, чувствительность фотопленки 400 ед. ГОСТ. Согласно таблице экспозиционная пара 1/250-22. Максимальное значение диафрагменного числа на объективе фотоаппарата 16. В этом случае экспозицию надо выбирать из других пар: 1/500-16; 1/1000-11; 1/2000-8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...