Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Съемка сюжета с неподвижными объектами




Главным экспозиционным параметром при съемке неподвижных объектов является диафрагма, так как величина выдержки при правильно проводимой съемке никак не влияет на изображение.

От того, какая диафрагма установлена, во многом зависит, что получится резким на фотографии. Фотограф по своему желанию может провести съемку так, что резкими у него будут только объекты на переднем плане, или только на заднем плане, или резкими будут все объекты - как на переднем, так и на заднем плане. Если на фотографии резкими получились только объекты переднего или заднего плана, то говорят о «малой глубине резкости». Если резкими на фотографии получились как объекты переднего плана, так и заднего, то говорят о «большой глубине резкости».

Для того чтобы разобраться, от чего зависит глубина резкости и как на нее влиять, познакомимся со шкалой глубины резкости.

Шкала глубины резкости (рис. 5.2.) представляет собой расположенные по обе стороны от индекса установки расстояния деления с диафрагменными числами. С помощью этой шкалы можно легко определить, что получится резким на фотографии, если наводка на резкость осуществлена на конкретное расстояние.

Установим против индекса установки расстояния значение 5 метров по шкале расстояний (рис. 5.3).

Произведя такую установку, мы получаем абсолютно резким объекты, расположенные на расстоянии 5 м от фотоаппарата (от задней крышки). Практически наш глаз будет воспринимать резкими и объекты, расположенные ближе и дальше точки наводки. То расстояние, в пределах которого объекты воспринимаются резкими, называется глубиной резкости. Глубина резкости при данной установке расстояния на 5 метров будет зависеть от диафрагмирования объектива.

Допустим, установили диафрагму на значение 3,5. Против рисок на шкале глубины резкости, соответствующих диафрагме 3,5, находятся риски шкалы расстояний, соответствующие 4 и 7 метрам. Это значит, что все предметы, находящиеся от фотоаппарата на расстоянии в пределах от 4 до 7 метров, получатся на фотографии резкими. Расстояние 4 метра в этом случае называется передней границей резкости, а 7 метров – задней границей резкости.

Установим на объективе диафрагму 8 при той же наводке на резкость (5 метров). Как видим, глубина резкости увеличилась. Резким будет все, что расположено в пределах от 3 до 20 метров от фотоаппарата. При диафрагме 11 резким будет все от 2,5 метров до бесконечности.

Внимание! Каждый объектив имеет свою шкалу глубины резкости. При одних и тех же установках диафрагмы и расстояния, границы и глубина резкости для разных объективов будут разные.

Из приведенных выше примеров видно, что при одной и той же наводке на резкость глубина резкости зависит от диафрагмирования. Чем больше диафрагменное число (меньше отверстие диафрагмы), тем больше глубина резкости.

Посмотрим, как влияет расстояние наводки на величину глубины резкости при одном и том же значении диафрагмы.

Рис.5.4
Установим на объективе индекс диафрагмы на диафрагменное число 11 (для простоты употребляют выражение «установим диафрагму 11»).

1.

Рис.5.5
Установим против индекса расстояние 1,2 м. Получили глубину резкости от 1 до 1,5 метра, т.е. всего 0,5 м.

2.

Рис.5.6
Установим против индекса расстояние 2,5 м. Получили глубину резкости от 1,7 до 5 метров, т.е. 3,3 метра.

3. Установим против индекса расстояние 3 м. Получим глубину резкости от 2 до 7 метров, т.е. 5 метров.

Из приведенных выше примеров видно, что при одной и той же диафрагме глубина резкости тем больше, чем на более далекое расстояние наведен объектив.

Итак, можно подвести некоторые итоги:

1. Глубина резкости зависит от расстояния наводки объектива и от установленной диафрагмы.

2. Для того, чтобы получить минимальную глубину резкости, надо открыть полностью диафрагму и подойти как можно ближе к объекту съемки (соответственно навести объектив).

3. Для того, чтобы получить максимальную глубину резкости, надо максимально закрыть диафрагму и, если позволяет сюжет, отойти дальше от объекта съемки (соответственно навести объектив).

Это общие выводы. В реальной ситуации точку съемки выбирают исходя из творческой задумки, а глубину резкости регулируют только с помощью диафрагмы.

Мы рассмотрели, как влияют установки объектива на глубину резкости. Теперь можно вернуться к тому, с чего начали этот раздел. Как подобрать экспозиционную пару при съемке сюжета с неподвижными объектами.

В качестве примера рассмотрим такую ситуацию. По световым условиям и чувствительности фотопленки по таблице 1 экспозиционная пара – 1/250-8. Как было рассмотрено выше, можно подобрать несколько экспозиционных пар, соответствующих по экспозиции табличным: 1/500-5,6; 1/1000-4; 1/2000-2,8; 1/125-11; 1/60-16; 1/30-22.

Если нам надо сфотографировать сюжет, на котором объект, расположенный на переднем плане, должен быть резким, а фон на заднем плане – нерезким, необходимо выбрать экспозиционную пару с максимально открытой диафрагмой. В данном случае это 1/2000-2,8.

Если необходимо получить максимальную глубину резкости, чтобы объект на переднем плане и задний план были резкими, необходимо с помощью шкалы глубины резкости подобрать экспозиционную пару. Делается это следующим образом. Определяется расстояние до переднего плана (можно с помощью фотоаппарата) и до заднего. Например получили: до переднего плана – 2 метра, до заднего – 8 метров. Объектив на фотоаппарате «Индустар – 50-2». С помощью шкалы глубины резкости найдем, при какой максимально возможной диафрагме получим необходимую нам глубину резкости. Выполняют это так. Совместим переднюю границу резкости (в нашем случае это 2 метра), например, с диафрагменным числом 8 на шкале глубины резкости (с левой стороны от индекса установки расстояния).

Рис.5.7
С правой стороны риска диафрагменного числа 8 находится между рисками 4 и 5 м, что соответствует 4,5 м. Следовательно, диафрагма 8 не обеспечивает нам необходимой глубины резкости.

Рис.5.8
Совместим риску 2 м с риской диафрагменного числа 11.

С правой стороны риска диафрагменного числа 11 находится между рисками 7 и 10 м, что соответствует примерно 8,5 м.

В данном случае диафрагма 11 дает возможность получить резкими передний и задний планы. Естественно, что и при диафрагме 16 наши объекты попадут в зону резкости.

Из ранее определенных по световым условиям экспозиционных пар можно выбрать 1/125-11 или 1/60-16.

При съемке в данном случае надо помнить, что шкала расстояний объектива должна быть установлена так, чтобы риска расстояния 2 м совпала с левой риской диафрагмы 11 на шкале глубины резкости.

Пример съемки одного и того же сюжета с различной передачей глубины резкости пространства.

Внимание! В самом начале учебных съемок необходимо научиться снимать резко. Имеется в виду не просто умение пользоваться шкалой глубины резкости, а получать максимально возможную резкость при съемке. Для этого необходимо научиться очень плавно нажимать на спусковую кнопку затвора, твердо держать фотоаппарат в руках. И еще важно помнить, что съемка с рук возможна не с любой выдержкой.

Существует следующее правило: самая длинная выдержка при съемке с рук такая, знаменатель которой примерно соответствует фокусному расстоянию объектива в мм. Например, объектив фотоаппарата имеет фокусное расстояние 58 мм (Helios – 44 м). В этом случае не рекомендуется снимать с рук с выдержкой длиннее 1/60 сек.

Опытный фотограф, имеющий хорошую фотоаппаратуру, может снимать с рук резко и с более длинными выдержками, а неопытный человек может снять нерезко и с более короткими выдержками.

Для начинающих снимать рекомендуется устанавливать на фотоаппарате как можно более короткую выдержку при съемке с рук или пользоваться штативом, если световые условия и чувствительность фотопленки не позволяют использовать короткие выдержки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...