Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы измерения экспозиционных параметров




Теперь кратко познакомимся с двумя основными способами измерения экспозиции.

Первый способ определения экспозиционных параметров - по освещенности. Этим способом измеряется величина освещенности в месте расположения объекта, и по данной освещенности и чувствительности пленки вычисляются экспозиционные параметры. Этот способ гарантирует качественное определение экспозиции при съемке объектов, интервал яркости которых не превышает полезный интервал экспозиций фотоматериала.

Если же интервал яркости объекта "не умещается" в полезный интервал экспозиций, то наиболее яркие предметы уйдут в область передержек, что приведет к потере деталей "в светах", а наиболее темные предметы уйдут в область недодержек с потерей деталей "в тенях".

Поэтому необходимо оценить интервал яркости объекта и к чему приведет такой эффект на фотографии. Если, например, у фотографируемого объекта доминируют участки с большой яркостью (белый заяц на белом снегу), то целесообразно уменьшить величину экспозиции на 1-2 Еv. Если же доминирующими являются участки с малой яркостью (черный кот в угольной яме), то целесообразно увеличить величину экспозиции на 1-2 Еv. Эти операции будут гарантировать, что сюжетно важные части снимка попадут в область с большим коэффициентом контрастности.

Способ определения экспозиции по освещенности является достаточно простым и надежным. Его можно рекомендовать для всех видов съемки, где возможно применение этого способа.

К сожалению, имеется много примеров, когда измерение освещенности невозможно или неудобно: вы снимаете из окна квартиры, парохода, поезда; вы снимаете в концертном зале, со вспышкой, - в этих и многих других случаях измерение экспозиционных параметров по освещенности затруднительно.

Второй способ экспонометрии не имеет перечисленных ограничений. Он основан на измерении яркости снимаемого объекта. Разница способов весьма существенна. Если в первом способе объект съемки (его оптические характеристики) вообще игнорируется, а экспозиция определяется лишь интенсивностью освещения, то во втором случае объект съемки, его отражательная способность определяют экспозиционные параметры в той же мере, что и источники света.

Вы снимаете белого зайца на белом снегу или черного кота в угольной яме, экспонометр, работающий в режиме измерения освещенности, покажет ту же экспозицию при идентичных условиях освещения.

Если же вы замеряете экспозиционные параметры по способу измерения яркости, то результаты измерения в этих случаях будут значительно отличаться, вероятно, не менее, чем на 4 Еv. Результат измерений по способу измерения освещенности будет где-то в середине.

Какому же измерению верить, и откуда такая неоднозначность? Если подходить строго, но без учета свойств фотоматериала, то способ по измерению освещенности является более объективным. Но если учитывать характеристики фотоматериала и яркостные характеристики объекта съемки, то оба способа требуют коррекции.

Оба способа дают идентичные результаты, если замер экспозиционных параметров по освещенности сопоставить с данными измерения по яркости специального тест-объекта - серой плоскости с коэффициентом отражения, равным 18%.

Поэтому все объекты, снятые строго по экспонометру, работающему в режиме измерения средней яркости, будут иметь на фотографии средне-серую тональность.

Наличие источника света или другого светлого предмета большой протяженности в поле действия экспонометра приведет к недодержке менее яркой части кадра. В этих случаях целесообразно увеличить выдержку на 1-2 Еv.

С другой стороны, если в поле действия экспонометра попадают большие темные участки, то это приведет к передержке светлых участков кадра, занимающих малую площадь. В этом случае полезно уменьшить экспозицию на 1-2 Еv.

Указанные недостатки измерения экспозиционных параметров по способу измерения яркости в наибольшей мере проявляются при использовании простых экспонометров с большим углом охвата. Встроенные экспонометрические устройства современных аппаратов повышенной сложности частично лишены этих недостатков. Это достигается применением матрицы фотоприемников, распределенных по полю кадра. Специальное вычислительное устройство определяет диапазон яркости объекта и на его основе определяет требуемую экспозицию.

Не менее качественным является применение экспонометров с малым углом зрения 1-2°, так называемых спотметров. С их помощью представляется возможность измерения яркости в любой точке объекта, определения яркости самых светлых и самых темных участков, а также определение экспозиции, оптимальной для данного случая. А в студийных условиях представляется возможность изменить яркости объекта с помощью осветительных приспособлений.

В простейшем случае можно найти в плоскости кадра фрагмент, по яркости соответствующий серому тест-объекту, и по нему определить требуемую экспозицию. Существует еще один способ замера средней экспозиции, которым часто пользуются опытные фотографы – это замер экспозиции по тыльной стороне руки, отражающая способность которой близка к серой тест-карте.

Несмотря на высокое качество определения экспозиционных параметров с помощью спотметров, они используются редко. Препятствием тому является высокая стоимость экспонометров и требование навыков пользования этими устройствами.

Экспозиционные параметры

Все разнообразие условий съемки и чувствительности пленки в конце концов приводит к выбору двух параметров устанавливаемых на фотоаппарате - диафрагменному числу К и выдержке t. Диафрагменное число позволяет регулировать освещенность фотопленки, выдержка - время экспонирования. Очевидно, что одну и ту же степень почернения можно получить при различных значениях диафрагменного числа и выдержки.

Основой, определяющей соотношение значений диафрагмы и выдержки, является закон взаимозаместимости. Согласно этому закону величина почернения светочувствительного материала не зависит только от освещенности или времени экспонирования, а зависит лишь от их произведения, т.е. экспозиции.

Для современных фотоматериалов этот закон справедлив в очень широком интервале экспозиций - от тысячных долей секунды до единиц секунд. Т.е. для фотографической практики он почти всегда соблюдается.

Если этот закон справедлив, то вместо пар параметров - выдержки и диафрагмы - можно использовать одно число. Такие числа используются в фотографии и называются экспозиционными числами. Шкала экспозиционных чисел выбрана следующим образом: увеличение освещенности или яркости объекта вдвое приводит к увеличению экспозиционного числа (Еv) на единицу. Каждому экспозиционному числу соответствует множество пар диафрагма-выдержка. Приведем часть таблицы соответствия экспозиционных чисел и пар диафрагма-выдержка.

Таблица 6.3

К Еv 1,4   2,8   5,6        
  1/15 1/8 1/4 1/2          
  1/30 1/15 1/8 1/4 1/2        
  1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2      
  1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2    
  1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2  
  1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4 1/2

Принцип построения таблицы 6.3 очевиден. Если с помощью экспонометра мы определили, что данной освещенности и чувствительности пленки соответствует экспозиционное число, например, 7, то одинаковую плотность негатива мы получим при следующих комбинациях диафрагменного числа и выдержки 1,4-1/60, 2-1/30, 2,8-1/15 и т.д.

Если освещенность увеличивается вдвое, то вместо экспозиционного числа 7 будет 8. При использовании пленки, чувствительность которой вдвое больше исходной, вместо экспозиционного числа 7 будет также 8.

Процедуру определения выдержки-диафрагмы можно представить диаграммой

Освещенность (яркость)   Экспозиционное число, Еv   Диафрагменное число
Чувствительность пленки     Выдержка

На этом функции экспонометрии заканчиваются. Что предпочесть: короткую выдержку и "открытую" диафрагму или "закрытую" диафрагму и длительную выдержку - это для экспонометрии безразлично. Что предпочесть: низкочувствительную пленку и длительную выдержку или наоборот? Эти вопросы вне компетенции экспонометрии и рассматриваются в других разделах технической и творческой фотографии.

Иллюстрации к разделу

1. Фотография в темной (светлой) тональности. Небольшая недодержка теней (светов) привела к их смягчению с сохранением контраста участков с умеренной яркостью и увеличению площади теней (светов).

2. Большой перепад яркости светов и теней не позволил вписаться в полезный интервал экспозиций фотоматериала. Однако, потеря контраста (деталей) в светах и тенях не вызывает беспокойства из-за их естественности.

3. Малый контраст объекта и правильная экспозиция позволяют воспроизвести все нюансы предметов как в светах, так и в тенях.

Контрольные вопросы

1. Что подразумевается под понятием «экспозиция»?

2. Как производится замер экспозиции по яркости?

3. Как производится замер экспозиции по освещенности?

4. Как влияет отражательная способность объекта съемки на результат замера экспозиции по яркости?

5. Что из себя представляет точечный экспонометр?

6. Что подразумевается под понятием «интервал яркостей объекта»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...